Е. В. Лёвкина экология человека





НазваниеЕ. В. Лёвкина экология человека
страница1/18
Дата публикации23.01.2015
Размер3.22 Mb.
ТипУчебно-практическое пособие
100-bal.ru > Биология > Учебно-практическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии
Е.В.Лёвкина

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Учебно-практическое пособие


Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом БГТИ (филиала) ОГУ в качестве учебно-практического пособия для студентов по направлению подготовки 020400.62 – Биология

Бузулук

2012

УДК 591.3.044

ББК 28.7

Л 36


Рецензенты:

кандидат биологических наук Н.А. Коршикова

кандидат медицинских наук М.А. Алыменко
Лёвкина, Е.В.

Л 36 Экология человека: учебно-практическое пособие / Е.В.Лёвкина;

Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ – Бузулук:

БГТИ (филиал) ОГУ, 2012. – 169 с


Учебно-практическое пособие по курсу «Экология человека» предназначено для студентов, обучающихся в БГТИ (филиал) ОГУ по направлению подготовки 020400.62 - Биология очной формы обучения.

Учебно-практическое пособие содержит сведения о главных экологических проблемах среды обитания современного человека. В пособии рассмотрены вопросы, касающиеся влияния различных факторов окружающей среды (в т.ч. и производственных факторов) на здо­ровье населения России, отражены экологические проблемы питания человека. Значительное внимание уделено экологическим проблемам современного города.


УДК 591.3.044

ББК 28.7


© Левкина Е.В., 2012

© БГТИ (филиал) ОГУ, 2012

Содержание



Пояснительная записка………………………………………………………

5

1Введение в экологию человека …………………………………………….

6

1.1 Предмет и задачи экологии человека, методы исследования…………

6

1.2 Краткая история возникновения и развития экологии человека………

9

2 Основы общей экологии…………………………………………………...

16

2.1 Состав, свойства, функции и организация экосистем. Биосфера как крупнейшая экосистема …………………………………………………….

16

2.2 Изменения экосистем. Основные законы экологии …………………..

18

2.3 Антропогенные изменения природной среды. Глобальные экологические проблемы и их причины. Понятие об экологическом кризисе ………………………………………………………………………..


21

3 Окружающая среда и ее влияние на организм человека ………………..

9

3.1 Роль солнечной радиации в обеспечении жизни на Земле …………...

9

3.2 Атмосферный воздух как фактор окружающей человека среды …….

7

3.3 Влияние климата и погоды на организм человека. Понятие об акклиматизации …………………………………………………………………


47

3.4 Вода как фактор существования жизни на Земле ……………………

52

3.5 Почва как фактор среды, окружающей человека ………………………

57

4 Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания человека………………………………………………………………

64

4.1 Понятие о здоровье ……………………………………………………

64

4.2 Факторы среды обитания, влияющие на здоровье людей …………….

68

4.3 Экологический фактор риска здоровью населения ……………………

71

5 Экологически обусловленные изменения в здоровье населения ……….

75

5.1 Общая характеристика экологопатогенетических изменений в здоровье человека ………………………………………………………………....

75

5.2 Экологически обусловленные изменения в здоровье детей ………….

78

5.3 Химические загрязнители и их экотоксические эффекты …………….

83

5.4 Мутагенные и канцерогенные вещества ……………………………….

95

5.5 Влияние геохимических аномалий на здоровье человека …………….

102

6 Физические факторы риска окружающей человека среды ……………..

113

6.1 Шум как физический фактор окружающей человека среды ………….

113

6.2 Естественный радиационный фон как фактор окружающей среды ….

118

6.3 Экологическая оценка электромагнитных излучений как фактора, влияющего на здоровье людей …………………………………………….

127

7 Экологические проблемы питания человека …………………………

135

7.1 Понятие о питании. Принципы здорового питания человека ………..

135

7.2 Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы и режим питания ……………………………………………………………………….

140

7.3 Пищевая и биологическая ценность продуктов. Классификация продуктов питания …………………………………………………………...

157

7.4 Состояние питания как показатель здоровья…………………………...

168

7.5 Экологическая безопасность продуктов питания ……………………..

174

8 Экологические проблемы современного города ………………………..

186

8.1 Понятие об урбанизации как о глобальном историческом процессе ...

186

8.2 Требования к застройке городских территорий ……………………….

193

8.3 Оценка влияния факторов городской среды на здоровье населения …

199

8.4 Эколого-гигиенические требования к жилым помещениям ………….

219

9 Влияние производственных факторов на здоровье человека …………..

233

9.1 Основы гигиены умственного и физического труда …………………..

233

9.2Мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний .……

245

Список использованных источников………………………………………...

251


Пояснительная записка
Главной целью освоения дисциплины «Экология человека» является формирование знаний о теоретических основах и методах экологии человека, о социальных аспектах экологических проблем, а также формирование умений применять полученные знания и навыки в решении профессиональных задач. Задачами курса «Экология человека» являются: изучение экологических факторов, влияющих на здоровье человека, демоэтнической дифференциации населения и особенностей его взаимодействия с окружающей средой, ресурсов биосферы и демографических проблем, различных аспектов экологического кризиса и путей его преодоления. В ходе изучения дисциплины «Экология человека» у студентов формируются представления о роли экологии человека в сохранении экологической безопасности населения, об экологически обусловленных изменениях в здоровье человека и о физических факторах риска окружающей человека среды.

Не все вопросы экологии человека можно изучить в условиях учебной лаборатории. Для их изучения планируется внеаудиторная самостоятельная работа студентов, в ходе которой они должны выполнить практические задания по таким темам, как: «История становления и развития экологии человека», «Озоновая дыра и кислотные дожди как важные экологические проблемы», «Здоровый образ жизни как основа сохранения и укрепления здоровья», «Биологическое действие радиации», «Чужеродные химические вещества в продуктах питания (ксенобиотики)», «Урбанизация как глобальный исторический процесс», «Производственная травма. Причины травматизма». Практические задания, приведенные в конце каждой темы, рекомендованы к письменному выполнению в специальной тетради для самостоятельной практической работы. Данное учебно-практическое пособие поможет студентам в рациональной организации такой работы.
1 Введение в экологию человека
1.1 Предмет и задачи экологии человека, методы исследования
Внешняя среда представлена тремя основными блоками факторов: природными эссенциальными, социальными и антропогенными. Под влиянием первых формировалась жизнь на Земле (атмосферный воздух, вода, почва, продукты питания растительного и животного происхождения, солнечная радиация, зеленые насаждения, микробы и вирусы). Благодаря социальным факторам сформировались социальные нормативы жизни (труд, быт, информация, образ жизни). Антропогенные факторы являются следствием научной и промышленной активности человечества (химические, физические, биологические факторы), и против них у человека пока нет развитых механизмов адаптации.

Вопросами изучения закономерностей взаимодействия человека, групп населения с окружающей средой занимается экология человека. Экология человека – междисциплинарное направление, сочетающее в себе знания наук о Земле, медико-биологических, общественных и технических наук. Экология человека – комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). Экология человека изучает общие зако­ны взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, его групп (популяций) и индивидуумов, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Термин «экология» происходит от греческих слов oikos — дом и logos — учение. Таким образом, при дословном переводе экология занимается изучением «природного дома», живущих в нем орга­низмов (в том числе и человека) и всех процессов, делающих этот «дом» пригодным для жизни.

Экология человека оценивает роль разнообразных факторов на формиро­вание здоровья населения. Среди факторов, формирующих здоровье населения, выделяются:

  1. наследственные – генетически обусловлен­ные факторы, формирующие наследственные заболевания — ге­мофилию, дальтонизм, альбинизм и др.;

  2. эндемические, обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводят к возникновению эндемических заболеваний – флюороза, кариеса зубов, эндемического зоба и др.;

  3. природно-климатические, характерные для определенных кли­матических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний в условиях жаркого климата;

  4. эпидемиологические – региональные особенности местно­сти, приводящие к возникновению природно-очаговых инфекций — гепатита, холеры и др.;

  5. профессиональные – факто­ры производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний;

  6. социальные – питание, образ жиз­ни, социальное благополучие;

  7. психоэмоциональные, обусловлен­ные воздействием на человека экс­тремальных ситуаций: стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, террористических актов;

  8. экологические.

Экологические факторы, по данным Все­мирной организации здравоохранения (ВОЗ), формируют в среднем до 25 % патологии человека.

Эндемические, природно-климатические и эпидемиологические факторы, характеризу­ющие природно-очаговые инфекции, по сути своей также являются экологическими факторами, потому что характе­ризуют условия жизни населения в конкретном регионе.

Биологическая компонента здоровья человека обусловлена тем, что человек является объектом природы, природа — источником его жизнедеятельности. Психосоциальная компонента человека сформировалась на основе сугубо отличных от прочей живой при­роды высших психических функций (сознание, речь, человече­ские функции движения, вертикальная походка и др.). Именно это и стало основной причиной нарушения эволюционно сло­жившейся экологической гармонизации структур связей между че­ловеком и прочими живыми организмами и объектами биосферы: атмосферой, гидросферой, литосферой.

Следовательно, заболевания, связанные с экологией, т. е. обусловленные опреде­ленными параметрами окружающей среды, могут быть разделены на две группы. К первой относятся экологически обуслов­ленные заболевания – заболевания человека, возникающие в ре­зультате воздействия экологической составляющей в качестве этио­логии заболевания. К ним относятся эндемические заболевания; природно-очаговые инфекции; заболевания, обусловленные ра­диационным воздействием (лейкоз, злокачественные новообра­зования); острые и хронические отравления химическими выбро­сами в окружающую среду; злокачественные новообразования, обусловленные загрязнением окружающей среды канцерогенами; заболевания, обусловленные воздействием биологических факто­ров, в том числе лейкозы вирусного происхождения. Вторую группу составляют наиболее многочисленные экологически зависимые за­болевания – заболевания неспецифического характера, возникающие на фоне существенно измененной внешней среды. При этом экологические причины выступают в качестве пусковых болезнетворных механизмов. Это рост общей и детской заболеваемости; рост частоты патологии беременно­сти; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода и др.

К основным методам экологии человека можно отнести:

- метод экологического наблюдения (экологическое описание, обследование);

- метод экологического эксперимента (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент);

- физические, химические, биологические методы для изучения факторов окружающей среды;

- физиологические, биохимические, клинические методы, адекватно отражающие реакции организма на воздействие факторов и позволяющие оценить состояние здоровья;

- методы статистики и математического моделирования – для анализа причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Лёвкина экология человека iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Е. В. Лёвкина экология человека iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Е. В. Лёвкина экология человека iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Е. В. Лёвкина экология человека iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...
Е. В. Лёвкина экология человека icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Е. В. Лёвкина экология человека iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Е. В. Лёвкина экология человека iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Е. В. Лёвкина экология человека iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Е. В. Лёвкина экология человека iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Е. В. Лёвкина экология человека iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Е. В. Лёвкина экология человека iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Е. В. Лёвкина экология человека iconЭкология и эдоровье человека Колодезников Артем ученик 9 класса Колодезникова Людмила
Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно...
Е. В. Лёвкина экология человека iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...
Е. В. Лёвкина экология человека iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Е. В. Лёвкина экология человека iconОбъяснение новой темы. Сегодня мы на занятии узнаем, что обозначает...
Порядку оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденному приказом...
Е. В. Лёвкина экология человека iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск