«Согласовано»
Руководитель МО
_____________М.В.Куличкина Протокол № ___ от
«____»____________2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МБОУ СОШ №166
_____________ Г.Г.Зарипова «____»____________2012г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №166
_____________ Н.А.Ильина Приказ № ___ от «__»_____2012 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 9 кл
средней общеобразовательной школы № 166
Советского района г.Казани
учителя 2 квалификационной категории
Зариповой Гулюси Гирфанутдиновны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2012 г. 2012-2013 учебный год
Учебно – тематическое планированиепо биологии Класс: 9
Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
Количество часов
Всего: 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков:обобщения: 4 , практических работ:3; лабораторных работ: 5.
Административных контрольных работ: ч.
Планирование составлено на основе: Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 9 классах отводится 68 часов (по 2 часа в неделю); на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М: Дрофа, 2009г.
Учебник: Биология. Общие закономерности» под ред.С.Г.Мамонтова, В.Б.Захрова, Н.И.Сонина, «Дрофа» 2007 г, рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности», «Дрофа, 2009 г. Дополнительная литература:
Учебно-методический комплект
Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград, Учитель, 2008г.
Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.
Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биология: Пособие для учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973.
Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
Дополнительная литература для учителя Ярыгин, В. Н., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 1: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
Ярыгин, В. П., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
Сухова, Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001./ (Сер. «Библиотека учителя»).
Полянский, Ю. И., Браун, А. Д., Верзилин, Н. М. и др. Общая биология: Учебник для 10-11 классов средней школы / под ред. Ю. И. Полянского. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1990.
Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.
Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.
Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9кл.
№ п/п
| Кол-во уроков
| Тема урока
| Домашнее задание
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля
| Планируемые результаты освоения материала
| Дата проведения
| Тип урока
|
|
| 1
| 1
| Введение. Биология – наука о жизни
| С.3-5 чит\переск.
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Давать определение термину биология; приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мир
|
|
| Изучение нового материала
| Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (19 часов)
| 2
| 1
| Многообразие живого мира
| Повторить уровни организации
| -Составление конспекта урока
- Работа в группах
| Текущий контроль
| Давать определения понятию жизнь, называть свойства живого, описывать проявление свойств живого, выделять особенности развития живых организмов.
|
|
| Комбинир.
| 3
| 1
| Основные свойства живых организмов
| С.8-11.термины учить
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
|
|
| Комбинир.
| 4
| 1
| Развитие биологии в додарвиновский период
| Гл.2, ответить на вопросы
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Развитие биологии до возникновения учения Дарвина. Трансформисты, креационисты. Вклад Линнея в развитие биологии
|
|
| Комбинир.
| 5
| 1
| Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
| П.2.ответить на вопросы
| -Составление конспекта урока
- Работа в группах
| Текущий контроль
| Давать определение понятию эволюция. Характеризовать сущность теории Ламарка.
|
|
| Комбинир.
| 6
| 1
| Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционно учения Ч. Дарвина
| С.20 ответить на вопросы
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина, приводить примеры научных фактов, которые были собраны Дарвином.
|
|
| Комбинир.
| 7
| 1
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
| П.4.с.24 ответить на вопросы
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.
|
|
| Комбинир.
| 8
| 1
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
| П.5.с.28 ответить на вопросы
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Давать определения понятиям: ЕО, наследств изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения ЭУ, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование.
|
|
| Комбинир.
| 9
| 1
| Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора
| П.7, записи в тетради
| Практическая работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
| Текущий контроль
| Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окр среды. Называть основные типы приспособлений организмов, приводить примеры приспособленности. Выявлять относительный характер приспособлений
|
|
| практикум
| 10
| 1
| Вид, его критерии и структура
| П.10.с.55 ответить на вопросы
| -Составление конспекта урока
- Работа в группах
| Текущий контроль
| Приводить примеры видов растений и животных. Давать определение понятию вид. Перечислять критерии вида.
|
|
| Изучение нового материала
| 11
| 1
| Лабораторная работа №1 «Морфологический критерий вида»
| С.26-27 методичка
| Лабораторная работа
| Текущий контроль
| Уметь характеризовать морфологический критерий растений
|
|
| практикум
| 12
| 1
| Главные направления эволюции
| П.12.с.66 ответить на вопросы
| - Анализ таблиц
- Составление схем
- Словарная работа
| Текущий контроль
| Давать определение понятиям: макроэволюция, биологический прогресс и регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы в том или ином эвол. направлении.
|
|
| Изучение нового материала
| 13
| 1
| Общие закономерности биологической эволюции
| П.13,с.70,ответить на вопросы
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Давать определение понятиям: дивергенция, конвергенция, параллелизм, гомологичные и аналогичные органы. Уметь приводить примеры.
|
|
| Комбинир.
| 14
| 1
| Современная система растений и животных – отображение макроэволюции
| Повторить п.8-10
| - самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Гипотеза происхождения жизни А. И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.
|
|
| Комбинир.
| 15
| 1
| Современные представления о возникновении жизни на Земле
| П.14.заполнить таблицу
|
-сообщения учащихся
- самостоятельная работа с текстом и в тетради
| Текущий контроль
| Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
|
|
| Комбинир.
| 16
| 1
| Жизнь в архейскую и протерозойскую эру
| П.16.ответить на вопросы
| -Составление конспекта урока
- Работа в группах
| Текущий контроль
| Описывать начальные этапы биологической эволюции. Давать определение понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.
|
|
| лекция
| 17
| 1
| Жизнь в палеозойскую эру
| П.17,с.88,ответить на вопросы
| -Составление конспекта урока
- Работа в группах
| Текущий контроль
| Давать определение термину ароморфоз. Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое, ароморфозов растений и животных.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.
|
|
| лекция
| 18
| 1
| Жизнь в мезозойскую эру
| П.18,с.92,ответить на вопросы
| -Составление конспекта урока
- Работа в группах
| Текущий контроль
| Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое кайнозое, ароморфозов растений и животных.
|
|
| лекция
| 19
| 1
| Жизнь в кайнозойскую эру
| П.19,с.94,ответить на вопросы
| -Составление конспекта урока
- Работа в группах
| Текущий контроль
|
|
| лекция
| 20
| 1
| Обобщение по теме: Эволюция живого мира на Земле
|
| Самостоятельная работа с тестами
| Тестовый контроль
| Обобщение и закрепление ранее изученного материала
|
|
| повторения изученного материала
|
| |