«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства»





Скачать 54.91 Kb.
Название«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства»
Дата публикации23.07.2014
Размер54.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами

Российского государства»
Ледяйкина Надежда Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Семилейская средняя

общеобразовательная школа»

Кочкуровского муниципального района
Шумбрачи, вечкевикс оят, шумбратада кельгома ялгат!

Добрый день, уважаемые коллеги!

Зярос гайги эрзянь валось,

Семс монгак эрян.

Ялгатненень, шабратненень -

«Шумбрачи!» мерян.
Важным этапом в обучении родному языку является начальная школа.

Воспитание младших школьников на традициях и культуры мордовского народа - одно из главных направлений работы учителя начальных классов. Поэтому стараюсь с первых дней в школе разжечь в сердцах детей искорки любви и уважения к родному языку, народному творчеству, истории родного края, познать живительную силу национальных традиций.

Первые уроки сентября я посвящаю Родине. Цель моих уроков - раскрыть детям смысл понятий «любовь к родному языку», «любовь к Родине». В чём эта любовь выражается? Почему Родина дороже всего? Эти уроки напоминают праздник, они должны помочь маленьким гражданам почувствовать уважение к Отечеству, познакомить их с историей родного края. Каждый мой урок родного языка, превращается в путешествие по страницам истории и культуры мордовского народа.

Я часто рассказываю своим ученикам о культуре быта нашего народа, о традициях и обычаях, о памятниках старины, декоративно-прикладном искусстве, чтобы воспитать у детей уважение к прошлому нашего народа. Они всегда улавливают суть моего рассказа и пытаются поддержать разговор.

На мой взгляд, дети как можно раньше должны впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет интерес к родной культуре, языку.

Ведь не зря К.Д. Ушинский говорил: «В языке одухотворен весь народ и его родина, вся история духовной жизни народа... Пока жив язык народа, до тех пор жив и народ».

Сегодня большое внимание в Республике Мордовия уделено празднованию в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

В рамках подготовки празднования этого юбилея в республике и за ее пределами проводится много различных мероприятий. В нашей школе оформлен стенд, посвященный этому юбилею. В библиотеке имеется выставочная экспозиция о 1000-летии единения мордовского народа с народами Российского государства. Учащиеся с удовольствием принимают участие в юбилейных мероприятиях.

Наша Семилейская школа обучается по программе для национальных школ. Кроме родного – эрзянского языка с младшими школьниками изучаем мордовскую литературу, музыкальный фольклор, народные промыслы Мордовии, изобразительное искусство, национальные игры, устно-поэтическое творчество мордовского народа.

Стараюсь интересно проводить уроки изобразительного искусства и окружающего мира, на которых также знакомлю детей с народными промыслами родного края. На уроках музыки разучиваем мордовские песни, частушки, танцы – все это прививает в детях интерес к культуре мордовского народа. Очень много использую наглядного материала, для того чтобы увлечь детей изучаемой темой. С этой целью применяю уроки презентации.

Частыми гостями моих уроков и внеклассных мероприятий являются родители. Ведь начальная школа – это благодатная почва для тесного взаимодействия родителя, учащихся и учителя. Без тесного сотрудничества педагога с родителями учебно-воспитательный процесс будет незаконченным и неполноценным. Стараюсь, чтобы это взаимодействие касалось буквально всех сторон школьной жизни. Таким образом, родители имеют возможность оценить своего ребенка, а также втягиваются в творческую деятельность. Сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество - вот основополагающие моменты моей деятельности.   

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования складывается новый портрет младшего школьника: любящий свой народ, свой край, свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Поэтому сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна. Вместе с детьми изучаем родословную той или иной семьи. Нашими помощниками в поисковой работе являются родители, бабушки, дедушки. А итогом нашей работы становится оформление альбома «Моя родословная». Думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, будут еще больше любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, гордиться их достижениями.

В школе силами родителей, детей и учителей создан и успешно функционирует краеведческий музей. В нем часто проходят классные часы, встречи со знаменитыми людьми. Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда мы его посещаем. Особенно вызывает большой интерес уголок «Мордовская изба». И первое, на что обращают внимание дети – это лампада перед иконой. Дети погружаются в мир мордовской старины, трогая старинную домашнюю утварь своими руками. Они чувствуют живую связь времен.

С детьми часто ходим в гости к пожилым людям, чтобы узнать из живых источников про культуру, быт и обычаи мордовского народа. Удивительное чувство овладевает детей, когда впервые входим в деревенский дом, к старожилам села, которые через некоторое время, спев несколько мордовских песен, становятся детям близкими, родными! Наши бабушки рассказывают о своей жизни, мордовских обычаях, обрядах. Вижу, как блестят глаза у девочек и мальчиков. Они впитывают всем сердцем историю души родного народа.

Дети с большим удовольствием участвуют в проведении православных праздников «Роштовань кудо» (Рождественский дом), «Инечи» (Пасха), «Маястянь ильтямо чи» (Масленица). Им интересно, чем занимались люди в те времена, что они ели и во что одевались. Ребята в мордовских костюмах с удовольствием поют колядки. Теперь они знают, что такое коляда, знают и то, зачем ряженые ходят по дворам на святочной неделе, гадают в ночь под Рождество.

В школе ведутся фольклорные и краеведческие кружки. Работа таких кружков как «Ёроков кедть» («Умелые руки»), «Бисероплетение» не перестает удивлять всех своим мастерством и выдумкой. Что только не делают дети своими руками. Они мастерят мордовские костюмы для кукол и украшения к ним.

В течение десяти лет являюсь руководителем детского фольклорного коллектива «Баягине» (Колокольчик). Программа творческого коллектива очень разнообразна. Здесь и мордовский народный танец и эстрадная танцевальная композиция, песни. Ребята принимают активное участие во всех праздничных программах школы, села, района, республики. Ежегодно являемся активными участниками республиканского фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», конкурса «Живи, народная душа!». Из года в год наш детский коллектив занимает призовые места. Дважды награжден Дипломом Лауреата.

Наш район справедливо назван центром мордовского фольклора. Кочкуровская земля богата народными талантами, мастерами и художниками. В селе Подлесная Тавла открыт уникальный дом-музей «Этно-кудо» имени Владимира Ромашкина, где ежегодно с детьми принимаем участие в республиканском фестивале эрзянской песни. Тавлинские умельцы издавна славились искусством обработки дерева. Детская художественная школа стала своеобразной творческой этнокультурной лабораторией, в которой обучаются дети искусству резьбы по дереву. Ребята учатся правильно обращаться с инструментами, узнают много полезной информации о материалах и способах обращения с ними, а также делают красивые резные изделия из дерева и глины. Руками учащихся изготовлены мордовские музыкальные инструменты, которыми пользуется наш коллектив «Баягине». Дети очень ценят народное мастерство – они осознают, что это наша мордовская культура, это наше богатство.
Уважаемые коллеги!

Поверьте, вся работа по изучению родного языка и воспитанию младших школьников средствами мордовской культуры дает хорошие результаты. Во-первых, дети с интересом воспринимают материал; во-вторых, у них появляется интерес к языку, культуре и истории мордовского народа, чувство гордости за свое Отечество. Только нужно приложить немного усилий и мордовское национальное древо жизни будет сохранено на долгие годы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок, посвященный 1000-летию Единения мордовского народа с народами российского государства
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мероприятия, проводимые музеями учреждения общего и профессионального образования города Волгодонска в рамках празднования 70-летия...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconЭлектронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза
В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconЕженедельный информационный отчет о мероприятиях, проведенных в рамках...

«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconПрика з
Во исполнение письма главы муниципального образования Брюховецкий район от 15 августа 2013 года №4765 «О праздновании 1025-летия...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению празднования...

«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconМетодические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию...
Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconНачало программы 10. 00-13. 00 Псков Обзорная экскурсия по местам боевой славы Пскова п
Псковской области в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconО проведении регионального (областного) конкурса
В целях реализации Федеральной целевой программы «Русский язык. 2010-2015» и в рамках празднования 200-летия Отечественной войны...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconМетодические рекомендации по организации и проведению открытого урока...
Ской Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconЕженедельный информационный отчет о мероприятиях, проведенных в рамках...
И порой, подобрав сухой лист, при свете редких фонарей всматриваться на ходу в узор тонких жилок
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» icon«Обмен опытом. Использование икт – приоритетная задача современного образования»
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования икт в учебно-воспитательном процессе представляется...
«Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» iconПрограмма проведения областного семинара «Электронная школа»
Цель: Обобщение опыта работы маоу лицея №14 в рамках работы федеральной и областной экспериментальных площадок по использованию цифровых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск