Тема Теоретико-методологические основания истории психологии





Скачать 79.14 Kb.
НазваниеТема Теоретико-методологические основания истории психологии
Дата публикации31.07.2013
Размер79.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Словарь терминов по дисциплине «История психологии»

Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде.

Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отно­шений.

Биографический метод – истолкование литературных текстов, психологических источников как отражение биографии и особенностей личности автора.

Герменевтика - теория истолкования и понимания текста. Ме­тод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов.

Знак - предмет или явление - представитель другого предмета или явления.

Идентификация - уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.

Интенциональность - направленность (устремленность) созна­ния на предмет.

Интуиция - способность непосредственного постижения исти­ны. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое пости­жение возможно только на основе рассудка, разума.

Креативность - творческие способности человека, проявляющие­ся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Научение - процесс и результат приобретения индивидуально­го опыта, независимо от мотивации и способа этого приобрете­ния - целенаправленного или стихийного.

Объект – часть объективной реальности, подлежащей научному изучению, то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способно­стей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Парадигма (от греч. пример, образец) – строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, а также признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решения в течении определенного исторического периода.

Познавательные (когнитивные) процессы - психические про­цессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впо­следствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе данных, полученных при помощи познавательных процессов.

Предмет познания – часть объекта, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Принцип научного познания (от лал. основа, первоначало) – центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области знания, из которой он выделен.

Психология - наука о закономерностях развития и функциони­рования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики - закономерное изменение психических про­цессов во времени, выраженное в их количественных, качествен­ных и структурных преобразованиях.

Реконструкция – восстановление первоначального вида, образа, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопо­знания человеком своих внутренних психических состояний и пе­реживаний. Рефлексия является одним из первых методов иссле­дования психики.

Социализация - процесс и результат активного присвоения че­ловеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Теория (от греч. рассмотрение, исследование) – система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху.

Апейрон – ввел Анаксимандр для обозначения беспредельной. неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении.

Эйдола - обозначение невидимой глазу мини-копии предмета в древнегреческой психологии. Попадая в органы чувств, эйдола вызывает представление о данном предмете.

Эйдос – термин др.-греч. философии, внешний вид, образ, одно из обозначений атома у Демокрита. У Платона – синоним идеи, трансцедентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей.

Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воз­зрения на психику животных и человека.

Нус - всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.

Архе - первооснова мира, главная составляющая часть души.

Психея – олицетворение человеческой души в греческой мифологии; изображалась в образе бабочки или девушки.

Пневма (от греч. дыхание, дух) – термин др.-греч. медицины и философии, в стоицизме – жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое «дыхание», дух, в христианстве – святой дух.
Тема 3. Психология Средних веков и Нового времени.

Развитие психологии в эпоху Просвещения.

Антропологизм - концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, позна­ние которого дает ключ к ее тайнам.

Апперцепция (лат. к восприятию) – понятие философии и психологии Нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения; зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека. Введено Лейбницем в отличие от бессознательного восприятия – перцепции.

Биогенетический закон - закон, описывающий открытое немец­кими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотно­шение между этапами внутриутробного развития ребенка и эта­пами развития биологического вида.

Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость пси­хических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.

Номинализм - направление в средневековой науке, представи­тели которого считали, что общее понятие - это только имя, слово. В реальном мире существуют лишь отдельные вещи с их индиви­дуальными качествами.

Онтогенез - процесс формирования основных структур психи­ки индивида в течение его детства.

Персонализм - направление в психологии, основанное В. Штер­ном; его представители рассматривали в качестве предмета иссле­дования целостную личность как особую первичную реальность.

Перцепция (лат. представление, восприятие) – то же, что и восприятие.

Позитивизм - научное направление, в котором доказывалось, что источником истинного знания являются эмпирические, кон­кретные науки, использующие объективные методы, а не умозри­тельные рассуждения. Основатели - О. Конт, а также Д. С. Милль и Г. Спенсер.

Рационализм - концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и воспри­ятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (извлечены) только из разума или при его помощи.

Реализм - направление в средневековой науке, считавшее, что общие понятия (универсалии) реально существуют и предшеству­ют единичным вещам.

Сенсуализм - концепция, объясняющее происхождение всех ви­дов знания из данных, полученных органами чувств. В этой кон­цепции ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение это­го первичного знания с помощью мыслительных операций приво­дит к формированию понятий, знания о всеобщем.

Филогенез - процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.

Эмпиризм - концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.
Тема 4. Основные психологические школы ХІХ в.

Новые направления в психологии в ХХ в.

Архетип - центральное понятие аналитической психологии Юнга. Обозначает образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколе­нию и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассоцианизм - первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация - связь между психическими явлениями, при кото­рой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Бихевиоризм - психологическое направление, отрицающее созна­ние как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Гештальтпсихология - психологическое направление, выдвинув­шее программу изучения психики с точки зрения целостных струк­тур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Глубинная психология (психоанализ) - ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человече­ского поведения бессознательным, расположенным в слоях пси­хики мотивам (влечениям, желаниям).

Гуманистическая психология - психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящую­ся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта пони­мание существенных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которого достигается осмысленное решение проблемы.

Катарсис - эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки.

Когнитивная психология - психологическое направление, рас­сматривающее психику как систему, предназначенную для пере­работки информации.

Психоанализ - метод исследования глубинных, бессознательных структур психики.

Рекапитуляции теория - теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Предста­вители этой теории доказывали, что онтогенез есть краткое по­вторение филогенеза.

Речь эгоцентрическая - речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т. е. обращенная к себе.

Трансфер - применяемый в психоанализе термин, обозначаю­щий перенос на психотерапевта эмоционального отношения па­циента к значимым для него людям, прежде всего родителям.

Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), которые воз­никают в процессе достижения цели.
Тема 5. Зарождение отечественной психологии и современное состояние психологической науки.

Высшие психические функции - сложные, прижизненно форми­рующиеся психические процессы, социальные по своему происхож­дению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосре­дованный характер и произвольность.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая, индивиду­ально-специфическая система психологических средств и спосо­бов выполнения деятельности.

Интериоризация - формирование внутренних структур челове­ческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданно­го другими в виде сообщения или формы поведения.

Педология - комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изу­чения ребенка и составления целостного представления о его жиз­ни и психическом развитии.

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим ми­ром, отраженная в его переживаниях.

Установка - бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Теоретико-методологические основания истории психологии icon1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconТема I. Предмет курса Истории Узбекистана. Теоретико-методологические...
...
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации...
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconВведение 1 1 теоретико методологические основы формирования и реализации...
Теоретико методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики 5
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconЗадачи курса состоят в следующем
Раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии, политологии; формы их институциализации
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Спб: Питер, 2007
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconТеоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока»
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теоретико-методологические аспекты анализа Н. И. Кареевым проблемы объективного и субъективного в социологии
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии icon1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда
Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные теоретико-методологические подходы к преподаванию дисциплин образовательной области «филология» в системе федеральных...
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconМбоудод дюсш №3 2012 г. Теоретико методологические основы управления...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Тема Теоретико-методологические основания истории психологии iconМетодологические основания развития учения о ноосфере В. И. Вернадского: общенаучная платформа
Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск