Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 157.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.11.2013
Размер157.71 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания

Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»
Практическое занятие №1
Назначение хозяйственной деятельности людей

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»

Москва — 2012

Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие №1

Назначение хозяйственной деятельности людей

Доцент Ковальская М.И.


Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»


Москва — 2012
УДК

Ковальская М.И. Практическое занятие №1 Назначение хозяйственной деятельности людей. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». - М.: МИИТ, 2012. - 17 с.

В процессе практического занятия №1 студенты получают навык самостоятельного определения основных экономических понятий: экономика, хозяйственная деятельность людей и ее формы, блага и их классификация, круговое движение благ, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета, приобретают опыт участия в дискуссиях.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2012
Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №1 «Назначение хозяйственной деятельности людей» студенты получают навык самостоятельного определения основных экономических понятий: экономика, хозяйственная деятельность людей и ее формы, блага и их классификация, круговое движение благ, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета.
Структура методических указаний
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.

Практическое занятие №1
Тема: «Назначение хозяйственной деятельности людей»
Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть основными экономическими понятиями: экономика, хозяйственная деятельность людей и ее формы, блага и их классификация, круговое движение благ, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

Опорный конспект

1.1. Понятие «экономика»

1. Под экономикой понимают область хозяйственной деятельности людей, которая на практике осуществляется в домашних хозяйствах, на предприятиях, в государстве. Ее называют также реальной экономикой.

2. Под экономикой подразумевают науку, которая изучает такую деятельность. Экономика как наука – это совокупность взглядов, представлений, идей, т.е. результат мыслительной деятельности человека.

Теоретическая экономика возникла на высокой ступени развития реальной экономики.

1.2. Формы хозяйственной деятельности.

В процессе развития человеческого общества в разное время возникли различные формы хозяйственной деятельности, которые в ходе развития реальной экономики наполнялись разным содержанием.

  1. Домашнее хозяйство – общее хозяйство, которое ведет группа совместно проживающих людей.

  2. Небольшое предприятие – относительно обособленная хозяйственная единица. На нем применяется собственный труд хозяина и используется собственность их владельцев.

  3. Крупные хозяйственные общества – предприятия, производящие продукцию в массовом количестве.

  4. Национальное хозяйство – объединенная экономическая деятельность в масштабах всей страны.

  5. Мировое хозяйство – совместная экономическая деятельность, при которой сложились хозяйственные взаимосвязи различных стран и народов планеты.

Таблица 1.1

Формы хозяйственной деятельности

Формы хозяйствования

Время возникновения

В каком разделе курса изучаются

Домашнее хозяйство

При разложении первобытнообщинного строя

Микроэкономика

Небольшое предприятие с применением наемного труда

ХV-XVI вв., возникновение капитализма

Микроэкономика

Крупное хозяйственное общество (например, акционерное общество)

Конец XIX - начало

XX в.

Мезоэкономика

Национальное хозяйство с государственным сектором

XX в.

Макроэкономика

Мировое хозяйство

На рубеже XIX - XX в

Всемирное хозяйство


1.3. Главная цель реальной экономики.

Жизнь всех людей зависит от наличия благ, необходимых для его существования (жизнедеятельности). Под благом понимается все то, что удовлетворяет потребности человека.

Исторически первоначальными были естественные блага: земля, вода, леса, полезные ископаемые – все, что создает природа.

В связи с тем, что людям не хватало для жизни одних только естественных благ, человек создал реальную экономику, «вторую природу».

Главное назначение хозяйственной деятельности – создание экономических благ, необходимых для жизнедеятельности общества, т.е., удовлетворение потребностей общества.
1.4. Классификация благ

Все многообразие благ условно можно разделить на два класса:

  1. естественные блага - продукты природы, природные богатства, их еще называют свободными или даровыми благами.

  2. экономические блага – результаты созидательной производственной деятельности людей, их называют ограниченные блага.

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делят на материальные и нематериальные.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудования, производственные здания и т. д. Отличительной особенностью большинства материальных благ является то, что они могут быть накоплены, храниться и поставляться потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент времени называется запасом, а процесс изменения их количества в течение определенного времени - потоком. В зависимости от срока их использования материальные блага делятся:

  1. На блага длительного пользования (их потребление распределено во времени, например: дома, мебель, радиотехника, автомобили);

  2. На блага разового (кратковременного) пользования. Потребление таких благ носит краткосрочный промежуток времени, например, продукты питания, газ, электроэнергия.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими личными качествами человека, как: здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т. д.

Личные качества и способности людей называются внутренними благами, так как они заключены в самом человеке.

Услуги условно можно разделить на:

  1. коммуникационные – они способствуют передвижению грузов, людей, передаче информации, это услуги транспорта, связи;

  2. распределительные – связаны с реализацией материальных благ, обеспечивают связь производства и потребления, это торговля, сбыт, складское хозяйство;

  3. деловые – направлены на создание условий для хозяйственной деятельности, способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, развитию рыночных отношений, - это финансовые, страховые услуги, услуги аудита, маркетинга и т. п.;

  4. общественные – обеспечивают стабильность в обществе, это услуги органов государственной власти;

  5. социальные – направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного уровня, поддержку в старости и в случае потери трудоспособности, это услуги образования, здравоохранения, искусства, физкультуры и спорта, культуры, социального обеспечения.

В отличие от материальных благ нематериальные блага не могут накапливаться и храниться, поэтому процесс производства и потребления нематериальных благ совпадают.

В зависимости от назначения экономические блага делятся на:

  1. потребительские – конечные продукты и услуги, предназначены для удовлетворения потребностей людей (например: одежда, хлеб);

  2. производственные – косвенные или промежуточные блага, служат для производства других благ, поэтому служат удовлетворению потребностей только опосредованно (станки, сырье, оборудование и т. д.).

Потребительские блага окончательно покидают процесс производства и поступают в личное потребление населения.

В зависимости от характера потребления блага подразделяются на:

  1. частные блага предоставляются потребителям в зависимости от их индивидуальных потребностей, такое благо делимо и может быть потреблено только одним человеком, эти блага принадлежат индивидууму на правах частной собственности и могут наследоваться и обмениваться;

  2. общественные блага (коллективные блага)не находятся в частной собственности, а производятся для совместного потребления, это услуги государства, здравоохранения, культуры, просвещения и т.д.

Все многообразие благ можно разделить на:

  1. взаимозаменяемые блага называют субститутами – это блага, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и могут замещать друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба);

  2. взаимодополняемые или комплементы – дополняют друг друга в процессе потребления (стол – стул, автомобиль – страховка – бензин – запасные части – техническое обслуживание и т. д.).

Кроме того, все блага делятся на:

  1. нормальные блага – это те блага, потребление которых увеличиваются с ростом дохода (благосостояния) потребителей;

  2. низшие блага – это блага, потребление которых уменьшается с ростом доходов населения, а со снижением доходов – увеличивается (картофель, хлеб, дешевые крупы, дешевая одежда и т. д.).

1.5. Круговое движение благ.


Все блага, с которыми человек имеет дело в хозяйственной практике, непрерывно совершают круговое движение. Круговое движение экономических благ включает четыре основных звена: производство – распределение – обмен – потребление.

Производство – начальное и ведущее звено движения экономических благ. Производство – процесс создания полезного продукта.

Распределение - выявляет долю каждого члена общества в созданном богатстве. Эта доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению.

Обмен – процесс, в результате которого одни блага обмениваются на другие.

Потребление – означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Блага исчезают в процессе потребления, в силу чего их требуется создавать заново.

Всю цепочку движения экономических благ можно представить на рис. 1.1

Рисунок 1.1
Круговое движение благ


Производство



Распределение


Потребление




Обмен

Именно потребление всегда делает необходимым постоянное возобновление производственного (созидательного) процесса – является «двигателем» в круговом движении благ.
Темы для обсуждения:


  1. Можно ли рассматривать опасные для здоровья алкогольные напитки (подделки) или наркотики как экономические блага?

  2. Благополучие народа каждой страны зависит от количества и качества естественных (природных) благ и экономических (созданных трудом людей) благ. Чем больше создается экономических благ, тем острее стоит проблема эффективного использования естественных благ. За счет чего может быть обеспечено снижение затрат естественных благ на единицу произведенных экономических благ. Существует ли необходимость эффективного использования экономических благ, и каких: потребительских или производственных или тех и других?


Контрольные вопросы:


  1. Как соотносятся и взаимосвязаны между собой производство и потребление в экономическом кругообороте?

  2. Экономическая наука возникла в 17 веке. В то время ученые не имели достоверных сведений о первобытном состоянии человечества. Они предполагали, что сначала люди добывали жизненные блага в одиночку. Пример жизни такого предприимчивого хозяина они увидели в Робинзоне Крузо – герое романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Его жизнь на необитаемом острове рассматривалась как доказательство того, как один человек может производить все необходимое для жизни. Некоторые экономисты даже во второй половине 20 века заявляли, что основу хозяйства составляет «экономический человек», который подобно Робинзону самостоятельно создает жизненные блага. Ответьте:

А). Мог ли Робинзон заниматься настоящей, хозяйственной созидательной деятельностью?

Б). Назовите примеры, в каких случаях современный человек мог бы существовать в полной изоляции (обособлении) от людей?

  1. Из предыдущего вопроса вытекает очевидный вывод: каждый человек не может существовать и развиваться вне экономических связей со своей семьей и обществом. Ответьте:

А). Какие практические экономические связи устанавливает ваша семья с предприятием, государством, чтобы обеспечить свою нормальную жизнь и благополучие?

Б). Через какие фазы (периоды) кругооборота экономических благ пройдет продукт питания, прежде чем попадет в ваше домашнее хозяйство? Опишите несколько цепочек движения продуктов питания от места их производства до вашей семьи.

  1. Приступая к изучению основ экономики, часть студентов воспринимает эту учебную дисциплину как не имеющую прямого отношения к повседневной жизни. На самом деле это не так. Чтобы преодолеть данное заблуждение, стоит задуматься хотя бы над одним вопросом, который касается каждого молодого человека. Известно, что в нашей стране запрещено использовать труд детей до 15 лет на промышленных предприятиях. Поэтому с экономической точки зрения можно предположить, что ребенок с момента его рождения потребляет необходимые блага как бы в счет своеобразного аванса. Ответьте:

А) Кто и как предоставляет аванс молодежи, чтобы она могла жить и учиться?

Б) Когда и как молодежь отдает долги, образовавшиеся за начальный период жизни и учебы?


  1. Допустим, что 5 человек организовали совместное предприятие – теплицу по выращиванию огурцов. Ответьте:

А) Из каких фаз (периодов) кругооборота экономических благ будет состоять коллективная их работа?

Б) Как связаны эти фазы между собой?
Задача.

Допустим, что в некоторой стране созданы потребительские блага на 100 условных единиц. Все ли они будут потреблены жителями данной страны? Могут ли жители страны потребить блага в большем количестве, чем было произведено в стране?

Тесты:

Выберите правильные ответы.

  1. Естественные блага - это:

А) уголь на территории ТЭЦ, руда на металлургическом заводе, малина в питомнике.

Б) уголь в шахтах, руда в рудниках, строительный песок в карьере, дикорастущая малина.


  1. Экономические блага:

А) всегда ограничены.

Б) имеются в наличии в неограниченном количестве.

В) могут быть как ограниченными, так и неограниченными.


  1. С развитием общества в потреблении:

А) сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности и доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.

Б) сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и увеличивается доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.

В) увеличивается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности и доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.


  1. Кругооборот экономических благ состоит из следующих фаз:

А) производство – распределение- обмен

Б) производство – потребление

В) распределение – потребление

Г) производство – обмен – потребление

Д) производство – распределение- обмен- потребление


  1. Проблема ограниченности ресурсов существует:

А) только для общества.

Б) как для общества, так и для индивида

В) только для индивида.

Требования к отчету по практическому занятию №1
Отчет по практическому занятию №1 «Назначение хозяйственной деятельности людей» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Краткое изложение собственного мнения по обсуждаемым темам

  4. Ответы на контрольные вопросы

  5. Результаты решения задач

  6. Ответы на тестовые задания.



Список рекомендуемой литературы:


  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. (Для бакалавров и специалистов, стандарт третьего поколения) 2012, СПб., ООО Издательство «Питер»,

  2. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-ое изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 560 с.

  4. Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Нуреева Р.М. – М.:Норма, 2006. - 432 с.

  5. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  6. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с. – (Университеты России).

  7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.

  8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Практикум – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 288 с.


Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №1
Тема: «Назначение хозяйственной деятельности людей»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия


Содержание


Предисловие

4

Структура методических указаний

4

Опорный конспект

5

Темы для обсуждения

9

Контрольные вопросы

10

Задача

12

Тесты

12

Требования к отчету по практической работе №1

14

Список рекомендуемой литературы

14

Приложение титульный лист (образец)

15



Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Практическое занятие №1

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»
для студентов специальности

«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»

Москва, МИИТ (ИТТСУ).

Электронное издание



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск