Министерство образования и науки Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии Е.В.Лёвкина
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебно-практическое пособие
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом БГТИ (филиала) ОГУ в качестве учебно-практического пособия для студентов по направлению подготовки 020400.62 – Биология
Бузулук
2012
УДК 591.3.044
ББК 28.7
Л 36
Рецензенты:
кандидат биологических наук Н.А. Коршикова
кандидат медицинских наук М.А. Алыменко Лёвкина, Е.В.
Л 36 Экология человека: учебно-практическое пособие / Е.В.Лёвкина;
Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ – Бузулук:
БГТИ (филиал) ОГУ, 2012. – 169 с
Учебно-практическое пособие по курсу «Экология человека» предназначено для студентов, обучающихся в БГТИ (филиал) ОГУ по направлению подготовки 020400.62 - Биология очной формы обучения.
Учебно-практическое пособие содержит сведения о главных экологических проблемах среды обитания современного человека. В пособии рассмотрены вопросы, касающиеся влияния различных факторов окружающей среды (в т.ч. и производственных факторов) на здоровье населения России, отражены экологические проблемы питания человека. Значительное внимание уделено экологическим проблемам современного города.
УДК 591.3.044
ББК 28.7
© Левкина Е.В., 2012
© БГТИ (филиал) ОГУ, 2012
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………
| 5
| 1Введение в экологию человека …………………………………………….
| 6
| 1.1 Предмет и задачи экологии человека, методы исследования…………
| 6
| 1.2 Краткая история возникновения и развития экологии человека………
| 9
| 2 Основы общей экологии…………………………………………………...
| 16
| 2.1 Состав, свойства, функции и организация экосистем. Биосфера как крупнейшая экосистема …………………………………………………….
| 16
| 2.2 Изменения экосистем. Основные законы экологии …………………..
| 18
| 2.3 Антропогенные изменения природной среды. Глобальные экологические проблемы и их причины. Понятие об экологическом кризисе ………………………………………………………………………..
|
21
| 3 Окружающая среда и ее влияние на организм человека ………………..
| 9
| 3.1 Роль солнечной радиации в обеспечении жизни на Земле …………...
| 9
| 3.2 Атмосферный воздух как фактор окружающей человека среды …….
| 7
| 3.3 Влияние климата и погоды на организм человека. Понятие об акклиматизации …………………………………………………………………
|
47
| 3.4 Вода как фактор существования жизни на Земле ……………………
| 52
| 3.5 Почва как фактор среды, окружающей человека ………………………
| 57
| 4 Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания человека………………………………………………………………
| 64
| 4.1 Понятие о здоровье ……………………………………………………
| 64
| 4.2 Факторы среды обитания, влияющие на здоровье людей …………….
| 68
| 4.3 Экологический фактор риска здоровью населения ……………………
| 71
| 5 Экологически обусловленные изменения в здоровье населения ……….
| 75
| 5.1 Общая характеристика экологопатогенетических изменений в здоровье человека ………………………………………………………………....
| 75
| 5.2 Экологически обусловленные изменения в здоровье детей ………….
| 78
| 5.3 Химические загрязнители и их экотоксические эффекты …………….
| 83
| 5.4 Мутагенные и канцерогенные вещества ……………………………….
| 95
| 5.5 Влияние геохимических аномалий на здоровье человека …………….
| 102
| 6 Физические факторы риска окружающей человека среды ……………..
| 113
| 6.1 Шум как физический фактор окружающей человека среды ………….
| 113
| 6.2 Естественный радиационный фон как фактор окружающей среды ….
| 118
| 6.3 Экологическая оценка электромагнитных излучений как фактора, влияющего на здоровье людей …………………………………………….
| 127
| 7 Экологические проблемы питания человека …………………………
| 135
| 7.1 Понятие о питании. Принципы здорового питания человека ………..
| 135
| 7.2 Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы и режим питания ……………………………………………………………………….
| 140
| 7.3 Пищевая и биологическая ценность продуктов. Классификация продуктов питания …………………………………………………………...
| 157
| 7.4 Состояние питания как показатель здоровья…………………………...
| 168
| 7.5 Экологическая безопасность продуктов питания ……………………..
| 174
| 8 Экологические проблемы современного города ………………………..
| 186
| 8.1 Понятие об урбанизации как о глобальном историческом процессе ...
| 186
| 8.2 Требования к застройке городских территорий ……………………….
| 193
| 8.3 Оценка влияния факторов городской среды на здоровье населения …
| 199
| 8.4 Эколого-гигиенические требования к жилым помещениям ………….
| 219
| 9 Влияние производственных факторов на здоровье человека …………..
| 233
| 9.1 Основы гигиены умственного и физического труда …………………..
| 233
| 9.2Мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний .……
| 245
| Список использованных источников………………………………………...
| 251
|
Пояснительная записка Главной целью освоения дисциплины «Экология человека» является формирование знаний о теоретических основах и методах экологии человека, о социальных аспектах экологических проблем, а также формирование умений применять полученные знания и навыки в решении профессиональных задач. Задачами курса «Экология человека» являются: изучение экологических факторов, влияющих на здоровье человека, демоэтнической дифференциации населения и особенностей его взаимодействия с окружающей средой, ресурсов биосферы и демографических проблем, различных аспектов экологического кризиса и путей его преодоления. В ходе изучения дисциплины «Экология человека» у студентов формируются представления о роли экологии человека в сохранении экологической безопасности населения, об экологически обусловленных изменениях в здоровье человека и о физических факторах риска окружающей человека среды.
Не все вопросы экологии человека можно изучить в условиях учебной лаборатории. Для их изучения планируется внеаудиторная самостоятельная работа студентов, в ходе которой они должны выполнить практические задания по таким темам, как: «История становления и развития экологии человека», «Озоновая дыра и кислотные дожди как важные экологические проблемы», «Здоровый образ жизни как основа сохранения и укрепления здоровья», «Биологическое действие радиации», «Чужеродные химические вещества в продуктах питания (ксенобиотики)», «Урбанизация как глобальный исторический процесс», «Производственная травма. Причины травматизма». Практические задания, приведенные в конце каждой темы, рекомендованы к письменному выполнению в специальной тетради для самостоятельной практической работы. Данное учебно-практическое пособие поможет студентам в рациональной организации такой работы. 1 Введение в экологию человека 1.1 Предмет и задачи экологии человека, методы исследования Внешняя среда представлена тремя основными блоками факторов: природными эссенциальными, социальными и антропогенными. Под влиянием первых формировалась жизнь на Земле (атмосферный воздух, вода, почва, продукты питания растительного и животного происхождения, солнечная радиация, зеленые насаждения, микробы и вирусы). Благодаря социальным факторам сформировались социальные нормативы жизни (труд, быт, информация, образ жизни). Антропогенные факторы являются следствием научной и промышленной активности человечества (химические, физические, биологические факторы), и против них у человека пока нет развитых механизмов адаптации.
Вопросами изучения закономерностей взаимодействия человека, групп населения с окружающей средой занимается экология человека. Экология человека – междисциплинарное направление, сочетающее в себе знания наук о Земле, медико-биологических, общественных и технических наук. Экология человека – комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). Экология человека изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, его групп (популяций) и индивидуумов, влияние природной сферы на человека и группы людей.
Термин «экология» происходит от греческих слов oikos — дом и logos — учение. Таким образом, при дословном переводе экология занимается изучением «природного дома», живущих в нем организмов (в том числе и человека) и всех процессов, делающих этот «дом» пригодным для жизни.
Экология человека оценивает роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения. Среди факторов, формирующих здоровье населения, выделяются:
наследственные – генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания — гемофилию, дальтонизм, альбинизм и др.;
эндемические, обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводят к возникновению эндемических заболеваний – флюороза, кариеса зубов, эндемического зоба и др.;
природно-климатические, характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний в условиях жаркого климата;
эпидемиологические – региональные особенности местности, приводящие к возникновению природно-очаговых инфекций — гепатита, холеры и др.;
профессиональные – факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний;
социальные – питание, образ жизни, социальное благополучие;
психоэмоциональные, обусловленные воздействием на человека экстремальных ситуаций: стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, террористических актов;
экологические.
Экологические факторы, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), формируют в среднем до 25 % патологии человека.
Эндемические, природно-климатические и эпидемиологические факторы, характеризующие природно-очаговые инфекции, по сути своей также являются экологическими факторами, потому что характеризуют условия жизни населения в конкретном регионе.
Биологическая компонента здоровья человека обусловлена тем, что человек является объектом природы, природа — источником его жизнедеятельности. Психосоциальная компонента человека сформировалась на основе сугубо отличных от прочей живой природы высших психических функций (сознание, речь, человеческие функции движения, вертикальная походка и др.). Именно это и стало основной причиной нарушения эволюционно сложившейся экологической гармонизации структур связей между человеком и прочими живыми организмами и объектами биосферы: атмосферой, гидросферой, литосферой.
Следовательно, заболевания, связанные с экологией, т. е. обусловленные определенными параметрами окружающей среды, могут быть разделены на две группы. К первой относятся экологически обусловленные заболевания – заболевания человека, возникающие в результате воздействия экологической составляющей в качестве этиологии заболевания. К ним относятся эндемические заболевания; природно-очаговые инфекции; заболевания, обусловленные радиационным воздействием (лейкоз, злокачественные новообразования); острые и хронические отравления химическими выбросами в окружающую среду; злокачественные новообразования, обусловленные загрязнением окружающей среды канцерогенами; заболевания, обусловленные воздействием биологических факторов, в том числе лейкозы вирусного происхождения. Вторую группу составляют наиболее многочисленные экологически зависимые заболевания – заболевания неспецифического характера, возникающие на фоне существенно измененной внешней среды. При этом экологические причины выступают в качестве пусковых болезнетворных механизмов. Это рост общей и детской заболеваемости; рост частоты патологии беременности; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода и др.
К основным методам экологии человека можно отнести:
- метод экологического наблюдения (экологическое описание, обследование);
- метод экологического эксперимента (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент);
- физические, химические, биологические методы для изучения факторов окружающей среды;
- физиологические, биохимические, клинические методы, адекватно отражающие реакции организма на воздействие факторов и позволяющие оценить состояние здоровья;
- методы статистики и математического моделирования – для анализа причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения |