Скачать 157.71 Kb.
|
Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие №1 Назначение хозяйственной деятельности людей Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» Москва — 2012 Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие №1 Назначение хозяйственной деятельности людей Доцент Ковальская М.И. Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» Москва — 2012 УДК Ковальская М.И. Практическое занятие №1 Назначение хозяйственной деятельности людей. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». - М.: МИИТ, 2012. - 17 с. В процессе практического занятия №1 студенты получают навык самостоятельного определения основных экономических понятий: экономика, хозяйственная деятельность людей и ее формы, блага и их классификация, круговое движение благ, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета, приобретают опыт участия в дискуссиях. ©Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2012 Предисловие Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста. В процессе практического занятия №1 «Назначение хозяйственной деятельности людей» студенты получают навык самостоятельного определения основных экономических понятий: экономика, хозяйственная деятельность людей и ее формы, блага и их классификация, круговое движение благ, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета. Структура методических указаний Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе. В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы. Практическое занятие №1 Тема: «Назначение хозяйственной деятельности людей» Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть основными экономическими понятиями: экономика, хозяйственная деятельность людей и ее формы, блага и их классификация, круговое движение благ, а также научиться применять эти понятия в практической жизни. Опорный конспект 1.1. Понятие «экономика» 1. Под экономикой понимают область хозяйственной деятельности людей, которая на практике осуществляется в домашних хозяйствах, на предприятиях, в государстве. Ее называют также реальной экономикой. 2. Под экономикой подразумевают науку, которая изучает такую деятельность. Экономика как наука – это совокупность взглядов, представлений, идей, т.е. результат мыслительной деятельности человека. Теоретическая экономика возникла на высокой ступени развития реальной экономики. 1.2. Формы хозяйственной деятельности. В процессе развития человеческого общества в разное время возникли различные формы хозяйственной деятельности, которые в ходе развития реальной экономики наполнялись разным содержанием.
Таблица 1.1 Формы хозяйственной деятельности
1.3. Главная цель реальной экономики. Жизнь всех людей зависит от наличия благ, необходимых для его существования (жизнедеятельности). Под благом понимается все то, что удовлетворяет потребности человека. Исторически первоначальными были естественные блага: земля, вода, леса, полезные ископаемые – все, что создает природа. В связи с тем, что людям не хватало для жизни одних только естественных благ, человек создал реальную экономику, «вторую природу». Главное назначение хозяйственной деятельности – создание экономических благ, необходимых для жизнедеятельности общества, т.е., – удовлетворение потребностей общества. 1.4. Классификация благ Все многообразие благ условно можно разделить на два класса:
С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делят на материальные и нематериальные. Материальные блага – это продукты, которые можно осязать. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудования, производственные здания и т. д. Отличительной особенностью большинства материальных благ является то, что они могут быть накоплены, храниться и поставляться потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент времени называется запасом, а процесс изменения их количества в течение определенного времени - потоком. В зависимости от срока их использования материальные блага делятся:
Нематериальные блага представлены услугами, а также такими личными качествами человека, как: здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т. д. Личные качества и способности людей называются внутренними благами, так как они заключены в самом человеке. Услуги условно можно разделить на:
В отличие от материальных благ нематериальные блага не могут накапливаться и храниться, поэтому процесс производства и потребления нематериальных благ совпадают. В зависимости от назначения экономические блага делятся на:
Потребительские блага окончательно покидают процесс производства и поступают в личное потребление населения. В зависимости от характера потребления блага подразделяются на:
Все многообразие благ можно разделить на:
Кроме того, все блага делятся на:
1.5. Круговое движение благ.Все блага, с которыми человек имеет дело в хозяйственной практике, непрерывно совершают круговое движение. Круговое движение экономических благ включает четыре основных звена: производство – распределение – обмен – потребление. Производство – начальное и ведущее звено движения экономических благ. Производство – процесс создания полезного продукта. Распределение - выявляет долю каждого члена общества в созданном богатстве. Эта доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Обмен – процесс, в результате которого одни блага обмениваются на другие. Потребление – означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Блага исчезают в процессе потребления, в силу чего их требуется создавать заново. Всю цепочку движения экономических благ можно представить на рис. 1.1 Рисунок 1.1 Круговое движение благПроизводство РаспределениеПотребление Обмен Именно потребление всегда делает необходимым постоянное возобновление производственного (созидательного) процесса – является «двигателем» в круговом движении благ. Темы для обсуждения:
Контрольные вопросы:
А). Мог ли Робинзон заниматься настоящей, хозяйственной созидательной деятельностью? Б). Назовите примеры, в каких случаях современный человек мог бы существовать в полной изоляции (обособлении) от людей?
А). Какие практические экономические связи устанавливает ваша семья с предприятием, государством, чтобы обеспечить свою нормальную жизнь и благополучие? Б). Через какие фазы (периоды) кругооборота экономических благ пройдет продукт питания, прежде чем попадет в ваше домашнее хозяйство? Опишите несколько цепочек движения продуктов питания от места их производства до вашей семьи.
А) Кто и как предоставляет аванс молодежи, чтобы она могла жить и учиться? Б) Когда и как молодежь отдает долги, образовавшиеся за начальный период жизни и учебы?
А) Из каких фаз (периодов) кругооборота экономических благ будет состоять коллективная их работа? Б) Как связаны эти фазы между собой? Задача. Допустим, что в некоторой стране созданы потребительские блага на 100 условных единиц. Все ли они будут потреблены жителями данной страны? Могут ли жители страны потребить блага в большем количестве, чем было произведено в стране? Тесты: Выберите правильные ответы.
А) уголь на территории ТЭЦ, руда на металлургическом заводе, малина в питомнике. Б) уголь в шахтах, руда в рудниках, строительный песок в карьере, дикорастущая малина.
А) всегда ограничены. Б) имеются в наличии в неограниченном количестве. В) могут быть как ограниченными, так и неограниченными.
А) сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности и доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности. Б) сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и увеличивается доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности. В) увеличивается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности и доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.
А) производство – распределение- обмен Б) производство – потребление В) распределение – потребление Г) производство – обмен – потребление Д) производство – распределение- обмен- потребление
А) только для общества. Б) как для общества, так и для индивида В) только для индивида. Требования к отчету по практическому занятию №1 Отчет по практическому занятию №1 «Назначение хозяйственной деятельности людей» должен содержать:
Список рекомендуемой литературы:
Приложение: титульный лист (образец) Практическое занятие №1 Тема: «Назначение хозяйственной деятельности людей»
Содержание
Учебно-методическое издание Ковальская Марика Ивановна Практическое занятие №1 Методические указания к проведению Практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» Москва, МИИТ (ИТТСУ). Электронное издание |