Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения





НазваниеТеоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения
страница1/4
Дата публикации24.10.2014
Размер0.62 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи



МОХНАЧЕВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ




ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Екатеринбург - 2010
Диссертационная работа выполнена на кафедре Экономики сферы услуг
ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Научный консультант:

Лазарев Вадим Аркадьевич,

доктор экономических наук, профессор

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (г. Екатеринбург)

Официальные оппоненты:

Ковалёв Александр Иванович,

доктор экономических наук, профессор

ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (г. Омск)




Калинкин Евгений Васильевич,

доктор экономических наук, профессор Российская академия им. Г.В. Плеханова (г. Москва)




Кельчевская Наталья Рэмовна,

доктор экономических наук, профессор

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет –УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург)

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» (г. Санкт-Петербург)


Защита диссертации состоится 29 апреля 2010 года в 11 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ 212.287.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620144, г. Екатеринбург, ГСП-219, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45, зал заседаний Ученого Совета (ауд. 150).
Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные гербовой печатью, просим направлять по адресу: 620144, г. Екатеринбург, ГСП-219, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45, ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» Ученому секретарю диссертационного совета ДМ 212.287.02.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет». С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»: http://www.ussue.ru.
Автореферат разослан «…..» ____________ 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор экономических наук, профессор О. Б. Веретенникова
1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Глубокое изменение организационных и экономических условий деятельности российских вузов, повышение требований общества к качеству образования, вхождение в Болонский процесс и связанное с этим обновление технологий и стандартов обучения во многом способствовали обострению конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.

Конкурентоспособность профессионального образования имеет определяющее значение для успешного развития России. Внедрение технологий, опирающихся на высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и тенденции глобализации становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века. В связи с этим повышение уровня интеллектуального потенциала граждан, становится ключевым условием успешного социально-экономического развития страны, а решающее значение приобретают два фактора: превращение высшего образования в важнейший компонент социально-экономического и нравственно-духовного базиса общественного прогресса, и широкое использование информационных технологий в совершенствовании учебного процесса.

Новые потребности общественного развития требуют самого радикального пересмотра стратегии, форм, методов обучения, а, следовательно, и управления высшим образованием в целом, и вузами, в частности.

В концентрированном, программном виде новые задачи сформулированы во «Всемирной Декларации о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры ЮНЕСКО», принятой в 1998 году в Париже на Всемирной конференции по высшему образованию.

Отечественные вузы, сохраняя и укрепляя основные ценности российского высшего образования, осуществляя подготовку высококвалифицированных кадров, должны стать доступными для обучения на протяжении всей жизни граждан, желающих обрести новые знания и компетенции, предоставлять учащимся оптимальный диапазон выбора образовательных услуг, придавать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общества.

Управление профессиональным образованием нуждается в своем дальнейшем развитии в связи с переходом к экономике знаний, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости. При этом следует учесть ряд общеэкономических тенденций и особенности их проявления в сфере образовательных услуг:

- тенденция глобализации – интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему;

- тенденция регионализации, обусловленная действием факторов экономического сепаратизма отдельных регионов при значительном их укрупнении;

- тенденция корпоративизации, предполагающая использование преимуществ координированного управления интегрированными формами экономической деятельности. Основные направления развития интеграции просматриваются на линиях вертикальных и горизонтальных взаимодействий, при этом происходит создание интегрированных структур смешанного типа.

В этих условиях с неизбежностью должен меняться статус высшего учебного заведения, учитывая, что вуз становится субъектом рыночных отношений и выступает производителем образовательных услуг. На причинно-следственной основе изменения статуса вуза происходит изменение методов управления им как деловым предприятием с отказом от действующих моделей неэкономического поведения в пользу освоения современных концепций менеджмента.

Перспективы и тенденции развития высшей школы требуют разработки новой, системной концепции управления конкурентоустойчивостью вуза в динамичной конкурентной среде.

Постановка исследования основывается на том, что сформированный к настоящему времени теоретический аппарат и имеющийся практический опыт работы в рыночных условиях не обеспечивают руководство высших учебных заведений необходимой научно-методологической базой, так как недостаточно разработаны теоретические и методологические аспекты развития вузов с позиции повышения их конкурентоустойчивости.

В этих условиях необходимы научно-методические и методологические разработки управления конкурентоустойчивостью вузов, позволяющие усилить вклад вузов в социально-экономическое развитие регионов, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследованиям теоретических основ конкурентного развития, природы конкурентоспособности посвящено значительное количество работ зарубежных и отечественных ученых различных направлений экономической науки, начиная с А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, которые рассматривали конкуренцию преимущественно с точки зрения ценового соперничества. Во многих работах предпринимались попытки анализа и описания отдельных составляющих конкурентного процесса. Так, теорию сравнительных и конкурентных преимуществ как источников конкуренции в современной её интерпретации мы встречаем в исследованиях М. Портера, И. Кирцнера, С.Б. Авдашевой, Н.М. Розановой. Роль предпринимательской деятельности в конкурентных взаимодействиях исследуется в трудах Й. Шумпетера, Л. Эрхарда, Дж. Кейнса, Ф. Хайека, М. Хаммера, Т. Питерса, Дж. Чампи. Вопросам стратегической направленности конкурентного процесса среди представителей управленческих наук уделено большое внимание в работах И. Ансоффа, П. Друкера, Ф. Котлера и др.

Проблемы конкурентоспособности национальных хозяйствующих субъектов, транснациональных компаний, экономики стран в целом представлены в работах М. Мескона, М. Альберта. Изучению природы конкурентных преимуществ, эволюции взглядов на источники их формирования посвящены исследования П. Дойля.

С началом рыночных преобразований в России различным аспектам конкуренции и процесса повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых С.Б. Авдашевой, Г.Л. Азоева, В.Д. Андрианова, Ю.П. Анискина, Г.Л. Багиева, А.Д. Выварца, А.П. Градова, И.В. Дружинина, О.Н. Дунаева, И.В. Ершовой, Ф. Котлера, Е.В. Кузнецовой, Ж.Ж. Ламбена, И.В. Липсица, Д.С. Львова, В.С. Мисакова, Н.К. Моисеевой, В.В. Окрепилова, И.И. Пичурина, Е.В. Попова, М. Портера, Н.М. Розановой, О.А. Романовой, А.И. Татаркина, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина и др.

Результатом этих исследований является научный материал, основанный на теоретико-методологических подходах формирования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов.

Вопросы управления высшими учебными заведениями представлены в трудах Абрамова И.В., Балыхина Г.А., Барановского А.М, Горелик О.М., Грудзинского А.О., Егоршина А.П., Жабина А.П., Журавлева В.А., Жильцова Е.Н., Зиннурова У.Г., Кларка Дж. Б., Клюева А.К., Князева Е.А., Кортова С.В., Лукашенко М.А., Романковой Л.И, Панкрухина А.П., Садовничего В.А., Тихонова А.Н., Чекмарёва В.В., Шатина А.Ю. и других исследователей.

Однако отечественная научная мысль достаточно сдержана в разработках по управлению конкурентоспособностью и конкурентоустойчивостью организаций сферы образовательных услуг. На общем фоне выделяются публикации Лазарева В.А., Ломакина А.М, Романовой И.Б., Фасхиева Х.А., Долятовского В.А. и их учеников, Жабина А.П., Липкиной Е.Д. За рамками исследований остаются вопросы экономического содержания категории конкурентоспособности образовательных организаций, в том числе на региональных рынках, отсутствует целостное представление об особенностях управления высшим учебным заведением в условиях рыночной трансформации системы высшего профессионального образования, не вполне отработаны адекватные динамике конкурентной среды методы управления вузом.

Объектом диссертационного исследования являются государственные высшие учебные заведения, функционирующие и развивающиеся в условиях становления и совершенствования рыночных отношений в промышленно развитом регионе.

Предметом диссертационного исследования является система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Область исследования соответствует п. 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п.15.109 «Механизм повышения эффективности и качества услуг» паспорта научной специальности 08.00.05.

Цель диссертационного исследования заключается в определении теоретико-методологических и концептуальных основ системы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения в условиях развития в России рыночных отношений, выработка на их основе практических и организационно-экономических рекомендаций, определяющих устойчивое повышение эффективности ее функционирования

Указанная цель предопределила основные задачи диссертационного исследования:

  • исследовать теоретические основы конкурентоустойчивости вуза;

  • обосновать общую концепцию управления конкурентоустойчивостью вуза;

  • разработать методологию формирования системы управления конкурентоустойчивостью вуза;

  • разработать и предложить механизм управления конкурентоустойчивостью вуза;

  • определить и обосновать меры по усилению интеграции вузов с другими вузами и субъектами экономики промышленно развитого региона;

  • разработать меры по поддержке высших учебных заведений в регионе.

Информационной базой диссертационного исследования послужили законодательные и нормативные акты, инструктивно-методические документы всех уровней управления, обзоры состояния развития вузов, первичные фактические материалы и другая экономическая и управленческая информация, собранная и обобщенная непосредственно соискателем.

Общетеоретическую базу исследования составили работы фундаментального и прикладного характера из области маркетинга, сервисной экономики, учёт отраслевой специфики обеспечен апелляцией к разработкам по экономике и организации высшего профессионального образования, управлению вузами, образовательными программами и проектами, качеством образования.

Современное состояние разработанности проблемы оценено по материалам международных, всероссийских и региональных научных симпозиумов, конференций и совещаний.

Научная новизна диссертационного исследования

Полученные теоретические, методологические и практические результаты нашли отражение в следующих пунктах научной новизны:

1. Уточнены концептуальные положения основных этапов генезиса представлений о сущности конкуренции и конкурентоспособности в научных теориях и концепциях и определена авторская позиция к определению взаимосвязи понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность», содержанию понятий «конкурентоспособность вуза» и «конкурентоустойчивость вуза»;

2. Концептуально обосновано содержание и структура системы управления конкурентоустойчивостью вуза, отличающаяся формированием системообразующих элементов организационно-хозяйственного механизма на основе интегративного подхода. Предложенная система показателей эффективности управления конкурентоустойчивостью вуза в значительной степени обуславливает комплексность анализа деятельности вуза на всех этапах принятия и реализации управленческих решений.

3. Определены научно-методические принципы построения системы управления конкурентоустойчивостью вуза как объективной основы повышения эффективности функционирования вуза в условиях рынка.

4. Предложены теоретические и методические подходы, позволяющие формировать политику вуза в области образовательных услуг в контексте повышения его конкурентоустойчивости. Сформулирована современная парадигма управления качеством образовательных услуг вуза, разработаны концептуальные основы модели внутривузовской системы менеджмента качества образования. Предложен подход к формированию комплексной лояльности в сфере высшего профессионального образования. Обосновано использование элементов аутсорсинга в двухконтурной системе стратегического и тактического управления вузом, направленное на наиболее эффективное использование совокупного потенциала вуза.

5. Предложены авторские варианты развития интеграции вузов и субъектов экономики промышленно развитого региона, отличительными характеристиками которых является учёт интеграционных процессов и факторов глобализации, проявляющихся на всех уровнях экономики, способствующие повышению конкурентоустойчивости вузов, ориентированные на постоянные изменения социально-экономических параметров в условиях рынка.

6. В рамках стратегических направлений повышения эффективности деятельности вузов промышленно-развитого региона выработаны практические рекомендации по формированию региональной системы мониторинга рынка образовательных услуг высшего профессионального образования, способствующие решению проблемы достоверных первичных и расчётных данных о состоянии и тенденциях развития сферы образования в регионе.

Результаты, отражающие научную новизну исследования, являются личным вкладом соискателя в разработку проблем повышения эффективности формирования и функционирования системы управления конкурентоустойчивостью вуза.

Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что предложенная совокупность теоретических положений, методологических решений и методических рекомендаций способствует развитию научных основ практической деятельности, связанной с обеспечением эффективного функционирования системы управления конкурентоустойчивостью вуза в экономике промышленно развитого региона.

Прикладное значение исследования состоит в том, что оно позволяет:

- сформулировать новые подходы к определению эффективности системы управления конкурентоустойчивостью вуза;

- сформировать новые подходы к построению организационно-экономического механизма функционирования системы управления конкурентоустойчивостью вуза во взаимодействии с иными образовательными учреждениями, с предприятиями и организациями;

- выполнять расчёты эффективности функционирования системы управления конкурентоустойчивостью вуза;

- сформулировать практические рекомендации по использованию совокупного потенциала вузов для удовлетворения потребностей предприятий и организаций региона в кадрах;

- разрабатывать эффективную маркетинговую стратегию вузов, осуществляющих подготовку кадров для предприятий и организаций региона;

- проектировать взаимовыгодные схемы сотрудничества вузов региона с иными образовательными учреждениями и субъектами экономики промышленно развитого региона;

- разрабатывать стратегию и тактику повышения эффективности деятельности вузов на современном этапе социально-экономического развития.

Положения, выносимые на защиту:

- концептуальный подход к формированию системы управления конкурентоустойчивостью вуза;

- принципы формирования системы управления конкурентоустойчивостью вуза;

- структура системы управления конкурентоустойчивостью вуза и научно-методологические основы комплексной оценки её эффективности;

- методы организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью вуза;

- концепция создания регионального образовательного кластера агропромышленного комплекса;

- направления повышения эффективности функционирования системы управления конкурентоустойчивостью вуза в промышленно-развитом регионе.

Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов в период с 1997 по 2009 гг.

На первом этапе (1997 - 1999 гг.) была изучена научная литература по исследуемому вопросу: осуществлен анализ мнений отечественных и зарубежных авторов о целесообразности внедрения рыночных механизмов в сферу высшего образования; изучены основные характеристики экономической деятельности вузов (виды продукции вузов и показатели их качества, источники финансирования, социальные и экономические аспекты и источники роста эффективности функционирования вузов и высшего образования); проведены наблюдения за особенностями функционирования вузов в условиях переходной экономики.

На втором этапе (2000 -2003 гг.) проводилась систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала; исследования в вузах Удмуртской Республики с целью определения путей решения проблемы

На третьем этапе (2004 - 2009 гг.) осуществлялись корректировки и уточнение параметров; уточнение теоретических положений; внедрение результатов исследования в практическую деятельность; формирование выводов, оформление диссертации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных научных коллективов, а также отдельных ученых в области экономики сферы услуг, экономики высшего образования, управления высшей школой, теории, методологии и практики управления конкурентоустойчивостью вузов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях в Москве (1997 г., 2000 г., 2007 г.), Вашингтоне (1997 г., 1998 г.), Оренбурге (1998 г.), Новосибирске (1998 г.), Париже (1998 г.), Ижевске (1999 г.), Санкт–Петербурге (1999 г.), Флориде (1999 г.), Биробиджане (2000 г.), Казани (2000 г., 2002 г), Минске (2000 г., 2008 г.), Белгороде (2002 г.), Челябинске (2002 г.), Элисте (2002 г.), Екатеринбурге (2003 г., 2007 г., 2008 г.), Абакане (2007 г.), Новочеркасске (2007 г.), Донецке (2008 г.), Праге (2008 г.).

Результаты исследования включены в научно–исследовательские работы Удмуртского государственного университета и Регионального научно–технологического парка «Удмуртия», выполненные по заказам организаций Удмуртской Республики и Пермского края.

Теоретико-методологические положения, предложенные автором, используются в учебном процессе в Удмуртском учебном центре – филиале ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики, информатики (МЭСИ)» и в других вузах.

Основные результаты исследования соискателя в области повышения эффективности деятельности вузов на рынке образовательных услуг отражены в 110 опубликованных научных работах (монографиях, научно-методических изданиях, статьях, в том числе в 12 рецензируемых периодических изданиях перечня ВАК, учебно-методических разработках, отчетах по НИР) общим авторским объемом 110 печатных листов.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Работа изложена на 387 страницах основного текста. Библиография состоит из 485 источников, из них 8 на иностранных языках.

Во введении дается обоснование актуальности темы; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования; приводятся теоретическая, методологическая и информационная база исследования; характеризуется научная новизна и практическая значимость диссертационной работы, а также сведения об апробации ее результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения» исследована сущность и природа конкуренции, разграничены понятия объекта и предмета конкуренции на рынке образовательных услуг высшей школы, определена сущность понятия «конкурентоспособность» применительно к современным высшим учебным заведениям, предложено и раскрыто содержание конкурентоустойчивости вуза как экономической категории.

Во второй главе «Формирование конкурентной среды и модернизация управления системой высшего профессионального образования» определены тенденции как развития конкуренции на рынке образовательных услуг России и Удмуртской Республики, так и перехода от отраслевой к кластерной в организации производства на мезоуровне, которые требуют разработки новой государственной политики на рынке труда и профессионального образования, в рамках которой особо актуальным представляется формирование региональных образовательных кластеров и создание в регионе единой системы мониторинга рынка образовательных услуг и рынка труда.

В третьей главе «Концепция управления конкурентоустойчивостью вуза» предложена структура концепции управления конкурентоустойчивостью вуза, включающая базисный, теоретический и прикладной разделы; разработана модель формирования конкурентоустойчивости вуза на рынке образовательных услуг; определен состав элементов системы управления конкурентоустойчивостью вуза.

В четвертой главе «Управление конкурентоустойчивостью вуза как процесс и функция» сформулирован механизм управления качеством образовательных услуг вуза в системе управления конкурентоустойчивостью вуза; предложено поэтапное внедрение механизма формирования комплексной лояльности в вузе; предложена модель управления вузом с использованием элементов аутсорсинга, позволяющая распределить функции управления между основным и дополнительным контурами управления вузом.

В пятой главе «Рекомендации по повышению конкурентоустойчивости вузов в регионе» раскрыты особенности стратегического партнерства базовых государственных вузов промышленно развитого региона с другими вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами. Применительно к условиям экономики Удмуртской Республики, находящейся в настоящее время в стадии формирования региональных альянсов и кластеров, сформулирована концепция образовательного кластера агропромышленного комплекса, который повлияет на ускорение развития регионального агропромышленного комплекса путем усиления взаимодействия его участников, расположенных на одной территории, повысит конкурентоспособность образовательных учреждений и их образовательных услуг. Разработана методика комплексной оценки конкурентоспособности вузов в образовательном кластере агропромышленного комплекса, основанная на определении степени использования совокупного потенциала вузов и их рыночной позиции с точки зрения запросов основных участников образовательного кластера. Определены методологические подходы к формированию системы мониторинга рынка образовательных услуг в области высшего профессионального образования.

В заключении в соответствии с поставленной целью излагаются основные итоги исследования, формируются наиболее важные положения и выводы.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconВведение 1 1 теоретико методологические основы формирования и реализации...
Теоретико методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики 5
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconМбоудод дюсш №3 2012 г. Теоретико методологические основы управления...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения icon1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconЗадачи курса состоят в следующем
Раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии, политологии; формы их институциализации
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока»
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения icon1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда
Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconТема I. Предмет курса Истории Узбекистана. Теоретико-методологические...
...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconЛекция Методологические организационно-правовые основы системы управления...
Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconПлан Кафедра основное структурное подразделение университета как...
Кафедра – основное структурное подразделение университета как учебного заведения. Кафедра государственного и муниципального управления...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconСамо здание учебного заведения было построено в 1934 году для Республиканских...
...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теоретико-методологические аспекты анализа Н. И. Кареевым проблемы объективного и субъективного в социологии
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconТеоретико-методологические проблемы компаративных исследований социально-гуманитарных...
По своему характеру история государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconТема Теоретико-методологические основания истории психологии
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в...
Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные теоретико-методологические подходы к преподаванию дисциплин образовательной области «филология» в системе федеральных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск