Скачать 0.74 Mb.
|
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии безопасности, образования и воспитания Москва- 2009 Федулова А.В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ Учебно-методический комплекс УДК 316:303.4 ББК 60.56 Методика преподавания социологии Федулова А.В. Учебно-методический комплекс. -М.:МГУ, 2009. Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Методика преподавания социологии», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, тематику рефератов и курсовых работ, вопросы для промежуточного тестового контроля и экзаменационные вопросы, списки основной и дополнительной литературы, краткий словарь терминов, изучаемых в данном курсе. Предназначен в помощь для усвоения курса «Методика преподавания социологии» студентам, обучающимся по специальности 040201.65 Социология. СОДЕРЖАНИЕ 1.Организационно-методические рекомендации…………………………………………. 4 2. Учебно-методические планы…………………………………………………………….8 3. Программа курса «Методика преподавания социологии»…………………………….. 10 4.Планы семинарских занятий …………………………………………………………...... 22 5. Методические рекомендации для студентов очно-заочной формы обучения ……….. 326. Тематика рефератов и контрольных работ……………………………………………….35 7. Тематика курсовых работ ……………………………………………………………....... 36 8. Вопросы для промежуточного тестового контроля …………………………………… 37 9. Вопросы для подготовки к экзамену……… …………………………………………….46 10. Краткий словарь понятий и терминов, изучаемых в данном курсе ……………………………………………………………………………………………….. 49 1. Организационно-методические рекомендации Характеристика курса. В современном мире социология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Социология в целом и социологическая теория, в том числе проникает во все большее число стран мира. Задача социологии состоит в выработке научных представлений об обществе и его устройстве, о взаимоотношении общества и личности, об источниках и движущих силах социальных и политических преобразований, совершающихся в современном мире, о соотношении намерений субъектов социальных действий с ближайшими и отдаленными последствиями этих действий. Возрастает значимость социологии и в нашей стране, о чем свидетельствует открытие этой специальности в различных учебных заведениях. Учебный курс «Методика преподавания социологии» предполагает знакомство педагогических кадров высшей школы с основными целями подготовки студентов, отраженных в Государственном образовательном стандарте третьего поколения по социологии, Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», проблемами структурирования социологического знания, соотношения национального и интернационального компонентов в самом содержании социологии, со специфическими приемами и методами преподавания в сфере социологии. Значимость этой дисциплины обусловлена необходимостью подготовки будущих специалистов для чтения общих и специализированных курсов в высших учебных заведениях, которые все шире внедряются в учебные планы разных специальностей и направлений. Сложность преподавания данного курса заключается в системном осмыслении подготовки и организации самой системы вузовского образования, включающей как понимание общих вопросов преподавания в вузе, так и специфику методов преподавания общественных наук. Методика преподавания социологии как учебный предмет и тем более как научная дисциплина еще недостаточно изучена, несмотря на то, что в Московском университете интерес к ней проявляли научные сотрудники ИППК (например, Р.И. Руденко), зарубежные белорусские социологи (Елсуков А.Н.). Данный курс содержит методические основы преподавания в высшей школе и концептуальные основания преподавания социологии в вузе. Изучение курса завершается экзаменом по содержанию дисциплины. Основные виды учебных занятий по дисциплине – лекции, семинары, подготовка рефератов, практические работы. Лекции читаются по основным вопросам курса и раскрывают теоретическое содержание дисциплины, дополненное практическими исследованиями современных авторов. Семинары предназначены для углубления и закрепления полученных знаний. Методика преподавания строится на активном вовлечении студентов в проведение каждого занятия: рефераты, эссе, доклады, «круглые столы», дискуссии по проблемам, имитации и анализ конкретных ситуаций и т.д. Практические работы позволяют студентам овладеть методологическими принципами передачи знаний другим, знакомят с возможностями и ограничениями использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе. Каждый студент имеет возможность продемонстрировать фрагмент лекции и семинара по той социологической дисциплине, которую он будет преподавать студентам младших курсов во время прохождения педагогической практики на одной из кафедр социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Обращается внимание студента на предпочтительное использование активных форм проведения лекций и семинаров, использование технических средств обучения. Также студент готовит развернутые рецензии на современную социологическую литературу, необходимую при подготовке по выбранной им проблематике лекции. Студент самостоятельно составляет учебный тест для промежуточного контроля знаний, связанный с темой лекции. На каждом этапе практической работы студент получает обратную связь о качестве выполненной работы от преподавателя и коллег-студентов. В конце курса каждый студент предоставляет папку с методическими разработками, которая содержит:
Требования к уровню освоения содержания курса Изучив курс «Методика преподавания социологии» студент осваивает следующие компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; 1.2. Инструментальные: - умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинства и устранения недостатков; - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; 1.3. Социально-личностные: - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
2.1. Общепрофесиональные: - знает философско-методологические основания педагогической науки и ее задачи, социокультурные функции образования; - знает проблемы и тенденции развития педагогической высшей школы в России и за рубежом, изменения в структуре российского образования, обусловленные Болонским процессом; - владеет понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;
2.2.Специально-профессиональные: - знает организацию, планирование и программирование учебного процесса по специальности (направлению) Социология в высшей школе;
Формы текущего и итогового контроля знаний органически включены в учебный процесс. Организованность и равномерность учебной нагрузки определяются тем, что итоговая экзаменационная оценка зависит от следующего:
2. Учебно-тематические планы. 2.1. Учебно-тематический план для студентов по специальности 040201.65 – социология очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план для студентов по специальности 040201.65 – социология очно-заочной формы обучения
ЛЕКЦИИ. Введение. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания социологии Цели и задачи курса. Предмет методики преподавания социологии. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучении Ю.К. Бабанского. Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных методов обучения социологии. Фронтальная, групповая и индивидуальные формы обучения. Понятие «средства обучения». Сложности подготовки преподавателя социологии. Основная и дополнительная литература Требования к уровню освоения содержания курса: общекультурные (общенаучные, инструментальные, социально-личностные компетенции), профессиональные (общепрофессиональные, специально-профессиональные) компетенции студента. Особенности усвоения социологических знаний. Концепция гуманитарного образования. Составляющие социально-гуманитарного образования. Научный статус социологии в ХХI в.. Концептуальные основания преподавания социологии в вузе. Структура современной социологии. Смена научных картин мира и социология. Полипарадигмальность и монизм современного социологического знания. Дискуссии о фундаментальной и прикладной социологии. Проблема «индигенизация» и «глокальности» социологии. Модуль I. Основная образовательная программа по социологии: структура, содержание, порядок разработки. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | Методика преподавания иностранных языков Методика преподавания иностранных языков: рабочая программа / авт сост. Б. Л. Иванова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 25 с | ||
Рабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение» | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины | Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка... Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | ||
Методические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики» Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика | Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания... Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические... | ||
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс Методика преподавания иностранного языка: учебно-методический комплекс /авт сост. И. С. Макарова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 28 с | Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | Программа «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания... |