Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95





Скачать 84.98 Kb.
НазваниеРусакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95
Дата публикации05.08.2014
Размер84.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Русакова Наталия Михайловна,

Учитель ГБОУ лицея №95

г. Санкт-Петербурга

Обучение диафрагмально-релаксационному

дыханию игровыми методами

«Если школа дает образование, то она не дает здоровья»- говорит выдающаяся спортсменка Ирина Роднина. Более 90 % детей в школе имеют те или иные отклонения в здоровье, из них 50% приходится на функциональные изменения органов и систем, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. Перед школой стоит задача создания таких условий обучения, при которых дети не теряли бы здоровье, а улучшали его. Эта приоритетная задача решается, в том числе, и с помощью использования здоровьесберегающих технологий. Одна из них - обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с помощью БОС - технологий.

Чтобы мы не делали, мы всегда дышим. Дыхание - один из важнейших процессов, происходящих в организме, а значит, от него зависит наше здоровье.

Человек без еды может прожить 30-40 дней, без воды - неделю, а без воздуха – несколько минут.

Чтобы быть здоровым, надо научиться правильно дышать. Все живые существа, в том числе и человек, в основном дышат при помощи диафрагмы, животом. В экстремальных ситуациях: при болезни, стрессе в процессе дыхания большую роль начинает играть мускулатура грудной клетки и плечевого пояса. В таких случаях человек начинает дышать грудью и животом одновременно.

Для того чтобы снять стресс, усилить работу защитных сил организма, повысить уровень газообмена, человеку необходимо перейти на диафрагмальное дыхание. Этот тип дыхания наиболее полезен, так как он заложен в нас природой и приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно - сосудистой системы.

В лицее с 2009 года проводятся занятия оздоровительной дыхательной гимнастикой с использованием метода биологической обратной связи. Эта гимнастика является средством физического воспитания и решает следующие задачи:

- Оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм ребенка

- Повышает уровень концентрации и внимания

- Способствует профилактике неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии

- Снижает уровень заболеваемости ОРЗ и гриппом

Оздоровительные занятия с использованием БОС - технологий входят в систему службы здоровья лицея.

Игры и упражнения, направленные на тренировку и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, повышение уровня концентрации и внимания, обучающие расслаблению, проводятся на занятиях с использованием метода биологической обратной связи и включаются отдельными модулями в уроки физической культуры, используются во внеурочное время на занятиях в ГПД .Приведенный ниже материал можно включать в структуру занятий с использованием БОС технологий для достижения наибольшего оздоровительного эффекта. Предложенные игры и упражнения помогают снять статическое напряжение, возникающее во время сеанса БОС, закрепляют умение вовремя сконцентрироваться или расслабится.

В результате сложилась следующая структура занятий:

- Упражнения для закрепления полученных дыхательных навыков.

- Сеанс дыхательной гимнастики с использованием БОС - технологий.

- Игры, направленные на развитие внимания, помогающие снять статическое напряжение после сеанса.

-Упражнения на расслабление.

Освоение и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания

Акцент на диафрагмальное дыхание очень важен для получения положительных результатов. Детям дается следующая инструкция: «Сядьте удобно, расслабьте мышцы. Одну руку положите на живот, другую - на грудь. Сделайте спокойный вдох через нос- живот надувается, диафрагма выпрямляется, легкие наполняются воздухом. А теперь сделайте медленный выдох ртом. Живот при этом втягивается, диафрагма расслабляется и становится похожей на мостик.

Помните, что вдох делаем носом, выдох - через чуть приоткрытые губы с легким сопротивлением. Выдох должен быть длиннее вдоха в 2-4 раза. Между вдохом и выдохом не делайте паузу, дышите плавно, без напряжения».

Осваивать и закреплять полученные навыки помогают игры и игровые упражнения. Выполняя их необходимо точно следовать данной инструкции.

«Воздушный шарик»

Дети представляю, что живот-это воздушный шарик. Когда мы делаем вдох шарик надувается, выдох - сдувается. Одна рука лежит на груди, другая – на животе. Рука на груди неподвижна, на животе – двигается вместе с ним.

«Перышко»

Дети садятся удобно, берут в руки перышки. Держа их перед собой, делают вдох носом. Затем долго дуют на перышки ртом. Учитель говорит: «Смотрите, какое перышко легкое, воздушное. Представьте себе, что перышко-это вы. Вас несет легкий ветерок, вам свободно, руки, ноги, все тело расслаблены. А теперь давайте посмотрим, чье перышко будет в полете дольше всех». Похвалить детей, делающих самый долгий выдох.

«Бабочка»

Ребенок держит перед собой подвешенную на нитке искусственную бабочку. Учитель говорит: «Посмотрите, какая бабочка легкая, воздушная. Давайте с помощью дыхания отправим ее в полет. Чем бабочка дальше улетит, тем больше соберет пыльцы. Может вы сами бабочки, которые парят над цветочным лугом? Давайте сядем на цветок, отдохнем (расслабление).

«Кораблики»

На столе расставлены бумажные кораблики. Дети сидят рядом. Учитель предлагает с помощью дыхания отправить кораблики в морское путешествие. Делаем вдох носом, легкие наполняются чудесным морским воздухом. Делая долгий выдох ртом, отправляем кораблики в путь. Какой из них уйдет дальше в открытое море?

«Футбол»

На одном краю стола стоят картонные ворота, на другом лежат шарики для пинг-понга. С помощью дыхания дети направляют шарики в ворота. Кому удалось закатить шарик в ворота, тот забил гол.

«Свечка»

Из бумаги вырезаны «свечки». Дети садятся удобно, берут свечки в руки. Верхний их конец находится на уровне рта на расстоянии 15-17 сантиметров. Делаем глубокий вдох носом (шарик в животе надулся), затем длительный выдох через сложенные трубочкой губы. При этом пламя свечи отклоняется. Надо удержать его в этом положении как можно дольше (шарик в животе медленно сдувается).

Развитие внимания

Внимание- направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Это важнейшее качество, необходимое для отбора нужной информации и отбрасывания лишнего. Если бы не существовало внимания, то наш мозг не смог бы избежать перегрузок.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов и родителей.

Для развития внимания можно использовать следующие игры и игровые упражнения.

«Найди свое место»

Дети строятся в несколько колон по одному. По сигналу участники игры разбегаются по залу. Следующий сигнал - возвращаются на место и строятся в первоначальном порядке. Побеждает команда, которая первая и без ошибок выполнила задание.

«Собери пазлы»

Дети в хаотичном порядке ( не сталкиваясь друг с другом) передвигаются по залу, представляя, что они - кусочки пазлов, которые кто-то перемешивает. Ведущий громко называет цифру. Участники игры должны за ограниченное время собраться в пазлы из заданного количества фрагментов. Тот кто не успел присоединится, выбывает из игры.

«Капитаны»

Ведущий подает различные команды игрокам, сопровождая их словом «капитаны». Если команда подана, а слово «капитаны» не произнесено, участники игры не должны ее выполнять .Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Чудо-счет»

Ведущий считает до четырех (пяти, шести, семи…). Каждой цифре соответствует определенное движение. Участники игры сначала считают и выполняют движения вместе с ведущим по порядку, затем- в разнобой. В конце игры ведущий называет цифры, а играющие сами показывают соответствующие движения. Кто ошибся - выбывает.

«Повторялки»

Дети идут по кругу .Водящий показывает упражнение, все повторяют его за ним. По сигналу учителя водящим становится следующий ученик. Он показывает другое упражнение. Все повторяют за ним. Кто ошибся – выбывает.

«Вызов номеров»

Вариант №1

Участники игры строятся в несколько колонн- команд и рассчитываются по порядку номеров. Учитель дает задание и громко называет номер. Задание выполняют только вызванные номера .

Вариант№2

Участники размыкаются в колоннах на дистанцию три-четыре шага. Вызванные номера, двигаясь вдоль своих колонн, обегают команду и встают на свое место.

«Крот-путешественник»

Дети строятся по периметру зала и запоминают свое место. После этого все закрывают глаза и не открывают их до конца игры. Ведущий дает различные задания. В конце тот, кто не допустил ошибок, должен оказаться там, где был в начале игры. Например: «Закрыли глаза, сделали три поворота вокруг себя, два шага вперед, четыре шага вправо, присели пять раз, сделали шаг назад, прыгнули три раза на правой ноге, сделали два шага влево, шаг назад, три прыжка на левой ноге, два шага влево. Открыли глаза. Кто вернулся на свое место? Молодцы!

«Что изменилось»

Участники игры стоят полукругом. Водящий внимательно смотрит и запоминает, кто где стоит. Когда он отворачивается, игроки меняются местами. Водящий должен поставить их так, как они стояли в начале.

Варианты игры:

Можно менять местами предметы, положение тела и т.д.

«Я говорю»

Ведущий называет одни движения, а показывает другие. Дети должны ориентироваться на голос и выполнять то, что ведущий сказал, а не показал. Вариант игры: дети ориентируются на движения, а не на голос ведущего.

«Пишущая машинка»

Каждый из участников игры - определенная буква алфавита. Ведущий называет слово (сначала не сложное, где буквы не повторяются). По сигналу дети начинают его «печатать» - хлопать в ладоши.

Учимся расслабляться

«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».- пишет в одной из своих книг известный гипнотерапевт Рейчел Коупман.

Релаксация (расслабление)- состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, возникающим в результате снятия напряжения после переживаний или физической нагрузки.

Умение расслабляться - это умение быть уверенным в себе. Стресс, напряжение школьной жизни снимаются с помощью дыхания и специальных упражнений.

«Игра с песком»

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте , что вы на пляже на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Возьмите горсть его в руки (вдох), сожмите пальцами в кулак, удержите песок в руках. Постепенно разжимая пальцы медленно высыпьте песок (вдох). Уроните руки вдоль тела (руки тяжелые, нам лень двигаться). Повторите упражнение два – три раза.

«Построим дом»

Снятие напряжения через голос, свободный выплеск эмоций. Мы строим дом: « Вот первый этаж (тихо), второй (громче), третий (еще громче) …». Когда строим десятый этаж – кричим громко, во весь голос.

«Старт»

Это упражнение для тренировки распределения выдоха.

До старта космического корабля осталось несколько секунд. Начинаем обратный отсчет: десять, девять, восемь, семь… Цифры произносим громко, на одном дыхании, без добора воздуха. Постарайтесь распределить воздух так, чтобы на словах: «Один, пуск!»не было мышечного напряжения, выдох был свободным, не скованным.

«Снеговик»

Ребята, представьте себе, что вы - снеговики. Зима холодная, снеговики твердые-твердые (дети принимают позу снеговика, напрягают мышцы). Пришла весна , снеговики начали таять (дети постепенно расслабляют мышцы, опускают руки, приседают). Солнце пригревает и снеговики превращаются в лужи (дети ложатся на коврики, полностью расслабляются). Повторить два- три раза.

«Свечки на торте»

Ребята стоят в кругу и представляют себе, что они свечки на торте (ноги вместе, руки над головой).Свечки горят и постепенно тают (дети опускают руки, расслабляют мышцы, медленно приседают и растекаются восковой лужицей- ложатся).

Сюжеты для расслабления, релаксации

«Лес» (под запись пения птиц)

Представьте, что вы лежите на лесной полянке. Трава мягкая, поют птицы, веет легкий ветерок. Вдруг птиц что-то напугало, они замолчали. Вы напряглись, как струнка (напрягаем мышцы, лежим, как каменные). Но птицы запели вновь, нам снова стало легко, спокойно (расслабляем мышцы шеи, рук, ног, туловища). Лежим полностью расслабленные на мягкой траве.

Сюжеты «Море» (под звуки плеска волн), «Небо» (под музыку А. Вивальди «Времена года»).

«Волшебник»

Дети лежат на ковриках. Ведущий говорит: «Я - волшебник и все, чего касается моя волшебная палочка, каменеет. Но по своему желанию я могу вас расколдовать. Я касаюсь ваших рук (дети напрягают мышцы рук), я касаюсь ваших ног (напрягают мышцы ног) и так далее. А сейчас я хочу вас расколдовать! Дети расслабляют мышцы.

Список литературы:

  1. Детская спортивная медицина/Под ред. С. Б. Тихвинского, С. Хрущева.- М.: Медицина, 1991.- 560 с.

  2. Сметанкин А. А., Сметанкина С. И. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях: Методические рекомендации.- СПб.:НИИХ СПбГУ, 2003.-22с.

  3. Сметанкин А. А. Здоровье на 5+. Книга для всех.- СПб:ЗАО Биосвязь, 2007.- 160 с.

  4. Зверев В. А. Учись здоровью. Пособие для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.- СПб:Биосвязь, 2008.-128 с.

  5. Баль Л. В., Ветров В. В. Букварь здоровья.- М.: Дрофа, 2002.- 150 с.

  6. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А. Г. Хрипковой.- М Педагогика, 1981, 270 с.

  7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- СПб: Свет, 1997, 158 с.

  8. Волегова И. Г., Писанова Н. И. Программа по развитию саморегуляции и формированию навыков ЗОЖ на основе диафрагмального дыхания у младших школьников//Завуч начальной школы.-2010.-№3.- с.30-40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новикова Наталия Михайловна, учитель английского языка моу «Средняя общеобразовательная школа №63» г. Рязани
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconОсобенности преподавания профильных курсов «компьютерная графика»...
Секаева Наталия Михайловна (), учитель информатики высшей категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей Информационных...
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПроектная работа : «школьная форма»
Власова Екатерина Михайловна, учитель начальных классов гбоу сош №727, научный руководитель проекта
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПрезидента Российской Федерации для государственной поддержки молодых...
Соискатель на право получения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов...
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бувдевскя Галина Михайловна, учитель английского языка гбоу 210, г. Санкт-Петербург
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бувдевскя Галина Михайловна, учитель английского языка гбоу 210, г. Санкт-Петербург
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconФомин Павел Константинович анализ работы гбоу лицея №1158 за 2012-2013 учебный год москва 2013
Гбоу лицея №1158 в современных социально-экономических условиях необходимо совершенствование развития образовательной подготовки...
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Корельская Наталия Михайловна, воспитатель 1 кв категории мбдоу №27 «Сказка», г. Северодвинск
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconАвтор Казанкина Наталия Геннадиевна Учитель английского языка гбоу...
В перечне тем для изучения мы находим и тему “Crime”, поскольку на экзамене могут встретиться различные вариации на темы, связанные...
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Пьянкина Наталья Борисовна – учитель географии, Капитонова Наталия Васильевна – учитель математики
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconБегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 icon«Новокинерский лицей» и филиалы лицея
Устава лицея, призваны способствовать укреплению трудовой общекультурной дисциплины, рациональному использованию рабочего времени,...
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconОткрытый урок в 9 классе
Учитель: Янкина Екатерина Михайловна, учитель английского языка моу сош №1 р п. Пачелма
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Русакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95 iconУрока: Воспитывающие
Учитель: Проворченко Галина Михайловна, учитель информатики высшей категории, победитель пнпо 2008 г. (Почетная грамота моин рф)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск