Скачать 88.32 Kb.
|
«Обмен опытом. Использование ИКТ – приоритетная задача современного образования» В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. С поступлением ребёнка в школу начинается интересная и прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в удивительный мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, - это формирование творческой личности. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? В роли такой наглядности я широко использую компьютер. Внедрение компьютеров повышает эффективность проведения урока; организует режим индивидуального опроса; усиливает интерес учащихся к уроку. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип доверительности; принцип обратной связи; принцип занятия исследовательской позиции. Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а в общем, способствует повышению качества образования. Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует также: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Я использую дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера. Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления; формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме этого, используя компьютерные технологии, создаю различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Эффективно использую развивающие методы и приемы: метод анализа; метод сравнения; метод обобщения; метод классификации; формулировка понятий; внутренний план действий. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы; презентации к урокам; логические игры; тестовые оболочки; ресурсы Интернет; электронные энциклопедии. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ: владеть основами работы на компьютере; иметь навыки работы с мультимедийными программами; владеть основами работы в Интернет. При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы: диагностика; прогнозирование; планирование. Диагностика: характер учебного материала; структура урока; временные затраты в учебном процессе; возможности, интересы и способности учащихся и т. д. Прогнозирование: оценка различных вариантов проведения урока; выбор наиболее оптимального. Планирование: создание методической структуры урока, выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д. Использование ИКТ на различных этапах урока: подготовка учащихся к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний; закрепление новых знаний; подведение итогов урока; домашнее задание. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Рекомендации к оформлению презентаций: 1) Нельзя загромождать отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.). Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме; в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети "гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Литература 1.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2008. 2.Волокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.Молокова // Учебное пособие. - 2005. - №1. - С.119-123 3.Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие - М. 2010 4.Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. 6.Intel Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. - М. : Издательско-торговый дом Русская Редакция, 2004. 7.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие 8.Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. [Текст]: Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 9.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г |
Использование икт в учебном процессе Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование... | Андрейченко Жанна Александровна учитель физической культуры первой... Цель: Обмен опытом учителей по использованию здоровье сберегающих технологий на уроках | ||
Задача современного образования формирование таких качеств личности... Организация учебного процесса с использованием возможностей икт при изучении химии | Рефераты №6 (2012) Разработка и реализация государственной научно-технической политики в области металлургического машиностроения – приоритетная задача... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование культуры безопасности- приоритетная задача образования XXI века, нацеленная на содержательные, морально- нравственные,... | Муниципальное казенное образовательное учреждение У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает... | ||
Москвы Южное Окружное Управление Образования положение Цель конференции приобщение детей к художественной культуре и историческому наследию народов России и других стран, обмен знаниями... | Использование икт на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные... | ||
Доклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование... | Комплексный вариативный модуль «использование икт в урочной деятельности» № п/п Нормы и требования к организации образовательного процесса с использованием современного оборудования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Повышения эффективности современного урока иностранного языка через использование икт» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Публикация методических материалов в журнале «Метод-сборник» направлена на продвижение и обмен педагогическим опытом работников образования,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар-практикум "Обмен опытом работы по развитию ритмических умений дошкольников" | Обмен опытом работы по подготовке к егэ по обществознанию и истории Моя роль на уроках организовать, заинтересовать, вдохновить учеников на самостоятельную работу будь то проект, презентация, эссе,... | ||
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 Эта приоритетная задача решается, в том числе, и с помощью использования здоровьесберегающих технологий. Одна из них обучение диафрагмально-релаксационному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель семинара: обмен опытом по вопросам проектирования, реализации и анализа урока в соответствии с требованиями фгос |