Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока





НазваниеМетодическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока
Дата публикации01.08.2014
Размер75.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Тема: Культура наизнанку: стиляги на улицах советского города.

Методическое пояснение:

Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века..


Цель урока:

Продемонстрировать учащимся особенности советской культуры поздней сталинской эпохи и времен Хрущева.

Задачи урока:

  • Выяснить понятие культуры, понять особенности советской культуры.

  • Выявить влияние контркультуры стиляг на дальнейшее изменение советской культуры.

  • Найти связь культуры и политики.

  • Научить учащихся анализировать явления культуры в историческом контексте.


Время: 45 мин.
Ход урока:


  1. На экран выводится слайд с элементами строения культуры: ценности, нормы, модели поведения (стиль, ритуал/канон), символы. Учитель просит вспомнить, что представляют собой эти элементы.

Материалы для пояснений (Лейбович О.Л. «10 лекций по культурологи»):

Строение культуры:

Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать.(Н.Смелзер)

Ориентация в мире ценностей определяет стратегию человеческого поведения, выбор тех или иных социальных ролей и порядок их исполнения. Именно ценности формируют
мотивы человеческого поведения.

Нормы - правил поведения, обязательных для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. В состав норм входит культурная традиция, понимаемая как следование канонам деятельности, некритично заимствованным от прошлых поколений. Традиция обязывает людей поступать именно таким образом, не позволяя им выйти за пределы установленных в прошлом правил.

Символ - артефакт культуры (предмет, действие, изображение) исполняет роль знака, понятного всему сообществу и указывающего на нечто иное, большее и важное. Символ - это ориентир, позволяющий человеку точно определиться с ситуацией и обозначить в ней свою позицию.

Модели поведения - устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям. Ядром модели поведения является стиль - нечто особенное в образе жизни, манере поведения человека или общественной группы, то, что М.Вебер называл способом ведения жизни. Стиль предполагает эстетизацию жизни, подчинение своих поступков некоторым эстетическим канонам. Это касается одежды, убранства жилья, форм общения с интересными людьми (близкими и дальними).

В модель культуры входят ритуалы - наиболее формальные и стабильные процедуры, совершаемые людьми в автоматическом порядке. Если стиль выбирают, ритуалу подчиняются. В ритуале нет мысли и нет чувства. Участие в ритуалах - способ идентифицировать себя с группой, заявить о принятии норм, предписанных социальным институтом.
На следующем слайде: Моностилизм / полистилизм. Учащиеся вспоминают эти термины.

Пояснение: моностилистилизм предполагает господство во всех моделях культуры всего общества единственного стиля. полистилистилизм, когда в культуре взаимодействуют множество стилей.
Слайд №3: Субкультуры. Современные молодежные субкультуры (готы, эмо, байкеры, скинхеды). Учитель предлагает угадать, какие современные субкультуры выведены на экран.

Пояснение: Под субкультурой понимаются сложившиеся автономные и равноправные модели культуры, отличающиеся друг от друга носителями, технологиями поведения, символами, ценностями и нормами.


  1. Перед учениками ставятся вопросы: При каких условиях субкультуры возможны?

Почему в советской культуре сталинской эпохи не могло быть субкультур?

Затем на экран выводятся пункты ответов:

  • Тотальный контроль государства. Стандартное легче контролировать. Предсказуемость.

  • Главенство коллективного над индивидуальным. Коллективизм как ценность. Желание быть «как все».

  • Запад – враг.

  • Миф о СССР как самой великой стране в мире

  • Моностилизм. Плановая экономика.

  • Политика распространяется на все сферы жизни, и на частную тоже.

  1. Контркультура: понятие (объясняет учитель).

Пояснение: Контркультура -

  1. При помощи слайда учитель сравнивает советскую культуру и культуру стиляг.

Ценности
советский человек:

  • Государство-отец, дающее свет и тепло, жизнь и благоденствие, защиту и спокойствие

  • Социальная справедливость

  • Равенство

  • Порядок

  • Коллективизм

  • Аскетизм

  • Трудовой энтузиазм

  • Семья

стиляга:

  • Самовыражение

  • Свобода

  • Индивидуальность

  • Отдых / праздник

  • Удовольствие / Секс

  • Друзья

Символы комсомольца и стиляги.

Когда впервые появились стиляги. Этапы стиляжного движения.

Нормы и модель поведения:

Комсомолец:

  • работа или учеба

  • комсомольские собрания

  • создание семьи

  • танцы в клубе

  • занятия спортом

  • стандартные, не яркие вещи

Стиляга:

  • прогулки по Броду

  • вечеринки на хатах

  • секс

  • слушали джаз и танцевали «стилем»

  • носили яркие заграничные вещи

  • особая «развинченная» походка


Стиляга в провинции (рассказывает учитель): Где брал одежду и обувь, где гулял, что танцевал.

Откуда одежда:

молодежь прибегала к кустарным способам производства, то есть делала модную одежду своими руками, частично используя продукты фабричного производства. Приведем еще отрывок из интервью пермского стиляги: «Я штаны купил на базаре и решил перешить, и отдал их тете Шуре, она мне их так сузила, что кто-то мне принес чулок и я их одел, но снять не мог. А что делать, ради моды - на что ни пойдешь». Другой респондент подсказал, как снимали брюки, ширина которых на щиколотке была 16 см – использовали мыло.

Кроме того, одежду можно было сшить на заказ: «У меня был друг, которому мама в Ижевске достала такой пиджак (речь идет о клетчатом пиджаке с объемными плечами). И мы его все время носили в ателье, чтобы нам точно такой же сшили». Так целая кампания молодых пермяков оделась по моде.

И последний способ – «добыть» настоящую заграничную вещь через фарцовку (обмен с иностранцами, активное развитие получил после фестиваля молодежи 1957 года) или через знакомых, выезжавших за рубеж. В Перми, например, есть театр оперы и балета, артисты которого ездили в заграничные гастроли. Респондент вспоминает, с каким нетерпением он ждал их приезда и тех вещей, которые они привозили.

Джазовый пианист из Перми вспоминает: «Например, для того чтобы играть классический джаз, негритянский, американский, мы играли, предположим, попурри песен советских композиторов, а потом выходил конферансье. И он говорил: «вот в то время, когда мы спешно строим наше счастливое коммунистическое будущее, на западе, в загнивающем, в проклятом буржуазном обществе…». И мы начинали вот эти слова сопровождать хорошим настоящим классическим джазом. Ну, как бы бичуя недостатки буржуазного общества». Здесь мы наблюдаем культурную инсценировку.

Брод:

В центре города Перми была улица К. Маркса, а в Орджоникидзевском районе, например, так звали улицу Щербакова.

Отношение к стилягам правильного советского человека.

Эталоны для советского человека. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства 1959 года выпуска, объясняет, что значит хороший вкус в одежде – это «понимание разумной меры во всем, что касается формы, линий и цвета костюма… Дурной вкус выражается в погоне за всеми модными новинками, независимо от того, подходят ли они к внешности человека… Больше всего дурной вкус обнаруживается в неумении гармонично подобрать сочетания цветов между разными предметами костюма». Вообще, сдержанность и аскетизм в одежде, обстановке квартиры определяются как наиболее приемлемые для советского человека на пороге построения коммунизма. Высоким стройным женщинам рекомендуется носить «платья строгой формы» (Домоводство 1957: 205), «цвет костюма, а также все предметы одежды должны гармонировать с окружающей средой» (Краткая энциклопедия домашнего хозяйства Т.1, 1959: 13). Одежда должна была соответствовать терминам «удобно», «полезно», «нужно» (Ефремова 1965: 80).

Вспоминая 50-е, обычные пермяки рассказывают, что боялись стиляг, считали их хулиганами. В интервью с К-ой 1922 года рождения есть рассказ о встрече со стилягами на улице города Перми: «Я помню, как-то я из библиотеки ехала, из центральной, и за мной пошли парочка стиляг. Я, грешным делом, испугалась, и потом, когда они шли все время за мной, я увидела, что идет какая-то пара постарше меня, вроде как муж с женой. И я попросила проводить меня, говорю, что молодые люди меня преследуют, и я боюсь. Я должна идти на улицу Кирова. И вот эти двое меня проводили, а стиляги отстали». Далее она отвечала на вопрос, были ли реальные основания бояться стиляг: «Они разговаривали так, чтоб обратить на себя внимание. Это было не приятно. Я их, практически, не знала. Я не знала, что ждать от них. И нам же говорили: вот – это стиляги, те которые не занимается общественно-полезным трудом. И я с ними старалась не общаться». Люди часто боятся того, что им незнакомо. К тому же пресса активно работала над созданием плохой славы о стилягах. Образ хулигана и бездельника, пиявки, присосавшейся к родительскому кошельку, формировался в обществе в те годы, он и сегодня редуцируется.

Люди, никогда в своей жизни не видевшие стиляг, осуждали их и даже ненавидели.

На карикатурах они изображались как мелкие ядовитые грибы, их сравнивали с обезьянами.
Борьба со стилягами: комсомольцы, пресса, общественное мнение.

По данным журнала «Коммунист», в 1960 году существовало более 80 тысяч дружин, объединявших более 2,5 миллиона дружинников (Анашкин, Бабин 1960: 52). Обычные советские граждане, свято верящие печатному слову, искали стиляг среди соседей. И, конечно, успешно находили их, даже если лишь одна деталь одежды была стильной и зарубежной.

В сталинскую эпоху любая публикация в прессе должна была иметь отклик, не нее следовало немедленно реагировать. Поэтому, с теми, чьи имена упомянули в фельетоне, начинали работать комсомольская организация и руководители вузов, где они учились. Их прорабатывали на собраниях, исключали из комсомола, перевоспитывали, отчисляли из университетов.
Вопрос на обсуждение в классе: Как появление стиляг повлияло на советскую культуру?
Превращение стиля в норму. Появление молодежной субкультуры.

Леонид Ионин называет стиляг декабристами своего времени, а Василий Аксенов - первыми диссидентами. В закрытом советском обществе, где политика (точнее, власть) проникает повсюду, не выделена сфера приватного и женщина может прийти в парторганизацию и попросить, «чтобы взяли от нее мужа… она ошиблась в нем», не могут безнаказанно действовать люди, которым власть безразлична. В. Славкин писал: «Новизна, которую предлагали стиляги, была не на уровне идей, а на уровне быта. Стиляги первыми бросили вызов суконному, прокисшему сталинскому быту, этому незатейливому жизненному стилю, для которого само-то слово стиль не применимо. Но в этом бесцветном жиденьком вареве и заключался один из секретов прочности нашего государства. Населением в униформе легче руководить, чем людьми в разноцветных пиджаках».
Домашнее задание: Прочитать в учебнике темы, касающиеся культуры сталинской и хрущевской эпохи. Найти в них проявления полистилизма и моностилизма. Выявить и обсудить на следующем уроке, какие изменения произошли в культуре после смерти Сталина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconМетодическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов...
...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconМетодическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов...
Дать учащимся представление о Всесоюзных открытых политических судебных процессах 1930-х гг
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconКонспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart...
Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconКонспект Урока истории в 11 классе, курс базовый. Урок разработан...
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconРеферат «прогулки по парижу» составитель: никольская в. В. Учитель...
«Париж» как в классах с углубленным изучением предмета, так в общеобразовательных и при изучении французского языка в качестве второго....
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconИванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconУрок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления»
...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconУрок в 8 классе, (рассчитан на 2 урока)по теме: «Относительная влажность воздуха»
Урок с использованием технологий модульного обучения с применением икт + задания в тестовой форме
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconКонспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconКонспект урока "Основные законы и явления Геометрической оптики"...
Основные законы и явления Геометрической оптики с использованием мультимедийных средств
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconСценарий литературно-музыкального вечера для учащихся 5-11 классов
Сценарий литературно-музыкального вечера рассчитан для учащихся 5-11 классов как общешкольное мероприятие. В целях приобщения к прекрасному,...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconПрименение информационных технологий в изучении истории древнего...
Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconУрок по теме «Весна» 2010 г. Цель урока: обобщить и систематизировать...
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconРайонное методическое объединение учителей естественного цикла Система...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconУрок по теме «Биосинтез углеводов фотосинтез»
Вы приступаете к изучению темы«Биосинтез углеводов – фотосинтез». При изучении материалов урока вы узнаете
Методическое пояснение: Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах как дополнительный при изучении истории ХХ века Цель урока iconУрок по теме «Тип Саркодовые и жгутиконосцы»
Вы приступаете к изучению темы«Тип Саркодовые и жгутиконосцы». При изучении материалов урока вы узнаете


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск