1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения





Название1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
страница1/20
Дата публикации20.04.2015
Размер2.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1.Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения.

История с греч означает рассказ о прошедшем, повествование о том что узнано и исследовано. Историческая наука изучает прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности, которое познается с целью понимания настоящего и определения целесообразного будущего. История как наука изучает закономерности общественного развития в определенных временных рамках и пространства. общественное развитие идет по спирали, каждый завиток которой имеет свою форму свое социальное, экономическое, политическое значение и вид. В каждом завитке спираль имеет свою основу (стержень), они меняют только свою форму.

Любая наука имеет свой предмет, т. е. круг изучаемых вопросов или проблем. В Истории Уз-на след. проблемы:

1)Уз – один из очагов мировой цивилизации

2)Формирование государственности на всех этапах развития

3)Формирование духовности народа

4) Этническое формирование узбекского народа

5)Развитие науки и культуры на всех этапах развития истории региона

6)Завоевание С.А. Россией (колониальный период)

7)Уз в годы советского тоталитаризма(1917-1991гг.)

8)Уз в годы независимости.

Как и любая наука, история Узбекистана тоже имеет свои методы изучения (методоло­гия - учение о научном методе познания). Методология истории – это подход к анализу исторических явлений, который опирается на 2 основополагающих принципа:

1) Принципа историзма предполагает, что:

анализ каждого исторического явления и исторических фактов рассматривается исторически, т.е. в развитии от прошлого к настоящему, что облегчает понимание стратегических путей построения будущего; каждое событие следует рас­сматривать лишь в контексте той исторической эпохи, к которой оно относится. Нельзя выводы из одного исторического времени перено­сить в другое, поскольку каждое историческое время имеет свои осо­бенности;

анализ нужно осуществлять во взаимосвязи со всем, что одновременно происходит в других государствах и ре­гионах мира, т.к. человеческое общество – системное понятие поскольку изменения, происходящие на мировой арене, отражаются на по­ложении всех стран мира (особенно в условиях современности) и за­ставляют корректировать внутреннюю и внешнюю политику государ­ства, в том числе и Р.Уз;

правильные выводы при анализе исторических событий можно сделать, только учитывая конкретный опыт истории.

2) Принципа социального подхода предусматривает переход от бытовавшей в советской исторической литературе призмы классовых интересов в анализе истории к призме общечеловеческих интересов, т.е. восстановлению принципа гуманизма в историческом анализе.

Одной из составляющих теоретико-методологических основ изучения курса Истории Уз-на является выбор подхода к оценке фактов и явлений.

Считается, что у исторической науки существует, несколько таких подходов:

1. Гуманистический (главная ценность – человек).

2. Формационный подход («формация» с латинского языка переводится - образование, вид, тип). Изучаются общественно-экономические формации, как исторически определённая ступень в развитии человече­ского общества, характеризующаяся только ей свойственными спосо­бами производства и социально-экономическими отношениями, т.е. первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капи­талистический и т.д.

3. Цивилизационный подход значительно облегчает возможность выявления закономерностей исторического развития.

Ни один из перечисленных подходов не может претендовать на уни­версальность и абсолютную завершенность. В практике исторического мышления все эти подходы нужно синтезировать.

Цивилизация и социально-экономические формации неразрывно связаны между собой, представляют взаимодополняющие стороны одного конкретно-исторического процесса.

В связи с этим необходимо определить объективный критерий оценки исторических событий, т.е. оценку их по конечным и промежуточным результатам, которые просчитываются с точки зрения их соответствия ко­ренным национально-государственным интересам того или иного общест­ва, а именно:

1. Интересы территориальной целостности.

2. Динамическое социально-экономическое развитие (не ниже среднего мирового уровня).

3. Реальный, а не формальный суверенитет.

4. Духовно-нравственное совершенство общества.

5. Уважение и соблюдение национальных прав других народов и госу­дарств.

Используя, вышеприведенные положения мы можем выбрать более правильный подход к анализу изучаемого исторического материала и сделать по нему объективные выводы. При этом нужно помнить что история Уз-на является частью мировой истории, У них общие теоретико-методологические основы изучения.

2.Произведение И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего».

В июне 1998 года состоялась встреча Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова с историками и журналистами. Такая встреча была вызвана необходимостью проанализировать состояние исторической науки в Узбекистане, еще раз подчеркнуть важность объективного и всестороннего изучения истории Узбекистана. Как неоднократно отмечал И.А. Каримов, историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, имеют огромное значение для духовного возрождения общества. В ходе этой встречи Президент выдвинул ряд теоретических, концептуально-методологических проблем, обозначил круг основных вопросов, на которые должны дать ответ историки. Основные положения выступления И.А. Каримова легли в основу его произведения «Без исторической памяти нет будущего» (Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. (т. 7.- Т. «Узбекистан», 1999, с. 128 - 151). Как отмечается в этой работе, интерес к родной истории - естественное явление. «Каждому человеку присуще желание знать свою родословную, кто были его предки, историю кишлака, города, где он родился и вырос, одним словом, историю Родины». Узбекский народ имеет богатое историческое прошлое, которое неразрывно связано с историей Средней Азии. Территория этого региона считается одним из древних очагов человеческой цивилизации. Однако история Узбекистана долгое время излагалась тенденциозно, многие факты искажались или умалчивались, имена отдельных государственных деятелей, ученых были преданы забвению. Возможности исторического научного анализа были ограничены классовым, идеологизированным методологическим подходом. В условиях советского тоталитаризма история выполняла функцию поддержки режима.

В произведении И.А. Каримова определены задачи, стоящие перед исторической наукой, выделены наиболее актуальные проблемы, над которыми должны работать историки. Говоря об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, Президент страны отметил необходимость выработки целостной концепции, опирающейся на глубокую научную основу.

Наиболее важным и актуальным является история государственности, когда она возникла на территории Узбекистана, какие этапы прошла. Государственность на территории региона

насчитывает 2700 лет. Говоря об истории государственности, И.А. Каримов особо остановился на роли Амира Темура в развитии государства, подчеркнул значение «Уложения» Темура, считая его «классическим произведением об искусстве управления государством». В связи с этим вполне естественно возникает вопрос о роли личности в истории. И главным критерием, по мнению Президента, должны быть конкретные дела, осуществленные для процветания нации, государства, то наследие, которое он оставил после себя. С этих позиций в работе раскрывается и роль Амира Темура в нашей истории.

Следующий вопрос, на который обращает внимание Президент в своей работе - это этническое формирование узбекского народа. И.А. Каримов подверг критике отдельные взгляды на эту проблему. Например, нельзя начинать историю узбекского народа с XVI века, когда получил распространение этноним «узбек ». «Ведь и до того жил здесь оседлый народ! Была же у этого оседлого народа своя культура! Кто бы не наступал, например, монголы, которые господствовали с 20-х годов XIII века до 70-х годов XIV века, происходило взаимовлияние культур, и все же основной оставалась культура местного народа, преобладала именно она».

Одним из главных источников идеологии национальной независимости является богатое духовное наследие нашего народа. Как отмечается в работе: «Мы узнаем о народе не по его названию, а по его культуре, через его духовность». Имена таких ученых, как Ахмад аль-Фаргони, Абу Наср Фараби, Мухаммад Хоразми, Ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Имам аль-Бухари, Улугбек, Алишер Навои, Бабур, внесших вклад в развитие науки и культуры, стали известны всему миру. К сожалению, многие труды этих ученых оставались неизвестными на родине их авторов. Поэтому очень важно показать процесс развития культуры в регионе, какие факторы способствовали ее расцвету. Нынешняя наша богатая культура - это плод цивилизации, возникшей на территории региона, в ее создание внесли свой вклад все народы, проживавшие на этой земле. «Любая цивилизация является результатом деятельности и плодотворного влияния множества народов, наций и племен. Одним словом, переселенцы и завоеватели приходят и уходят, однако народ и его культура остаются вечно».

В заключении Президент остановился на проблеме подготовки специалистов-историков, необходимости создания новых учебников, пересмотреть деятельность института истории, археологии и востоковедения Академии наук Республики Узбекистан, еще раз подчеркнув, что «Создание правдивой научной истории нашего государства и нации стало для широкой общественности очень важной и актуальной задачей».

27 июля 1998 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан» («Народное слово», 1998, 29 июля), в котором была определена главная цель этого института - «изучение подлинной истории узбекского народа и его государственности, достижение мирового признания научных результатов, полученных на основе анализа исторических источников, находящихся в нашей стране и за ее пределами и на их основе - создание научных, научно-популярных трудов, учебников, другой литературы, широкое распространение этих знаний, а также подготовка высококвалифицированных научных кадров в области истории».

. За время, прошедшее после публикации произведения И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего» и Постановления Кабинета министров, издается специальный журнал « O'zbekiston Tarixi», выпущен целый ряд научных работ по актуальным вопросам исторической науки. Среди них следует отметить: «Туркестан в начале XX века: к истории истоков национальной независимости» (Т. «Шарк», 2000), Ртвеадзе Э.В., Саидов А.Х., Абдуллаев Е.В. «Очерки по истории цивилизации древнего Узбекистана: государственность и право» (Т. «Адолат», 2000), «Очерки истории государственности Узбекистана» (Т. «Фан», 2001), Шаниязов К. «Узбек халкннинг шаклланиш жарасни» (Т. «Шарк», 2001) и другие, а также школьные учебники по истории Узбекистана.

3.Понятие цивилизации. Цивилизационный подход в изучении истории Узбекистана.

Проблемы цивилизации, определение самого этого понятия, этапы ее становления, особенности развития и проявления в различных регионах мира в настоящее время стали очень актуальны. Это связано с тем, что все большее распространение получил цивилизационный подход к изучению истории человечества. В основе его лежит понятие «цивилизация». Это слово происходит от латинского «Civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Термин «цивилизация» был введен французскими просветителями в XVIII в. для определения гражданского общества, основанного на свободе разума и справедливости. Позже это понятие стало означать совокупность материальных и духовных ценностей того или иного народа, определенный уровень общественного развития.

Цивилизация – это относительно цельная система общественно-государственных связей и отношений, существующая в определенных конкретно-исторических и пространственно-временных границах и обладающая устойчивыми особенностями.

Изучение истории с позиции цивилизационного подхода дает представление не только о единстве, но и многообразии исторического процесса. Учитывая это, ученые выделяют 2 основные теории развития цивилизации:

1)«Теория мировой цивилизации (стадиальная) изучает прогрессивное развитие человечества, выделяя при этом определенные стадии; Этой теорией главное внимание уделяются общему, то есть единым для всего человечества законам развития.

2)«Теория локальных цивилизаций» изучает большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития. Эти особенности (географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, религия, культура и др.) как правило, бывают, устойчивы на протяжении длительного времени, даже в условиях иноземных завоеваний и изменений территориальных границ государств.

Подчеркивая уникальность отдельной локальной цивилизации, надо иметь в виду, что каждая из них проходит общие для мирового исторического процесса этапы развития, хотя и в особых, ей присущих формах. Таким образом, эти теории взаимно дополняют друг друга. Примером локальной цивилизации является цивилизация, сложившаяся в самые древние времена в регионе Средней Азии. Среднеазиатская цивилизация возникла и развивалась в различных частях региона в разное время. К примеру, в то время, когда древние племена, проживавшие в южных областях в VI тыс. до н.э, перешли к земледелию и развили производящее хозяйство, в это время племена севера занимались в основном, скотоводством, рыболовством и охотой.

Этот неравномерный процесс можно объяснить как природно-географическими условиями, так и другими причинами.

Начиная с самых древних времен, Средняя Азия становится одним из очагов цивилизации на Востоке, который на протяжении тысячелетий формировался предками современного населения региона. Борясь за выживание, люди совершенствовали орудия труда, стремились к повышению продуктивности хозяйства. Это сказалось в целом на развитии производственной деятельности человека, на структуре общественных отношений и духовности народов региона, получившей отражение в возникновении здесь древних религий. Зороастризм в среднеазиатском регионе получил широкое распространение. Все это происходило на территории Средней Азии, географические и природно-климатические условия которой обусловили особенность развития региона – формирование 2-х типов хозяйств: в оазисных и речных районах – оседлого земледелия, в степях – кочевого скотоводства.

С эпохи поздней «бронзы» в регионе складываются очаги ранней городской культуры, что является одним из признаков цивилизации и определенным шагом на пути формирования государственности.

4.Узбекистан - один из очагов древней цивилизации.

см 3 и 6

5.Первобытно – общинный строй. Важнейшие исторические памятники на территории Средней Азии.

В наши дни большая группа ученых сходится во мнении, что прародиной человечества является Африка, другие же придерживаются предположений о возникновении человечества на юге Азии или в Европе. До недавнего времени считалось, что самые древние люди освоили территорию Узбекистана несколько сотен тыс. лет тому назад. Исследования, проводимые археологами Узбекистана, отодвинули эту границу вглубь. Сегодня можно смело утверждать, что территория нашего края является одним из очагов антропогенеза.

Процесс формирования человека и первобытно-общинного строя во всех регионах, в том числе и в среднеазиатском проходил в несколько этапов. В основе периодизации лежит материал, из которого изготавливались орудия труда. Наиболее длительным периодом был каменный век, который делился на этапы:

Палеолит (древнекаменный век) делится в свою очередь на 3 периода:

Ранний (ашель) 800/500-100тыс. лет назад. Древние стоянки антропоида – пещера Селенгур в Ферганской долине и Кульбулак в районе Ангрена. Антропоиды жили в то время стадами, занимались охотой и собирательством.

Средний (мустье) (100-40 тыс. лет назад). В условиях смены климата меняется вид антропоида. Это- неандерталец (появляется прямохождение, образуется центр речи в подкорке мозга). Археологические находки – грот Тешикташ. Они свидетельствуют о зарождении религиозных представлений у древних.

Верхний палеолит (40-12 тыс. лет назад). Формируется человек современного типа – кроманьонец. Стоянки – Самарканд, Ферганская долина и долина реки Ангрен. Найденные останки свидетельствуют об эволюции, как самого человека, так и образа его жизни – начали создаваться родовые общины, племена. Люди стали заниматься коллективной охотой, строить жилища, изготавливать одежду из шкур животных. Появляется первой искусство – наскальные рисунки в ущелье Зараутсай.

Эпоха «мезолита» (среднекаменного века) – 12-7 тыс. до н.э. С изменением климатических условий люди вынуждены перейти от малопроизводственной охоты к поискам новых источников питания – к земледелию и одомашниванию животных. В конце эпохи мезолита возникает мотыжное земледелие. Археологами обнаружено более 100 стоянок эпохи мезолита в предгорных и горных районах Ферганской долины и юга Узбекистана: Обишир, Кушилиш, Мачай.

Эпоха «неолита» (новокаменный век) 6-4 тыс. лет до н.э. Изменения, произошедшие в этот период, называют «неолитической революцией». Происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Происходит первое и второе общественное разделение труда. Первое – выделение скотоводства и земледелия в отдельные виды труда. Второе – выделение ремесла из с/х. Впоследствии происходит третье, связанное с формированием территориальных общин и появлением новых специальностей. В этот период выделяются носители 3-х видов культур: «Джейтунская культура» - культура первых земледельцев на территории Ср. Азии (6-5 тыс. лет до н.э.); « Кальтаминарская культура» - культура охотников и рыболовов (конец 5- начало 4 тыс. до н.э.); «Гисарская культура» - культура земледельцев горных и предгорных областей.

Период «энеолита» (меднокаменный век) – 4-3 тыс. лет до н.э. Основной тип памятников – это Анау и Намазга-тепа в Южной Туркмении, Саразм, Заманбаба, Учтут и др. В этот период в жизни людей большую роль начинает играть металл – медь. Но месторождения ее были ограничены, что явилось причиной войн, неупорядоченности общества. Господство общинной собственности и уравнительного распределения начинают тормозить прогресс. Итогом является кризис: в технологии, экономике, социальной жизни.

Эпоха «бронзы» с середины 3 тыс. до начала 1 тыс. до н.э. В это время происходят существенные изменения, как в развитии производительных сил, так и в социальном строе общества: добыча и плавка металла, изготовление металлических орудий, дальнейшее развитие земледелия с использованием искусственного орошения, появление крупных поселений, социальное и имущественное расслоение общества. В период энеолита и бронзы происходит дальнейшее разделение труда, связанное с социальным расслоением общества, - появляются вожди, общинники. В территориальных общинах надо было следить за природными циклами, определят сроки посевов и уборки урожаев, находить пастбища, охранять имущество. Это привело к социальному расслоению с присвоением лучших земель и пастбищ.

Со второй половины III тысячелетия складывается ранняя оседло-земледельческая протогородская культура, которая получила название Бактрийско-Маргианский археологический комплекс. Присутствие элементов этих культур отмечается в долине Заравшана (Саразм).

С начала II тысячелетия появляется и распространяется культура степной бронзы, что связано с проникновением и расселением скотоводческих племен. Памятники этой культуры обнаружены в Хорезме (тазабагьябская и суюрганская культуры). Данные археологии свидетельствуют о крупно-хозяйственном взаимодействии оседло-земледельческой и степной культур.

Наиболее важные изменения этой эпохи – возникновение на юге Ср. Азии зачатков государственности, переход от матриархата к патриархату; возникновение патриархального рабства.

Эпоха «раннего железа» (конец VIII в до н.э.) характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Очень важным является наличие письменных источников относящихся к этому периоду. К ним относятся « Авеста» (священная книга религии зороастризма, которая была широко распространена с в I тыс. до н.э), ахеменидские надписи (VI-IV в до н.э.), грекоримские источники (Геродот, Страбон, Ктесий, Ксенофонт и др.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconТема I. Предмет курса Истории Узбекистана. Теоретико-методологические...
...
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconВведение 1 1 теоретико методологические основы формирования и реализации...
Теоретико методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики 5
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconЗадачи курса состоят в следующем
Раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии, политологии; формы их институциализации
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconТеоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока»
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения icon1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда
Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconМбоудод дюсш №3 2012 г. Теоретико методологические основы управления...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconТема Теоретико-методологические основания истории психологии
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в...
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconУрок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»
...
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения icon1. Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории....
...
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
В основу написания научного реферата положены базовые законы, принципы, и категории философии и диалектики: «переход от количественного...
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории. Российские исторические школы и их представители
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теоретико-методологические аспекты анализа Н. И. Кареевым проблемы объективного и субъективного в социологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск