Скачать 498.73 Kb.
|
Методическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 уч.г. Составитель: Клочков А.А. методист кафедры педагогики и психологии Липецкого института развития образования
Формирование культуры безопасности- приоритетная задача образования XXI века, нацеленная на содержательные, морально- нравственные, духовные и интеллектуальные аспекты.
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности предусматривает взаимосвязанное решение задач: 1. Мотивации к безопасному поведению. 2. Формирования системы знаний, умений и навыков безопасного поведения. 3. Воспитания личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций. 4. Психологическую подготовка к безопасному поведению. 5. Физической подготовке к действиям в экстремальных ситуациях. Целью подготовки обучающихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях. Адекватной реакции на различные ситуации с учётом своих возможностей, получение разносторонних знаний и приобретение умений (действий) и навыков по действиям в критических ситуациях, овладению навыками ведения здорового образа жизни, оказание первой медицинской помощи, подготовиться к военной службе, выработать ответственное отношение к личной безопасности, безопасности общества, государства, окружающей среде. В общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012-2013 учебном году преподавание основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312», от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 2-11 классов), от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089». Государственными образовательными стандартами, а также с нормативными документами управления образования и науки Липецкой области. II.Нормативные документы, регламентирующие деятельность преподавателя-организатора ОБЖ Преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области осуществляется в соответствие с нормативными документами федерального и регионального уровня; Федеральный уровень: Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312; Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; .Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»; Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»; Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения; Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362); Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70); Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075); Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. № 03-898 «О методических рекомендациях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; Письмо Министерства общего и профессионального образования от 25.03.99 № 389/11-12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе». Региональный уровень: Письмо УО и Н Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499; Письмо УО и Н Липецкой области «О формировании учебных планов образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2012/ 2013 учебный год» от 23.05.2012 г. № ЮТ- 1364. III. Начальное общее образование В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается основной школе. Это связано с тем, что базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. 1. Обязательное минимальное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир» и раскрывает основные вопросы предмета «ОБЖ» (Письмо Минобразования России от 25 марта 1999 г. № 389/11-12). В «Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану» (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю». Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». 2. Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, необходимо введение в начальной школе курса «ОБЖ» в объеме 1 часа в неделю за счет регионального компонента вариативной части Базисного учебного плана. 3. Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе (2 – 4 классы) должно быть организовано в соответствии с действующей программой «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы». Автор программы – Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова, А. Т. Смирнов, М. В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова - М.: «Просвещение» 2007 г. Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л. П. Анастасова и др.), методическим пособием (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова). 4. При составлении планирования по предмету «ОБЖ» в 2 – 4 классах рекомендуется вывести из курса «Окружающий мир» дублирующие вопросы по основам безопасности жизнедеятельности и наиболее полно и целенаправленно изучить их в специальном непрерывном курсе «ОБЖ». Рекомендуется включить следующие темы: - Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения (2-4 класс) - Хронические неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни (3-4 класс) - Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых (2-4 класс) - Основы личной гигиены (2-4 класс) - Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами (3-4 класс) - Пути укрепления здоровья (3-4 класс) - Правила дорожного движения (2 класс) Рекомендуется изучение дополнительного материала , что поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, способствует развитию способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса. В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть правилами: безопасного поведения в различных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: • работа с дидактическим материалом (в игровой форме); • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций ( знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи образовательного учреждения). Главными задачами обучения в начальной школе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. IV. Основное общее образование В 5-9 классах учебный предмет ОБЖ изучается за счет часов регионального компонента (в 8 классе – федерального) в объеме одного часа в неделю в каждом классе. В основной школе рекомендуется использовать в учебном процессе следующие образовательные программы: 1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы/под общей редакцией А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. 2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский - М.: Дрофа, 2010г. 3. Программа, рекомендованная департаментом образования Администрации Ярославской области (письмо от 25.08.2004 года № 01-10/1655 «О примерной программе и тематическом поурочном планировании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучения учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений»). В основной школе представлены две основные линии учебно-методических комплектов (УМК), включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 уч.г.: 1. Линия учебно-методических комплектов под редакцией А. Т. Смирнова (Изд-во «Просвещение») представлена следующими учебниками:
|