Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в





Скачать 260.19 Kb.
НазваниеАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в
страница1/3
Дата публикации02.07.2015
Размер260.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в аудитории: искусство преподавания. - Харьков.- 2003.- с. 95-113

Активизация повседневного знания аудитории в процессе преподавания социологии:

теоретико-методологическое основы и методические приемы

Сорока Ю. Г.
Изменение парадигмы высшего образования, движение от преподавания к учению (в терминологии Р. Бара и Дж. Тага [1]), то есть построение схемы и методов образовательного процесса, в центре которого находится студент, а главной задачей видится изменение параметров мышления студента, имеет, на мой взгляд, глубокие основания. Эти изменения обусловлены спецификой современной социокультурной ситуации и рядом ее следствий, в том числе особенностями положения науки в современном обществе, насущными проблемами самого образования и изменениями в студенческой мотивации к учебной деятельности и связанными с ним особенностями отношения студентов к преподавателю. Каждый из нас (я имею в виду преподавателей) сталкивается в повседневной работе с проблемами, вызываемыми этими процессами, по-своему их осмысляет и строит свою стратегию профессионального поведения в этом контексте. Ниже я предлагаю вариант концептуализации этих процессов и ним обусловленную стратегию преподавательской деятельности в контексте социологического образования. Центральная идея стратегии – актуализация у студентов повседневного знания, повседневного опыта, посредством которого мотивируется рефлексия по поводу социальной реальности, а за ней и социологическое знание (понятия, идеи, концепции) как научное осмысление общественной жизни.

Новая парадигма высшего образования: почему?

Прежде всего, обратим внимание на объективные рамки процесса преподавания, которые в большой степени задают границы нашей свободы в выборе форм общения и методических приемов. Есть вещи, которые мы (преподаватели) изменить не можем. Например, мы не можем не приходить на лекции в определенное время, не делать перерыв через 45 минут и т.д. Нам приходится работать с большими аудиториями (80- 150 человек), при этом зачастую единственной формой общения является лекционное занятие, что существенно ограничивает возможности непосредственного общения со студентами в процессе изложения материала, проведения дискуссий и т.д. К объективным рамкам образовательного процесса я отношу и изменение в отношениях студенческой аудитории к преподавателю, разрушения традиционного пиетета по отношению к человеку за кафедрой. На мой взгляд, это связано с нарушением традиционной иерархии отношений между возрастными группами в обществе, между «старшими» и «младшими». И еще одним аспектом объективной рамки образовательного процесса является «базовая конвенция», определяющая ожидания студентов по отношению к преподавателю: преподаватель дает информацию во время лекций, а студент возвращает ее на семинарах, зачетах, экзаменах. Эта установка уже во многом не актуальна для преподавателя, но продолжает сохранять актуальность для студентов и становится важным фактором учебного процесса, выбора форм работы с аудиторией, методических приемов, ориентированных на новую парадигму образования.

С другой стороны, мы наблюдаем существенное изменение места науки в современном мире, изменение отношения к науке, что не может не влиять на установки студенческой аудитории, проявляющиеся в процессе обучения. Наука как форма общественного сознания, как способ освоения действительности утрачивает былой авторитет, свойственный эпохе модерна и связанный с приоритетом рациональной установкой познания над иррациональной. Это связано с развитием средств массовой коммуникации, аудио-визуальным характером культуры и другими факторами социокультурной ситуации постмодерна. Наука и технология продолжают оставаться одной из основ и движущих сил развития современного общества, но сияющий ореол ученого как героя, первооткрывателя, ведущего за собой человечество, безусловно, остался в прошлом. Современное общество актуализирует иррациональное, магическое мышление и, что особо актуально в ситуации общения с аудиторией (в частности - студенческой) – переориентирует восприятие мира (см. [2, 3]) и установки повседневного восприятия в сторону многомерности (аудиовизуальное восприятие), непосредственной чувственной образности. О положении науки в современном обществе пишет Камилла Палия, амерканский философ, социолог, культуролог:

«Культ слова привел науку в тяжелое состояние, когда она в радикальном культурном повороте нашего времени постоянно уступает масс-медиа. Она говорит, что академики постоянно ведут арьергардные бои. Традиционное разделение дисциплин осуждено на исчезновение. Науки о духе должны освободить их оспариваемые друг у друга высоты и начать снова мыслить в терминах, в понятиях фантазии, той силы, которая перешагивает разделение дисциплин и объединяет элитарную и популярную культуру, объединяет и соединяет воедино благородное и низкое. Триумфальное развитие масс-медиа не означает гибели или катастрофы, это просто переход от слова к образу. Другими словами, возвращение языческой картинности, которая была характерна эпохе до Гуттенберга и Реформации» [4].

Таким образом, движение навстречу массовой культуре и ею продуцируемым установкам восприятия для науки в современном обществе является жизненной необходимостью. А это, в свою очередь обуславливает смену образовательной парадигмы и актуализирует поиск адекватных ей методических технологий и приемов, наполняющих образовательный процесс конкретной чувственной образностью.

Еще одним фактором, обуславливающим смену образовательной парадигмы и методических технологий в преподавании социологии, на мой взгляд, является изменение в отношении самой социологии к повседневному знанию и повседневности. Так З. Бауман в своей работе «Философские связи и влечения Постмодернистской социологии» [5] говорит о разуме законодательном и разуме интерпретативном, о том, что социология в современном мире должна позиционировать себя по-новому. Она должна стать «информативным, систематическим комментарием в познании повседневной жизни, комментарием, который расширяет ее познание, питая ее и сам преобразуясь в этом процессе». В современной социокультурной ситуации мы (социологи, ученые) лишены оснований учить, мы не можем вещать, как проповедники с кафедры, но мы можем помочь повседневному деятелю. И Бауман показывает, как связать наши повседневные проблемы и социологическое знание, показывает, что повседневные проблемы могут быть поняты по-иному, более глубоко, более адекватно, если к их интерпретации, их пониманию и решению подключить социологическое знание. Если здравый смысл обобщает индивидуальную позицию, индивидуальный опыт, то социологическая наука пытается обобщить надындивидуальный опыт. И эта идея, как установка преподавателя, особенно помогает в общении со студентами не социологических специальностей, которые в большинстве своем не имеют изначального содержательного мотива к изучению предмета (гарантированно присутствует лишь формальный мотив – необходимость сдать экзамен или зачет). И рассчитывать на заинтересованность студентов, их желание как-то расширить свою эрудицию, к сожалению не приходиться.

И завершая разговор о моем видении причин и оснований необходимости смены образовательной и методической парадигм, хочу обратиться к идеям П. Бурдье, высказанным в работе Еще одним «Система образования и система мышления» [6]. Его анализ связи процесса обучения, структуры учебных курсов, структуры специальностей в университете, иерархии значимости и престижа факультетов, специальностей и тем, то есть различных параметров образовательного процесса с одной стороны и господствующей системы мышления с другой приводит к выводу о преобладании схоластической интеллектуалистской установки. Схоластическая позиция, как пишет П. Бурдье, «отдает преимущество одному из полюсов в серии оппозиций теория/практика или техника, ...понимание/чувствительность, которая часто очень непосредственно связана также с мужским/женским и с доминирующим/ доминируемым, т.е. чувственным/интеллигибельным, сентиментальным/интеллектуальным или рациональным». Схоластический уклон в образовательной парадигме вообще и социальных науках в частности преобразуется в интеллектуалистскую ошибку, стоящую на пути понимания практики с ее с формами телесной мысли, отражаемыми понятиями "чувство игры" или "практическое чувство". В аспекте преподавания как сферы воспроизводства науки, научного знания, научного мышления и его носителей схоластический уклон, господство эпистемологии, методологии и аксиоматики и их приоритет в качестве образовательных целей приводит к невозможности создания специалиста творческого, специалиста с габитусом ученого, с практическим чувством ученого, со способностями ученого. Выход из этой ситуации, значимый не только для науки, но и для культуры в целом, П. Бурдье видит в новом рационализме, идея которого необыкновенно близка мыслям, которые я высказывала выше. Он пишет:

«Верно, что в противоположность всяким искажениям, навязываемым любыми схоластическими делениями и, в особенности, спекуляциями, нужно внедрять новый рационализм, рационализм расширенный, открытый тому, что он изучает, и осознающий свои ограничения. В отличие от рационализма узкого, карательного, репрессивного и в противоположность тому роду фанатизма, который я называю "хомейнизмом разума", порождающим в ответ всякие формы иррационализма, которые мы видим сегодня, этот рационализм - великодушия и свободы - будет давать место воображению, чувствам и чувствительности, а следовательно, искусству и практичности во всех ее формах (поэтому он неразрывно связан с демократией)».

Таким образом, образовательная парадигма и методические технологии, посредством которых она реализуется, значимы не только в масштабах образования как социального института. Здесь мы имеем дело с формированием у молодых людей (наших студентов) принципов мышления, мировосприятия, а через них – и с самой социальной реальностью, ее будущим. Стараясь ответить на вопрос, как уйти от однообразного сухого слова к образу, как поднять опыт повседневности, опыт здравого смысла который уже есть у студентов, как сделать наше общение с ними неизнурительными, интересным, захватывающим и для меня (преподавателя), и для студентов, а при этом и реализовывать задачи освоения социологических знаний, я наблюдаю, фантазирую, изобретаю формы общения, примеры и иллюстрации, задания (о чем непосредственно будет идти речь во второй части настоящей статьи).

Но прежде, чем перейти непосредственно к методическим идеям, находкам и приемам, которые я использую, - еще одна формализация. Мне представляется необыкновенно важным для постановки и решения методических проблем преподавания видеть этот процесс как коммуникативный, где преподаватель – это коммуникатор, а студенты – аудитория, учебник и др. литература (а также, как увидим позже, кино, театр, телевидение и т.д.) - источник информации, наши лекции – сообщения к аудитории, семинары, зачеты и экзамены – обратная связь. Из этого, лежащего на поверхности, факта я делаю два важных вывода о природе и условиях успеха образовательного процесса. Во-первых, эффективность образовательного процесса должна пониматься как эффективность процесса коммуникации преподавателя и студентов, а значит все методы повышения эффективности коммуникации (формирование установок восприятия, активизация внимания, отделка сообщения и т.д.) необходимо использовать. Во-вторых, коммуникативный процесс протекает в культурной среде, и его эффективность зависит от того, насколько адекватно я владею языком культуры моей аудитории, насколько мое (преподавателя) сообщение по самым разнообразным параметрам адекватно структурам и установкам восприятия аудитории. Эта формализация позволяет мне переформулировать задачи поиска адекватных методов преподавания в задачи работы с восприятием аудитории, которое оказывается в центре внимания. Как сделать это восприятие эффективным для учебного процесса, легким (увлекательным, втягивающим) и интересным для аудитории на протяжении 45 минут? Эти вопросы заставляют меня переориентировать способы и форму изложения материала на лекциях, задания для самостоятельной работы и семинаров, другие формы работы в направлении активизации повседневного знания, которое выступает мостом между сознанием аудитории и социологической наукой.

Актуализация повседневного знания в преподавании социологии: как?

Теперь перейдем непосредственно к методам активизации повседневного знания студентов, которые я использую в курсах социологии (для несоциологических специальностей), социологии культуры, социологии массовой коммуникации. Конкретные методические приемы различаются в зависимости от (1) цели, которую ставит перед собой преподаватель, (2) формата общения с аудиторией (лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа студентов в аудитории или вне ее и т.д.), (3) характера аудитории (количество присутствующих на занятии студентов, их специальность, их «стаж» учебной деятельности, гендерная структура и т.д.), а также (4) множества других факторов, не всегда поддающихся классификации, например время года, переживаемые общественно-политические событий, просмотренные недавно фильмы и т.д. Сам поиск иллюстраций, провоцирующих тезисов, вопросов, вариантов заданий и тех значимых для повседневной жизни аудитории явлений и событий, к которым они отсылают, - это творческий, свободный, часто интуитивный, не всегда предсказуемый процесс. Он во многом обусловлен личностью преподавателя, моими собственными предпочтениями и интересами. И это, на мой взгляд – преимущества такого подхода к преподаванию, поскольку наше общение со студентами всегда «лицом к лицу», не зависимо от размеров аудитории. Ниже я буду говорить о тех приемах и методах активизации повседневного знания, которые я реализую в собственной преподавательской деятельности, и которые оказались наиболее успешными.

... в лекции...

Начну с примера подбора и конструирования иллюстративного материала в лекции, апробированного в аудитории студентов факультете иностранных языков (поточная лекция, 120 человек) и физического факультета (поточная лекция, 60 человек). Тема занятия – введение в предмет «Основы социологии», понятие социологическое мировосприятие. Время проведения лекции – первые числа сентября, передо мной – первый курс, который накануне прошел посвящение в студенты, и именно этот факт подтолкнул меня к выбору в качестве провоцирующего тезиса.

Начав лекцию с поздравления присутствующих, я задала им вопрос, что же произошло, что это было, иначе говоря, как на языке социологии назвать то, что они пережили в последние несколько месяцев. Логика постановки вопроса связана с центральной линией, определяющей задачу моего курса – сформировать основы социологического мышления, социологического мировосприятия. И здесь применение социологического языка (языка социологических понятий и концепций) к переживаемым в повседневной жизни событиям – одновременно и метод обучения, и критерий его результатов. Ответа на вопрос не последовало1 (что естественно), но сработала установка на то, что если преподаватель задает вопрос, значит у студентов (недавних учеников) должен быть ответ (факт базовой конвенции преподавания, о чем шла речь выше): внимание аудитории сконцентрировалось на моих словах. Я предложила свой вариант ответа: пережитые ими за последние два-три месяца события, центральным моментом которых были вступительные экзамены, а апофеозом – посвящение в студенты, – это современный вариант инициации, то есть ритуала перехода человека традиционного общества в статус полноценного и полноправного члена общества. Определив понятие ритуала2, я предложила проверить верность моего предположения, сравнив ритуал мужской инициации у африканских племен3, сравнив испытания, которым подвергаются ганза (инициируемые юноши), и современные абитуриенты. Такая постановка вопроса оказывает неожиданной и нестандартной для большинства аудитории, как по содержанию, так и по форме. Мы переходим (не замечаем) барьер современного и традиционного общества, которые чаще всего выстраиваются в иерархию развитых и отстающих. Кроме того, предложение вместе проверить предлагаемое преподавателем утверждение противоречит догматическому образу преподавателя как вещателя истины.

Следуя этим курсом, мы обнаружили много близких моментов. Например, ганза селят в специальном лагере вдали от родной деревни, и многим иногородним абитуриентам в период экзаменов приходится находиться вне дома, вне привычной обстановки, где «и стены помогают». Ганза испытывают свою физическую силу, выносливость и силу духа, проходя сквозь кровавые бичевания, обрезание, жару и голод; абитуриенты испытывают силу духа в интеллектуальных сражениях. Особое оживление аудитории вызвало сравнение устных экзаменов и центрального момента инициации ганза - ритуального танца перед вождями, где господствуют жесткие правила и ограничения (нельзя пользоваться шпаргалками, нельзя выдать своего страдания: боли или незнания). Инициируемые общаются с духами: на посвящении в студенты присутствовал лично Василий Назарович Каразин; выслушивают напутственные речи старейшин: мера, митрополита, ректора; «смывают старые грехи» на отработках; получают новое имя – студенты; обретают новую коллективную идентичность и интегрируются в сообщество – университет. Среди отличий современного и традиционного ритуалов мы отметили несравнимо возросшую степень свободы молодого члена общества. Он может выбирать вариант инициации (поступление в ВУЗ или на работу, замужество/женитьба, рождение ребенка, уход из дому по другим причинам и т.д.) и время ее прохождения, наконец, мы можем повторять инициацию несколько раз, в то время как для ганза неудачная инициация фатальна.

Такая иллюстрация позволила мне продемонстрировать социологическую терминологию в интерпретации повседневных событий, и таким образом заложить основу отношения к последующему учебному материалу; продемонстрировать в действии социологическое мировосприятие как стремление видеть поведение человека сквозь призму более широких социальных структур действия; подойти к пониманию столь сложного, особенно - для начинающих, понятия общества, социальной жизни, где отдельные действия людей связаны отношениями взаимной обусловленности и взаимозависимости. Наконец, такая иллюстрация позволила мне «нарисовать» в воображении аудитории картину, создать чувственный образ, который остался в памяти, к которому можно обращаться. Этот образ присутствует между преподавателем и аудиторией и опосредует их общение.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconЗадачи курса состоят в следующем
Раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии, политологии; формы их институциализации
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconВведение 1 1 теоретико методологические основы формирования и реализации...
Теоретико методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики 5
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconПрактические занятия по дисциплине «социология» Методические указания...
Т. В. Борисенко, доцент В. П. Потапов. Под ред профессора В. П. Тоцкого, 1998) и опыта преподавания социологии в Кемеровском институте...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в icon1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теоретико-методологические аспекты анализа Н. И. Кареевым проблемы объективного и субъективного в социологии
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconРабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление...
Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconТеоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconПрограмма курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет...
Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, ис­пользуемые...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока»
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconКол-во
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconОбщеобразовательных учреждений
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»
Цель освоения дисциплины – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии. Социология»
Автор программы: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук мггу
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в icon1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда
Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск