Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления»





Скачать 187.27 Kb.
НазваниеУрок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления»
Дата публикации12.08.2015
Размер187.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Предварительное обоснование выбранного варианта урока.
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления», на которую отводится 31 час.

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли», это 29 урок в данной главе и 4-ый при изучении темы «Электромагнитные явления».

Тип урока: изучение нового материала.

На предыдущем уроке учащиеся познакомились с магнитным полем катушки с током, электромагнитами и областью их применения. К данному уроку у школьников сформированы понятия: магнитное поле, магнитные линии, электромагнит, магнитная стрелка. Они имеют навык решения качественных задач, умеют работать с измерительными приборами и устройствами. Имеют навыки групповой и самостоятельной работы на уроках физики.

На следующих уроках запланировано познакомиться с действием магнитного поля на проводник с током, электродвигателем постоянного тока и провести контрольную работу №4: «Работа и мощность электрического тока».

В 8 а классе обучаются 20 учеников: 9 мальчиков и 11 девочек. Взаимоотношения в коллективе доброжелательные, эмоциональная обстановка в целом хорошая. Учащиеся активно и продуктивно взаимодействуют друг с другом в процессе обучения. Между учителем и учениками установились доверительные отношения.

Учитель и педагог-психолог провели тестирование учащихся по 7 методикам: тест Равена (интеллект), «Корректурная проба» (буквенный вариант) (диагностика свойств внимания - объем и концентрация), «Пиктограммы» (логическая память), «НОТ учащихся на уроке», «Социометрия», «Виды памяти», «Определение мотивов учения школьников» - методика Третьякова П.И. Уровень мотивации к урокам физики находится на 3 уровне (mах 4). Ученики указывают следующие причины, по которым им нравятся уроки физики: предмет полезен для будущей профессии; узнаю много нового; заставляет думать.

Тест умственного развития (Равен), позволяющий выявить объем знаний учащихся, сформированность понятий, а также оценить степень развития мыслительных операций -классификации, обобщения, логики, показывает, что средний показатель по классу 99,8 баллов (норма 90 - 110 баллов). Уровень осведомленности у 55 % - средний и у 40 % - высокий, учащиеся умеют обобщать, находить логические связи между понятиями и явлениями.

Задания, предлагаемые на уроке могут быть разнообразными, на данном уроке это фронтальный опрос, тест, поисковый эксперимент.

При изучении физики требуется хорошая память. Исследования показали, что выше нормы (7 баллов) развита зрительная память - 8,4 балла, слуховая память на уровне 6,8 при норме 7, однако логическая память на уровне 10,7 баллов (mах балл 15) - высокие результаты у 25 % учащихся.

Основную часть работы (эксперимент) учащиеся выполняют в группе. Дети разделены для работы на группы с учетом результатов теста Равена, моим наблюдениям, данным «Социометрии». Все группы одинаковы по уровню обученности. В каждой группе есть лидер, который будет оценивать работу каждого члена группы. Содержание урока рассчитано не только на активную работу каждой группы, но и каждого учащегося в отдельности, на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение).

Цели урока сформулированы с учетом программных требований, содержания материала учебного занятия, необходимого уровня знаний и умений учащихся, подготовленности класса и его психологических особенностей.

Цели урока:

Образовательные: 1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о

магнитных явлениях через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами. Развивающие:

1. Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента.

2. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку,

взаимооценку при использовании листов контроля.

Воспитательные:

  1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах. Цели урока реальны и посильны для учащихся 8 а класса.


Тема урока: «Постоянные магниты», «Магнитное поле Земли».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.

Развивающие:

1. Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента.

2. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при использовании листов контроля.

Воспитательные:

  1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах.


План и хронометраж урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.

3. Этап усвоения новых знаний.

1) Создание проблемной ситуации

2) Постановка проблемы исследования. Определение темы исследования. Формулировка цели исследования.

3) Эксперимент (работа в группах).

4) Вывод по результатам исследовательской работы (отчет групп).

4. Применение полученных знаний в новых условиях.

5. Подведение итогов.

6. Инструктаж по домашнему заданию.

Актуализация знаний.

Актуализация знаний проводится путем фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых при изучении темы урока.

Показываю катушку и задаю вопросы:

1. Как называется данное устройство? Катушка

2. Что она собой представляет?

Деревянный или пластмассовый каркас, на который наматывается провод

3. Что происходит с железными опилками, если через катушку пропустить электрический ток?

Притянутся

4. Сколько магнитных полюсов имеет катушка с током? Укажите их.

2, северный и южный

5. Как направлены магнитные линии магнитного поля катушки с током вне ее?

от севера к югу

6. Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с током?

1. Увеличить число витков в катушке

2. Увеличить силу тока

3. Вставить в катушку железный сердечник 1. Как называется катушка с железным сердечником?

Электромагнитом

8. Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать электромагнитом?

да

9. Перечислите области применения электромагнита в технике.

1. на заводах для переноски изделий из стали или чугуна, электромагнитное реле

2. в сельском хозяйстве - магнитный сепаратор

3. в быту - электрозвонок, телефон, телеграф

10. Можно ли изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные? Что для этого нужно сделать?

Поменять полярность батареи (изменить направление тока в катушке)

Молодцы! С темой «Электромагниты» разобрались. Мы ответили на ряд вопросов и хочу сказать, что данные знания пригодятся на при изучении новой темы.

Тема сегодняшнего урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли» Открываем тетради. Записываем число, классная работа, тему урока.

Какие цели мы поставим на урок? Ученики перечисляют:

1. Узнать, что такое постоянные магниты?

2. Какие бывают постоянные магниты?

3. Свойства постоянных магнитов?

4. Познакомиться с магнитным полем Земли.

5. Где располагаются магнитные полюса Земли?

Вернемся к электромагнитам.

Если вставить в катушку с током стержень из закаленной стали, он не размагничивается после выключения тока, а длительное время сохраняет намагниченность.

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.

2.Изучение нового материала.

Учитель делает краткое сообщение.

Тшу-ши — такое поэтическое название дали постоянному магниту китайцы. В переводе оно означает «любящий камень». Такое название эти естественные природные тела получили за то, что притягивали железные предметы, как нежная мать привлекает своих детей. Мы уже ранее выяснили, что, кроме постоянных магнитов, люди широко используют магниты исскуственные - электромагниты, которые изготавливают на заводах. Они обладают такими же свойствами, что и природные магнитные тела. Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли экспериментаторов и постараемся получить новые сведения о свойствах магнитов из экспериментов. Для работы мы разделились на 4 группы. В каждой группе есть свой лидер и секретарь.

1. Каждый участник группы получает карточку с заданием, выполняет лабораторный опыт и делает вывод.

2. Секретарь записывает выводы после каждого эксперимента и оформляет вывод в виде рисунка для отчета группы

3. Лидер контролирует работу каждого учащегося и в конце работы выставляет оценки в контрольном листе. Карточки с заданием в приложении № 1.

После того, как эксперимент закончен, группы отчитываются:

1 группа - по карточке 1,3,

2 группа - по карточке 2,

3 группа - по карточке 4.

Когда отчитывается одна группа, остальные слушают внимательно, сравнивают свои ответы с отвечающими, если необходимо дополняют ответ. В результате на магнитной доске появляются рисунки - краткий вывод эксперимента.

Анализируя результаты эксперимента, учащиеся отвечают устно на вопросы.

Учитель: по результатам эксперимента отвечаем на следующие вопросы:

1. Для чего используют понятия магнитные линии поля?

чтобы иметь представление о магнитном поле

2. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита?

да

3. Как располагается магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?

по касательной в данной точке

4. Какой вид имеет магнитное поле двух полосовых магнитов, обращенных друг к другу одноименными (разноименными) полюсами?

рис. 108, 109 учебника

С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. На этом основано применение компаса (свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка). С этим устройством вы знакомились на уроках географии. У Земли тоже два магнитных полюса - северный и южный. В настоящее время южный магнитный полюс Земли удален от северного географического полюса приблизительно на 2100 км, а северный магнитный полюс находится в близи южного географического полюса. Здесь магнитные линии выходят из Земли. Таким образом, магнитные полюсы не совпадают с географическими. Поэтому магнитная стрелка приблизительно показывает направление на север.

Геофизики узнали, каким было магнитное поле Земли 1000 и даже миллионы лет назад: допустим, вылилась, когда-то, во время извержения вулкана лава, пока остывала, намагнитилась в магнитном поле Земли. Потом поле изменилось, но у затвердевшей лавы осталась оставшаяся намагниченность. Измеряя ее, геофизики обнаружили, что за последний миллион лет магнитные полюсы Земли поменялись местами 7 раз.

Видеоролик на 3 минуты.

Задание:

Учитель: Просмотреть видеоролик и каждая группа готовит по 1 вопросу по содержанию видеоролика. Ответы на вопросы.
Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили новую тему. Предлагаю вам тест на 2 варианта на 5 мин.
По завершению работы вывешиваю на магнитную доску правильные ответы и критерии

оценок.

Учащиеся проводят самопроверку и самооценку по критериям. Оценки выставляются в

контрольный лист и подводится итоговая оценка.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги урока.

Кто сегодня на уроке получил оценку 5? Оценку 4? Оценку 3?

Ребята отвечают.

Учитель: Что же мы сегодня узнали на уроке? Ребята перечисляют.

Учитель: Выполнили ли мы задачи, поставленные на уроке?

Учитель перечисляет ранее поставленные задачи.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы плодотворно потрудились.

Переходим к домашнему заданию.

1. Выучить 59,60.

2. Составить подробные вопросы для взаимоконтроля.

3. По желанию подготовить доклад «Компас, история его открытия»

Учитель: Спасибо за урок, можете быть свободны.

Карточка № 1. Полюсы магнита.

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), металлические скрепки. Задание:

1. Поднесите скрепку точно к середине полосового магнита. Притягивает ли магнит скрепку?

2. Подносите скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам.

3. Повторите эксперимент с дуговым магнитом.

4. Сделайте соответствующие рисунки в тетради. Ответьте на вопросы:

1. Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

2. Каковы магнитные свойства средней линии магнита? Сделайте вывод.
Карточка № 2. Появление магнитных свойств.

Оборудование: Железный гвоздь, стальное лезвие, медная и алюминиевая проволока, бумага, кусок резины, карандаш, полоска стекла, лист пластмассы, полосовой магнит, стальная спица для вязания, скрепки. Задания:

1. Определите, какие из имеющихся у вас различных предметов хорошо притягиваются магнитом. По результатам исследования заполните таблицу в тетради.

2. Поднося стальную спицу к скрепкам, проверьте ее магнитные свойства. Притягивает ли спица скрепки?

3. Положите спицу на стол и от ее середины проведите по ней одним из торцов полосового магнита. Сделайте 15-20 движений только в одну сторону (обратно магнит возвращайте по воздуху).

4. Проверьте магнитные свойства спицы еще раз. Изменились ли они после контакта с полосовым магнитом?

5. Выводы запишите в тетрадь.


Притягиваются слабо

Притягиваются сильно

Не притягиваются











Карточка № 3. Взаимодействие полюсов магнита.

Оборудование: штатив с принадлежностями, прочная нить, полосовые магниты.

1. С помощью лапки и прочной нити подвесьте один из полосовых магнитов к штативу. Поднесите к нему другой магнит красным концом - сначала к синему, а затем к красному торцу. Как взаимодействуют магниты?

Сделайте пояснительный рисунок и вывод.
Карточка 4. Изучение магнитного поля постоянного магнита. Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки.

1. Сверху на полосовой магнит положите картон, насыпьте на картон железные опилки, слегка постучав по картону.

2. Зарисуйте появившуюся картину силовых магнитных линий в тетради.

3. Расположите под картоном два полосовых магнита одноименными полюсами друг к другу, и с помощью железных опилок получите новую картину магнитных силовых линий.

4. Зарисуйте картину магнитных силовых линий поля двух полосовых магнитов.

5. Повторите последний эксперимент с полосовыми магнитами, сориентировав их разноименными полюсами друг к другу.

6.Сравните свои рисунки с рис. 108 и рис. 110 на с. 139 и с. 140 учебника (А.В. Перышкин, Физика -8).

Сделайте вывод.

Лист контроля

Список учащихся


Эксперимент


Вывод


Тест


Итоговая оценка
































































Вариант 1

1. Постоянными магнитами называют...

А. Тела, сохраняющие намагниченность

длительное время.

Б. Тела, изготовленные из железа или стали.

В. Любые тела, находящиеся в магнитном поле.

2. По рисунку определите, будут ли

взаимодействовать два плоских магнита.



А. Не взаимодействуют.

Б. Притягиваются.

В. Отталкиваются.

3.Какие магнитные полюса изображены на

рисунке?



А. I - северный, 2- южный.

Б.] - южный, 2 — южный.

В. 1 - южный, 2 - северный.

Г.1 - северный, 2 - северный.

4. В какой точке действие магнита на стальной

шарик сильнее всего?

А. 1 Б. 2 В.З Г. Везде одинаково.



5. Северный магнитный полюс расположен около...

А. Северного географического полюса.

Б. Южного географического полюса
Вариант 2

1. Полюсом магнита называют...

А. Середину магнита. Б. То место магнита, где

действие магнитного поля сильнее всего. В. То

место, где действие магнитного поля слабее

всего.

2. По рисунку определите, как будут взаимодействовать два плоских магнита.


N S

N S

А. Отталкиваются.

Б. Не взаимодействуют.

В. Притягиваются.

3. Какими магнитными полюсами образовано

магнитное поле, изображенное на рисунке?

А.Одноименными полюсами Б.Разноименными полюсами.



4. В какой точке действие магнита на стальной шарик слабее всего?

А. Везде одинаково.

Б, 1

В. 2.

Г.З.

5. Южный магнитный полюс расположен около.

А.Северного географического полюса.

Б. Южного географического полюса.


Самоанализ урока.

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли», это 29-ый урок в главе «Электрические явления» и 4-ый при изучении темы: «Электромагнитные явления».

На предыдущем уроке учащиеся познакомились с магнитным полем катушки с током, электромагнитами и областью их применения. К данному уроку у школьников сформированы понятия: магнитное поле, магнитные линии, магнитная стрелка, электромагнит. Они имеют навык решения качественных задач, умеют работать с измерительными приборами и устройствами, имеют навыки групповой и самостоятельной работы на уроках физики.

Цели урока Сформулированы с учетом программных требований, содержания материала учебного занятия, необходимого уровня знаний и умений учащихся, подготовленности класса.

Цели урока:

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях

через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.

Развивающие:

1. Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента.

2. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при

использовании листов контроля.

Воспитательные:

1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах.

С целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний этап актуализации знаний проводился в форме фронтального опроса. Учащиеся слышат вопрос и правильный ответ, если допускаются ошибки, другие учащиеся могут их сразу исправить или подкорректировать ответ.

Учащиеся самостоятельно осуществляют целеполагание. Ставится проблемный вопрос о постоянных магнитах и их свойствах.

Основная часть урока посвящена свойствам постоянных магнитов и телам, сохраняющим долгое время намагниченность. Учащимся предлагается экспериментальная работа в группах. Каждая группа имеет своего лидера, секретаря и 4-х участников. Каждый участник получает по одной карточке с заданием (всего 4 карточки), в которой ставиться цель эксперимента, дается план работы, вывод учащиеся делают самостоятельно. Секретарь записывает выводы после каждого эксперимента и оформляет вывод в виде рисунка, который понадобится для отчета группы. Лидер контролирует работу каждого участника группы и оценивает в листе контроля (2 колонки - проведение эксперимента и вывод). Такая работа позволяет осознать ценность совместной деятельности. Каждый учащийся включается в работу. Развиваются навыки взаимоконтроля.

После окончания работы группы отчитываются 1 - по карточке №1,3; 2 - по №2, и 3 - по №4. Остальные группы внимательно слушают и сравнивают свои ответы (выводы), при необходимости дополняют. Осуществляется само- и взаимоконтроль. Делается общий вывод. По результатам отчета на магнитной доске появляются рисунки (краткий вывод эксперимента). Происходит развитие слуховой, зрительной и моторной памяти. Необходимость такого отчета продиктовала диагностика «Пиктограммы» - «логическая память» - запоминание с помощью собственных рисунков, где при максимальном балле 15 по классу средний показатель 10,7. Составляется как бы опорный конспект для ответа на следующем уроке.

Дети разделены для работы на группы с учетом результатов теста Равена, моим наблюдениям и данным «Социометрии». Все группы одинаковы по уровню обученное™. В каждой группе есть лидер. Содержание урока рассчитано на активную работу каждой группы, на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение). При выполнении эксперимента происходит развитие внимания и наблюдательности, данную цель ставлю перед учащимися перед выполнением эксперимента. Во время эксперимента при формулировке выводов развиваются коммуникативные умения учащихся. Для взаимодействия групп на магнитную доску вывешиваются рисунки - отчеты каждой группы.

По результатам эксперимента и исходя из регламента урока, выбрана фронтальная форма проверки знаний. Ответы учащихся сопровождаются краткими комментариями педагога, правильные - устным поощрением. Учитель старается не озвучивать правильные ответы при затруднении отвечающего, учащимся предлагается самим внести поправки в ответ своего товарища.

На этапе «Применение полученных знаний в новых условиях» предлагаю ученикам просмотр видеоролика «Магниты» и тест на два варианта по 5 вопросов в каждом. Учащиеся проводят самопроверку по образцу и самооценку по критериям, выставляют ее в лист контроля и подсчитывают средний балл, который выставляется в журнал.

Подведение итогов помогает закрепить материал на уровне обобщения. На этом этапе дается окончательная оценка работе коллектива, выясняется степень достижения ТЦУ.

Д/з дифференцировано, все учащиеся работают с параграфами 59, 60, предлагается составить подробные вопросы для взаимоконтроля и по желанию подготовить доклад или реферат на тему «Компас и история его открытия».

Смена видов деятельности способствовала сохранению работоспособности учащихся на протяжении всего урока. Темп урока был оптимальным. Для поддержания интереса к изучению материала использовались межпредметные связи (физика - география), историзм, опора на жизненный опыт. Обстановка на уроке была доброжелательная, деловая, ребята были активными в течение всего урока.

Считаю, что цели урока достигнуты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconПояснительная записка курсу
Курс поддерживает темы: тепловые явления, электрические явления, оптические явления и рассчитан на 34 часа
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления»
Достоинством таких уроков является сочетание коллективной и индивидуальной форм работы. Это улучшает психологический климат в классе,...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок первый по счёту при изучении данной темы, по типу
Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по типу – урок изучения нового материала
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Основания»
Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок №34 "Получение кислорода. Понятие о катализаторах"
Урок “Получение кислорода. Понятие о катализаторах” подготовлен для VIII класса и проводится при изучении темы "Кислород. Оксиды"...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок в 9 классе по теме: «Явление электромагнитной индукции»
После опыта Х. Эрстеда, который показал, что электрический ток порождает магнитное поле, стало понятно насколько тесно связаны электрические...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок Тема : «Эрмитаж-место уединения особо приближенных к императрице»
Предлагаемое занятие разработано для учащихся 3 класса, обучающихся по программе учебного курса «Чудесный город». Занятие проводится...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок географии в 6 классе Тема : «Ледники»
Цель: Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителями при изучении темы «Ледники»
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок английского языка в 8-ом классе
Место урока в системе уроков: урок – экскурсия с закреплением речевого и грамматического материала и введением новых лексических...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок в 5 классе. Тема урока: «Дроби? !» (областной конкурс «Учитель года»)
Мотивация к изучению данной темы: Изучение данной темы необходимо для дальнейшего успешного изучения математики, использования знаний...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 5 классе при изучении темы «Моя семья» (умк английский язык В. П. Кузовлев,...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconТемы вашего учебного проекта
Синонимы и антонимы" в 5 классе на уроках русского языка, который предполагает углубление знаний детей при изучении этой темы, при...
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок в конце изучения темы «Табличный процессор» или при изучении темы «Моделирование»
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconУрок по физике «Электрические явления»
Цель: Познакомить учащихся с явлением электризации тел. Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconКраткое содержание проекта Проект рассчитан на 3 учебных недели в...
Проект рассчитан на 3 учебных недели в рамках программы по обж в 3 классе при изучении темы «Безопасность на дорогах. Сигналы светофора....
Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок занимает один час литературы в 11 классе и может проводиться в конце учебного года при изучении темы «Современная русская литература»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск