Скачать 333.59 Kb.
|
Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие №10 Фирма Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» Москва — 2012 Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие №10 Фирма Доцент Ковальская М.И. Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» Москва — 2012 УДК Ковальская М.И. Практическое занятие №10 «Фирма». Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». - М.: МИИТ, 2012. – 37 с. В процессе практического занятия №10 студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: трансакционные издержки, явные издержки, неявные издержки, постоянные издержки, переменные издержки, положение равновесия фирмы, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, учатся рассчитывать значения средних постоянных, средних переменных, средних совокупных, предельных издержек фирмы, анализировать полученные результаты с позиций эффективности хозяйственной деятельности фирмы, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета. ©Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2012 Предисловие Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста. В процессе практического занятия №10 «Фирма», студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: трансакционные издержки, явные издержки, неявные издержки, постоянные издержки, переменные издержки, положение равновесия фирмы, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, учатся рассчитывать значения средних постоянных, средних переменных, средних совокупных, предельных издержек фирмы, анализировать полученные результаты с позиций эффективности хозяйственной деятельности фирмы, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета. Структура методических указаний Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе. В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы. Практическое занятие №10 Тема: «Фирма» Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, овладеть основными экономическими понятиями: трансакционные издержки, явные издержки, неявные издержки, постоянные издержки, переменные издержки, положение равновесия фирмы, приобрести опыт применения этих понятий в практической жизни, научиться рассчитывать значения средних постоянных, средних переменных, средних совокупных, предельных издержек фирмы, анализировать полученные результаты с позиций эффективности хозяйственной деятельности фирмы, а также применять эти понятия и навыки в практической жизни. Опорный конспект 10.1. Экономическая природа фирмы Почему экономика не в состоянии обойтись без фирм? С этого вопроса, который впервые поставил Рональд Коуз в своей статье «Природа фирмы», началось развитие важного раздела экономической теории – теория фирмы. Сравним: рынок и фирму.
Если рыночный механизм достаточно совершенен, то почему возникают фирмы? И наоборот, если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок? В экономической теории существуют различные ответы на эти вопросы. Одни экономисты рассматривают фирмы как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К.Маркс), другие считают, что фирма – результат минимизации риска и неопределенности (Ф.Найт). Третьи объясняют необходимость существования фирм через понятие трансакционных затрат (Р.Коуз). Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, которые были названы трансакционными (от лат. Transactio – сделка). В отличие от производственных затрат, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Выделяют четыре группы трансакционных затрат:
Если бы рынок состоял из одних физических лиц (индивидуальных агентов), бремя трансакционных затрат было бы непомерно велико из-за большого количества микросделок. Наличие трансакционных затрат, подталкивает к поиску средств их сокращения. Один из способов снижения трансакционных затрат – организация фирмы. Многие трансакции дешевле осуществлять внутри фирмы, не прибегая к посредничеству рынка, так как внутри фирмы механизм административного контроля и «иерархия» ведут к снижению трансакционных затрат. Почему же нельзя всю экономику построить наподобие единой гигантской фирмы? Фактически такая попытка была реализована при системе централизованного государственного планирования в СССР. Такую систему не случайно называют административной или «командной экономикой». Но такой путь ошибочен, так как трансакционные затраты, возрастают по мере увеличения масштабов иерархической системы. Это объясняется тем, что при превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость: Во-первых, стремительно растут затраты на поиск и обработку информации. Во-вторых, все дороже обходятся: подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора. Следовательно, ни у рынка, ни у «иерархии» нет абсолютных преимуществ. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Установлено, оптимальные размеры фирмы достигаются когда предельные затраты использования рынка будут равны предельным затратам использования административного контроля. Оптимальный размер фирмы зависит от конкретных технологических, отраслевых и иных условий. «Чистый рынок» и «чистая иерархия» - два противоположных полюса, не исчерпывающие всего многообразия организационных форм. Существует множество промежуточных, гибридных образований, своего рода «квазифирм». 10.2. Рациональные границы интеграции Вопрос об оптимальных размерах фирм принято рассматривать под рубрикой «теория интеграции». Интеграция – это сосредоточение экономической деятельности внутри фирмы. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию, а также диверсификацию. В случае горизонтальной интеграции границы фирмы раздвигаются вширь, растет объем производства какого-то одного вида продукции. Диверсификация рассматривается обычно, как особый случай горизонтальной интеграции. Она обозначает проникновение фирмы в различные разнородные, технологически не связанные между собой отрасли (например, крупные конгломераты, имеющие множество различных предприятий промышленности, торговли, финансов и т.д.). В случае вертикальной интеграции фирма распространяет свою деятельность «вверх» или «вниз», на соседние звенья производственного процесса. Известны три пути к образованию вертикально интегрированной фирмы:
Существует несколько подходов к анализу проблемы интеграции, в каждом из них понятие фирмы различно. Первый подход: Фирма как производственная функция. При рассмотрении темы 6 (Предложение, теория производства и предложения) мы рассматривали фирму с технологической точки зрения: на входе ресурсы, на выходе – продукция, изучалась производственная функция - зависимость объема выпуска от количества ресурсов, вовлекаемых в производство. Внимание сосредотачивалось на происходящем не внутри фирмы, а на ее границах. Технологический подход объясняет размеры фирмы: 1. Эффектом масштаба. 2 Экономией от разнообразия. При эффекте масштаба обеспечивается снижение средних затрат на единицу продукции. Источники эффекта масштаба различны. Например, снижение средних затрат достигается за счет расширения производства, что, в свою очередь, позволяет использовать более мощное и эффективное оборудование и углублять специализацию. Экономия от разнообразия достигается за счет объединения в составе одной фирмы нескольких различных видов производства. У экономии от масштаба и разнообразия имеются ограничения. Начиная с определенного момента, расширение производства приводит не к сокращению, а к росту средних затрат. Фирма достигает оптимальной величины при полном исчерпании экономии от масштаба. Технологическая экономия может дать толчок к вертикальной интеграции. Второй подход к анализу проблемы интеграции: фирма как долговременный контракт. Центральным для этого подхода является рассмотрение фирмы как коалиции владельцев ресурсов (факторов производства), связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. В зависимости от значимости для фирмы все ресурсы могут быть разделены на три группы:
Трансакции (т.е. типы взаимодействий агентов по поводу ресурсов) также различаются и могут быть:
Подобно технологическому подходу, при данном подходе размер фирмы зависит от экономии масштаба и разнообразия, но экономии не технологических, а трансакционных затрат. 10.3. Прибыль, издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. В основе любого экономического решения лежит ответ на вопросы:
В общем виде прибыль фирмы определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками. TR – TC = π TR – совокупная выручка (доход); TC – совокупные издержки; π – прибыль. Издержки фирмы делятся на внешние (явные) и внутренние (скрытые или вмененные). К внешним (явным) издержкам относятся платежи поставщикам факторов производства. Эти издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия и их называют бухгалтерскими издержками. Внутренними (вмененным) издержками являются альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих фирме, они включают:
Бухгалтерская прибыль – это превышение общей выручки над явными издержками, т.е. бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние издержки. Экономисты рассматривают нормальную прибыль как элемент издержек производства, а сумму внешних и внутренних издержек называют экономическими издержками. Отсюда, экономическая прибыль – это доход, полученный сверх экономических издержек фирмы. Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Бухгалтера интересуют, прежде всего, результаты деятельности фирмы за отчетный период. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, поэтому в поле его зрения находится цена наилучшей альтернативы использования ресурсов, принадлежащих фирме. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль в общей выручке фирмы
Для выявления зависимости издержек от объема производимой продукции используются следующие показатели. |