Обсуждены и приняты на заседании кафедры Теория и методика преподавания биологии, химии и географии ИРО РБ
Протокол № 3 от 15.06.2010 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
в 6-11 классах Практическая часть представлена следующими видами работ:
Вид учебной деятельности
| Цель организации.
Формируемые у учащихся навыки
| Особенности организации работы
| Демонстрационный опыт
| Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов.
Формирование навыков проведения наблюдения, опыта.
| Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания
| Практические работы
| Применение теоретических навыков на практике. Проведение простейших экспериментов.
Формирование навыков проведения наблюдения статических и динамических объектов, описание, инструментальные методы.
| В 6-7 классах – организация учащимися самостоятельных долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры публичных выступлений учащихся.
| Лабораторные работы
| Исследовательская работа учащихся на уроке.
Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся.
| Проводятся на уроке.
Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод.
| Экскурсии
| Особая форма урока – экскурсия. Основная цель - показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе.
Формирование экологической и исследовательской культуры школьников, навыков проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций, аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы
| Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений и навыков. Оценивание результатов творческих отчетов учащихся.
|
При оценивании работ биологического практикума целесообразно учитывать:
Умение определять этапы работы, их выполнение.
Самостоятельный подбор оборудования и материалов.
Организация рабочего места.
Самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков.
Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте.
Отношение к труду, соблюдение правил трудовой дисциплины.
Умение анализировать полученные результаты работы.
Оформление отчета о выполненной работе.
Отчеты по результатам обязательных практических и лабораторных работ по биологии проверяются у каждого ученика и отметки выставляются в журнал. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. По результатам контрольных работ учащимся 6-11 классов выставляются отметки в баллах в тетради. Эти отметки заносятся в классный журнал соответствующих классов. Отметка за выполнение обучающей письменной работы выставляется на усмотрение учителя и должна носить стимулирующий характер.
Для необязательных лабораторных, практических работ оценивание деятельности и результатов работы каждого ученика не обязательно.
В данных рекомендациях представлен перечень обязательных лабораторных и практических работ.
Следует отметить, что формулировки обязательных лабораторных и практических работ должны соответствовать приводимым в данном издании, формулировки лабораторных работ не являющихся обязательными, должны по смыслу, но не обязательно дословно, совпадать с приводимыми в авторских и (или) примерных программах, так как предполагается возможность комбинирования некоторых лабораторных работ.
Перечень обязательных лабораторных и практических работ
6 класс
Лабораторные работы:
Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)
Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)
Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)
Практические работы:
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений
Размножение комнатных растений
Наблюдение за ростом и развитием растений
7 класс
Лабораторные работы:
Изучение особенностей строения и жизни моллюсков
Изучение внешнего строения членистоногих (ракообразных или насекомых)
Изучение внешнего строения рыб в связи с образом жизни
Изучение внутреннего строения рыб
Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Практические работы:
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных
8 класс
Лабораторные работы:
Изучение микроскопического строения тканей
Изучение действия слюны на крахмал
Практические работы:
Измерение S поверхности тела по массе и росту своего организма
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
Определение нарушений осанки и плоскостопия
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мыщц
Определение норм рационального питания
9 класс
Лабораторные работы:
Сравнение строения клеток растений и животных
Определение каталитической активности пероксидазы
Практические работы:
Выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Решение экологических задач
10 -11 класс Базовый уровень
(Распределение лабораторных и практических работ между 10 и 11 классами зависит от УМК, по которому работает ОУ) Лабораторные работы:
Определение каталитической активности пероксидазы
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Практические работы:
Решение элементарных генетических задач
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Решение экологических задач
10 - 11 класс Профильный уровень
(Распределение лабораторных и практических работ между 10 и 11 классами зависит от УМК, по которому работает ОУ)
Лабораторные работы:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Опыты по определению каталитической активности ферментов
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
Изучение клеток дрожжей под микроскопом
Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Практические работы:
Сравнение процессов брожения и дыхания
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Сравнение процессов митоза и мейоза
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
Сравнение процессов бесполого и полового размножения
Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных
Сравнительная характеристика пород (сортов)
Составление схем скрещивания
Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание
Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков
Решение генетических задач на сцепленное наследование
Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом
Решение генетических задач на взаимодействие генов
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
Сравнение процессов экологического и географического видообразования
Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции
Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции
Выявление ароморфозов у растений
Выявление идиоадаптаций у растений
Выявление ароморфозов у животных
Выявление идиоадаптаций у животных
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Анализ и оценка различных гипотез
Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Решение экологических задач
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных
экологических факторов. Выявление абиотических и биотических компонентов
экосистем (на отдельных примерах).
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.
Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота.
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
|