Скачать 1.39 Mb.
|
М.Г. Дубынина ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Омск ● 2008 Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) М.Г. Дубынина ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Омск Издательство СибАДИ 2008
Рецензенты: канд. психол. наук, доц. А.Е. Росляков (ОмГУПС); канд. пед. наук, доц. Н.Н. Рыбакова (ОмГПУ) Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для специальности 050501 «Профессиональное обучение». Дубынина М.Г. П 86 Психология профессионального образования: Учебное пособие. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. − 116 с. ISBN Основная цель учебного пособия – сформировать прочные знания, умения и навыки у студентов в области психологии профессионального образования и использование их в своей профессиональной деятельности. Пособие содержит в себе основные теоретические положения по изучаемым вопросам, а также задания, рассчитанные на самостоятельную проработку, рассчитано на студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности 050501 «Профессиональное обучение». Библиогр.: 45 назв. Табл.: 2. ISBN © М.Г. Дубынина, 2008 ВВЕДЕНИЕ В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. В условиях динамично меняющегося мира человек постоянно сталкивается с новыми, неизвестными для него ранее, проблемами. За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изменения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появились новые профессии, да и к старым профессиям предъявляются новые требования. Например, во многих областях деятельности требуется навык взаимоотношения с людьми, умение вести переговоры, знания по гуманитарным дисциплинам, свободное владение хотя бы одним иностранным языком, умение пользоваться компьютером и т.д. Поэтому ясно, что новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Рост неопределенности, отсутствие ясной перспективы резко изменил жизненную ситуацию человека, когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения, принимать их, нести за них ответственность. Неопределенность характерна и для современного образования особенно профессионального педагогического. Стремительная смена парадигм оставляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь настоятельно требует все более хорошо подготовленных людей в образовании. В настоящее время происходит углубление противоречий, между требованиями к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием консерватизма педагогического образования стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем. Реализация нового содержания педагогического образования требует решения задач, связанных с внедрением новых технологий обучения. Основу таких технологий составляет отход от массового, валового обучения. Основным условием развития аналитического, творческого мышления становится непременное участие студентов в научных исследованиях, разработке реальных педагогических проблем. Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Личность педагога определяет состояние образования. От уровня культуры учителя и его профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской позиции напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества, облик вступающих в самостоятельную жизнь поколений молодежи. Задача подготовки педагогических кадров, соответствующих современным требованиям, актуализирует проблему выявления психологических условий повышения эффективности личностного и профессионального совершенствования будущего учителя в период обучения в вузе. Учитель формирует личность своих учеников. Сильная личность формируется только рядом с сильной личностью. Психология профессионального образования относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Это весьма важно понять новым поколениям студентов, которые в будущем станут основой новой российской элиты. Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. В курсе даются основные понятия, связанные с характеристиками операционально-технической стороны становления профессионализма. Отдельно рассматриваются вопросы становления профессионала. Таким образом, курс лекций не только дает теоретические знания, но и позволяет студентам решать вопросы собственного профессионального самоопределения, быть более успешными на современном рынке труда. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ В конспектах лекций по курсу «Психология профессионального образования» излагаются основные концепции профессиональной деятельности, раскрываются главные теоретические понятия, описаны психологические критерии, уровни, этапы, ступени продвижения человека труда к профессионализму, обобщены психологические факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту специалиста. Цель дисциплины: сформировать знания о психологии труда в России, о разработках новых методов профессионального обучения, о выборе перспективных направлений обучения; разрешать психологически обусловленные проблемы подготовки рабочих; изучать возрастные особенности профессионального становления личности; определять психологические особенности педагога профессиональной школы. Задачи дисциплины: а) определяет и объясняет стадии профессионального становления личности; б) дает классификацию методов исследования; в) знакомит с психологическими методами профессиографии; г) изучает функции профессионально-педагогической деятельности педагога; д) выделяет основные профессиональные деформации личности педагога. Требования к уровню подготовки студентов. В результате изучения курса «Психологии профессионального образования» студент должен овладеть: - знаниями решения вопросов совершенствования трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся; - научно-теоретическими основами организации и управления профессиональной ориентацией молодежи; умениями и навыками: - знакомить с современными профессиями, информировать обучающихся и их родителей о потребностях народного хозяйства в кадрах; - определять способности и наклонности учащихся к определенным видам деятельности и на этой основе разрабатывать практические рекомендации; - овладеть обучающей функцией педагога профессиональной школы; - составлять психологические характеристики личности учащихся на разных этапах профессионального становления. 2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Лекция №1 Введение в психологию профессионального образования План:
Основные понятия: методы психологии, принцип объективности, валидность, надежность, трудоемкость метода, задачи профессиональной диагностики, метод наблюдения, метод эксперимента, методы опроса, методы построения теории, преобразующие и конструктивные методы, профессиографические методы, личностные методы, алгоритмический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Психология, в буквальном значении этого слова – наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце позапрошлого века, после того как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложность жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине двадцатого века начался активный процесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание природы которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек. Психология профессионального образования, несомненно, относится к научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессионального образования тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков. Психология профессионального образования также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией. Методы психологии – это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование. Значение того или иного психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом, а также насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода проявляется в уровне сложности его реализации, длительности подготовки специалистов. Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы. В психологии профессионального образования указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся:
Как отмечает А.К. Маркова: «При осуществлении профессиональной диагностики важно применять системный подход (изучать работника целостно), генетический или динамический подход (изучать работника в динамике), гуманистический и человекоцентристский подход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)» [5]. В психологии труда разработаны несколько классификаций методов. Рассмотрим некоторые из них. Ю.В. Котелова приводит следующую классификацию. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса.
Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока. Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.
К разделу В Ю.В. Котелова относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б. Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой добавляет методы построения теории и преобразующие или конструктивные методы психологии труда. Более подробно остановимся на характеристике методов психологического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой. Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгоритмический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. |