Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии





НазваниеЕ. В. Лёвкина методика преподавания биологии
страница1/10
Дата публикации23.01.2015
Размер1.86 Mb.
ТипУчебно-практическое пособие
100-bal.ru > Биология > Учебно-практическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии
Е.В.Лёвкина
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Учебно-практическое пособие


Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно – технологического института (филиала) ОГУ в качестве учебно-практического пособия для студентов по направлению подготовки 020400.62 – Биология

Бузулук

2013
УДК 591.3.044

ББК 28.7

Л 36


Рецензенты - кандидат педагогических наук Н.В. Бутримова, кандидат

биологических наук М.С. Малахова
Лёвкина, Е.В.

Л 36 Методика преподавания биологии: учебно-практическое пособие / Е.В.Лёвкина; Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2013. – 154 с.


Настоящее учебно-практическое пособие содержит сведения о целях и содержании биологического образования, а также о методах, средствах и формах организации обучения биологии в средней общеобразовательной школе. В пособии рассмотрены вопросы, касающиеся различных подходов к осуществлению биологического образования, раскрываются идеи формирования ценностного отношения к окружающему миру в процессе личностно-ориентированного обучения.

Учебно-практическое пособие по курсу «Методика преподавания биологии» предназначено для студентов, обучающихся в БГТИ (филиал) ОГУ по направлению подготовки 020400.62 - Биология очной формы обучения.

УДК 591.3.044

ББК 28.7
© Левкина Е.В. 2013

© БГТИ (филиал) ОГУ, 2013

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..

6

1 Введение в методику преподавания биологии……………………………….

7

1.1 Основные цели и задачи методики преподавания биологии. Место, занимаемое методикой преподавания биологии среди других наук………..


7

1.2 Основные исторические вехи возникновения, становления и развития методики преподавания биологии в России………………………………….


10

2 Актуальные проблемы методики преподавания биологии…………………

26

2.1 Цели и задачи методики преподавания биологии в России……………..

26

2.2 Главные принципы и закономерности методики преподавания биологии

28

2.3 Виды обучения биологии…………………………………………………..

30

2.4 Понятие о педагогических технологиях…………………………………..

32

3 Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе……………………………………………………


37

3.1 Основы содержания школьного биологического образования…………

37

3.2 Цели и задали современного биологического образования…………….

38

3.3 Цели обучения школьников биологии в двенадцатилетней школе………

41

3.4 Содержание и структура школьного предмета «Биология»…………….

42

3.5 Структура предмета «Биология» в современной общеобразовательной школе……………………………………………………………………………


44

3.6 Обязательный минимум содержания биологического образования…….

47

3.7 Основные компоненты содержания школьного биологического образования……………………………………………………………………………


48

4 Система биологических понятий и ее развитие в общеобразовательной школе……………………………………………………………………………


52

4.1 Понятие как главная дидактическая единица в школьном предмете «Биология»………………………………………………………………………


52

4.2 Содержание биологических понятий………………………………………

53

4.3 Теория развития биологических понятий………………………………….

54

4.4 Экологические понятия в школьном предмете «Биология»……………..

56

4.5 Методика развития понятий в процессе обучения биологии…………….

58

5 Роль деятельности в процессе обучения биологии………………………….

63

5.1 Деятельность как один компонентов содержания биологического образования………………………………………………………………………….


63

5.2 Управление интеллектуальным развитием учащихся в процессе их обучения биологии…………………………………………………………………


66

5.3 Способы деятельности в содержании обучения биологии………………..

68

5.4 Особенности методики формирования умений и навыков в обучении биологии………………………………………………………………………….


70

6 Осуществление воспитания в процессе преподавания биологии…………..

74

6.1 Воспитательный потенциал биологической науки и школьного предмета «Биология» …………………………………………………………………


74

6.2 Формирование и развитие мировоззрения в различных формах организации обучения биологии…………………………………………………….


75

6.3 Особенности экологического воспитания в отечественной общеобразовательной школе………………………………………………………………


77

6.4 Трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание в процессе преподавания биологии……………………………….


78

6.5 Физическое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе преподавания биологии………………………………………………………………..


81

6.6 Половое воспитание учащихся……………………………………………

83

7 Методы и приемы обучения биологии……………………………………….

88

7.1 Система методов и методических приемов обучения биологии………….

88

7.2 Характеристика отдельных методов обучения биологии………………..

90

7.3 Функции методов обучения…………………………………………………

96

7.4 Выбор методов и их развитие……………………………………………

97

7.5 Методы мультимедийного обучения биологии……………………………

99

8 Средства обучения биологии…………………………………………………

105

8.1 Общие сведения о системе средств обучения биологии…………………..

105

8.2 Характеристика различных видов наглядных пособий по биологии…….

106

9 Формы организации обучения биологии………………………………….

111

9.1 Общая система организационных форм обучения биологии в общеобразовательной школе. Факторы, влияющие на выбор форм обучения……..


111

9.2 Урок как главная форма обучения биологии в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………….


114

9.3 Экскурсия как форма организации обучения биологии………………..

125

9.4 Внеурочная работа по биологии как форма организации обучения….

128

9.5 Домашняя работа учащихся по биологии…………………………………

130

9.6 Особенности внеклассных занятий по биологии…………………………..

132

10 Система контроля знаний в обучении биологии………………………….

137

10.1 Значение контроля в обучении биологии………………………………

137

10.2 Формы контроля знаний, умений и навыков по биологии……………

138

10.3 Виды и методы контроля знаний по биологии………………………..

141

11 Материальная база обучения биологии в общеобразовательной школе …

147

11.1 Оборудование кабинета биологии………………………………………..

147

11.2 Организация уголка живой природы……………………………………

150

11.3 Пришкольный учебно-опытный участок……………………………….

151

Список использованных источников…………………………………………

154



Пояснительная записка
Основной целью освоения дисциплины «Методика преподавания биологии» является: изучение современных представлений об организации образовательного процесса, связанного с изучением биологии в средней общеобразовательной школе. В ходе изучения дисциплины «Методика преподавания биологии» у студентов формируются знания: о целях, задачах, методах, средствах и формах обучения биологии в отечественной школе.

Выполнение практических работ по перспективному, календарно-тематическому и поурочному планированию не всегда возможно в условиях учебной аудитории. Для освоения этих важных функций преподавателя биологии планируется внеаудиторная самостоятельная работа студентов, в ходе которой они должны выполнить практические задания по таким темам, как: «Введение в методику преподавания биологии»; «Актуальные проблемы методики преподавания биологии»; «Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе»; «Система биологических понятий и ее развитие в общеобразовательной школе», «Роль деятельности в процессе обучения биологии», «Осуществление воспитания в процессе преподавания биологии», «Методы и приемы обучения биологии», «Средства обучения биологии», «Формы организации обучения биологии», «Система контроля знаний в обучении биологии», «Материальная база обучения биологии в общеобразовательной школе». Практические задания, приведенные в конце каждой темы настоящего пособия, должны быть выполнены письменно в отдельной тетради для самостоятельной практической работы. Данное учебно-практическое пособие поможет студентам рационально организовать такую работу. В конце каждой учебной темы курса приводится план проведения соответствующего семинарского занятия.

На основе сведений, изложенных в предлагаемом пособии, студенты смогут научиться планировать обучение биологии в средней общеобразовательной школе, выбирать методы, средства и формы обучения.
1 Введение в методику преподавания биологии
1.1 Основные цели и задачи методики преподавания биологии. Место, занимаемое методикой преподавания биологии среди других наук

Методика преподавания биологии – это наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета «Биология». Наукой называют сферу исследовательской деятельности, направленную на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука содержит знания о предмете изучения, и её главной задачей является как можно более полное и глубокое его познание. Объект исследования выражает содержание реальности, не зависящей от наблюдателя. Объектом исследования методики преподавания биологии является образовательный процесс, связанный с данным предметом. Предметами научного познания называют зафиксированные в опыте и включённые в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта. Предмет исследования методики – цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Перед методикой преподавания биологии стоят задачи:

1) выявление закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования;

2) повышение эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества;

3) разработка рациональных методов, средств и форм обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика преподавания биологии базируется на общих для всех предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Одновременно с этим она объединяет естественнонаучные и биологические, психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика преподавания биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора.

Образование учитывает цели социальные (определяются потребностями общества) и цели личности (учитывают индивидуальные способности, интересы, потребности в образовании и в самообразовании).

Цель общего среднего биологического образования должна учитывать уровень образованности в области биологии, уровень воспитанности, от которого зависит мировоззрение человека, уровень развития ученика, определяющий его познавательные способности и потребности, а также целостность человеческой личности. При осуществлении целеполагания в области биологического образования должны иметь место прогностичность (ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические образовательные ценности) и преемственность в системе непрерывного образования. Важнейшей целью биологического образования является формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Основные задачи методики преподавания биологии следующие:

1) определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

2) разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников с проверкой этих предложений на практике в школе;

3) определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

4) разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

5) разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличие объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря.

К методам преподавания биологии, которые являются средством эмпирического (чувственного) познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели, относятся следующие: наблюдение; педагогический эксперимент; моделирование; прогнозирование; тестирование; качественный и количественный анализ педагогических достижений. Систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение и обобщение относятся к теоретическим методам, позволяющим выявить сущность предмета и явления, их внутренние связи.

Структура содержания методики преподавания биологии содержит общую и частные методики. Общая методика биологии изучает основные вопросы всех биологических курсов в общеобразовательной школе (цели, задачи, принципы, методы, средства, формы организации обучения биологии). Частные методики рассматривают эти же вопросы применительно к содержанию конкретного курса биологии с учетом возраста учащихся.

Методика преподавания биологии тесно связана с дидактикой. Дидактикой называют раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Если дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов, то методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом специфики школьной биологии.

Методика преподавания биологии тесно связана с психологией, поскольку опирается на возрастные особенности детей (без этого обучение не может быть действенным). Так как дети изучают биологию с 11–12 до 17–18 лет, то в 6–7 классах учитель на одном уроке использует несколько методов, обеспечивая смену видов деятельности, необходимую для учащихся этого возраста. В старших классах (8–11) классах урок нередко проводиться с использованием одного или двух методов для устойчивости восприятия.

Методика преподавания биологии имеет неразрывную связь с биологической наукой. Школьный предмет «Биология» отражает почти все основные области биологии – ботанику, зоологию, физиологию растений и животных, физиологию человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни, антропогенез. Чтобы правильно объяснить природные явления, распознавать, определять и препарировать живые природные объекты, учителю необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка. Основное различие между школьным предметом и биологической науки в том, что цель биологической науки получение новых знаний о природе путем исследования, а целью школьного предмета «Биология» является передача учащимся знаний, добытых биологической наукой.

Методика преподавания биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях ее организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

В процессе изучения методики преподавания биологии студенты учатся преподавать. Для этого им передается система знаний и опыт, накопленные наукой в ходе изучения учебного предмета.
1.2 Основные исторические вехи возникновения, становления и развития методики преподавания биологии в России

Слово «методика» происходит от греческого «methodos», что означает «путь к чему-либо, способ познания». С глубокой древности люди осваивали условия окружающей среды, наблюдали за природой, накапливали практические знания. Это было необходимо для выживания. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность, так как долгое время представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы духовного содержания. В XVI–XVII веках первоисточниками были сочинения византийских авторов.

В Средние века русские школы существовали при церквях и монастырях. Например, в 1648 году боярин Федор Ртищев открыл в Москве школу при Андреевском монастыре. В 1682 году ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также открыл школу при монастыре. Там преподавали математику, грамматику, риторику, физику. На уроках физики обсуждались метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, строение неба и земли, свойства растений, животных и человека.

Одной из первых книг XV века, использовавшейся для обучения детей в русских школах, была книга под названием «Физиолог». В этом сборнике описывались реальные и фантастические животные. В Средние века в России был популярен «Шестоднев». Так называлось сочинение епископа Василия Великого (330–379 гг.), содержавшее сведения об устройстве мира, о разнообразии животных, растений. Кроме того, использовался сборник византийского происхождения – «Толковая Палея». В нем было много сведений по естествознанию: о солнце, луне, звездах, животных, растениях, но все объяснялось на основе библейских традиций. В XVI в. в Россию была завезена переведенная с латыни книга «Луцидариус». Она была написана в XII веке как диалог между учителем и учеником, содержащий много материала натуралистического характера. В XVII в. в России было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. «Проблемата» (там искаженно излагались идеи Аристотеля, Гиппократа). Также в этот период был известен трактат «Бестиарий» греческого проповедника XVI в. Дамаскина Студита. В нем истина причудливо перемешана с вымыслом.

В XVIII в. значительный интерес представлял труд «Зерцало естествознания», изданный в Москве в июле 1713 года (курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы, изложенный с позиций философии Аристотеля).

В России вплоть до XVIII века натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

В XVII в. начинаются изменения в общественно-экономическом развитии России. Петр I осуществлял эти преобразования последовательно и быстро. В конце XVII – начале XVIII вв. возникли первые светские школы. В них детям давали те практические начальные знания, которые были необходимы в обстановке реформ. Помимо обучения грамоте и счету, школьники получали сведения и по естествознанию. Это подготавливало специалистов для геологических изысканий, организации промышленных производств. В 1724 году Пётр I основал Петербургскую Академию наук. Ее академиками – М.В. Ломоносовым, С.П. Крашенинниковым, И.Г. Гмелиным, Г.В. Стеллером, И.И. Лепехиным, П.С. Палласом, В.Ф. Зуевым – было совершено много крупных открытий в области естественных наук. В.Ф. Зуев (1754–1794) написал первый русский учебник по естествознанию «Начертание естественной истории» (1786). Этот учебник основан на материалистическом толковании природных явлений. Так произошло зарождение отечественной методики обучения биологии.

В качестве учебного предмета естествознание впервые было введено в русскую школу в конце XVIII в. Этот период известен реформами народного образования в 1782–1786 г.г. В 1782 году для организации русской общеобразовательной школы из Австрии пригласили Ф.И. Янковича де Мириево. По его плану в городах были организованы народные училища двух типов: главные (пятилетние) и малые (двухлетние).

Предмет «Естествознание» вводился на 4–5 годах обучения в главных училищах. Учебник разрабатывал В.Ф.Зуев. С 1786 г., когда вышел этот первый русский учебник по естествознанию, началась история отечественной методики преподавания биологии. Этот учебник стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы, он же был одновременно и первой программой, и первым методическим пособием по естествознанию в школе.

В.Ф. Зуев выпустил также зоологический атлас, которым пользовались более 10 лет. Большое внимание В.Ф. Зуев уделял практическим вопросам преподавания естественной истории. Он обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета; научность содержания и структуру учебного предмета – от простого к сложному, от неживой природы к растениям, а затем – к рассмотрению животных и человека. К актуальным проблемам методики обучения биологии того времени В.Ф. Зуевым также были отнесены: монографическое описание изучаемых объектов, роль натуральной и изобразительной наглядности в обучении; развитие интереса к изучаемому материалу; практическое значение естественнонаучных знаний (связь обучения с жизнью); взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе. Таким образом, академик В.Ф. Зуев положил начало российской методике обучения биологии.

В первой половине XIX в. начался новый этап в становлении и развитии методики преподавания биологии. Народные училища преобразовались в гимназии, которые давали право поступать в университет. Учительская семинария стала Педагогическим институтом, где методику преподавал ученик В.Ф. Зуева А.М. Теряев (1767–1827). Он написал новый учебник по естествознанию, предназначавшийся для гимназий. Учебник оказался очень сложным для учащихся, потому что стиль изложения материала в нем был чрезвычайно сложным для школьников. Более удачным был учебник Ивана Кастальского «Начальные основания ботаники для юношества» (1826). В основном, в нём излагались сведения по систематике растений и некоторые сведения по физиологии растений. В 1818 г. сократили время, отведенное для изучения естествознания, а в 1828 г. этот предмет был исключен из учебных планов всех учебных заведений. До 1852 г. предмет в школах не изучался. Ученый комитет объяснил это малой полезностью энциклопедического образования, в то время как вреда для государства от такого образования может быть много.

Когда в 1839 г. предмет вновь стали вводить в учебный план реальных училищ, то в программе преобладала систематика. В гимназиях естествознание было вновь включено в учебные планы уже в 1852 г. В 1853 г. были изданы учебники зоологии, ботаники и минералогии.

Учебник зоологии был создан Ю.И. Симашко (1821–1893), учебник ботаники – профессором Петербургского университета И.И. Шиховским, учебник минералогии – профессором того же университета Э.К. Гофманом (1801–1871). Все эти учебники были труднодоступными не только для учеников, но и для учителей. В.И. Даль написал более доступный учебник по ботанике, похожий на учебник В.Ф. Зуева и богато иллюстрированный рисунками растений. В учебнике В.И. Даля содержалось много экологического и природоохранного материала, хотя специальные труды в этой области появились значительно позже.

Несмотря на включение биологического материала в школьное естествознание, его общее состояние в первой половине XIX века было неудовлетворительным и характеризовалось глубоким застоем.

Во второй половине XIX века общественная и педагогическая мысль значительно оживилась, и начался новый этап в развитии методики преподавания биологии. Естествознание стали рассматривать не только как средство овладения богатством природы, но и как путь формирования и развития материалистического мировоззрения. Стало распространяться учение Ч. Дарвина о происхождении видов и об эволюции как историческом развитии живого мира. Первыми пропагандистами этого учения в России были: ученый-ботаник А.Н. Бекетов (1825–1902), К.А. Тимирязев (1843–1920). А.Н. Бекетов считал, что естествознание развивает логическое мышление, и нужно вести его изучение с широким использованием наглядных пособий. К.К. Сент-Илер (1834–1901) первым поднял вопрос об организации самостоятельных занятий по зоологии, связанных с наблюдениями за домашними животными. Высказывания А.Н. Бекетова были созвучны с идеями немецкого педагога-естественника А. Любена (1804–1873). Его учебники были изданы в России, и И.Б. Райков назвал новое направление в методике преподавания естествознания «любеновским направлением».

Главное место А. Любен в изучении естествознания отводил самостоятельной работе учащихся в школе и на экскурсиях с целью формирования у них исследовательских навыков. Вслед за чешским педагогом Я.А. Коменским (1592–1670) Любен утверждал, что в изучении естествознания следует идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному (то есть индуктивным путем). По методу Любена были написаны учебники по ботанике – Н.И. Раевским (1865), А.Н. Бекетовым (1868), по зоологии – Д.С. Михайловым (1862), К.К. Сент-Илером (1869), И.И. Мечниковым (1871). Все эти учебники были достаточно краткими и ориентированы на наглядное изучение предмета. Однако рекомендации по использованию наглядности мало кем выполнялись, потому что наглядность практически отсутствовала в школе. Основное внимание в этих учебниках уделялось систематике и морфологии.

Решением означенных проблем занимался А.Я. Герд (1841–1888). Главной целью изучения естествознания в школе он считал развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании. А.Я. Герд был уверен в том, что обучение должно быть развивающим, тогда оно будет содействовать улучшению общего образования в отечественной школе. Именно поэтому он предложил новую структуру школьного курса естествознания:

- 2–3 классы – «Неорганический мир»;

- 4 класс – «Растительный мир»;

- 5 класс – «Животный мир»;

- 6 класс – «Человек»;

- 7 класс – «История Земли».

А.Я. Герд не написал общей методики, но все его творчество дало обширный материал для создания стройной методической системы образования по естествознанию, основанной на дарвиновской материалистической идее, планомерно развивающей научное мировоззрение и навыки самостоятельной работы учащихся через непосредственное изучение объектов живой природы. Ученый смог решить проблему содержания, создать структуру предмета с научным обоснованием и определить методику изучения естествознания в школе.

Таким образом, к концу XIX века в России, благодаря научным работам А.Я. Герда, четко обозначилась особая научная область – методика обучения естествознанию. Однако в 1871 году естествознание вновь убрали из числа школьных предметов. Только в 1901 г. естествознание снова стали преподавать в младших классах школы.

В первой половине XX века начался следующий период развития методики преподавания биологии в России, связанный с активной борьбой за введение естествознания в школу, за высокий уровень содержания биологических знаний и активные методы обучения.

Глубокие социально-экономические изменения в обществе создали условия для быстрого научно-технического прогресса России. Существовало глубокое противоречие между уровнем научной мысли и возможностью ее осуществить на практике. Началось создание частных гимназий, реальных и коммерческих училищ, дающих более широкое образование.

В 1901 г. была утверждена программа естествознания для 1–3 классов средней школы, подготовленная Д.Н. Кайгородрвым (1846–1924). Она была составлена не по предметам естественных наук, а по природным сообществам. Эта система была заимствована Д.Н. Кайгородовым из работ немецкого педагога Ф. Юнге (1832–1905), и некоторые идеи были искажены. В частности, не был учтен тот факт, что климатические условия Германии и России значительно различаются. Ф. Юнге считал, что большое внимание должно отводиться изучению биоценозов, которые он назвал «общежитиями». В 1904 г. под давлением учителей программа Д.Н. Кайгородова была пересмотрена и переработана по схеме А.Я. Герда (1787).

В 1907 г. в России увидела свет первая общая методика естествознания, написанная В.В. Половцовым. Автор предлагал руководствоваться тремя принципами (он назвал это «биологическим методом») отбора содержания учебного предмета:

1) формы должны изучаться в связи с их отправлениями;

2) образ жизни животного или растения должен изучаться в связи с его обитанием;

3) для изучения в школе надо выбирать те органы, которые дают богатый биологический материал.

Разработанный В.В. Половцовым «биологический метод» был направлен на экологический подход в обучении естествознанию.

После Октябрьской революции 1917 года многочисленные сословные школы сменила единая трудовая общеобразовательная школа. Естествознание стало одним из основных учебных предметов и получило название «Биология». В 1918 – 1920 гг. были созданы первые программы по биологии, переизданы многие учебники и общая методика В.В. Половцова.

В 20–30-е гг. главной проблемой биологического образования стало осуществление единства теории и практики. В связи с этим в 1923 г. были изданы программы для советской трудовой школы. Учебное содержание предмета «Биология» распределялось не по предметам, а по трём производственным темам: природа, труд, общество. Учебный материал изучался комплексно. В 5 классе темой была «Связь деревни с городом», в 6 классе – «Индустриализация СССР и интенсификация сельского хозяйства». Вопросы тем «Жизнь растений», «Строение и жизнь животных» включались в вышеназванные темы по каждому классу. В 7 классе изучали тему «Империализм и борьба рабочего класса», в 8 классе – «Жизнь Земли и физико-химические основы жизненных процессов», в 9 классе – «Основные эволюционные учения». Центральное место при этом отводилось самостоятельной работе. Закрепление знаний считалось «вредной зубрежкой».

В 1929 г. на смену исследовательскому методу в отечественную школу пришёл «метод проектов», согласно которому школьники изучали биологию в процессе выполнения работ по животноводству или растениеводству. Работы выполнялись учащимися без руководства учителем. Предметная и классно-урочная системы обучения при этом упразднялись. Практиковалось «бригадное» обучение, когда один ученик сдавал зачеты и экзамены за всю бригаду. Но систематических знаний о живом мире учащиеся при этом не получали, поскольку широко использовался краеведческий материал, а фундаментальные знания учащихся были очень разрозненными. В результате учащиеся получали довольно обширные знания в какой-либо узкой области биологии, а в целом выпускники школ были биологически неграмотными и не подготовленными к получению высшего биологического образования.

Поскольку страна нуждалась в высококвалифицированных специалистах, в 1931–1932 гг. Наркомпроссом были созданы школьные программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний. Основной формой организации учебной работы вновь стал урок под руководством учителя, по строгому расписанию с постоянным составом учащихся.

В 1933 г. в школе восстановилось предметное обучение, стала активно развиваться методика обучения биологии как научная дисциплина. В 1935 г. начал издаваться журнал «Биология и химия в школе». С 1937 г. стали открываться институты усовершенствования учителей. Широкое распространение в этот период получили частные методики: «Методика естествознания» П.И. Боровицкого (1934), «Методика ботаники» Б.В. Всесвятского и В.Н. Вучетича (1936), «Методика зоологии» М.М. Беляева и Н.Г. Кременецкого (1936), «Методика преподавания анатомии и физиологии человека» М.Я. Цузмер, П.И. Суворовой, И.В. Козыря (1938), «Методика эволюционного учения» М.И. Мельникова и А.А. Шабанова (1935), «Методика преподавания основ дарвинизма» Д.А. Судовского (1941), «Практика преподавания ботаники» Н.М. Верзилина (1938), «Практика преподавания зоологии» Н.А. Рыкова (1938), «Агробиологический участок средней школы» Н.М. Верзилина (1935). Все эти труды были направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса в области биологии. В них содержались новые научные идеи и практические рекомендации по организации различных форм обучения.

В 1944 г. была открыта Академия педагогических наук России с аспирантурой для подготовки научных кадров. Вышли в свет работы по истории методики естествознания.

Характерной особенностью методики преподавания биологии в конце первой половины XX века являлось коллективное решение различных методических проблем на основе экспериментальных исследований. К особенностям методики биологии тех лет можно отнести и дифференциацию методики биологии на частные методики по отдельным учебным предметам и вопросам. Выделилась особая часть методики – история методики обучения естествознанию. Возникли предпосылки к возникновению методики преподавания биологии как учебной дисциплины, с чем связан очередной этап развития данной науки.

Во второй половине XX в. методика преподавания биологии вновь решала важнейший вопрос – о содержании школьного предмета «Биология». Актуальность этого вопроса была вызвана необходимостью решения в стране продовольственной программы. Особенно остро данный вопрос стоял в послевоенное время (после 1945 г.), когда разоренная Великой Отечественной войной страна поднималась из руин. Школьникам нужно было дать знания по биологии сельскохозяйственных растений и животных, сформировать у них представления о различных приемах агротехники. Тогда изучение биологии заканчивалось в 9 классе общеобразовательной школы. В курсе биологии 9 класса («Основы дарвинизма»), помимо учения Ч. Дарвина, рассматривались процессы развития сельскохозяйственных растений и некоторые приемы создания новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Такая узкая производственная направленность содержания школьного курса биологии не удовлетворяла научную, биологическую и педагогическую общественность. К этому времени в биологической науке были совершены многие важные открытия. Так, была создана синтетическая теория эволюции (И.И. Шмальгаузен, Н.П. Дубинин, С.С. Четвериков, К.М. Завадский); сконструирован электронный микроскоп (изучены органоиды клетки, структура нуклеиновых кислот); сформулирована теория гена; распространилось учение В.И. Вернадского о биосфере, учение В.Н. Сукачева о биогенезе. В связи с этим требовалось повысить элементарную грамотность школьников по генетике, цитологии и экологии, поскольку школьный курс биологии не отражал названных научных открытий.

В 50-е гг. XX в. ученые под руководством Н.М. Верзилина сформулировали теорию развития биологических понятий. Развитие понятий стали считать основной движущей силой всего процесса обучения. В 60-х гг. журнал «Биология в школе» открыл дискуссию о коренном пересмотре содержания школьного биологического образования. Участники дискуссии отмечали, что материалов о сельскохозяйственных растениях и животных в школьном курсе биологии в избытке, а необходимых знаний по основам биологии недостаточно. Содержание школьного предмета не соответствовало теоретическому уровню современной биологической науки.

В 1965 г. появилась новая программа по биологии для общеобразовательной школы. Автором программы стал Ю.И. Полянский. По этой программе были написаны: учебник ботаники (автор В.А. Корчагина), учебник по зоологии (авторы Н.А. Рыков, В.Ф. Шалаев), учебник общей биологии (авторы Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская).

Особенно отличался от прежнего новый курс «Общая биология», который давал представление о современной теоретической биологии – об эволюционном учении, цитологии, молекулярной биологии, генетике, селекции, экологии, знакомил с учением о биосфере. Курсы ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека были скорректированы по содержанию подобно гердовским программам. Они были дополнены вопросами по экологии организмов, фитоценологии и биогеоценологии.

Повышение теоретического уровня биологического образования высветило ряд проблем по методике преподавания биологии.

Исследованием развития биологических понятий в школьном предмете и методов обучения занимался Н.М. Верзилин. Над проблемой систематизации учебно-воспитательного процесса работал И.Д. Зверев. Развитие мышления у школьников изучал Е.П. Бруновт. Активизацию методов обучения на уроках биологии исследовала В.М. Корсунская. Она же разработала методику уроков по общей биологии. Особенности преподавания биологии в сельской школе изучал Д.И. Трайтак, развитие системы экологических понятий в школьном курсе биологии – И.Н. Пономарева. Проблемой использования межпредметных связей и их значения в обучении биологии занималась В.Н. Максимова. Проблемное обучение биологии разрабатывала Л.В. Реброва, программированное обучение биологии изучала Д.П. Гольнева. Вопросы, связанные с развитием ответственного отношения к природе исследовали И.Т. Суравегина и А.Н. Захлебный. Проблемы организации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии изучал В.В. Пасечник, систему подготовки учителя биологии разрабатывал В.П. Соломин. Разработчиками документов стандартизации биологического образования являются Г.С. Калинова и В.С. Кучменко. Вопросы, связанные с осуществлением эколого-валеологического подхода в обучении биологии исследовала З.И. Тюмасева. Информатизацией процесса обучения биологии в школе занимается В.А. Смирнов.

Новые программы и учебники улучшили подготовку школьников по биологии. Однако, уже в середине 80-х гг. XX в. выяснилось, что учебное биологическое содержание перегружено научными фактами, теориями и терминами. Новое содержание предмета «Биология» излагалось на каждом уроке без перерывов на обобщение и повторение. С одной стороны, понимание противоречий процессов обучения основам современной биологии и познавательной способности учащихся привело к существенному сокращению учебного материала. С другой стороны, это способствовало развитию поиска новых образовательных технологий. В России стали вводится стандарты образования, в том числе и биологического. Перед школой общество поставило задачу: развить у детей понимание гуманистических ценностей.

Предстояло переработать принципы и подходы в осуществлении биологического образования, а также определить методику достижения поставленных целей с учетом возрастных особенностей школьников. Решению этих проблем, согласно модернизации средней школы, будет служить её переход на двенадцатилетнее обучение.

Цели перехода на двенадцатилетнее общее образование следующие:

1) повышение научного уровня подготовки выпускников в условиях научно-технического прогресса;

2) обеспечение эквивалентности отечественного образования в развитых странах, где продолжительность обучения составляет 12 лет, интеграция с мировой системой общего образования;

3) сохранение положительных традиций российского школьного биологического образования, повышение престижа и интереса учащихся к предмету;

4) устранение перегрузки учащихся за счет увеличения срока обязательного обучения в основной школе до 10 лет, что позволит улучшить состояние их здоровья.

Таким образом, в связи с переходом российской школы на двенадцатилетнюю систему образования необходимо сориентировать цели и задачи среднего биологического образования на удовлетворение интересов и потребностей отдельной личности, на ее развитие, формирование мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих проблем. От их решения зависит качество дальнейшего развития школьного биологического образования в России.
Вопросы для самоконтроля
1 Какова связь методики преподавания биологии с другими науками?

2 Какими методами исследования пользуется методика преподавания биологии?

3 Кем и как обосновывалась структура школьных предметов «Естествознание» и «Биология»?

4 Назовите основные положения методики А.Я. Герда.

5 Охарактеризуйте развитие отечественной методики преподавания биологии в XIX и XX вв.

6 Обозначьте основные проблемы методики преподавания биологии в советской школе (в период ее становления).

7 Каковы ведущие проблемы методики преподавания биологии в российских школах XX в.?
Практические задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
1 Составьте логическую схему, отражающую иерархию элементов системы обучения биологии

2 Выскажите письменно свою точку зрения на вопрос: можно ли считать тождественными понятия «образовательный процесс» и «учебно-воспитательный процесс»? Свой выбор – «да», «нет» – аргументируйте.

Темы для выполнения рефератов
1 Анализ содержания и основных положений профессиограммы учителя биологии.

2 А.Я. Герд как крупнейший методист естествознания конца ХIX века.

Семинарское занятие № 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconПояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во мгоу, 2013. – 24с
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных...
Обсуждены и приняты на заседании кафедры Теория и методика преподавания биологии, химии и географии иро рб
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconМетодика преподавания социологии
Методика преподавания социологии Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из...
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconМетодика преподавания иностранных языков
Методика преподавания иностранных языков: рабочая программа / авт сост. Б. Л. Иванова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 25 с
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconРабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение»
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconМетодика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества»
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconПояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка...
Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Е. В. Лёвкина методика преподавания биологии iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск