Методика преподавания социологии





НазваниеМетодика преподавания социологии
страница1/6
Дата публикации23.11.2014
Размер0.74 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Социологический факультет

Кафедра социологии безопасности, образования и воспитания


Москва- 2009



Федулова А.В.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс



УДК 316:303.4

ББК 60.56

Методика преподавания социологии Федулова А.В. Учебно-методический комплекс. -М.:МГУ, 2009.

Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Методика преподавания социологии», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, тематику рефератов и курсовых работ, вопросы для промежуточного тестового контроля и экзаменационные вопросы, списки основной и дополнительной литературы, краткий словарь терминов, изучаемых в данном курсе. Предназначен в помощь для усвоения курса «Методика преподавания социологии» студентам, обучающимся по специальности 040201.65 Социология.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Организационно-методические рекомендации…………………………………………. 4
2. Учебно-методические планы…………………………………………………………….8
3. Программа курса «Методика преподавания социологии»…………………………….. 10
4.Планы семинарских занятий …………………………………………………………...... 22

5. Методические рекомендации для студентов очно-заочной формы обучения ……….. 32



6. Тематика рефератов и контрольных работ……………………………………………….35

7. Тематика курсовых работ ……………………………………………………………....... 36
8. Вопросы для промежуточного тестового контроля …………………………………… 37
9. Вопросы для подготовки к экзамену……… …………………………………………….46
10. Краткий словарь понятий и терминов, изучаемых в данном курсе ……………………………………………………………………………………………….. 49


1. Организационно-методические рекомендации

Характеристика курса.

В современном мире социология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Социология в целом и социологическая теория, в том числе проникает во все большее число стран мира. Задача социологии состоит в выработке научных представлений об обществе и его устройстве, о взаимоотношении общества и личности, об источниках и движущих силах социальных и политических преобразований, совершающихся в современном мире, о соотношении намерений субъектов социальных действий с ближайшими и отдаленными последствиями этих действий. Возрастает значимость социологии и в нашей стране, о чем свидетельствует открытие этой специальности в различных учебных заведениях.

Учебный курс «Методика преподавания социологии» предполагает знакомство педагогических кадров высшей школы с основными целями подготовки студентов, отраженных в Государственном образовательном стандарте третьего поколения по социологии, Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», проблемами структурирования социологического знания, соотношения национального и интернационального компонентов в самом содержании социологии, со специфическими приемами и методами преподавания в сфере социологии. Значимость этой дисциплины обусловлена необходимостью подготовки будущих специалистов для чтения общих и специализированных курсов в высших учебных заведениях, которые все шире внедряются в учебные планы разных специальностей и направлений.

Сложность преподавания данного курса заключается в системном осмыслении подготовки и организации самой системы вузовского образования, включающей как понимание общих вопросов преподавания в вузе, так и специфику методов преподавания общественных наук. Методика преподавания социологии как учебный предмет и тем более как научная дисциплина еще недостаточно изучена, несмотря на то, что в Московском университете интерес к ней проявляли научные сотрудники ИППК (например, Р.И. Руденко), зарубежные белорусские социологи (Елсуков А.Н.).

Данный курс содержит методические основы преподавания в высшей школе и концептуальные основания преподавания социологии в вузе.

Изучение курса завершается экзаменом по содержанию дисциплины.

Основные виды учебных занятий по дисциплине – лекции, семинары, подготовка рефератов, практические работы. Лекции читаются по основным вопросам курса и раскрывают теоретическое содержание дисциплины, дополненное практическими исследованиями современных авторов. Семинары предназначены для углубления и закрепления полученных знаний. Методика преподавания строится на активном вовлечении студентов в проведение каждого занятия: рефераты, эссе, доклады, «круглые столы», дискуссии по проблемам, имитации и анализ конкретных ситуаций и т.д.

Практические работы позволяют студентам овладеть методологическими принципами передачи знаний другим, знакомят с возможностями и ограничениями использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе. Каждый студент имеет возможность продемонстрировать фрагмент лекции и семинара по той социологической дисциплине, которую он будет преподавать студентам младших курсов во время прохождения педагогической практики на одной из кафедр социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Обращается внимание студента на предпочтительное использование активных форм проведения лекций и семинаров, использование технических средств обучения. Также студент готовит развернутые рецензии на современную социологическую литературу, необходимую при подготовке по выбранной им проблематике лекции. Студент самостоятельно составляет учебный тест для промежуточного контроля знаний, связанный с темой лекции. На каждом этапе практической работы студент получает обратную связь о качестве выполненной работы от преподавателя и коллег-студентов.

В конце курса каждый студент предоставляет папку с методическими разработками, которая содержит:

  1. Развернутые рецензии на современную социологическую литературу, необходимую при подготовке лекции на тему, выбранную студентом.

  2. Подробный план лекции, фрагмент которой был опробован во время практических занятий.

  3. Подробный план семинара, фрагмент которого был опробован во время практических занятий.

  4. Учебный тест для промежуточного контроля знаний, связанный с темой лекции (не менее 10 вопросов).



Требования к уровню освоения содержания курса

Изучив курс «Методика преподавания социологии» студент осваивает следующие компетенции:

  1. Общекультурные:

    1. Общенаучные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

1.2. Инструментальные:

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинства и устранения недостатков;

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

1.3. Социально-личностные:

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.


  1. Профессиональные:

2.1. Общепрофесиональные:

- знает философско-методологические основания педагогической науки и ее задачи, социокультурные функции образования;

- знает проблемы и тенденции развития педагогической высшей школы в России и за рубежом, изменения в структуре российского образования, обусловленные Болонским процессом;

- владеет понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

  • знает особенности студенческого возраста и умеет решать проблемы воспитания в высшей школе;

  • знает составляющие педагогического мастерства преподавателя вуза;

  • владеет методами развития творческого мышления студентов в процессе обучения.



2.2.Специально-профессиональные:

- знает организацию, планирование и программирование учебного процесса по специальности (направлению) Социология в высшей школе;

  • знаком с основными формами проведения, методическими основами чтения лекции по социологии, способен ее подготовить и провести;

  • знаком с методикой проведения и подготовки семинарских и практических занятий по социологии;

  • владеет формами и методами активного обучения социологии;

  • умеет организовать научно-исследовательскую и самостоятельную работу студентов по социологии;

  • знаком с видами и формами контроля знаний в процессе обучения социологии, способен разработать тест для промежуточного контроля знаний студентов по социологии;

  • умеет подготовить учебно-методический комплекс по социологическим дисциплинам.

Формы текущего и итогового контроля знаний органически включены в учебный процесс. Организованность и равномерность учебной нагрузки определяются тем, что итоговая экзаменационная оценка зависит от следующего:

  1. посещения занятий (наличие конспектов всех лекций);

  2. участия в практических занятиях (проверяется наличие материалов по подготовке к практическим занятиям);

  3. сдачи папки с методическими разработками

2. Учебно-тематические планы.

2.1. Учебно-тематический план для студентов по специальности 040201.65 – социология очной формы обучения


Наименование

Разделов и тем



Всего часов

учебных занятий

В том числе аудит. учебных занятий

Из них по видам учебных занятий

Лекции

Семинары

Самостоят. работа

Введение. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания социологии»







2







Модуль I. Основная образовательная программа по социологии: структура, содержание, порядок разработки.
















1.Основные направления совершенствования социологического образования в высшей школе.







2

2




2. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по социологии и система зачетных единиц







2

2




3. Реализация многоуровневых образовательных программ ВПО по социологии на основе кредитно-модульного принципа







2

2





Модуль II. Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение.
















4. Лекция как традиционная форма преподавания социологии.







4

4




5. Методика проведения и подготовки семинарских и практических занятий по социологии







4

4




6. Организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студентов-социологов в вузе







4

4




7. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения социологии







2

4




Модуль III. Организация деятельности преподавателя социологии










-




8.Основные виды деятельности преподавателя социологии.







2

2




9. Анализ профессиональной деятельности преподавателя социологии и проблема педагогического мастерства.







2

2






















Экзамен по дисциплине
















Всего по дисциплине







26

26























2.2. Учебно-тематический план для студентов по специальности 040201.65 – социология очно-заочной формы обучения


Наименование

Разделов и тем



Всего часов

учебных занятий

В том числе аудит. учебных занятий

Из них по видам учебных занятий

Лекции

Семинары

Самостоят. работа

Введение. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания социологии»







2







Модуль I. Основная образовательная программа по социологии: структура, содержание, порядок разработки.
















1.Основные направления совершенствования социологического образования в высшей школе.







2

2




2. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по социологии и система зачетных единиц







2

2




3. Реализация многоуровневых образовательных программ ВПО по социологии на основе кредитно-модульного принципа







2

2





Модуль II. Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение.
















4. Лекция как традиционная форма преподавания социологии.







4

4




5. Методика проведения и подготовки семинарских и практических занятий по социологии







4

4




6. Организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студентов-социологов в вузе







4

4




7. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения социологии







2

4




Модуль III. Организация деятельности преподавателя социологии










-




8.Основные виды деятельности преподавателя социологии.







2

2




9. Анализ профессиональной деятельности преподавателя социологии и проблема педагогического мастерства.







2

2






















Экзамен по дисциплине
















Всего по дисциплине







26

26

























  1. Программа курса «Методика преподавания социологии»

ЛЕКЦИИ.

Введение. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания социологии

Цели и задачи курса. Предмет методики преподавания социологии. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучении Ю.К. Бабанского. Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных методов обучения социологии. Фронтальная, групповая и индивидуальные формы обучения. Понятие «средства обучения».

Сложности подготовки преподавателя социологии. Основная и дополнительная литература Требования к уровню освоения содержания курса: общекультурные (общенаучные, инструментальные, социально-личностные компетенции), профессиональные (общепрофессиональные, специально-профессиональные) компетенции студента.

Особенности усвоения социологических знаний. Концепция гуманитарного образования. Составляющие социально-гуманитарного образования.

Научный статус социологии в ХХI в.. Концептуальные основания преподавания социологии в вузе. Структура современной социологии. Смена научных картин мира и социология. Полипарадигмальность и монизм современного социологического знания. Дискуссии о фундаментальной и прикладной социологии. Проблема «индигенизация» и «глокальности» социологии.
Модуль I. Основная образовательная программа по социологии: структура, содержание, порядок разработки.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методика преподавания социологии iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Методика преподавания социологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Методика преподавания социологии iconМетодика преподавания иностранных языков
Методика преподавания иностранных языков: рабочая программа / авт сост. Б. Л. Иванова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 25 с
Методика преподавания социологии iconРабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение»
Методика преподавания социологии iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Методика преподавания социологии iconМетодика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества»
Методика преподавания социологии iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Методика преподавания социологии iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Методика преподавания социологии iconПояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка...
Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Методика преподавания социологии iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Методика преподавания социологии iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Методика преподавания социологии iconМетодика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс
Методика преподавания иностранного языка: учебно-методический комплекс /авт сост. И. С. Макарова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 28 с
Методика преподавания социологии iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Методика преподавания социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методика преподавания социологии iconПрограмма «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск