Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления»





Скачать 414.81 Kb.
НазваниеУрок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления»
страница1/3
Дата публикации17.08.2014
Размер414.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3
Нетрадиционные уроки по физике
Из опыта работы учителя физики МБОУ СОШ № 11 г.Владимира

Тимохиной Валентины Николаевны
В настоящее время на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций. Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования — школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Проведение нетрадиционных уроков, считаю, способствует решению проблем современного образования. Они помогают развитию творчества, самостоятельности и интеллекта учащихся, формируют культуру речи, развивают коммуникативные способности. Такие уроки привлекают детей тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, позволяют каждому ученику проявить свою инициативу. За всем этим кроется труд детей, т.к. таким урокам предшествует большая подготовительная работа с различными источниками информации, подготовка презентаций, постановка физических опытов. Достоинством таких уроков является сочетание коллективной и индивидуальной форм работы. Это улучшает психологический климат в классе, воспитывает чувство ответственности ребят перед своими товарищами.

Проектирование нетрадиционных уроков помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

Познавательный и личностноразвивающий смысл нетрадиционных уроков должен стать значимым для учеников, а не остаться просто развлечением.

Из нетрадиционных уроков, проводимых мною, хочу представить те, которые вызвали наибольший интерес у ребят при их подготовке и проведении.
Тепловые явления
Урок-соревнование в 8 классе (1час)
Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления».
Цели: повторить и обобщить знания по теме «Тепловые явления», совершенствовать навыки решения задач и экспериментальные навыки, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Эпиграф: Я мыслю, следовательно, я существую.

Декарт

(Французский философ и математик, 1596-1650г.г.)
Оборудование урока: Приборы и оборудование для постановки опытов учащимися.
Подготовка к уроку:

За неделю до проведения урока класс делится на три команды. Каждая команда выбирает капитана. Команды получают домашнее задание: подготовить два вопроса командам-соперникам по теме «Тепловые явления».

Урок состоит из нескольких конкурсов. Ребятам заранее сообщается, что будет учитываться активность каждого и всей команды в целом. Готовится ведомость, в неё жюри (учащиеся 10 класса) вносят баллы командам и оценки ученикам за каждый ответ (оценки комментирует учитель). В итоге побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход урока
I Вступительное слово учителя

Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, затем объявляет тему урока, который будет проводится в виде соревнования, что позволит ребятам показать не только знания и умения по изученной теме, но и проявить свои творческие способности, расширит их кругозор, поможет объяснить многие тепловые явления. Далее знакомит с конкурсами, представляет членов жюри.
II Конкурсы

  1. Конкурс «Знаете ли вы формулы?»

На доске написаны формулы с недостающими величинами: 1) Q=(?)m(t2-t1); 2) при плавлении Q=(?)m; 3) при конденсации Q=(?)m.

По одному ученику из каждой команды по очереди выходят и заполняют свою строчку. При этом называют недостающую величину, единицу измерения, её физический смысл. При полном правильном ответе 5 баллов команде. Если в ответе допущены ошибки, участники команд-соперниц их исправляют. При этом им начисляют дополнительный балл, а отвечающей команде снимают балл.

  1. Конкурс «Люблю решать задачи»

Каждая команда получает по одной вычислительной задаче. Все решают. Ребятам, которые испытывают затруднения, помогают другие участники команды. Наибольшее количество баллов набирает команда, справившаяся с заданием быстрее других, (5 баллов), другие команды менее 5 баллов в зависимости от правильности решения задачи.

Предлагаемые тексты задач:

  1. Воду какой массы можно нагреть от 0 до 60 град. С, сообщив ей количество теплоты 500 кДж? (Ответ: 2 кг).

  2. Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 8 кг эфира, взятого при температуре 10 град.С. (Ответ: 3,7 Мдж).

  3. Какая энергия потребуется для плавления свинцового бруска массой 0,5 кг, взятого при температуре 27 град.С? (Ответ: 33,5 кДж).

  1. Конкурс «Физический опыт»

На демонстрационном столе находится оборудование для опытов. Каждая команда получает описание физического опыта и отбирает себе оборудование. После выполнения опыта один участник демонстрирует его и поясняет. Если допущены какие-либо ошибки, участники команд-соперниц исправляют их, при этом получают дополнительный балл.

Предлагаемые физические опыты:

  1. Возьмите учебные весы, закрепите их в лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашу весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. Объясните наблюдаемое явление.

  2. Возьмите колбу с пробкой, через которую пропущена стеклянная трубка с внутренним диаметром 4-6 мм и длиной 15-20 см. Колбу переверните, а трубку опустите в стакан с подкрашенной водой (трубка не должна касаться дна стакана). Дно колбы покройте куском ткани, смоченной водой. Объясните наблюдаемое явление.

  3. Возьмите бутылку. Осторожно облейте её снаружи горячей водой. Налейте в бутылку этой же воды и затем вылейте воду. Закройте бутылку соской. Наблюдайте, что происходит с соской. Объясните явление.

  1. Конкурс «Найдите физическую ошибку»

Учитель показывает написанные заранее на доске слова поэта о капле. Учащимся надо найти физическую ошибку в этих строках. Команда, которая быстрее правильно ответит, получит дополнительный балл.

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла.

  1. Конкурс капитанов

Каждому капитану по очереди команды-соперники задают по одному вопросу (из домашнего задания).

Вопросы:

1-я команда: 1. Почему для растений опасно их покрытие ледяной коркой?

2. Мальчик зарисовал воробья один раз летом, другой раз зимой. Какой из рисунков сделан зимой? Почему? (Демонстрируется рисунок, выполненный учащимся этой команды).

2-я команда: 1. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, садовники разводят костры, дающие много дыма, обволакивающего растения. Зачем? 2. Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь металл и дерево в 40-градусную жару? Почему?

3-я команда: 1. Известен случай, когда парашютист с раскрытым парашютом, вместо того, чтобы опускаться вниз, поднимался вверх. Как это могло случиться? 2. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
III Итог урока

Жюри оглашает итоги соревнования. Учитель объявляет оценки учащимся. Активные участники получили грамоты с памятной надписью, сделанной ребятами из жюри.
Литература:

  1. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике — М.: Просвещение, 1985

  2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика 8 класс — М.: Дрофа, 2009

  3. Алексеева М.Н. Физика-юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 класс — М.: Просвещение, 1980

  4. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики — М.: Просвещение, 1985.


Шумовое загрязнение и его влияние на биологические системы
Урок пресс-конференция в 9 классе (2 часа)
Урок проводится после изучения темы «Звуковые колебания и волны».
Цели: закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных понятий и закономерностей в окружающей жизни, расширить кругозор учащихся, развивать культуру речи, коммуникативные способности, навыки самостоятельной работы с дополнительными источникамии информации
Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

(Русская пословица)
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Подготовка к уроку:

Заранее был выбран пресс-центр: физик, эколог, врач, биолог, кандидат технических наук, обществовед. Ребята, представляющие данных специалистов, подобрали себе команду для сбора информации по вопросам:

1. Что такое шум? Интенсивность звуков от различных его источников (физик)

2. Допустимые нормы шума. Вред и польза шума (эколог)

3. Негативное влияние шума и тишины на организм человека. Природные звуки (врач)

4. Влияние шума на животный и растительный мир (биолог)

5.Шумовое загрязнение, создаваемое транспортом и другими техническими средствами (кандидат технических наук)

6.Меры, применяемые по снижению шума в различных странах. Колокольный звон (обществовед).

Также заранее были выбраны ведущий пресс-конференции и представители журналов: «Экология», «Наука и жизнь», «Здоровье», «Техника молодежи», «Вопросы истории».

Из собранной информации был отобран материал для урока и составлен его сценарий ребятами- «специалистами» и «представителями» журналов с помощью учителя.
Ход урока
I Вступительное слово учителя

Современная жизнь ставит перед нами, ребята, сложные акустические задачи. Нескончаемый шум транспорта в городах, рев самолетов, грохот заводских машин, шум бытовых приборов, радио, телевидение и т.д. Это и есть отрицательные последствия научно-технического прогресса. Шум, утверждают некоторые специалисты, свидетельствует не о прогрессе техники, а о ее отставании. Но откажется ли человек от техники, которая приносит ему в жизни удобства, комфорт? Конечно же нет. Значит надо бороться с теми опасностями, которые приносят шум. Специалисты в различных областях решают эту проблему, но не все еще сделано. И мы с вами должны чаще говорить и делать все возможное, чтобы наша жизнь не засорялась звуковым мусором. Мы убираем из своей квартиры, школы, двора другой мусор и не задумываемся, что некоторые звуки и шум наносят серьезный вред здоровью человека и окружающей природе.

В конце урока, ребята, мы ответим на вопрос «Каким образом каждый из вас лично может помочь в борьбе с шумом в местах вашего обитания?»

По ходу урока составьте, пожалуйста, конспект в форме таблицы:

Влияние шума

Меры по снижению шума

На организм человека

На животных

На растения

Транспорта

На производстве

В быту



















II Пресс-конференция

Ведущий

Шум — это неотъемлемый элемент нашего бытия, который в условиях научно-технического прогресса приобрел важное значение в проблеме безопасности жизни и здоровья людей. Для ликвидации «нестройных звуков» в местах обитания людей следовало бы полностью устранить все процессы, порождающие акустические колебания звуковых частот. Ясно, что это практически невозможно, поэтому можно согласиться с П.Л.Капицей, что тишину создать труднее, чем звук. И так как шум обычно сопутствует активной трудовой деятельности человека, необходимо организовать эту деятельность таким образом, чтобы шум от нее не наносил ущерба работе и отдыху людей.

Сегодня у нас в гостях ученые-специалисты, которые дадут разъяснение явлениям, связанным с шумом, ответят на вопросы представителей разных редакций журналов. Итак, начинаем пресс-конференцию «Шумовое загрязнение и его влияние на биологические системы». Слово предоствляется физику.

Физик

В «Толковом словаре» В.И.Даля шум определяется как совокупность «нестройных звуков». Шум — это лишний, мешаюший звук, имеющий сложную временную структуру. При его восприятии не возникает впечатления определенной высоты тона. Нередко его справедливо называют «звуковым мусором». Шумы бывают низкочастотные (частота менее 350 Гц), высокочастотные (более 800 Гц) и шумы средних частот (в диапазоне между 350 и 800 Гц). Шум измеряется по международной договоренности в децибелах (деци — приставка 0,1; бел — в честь изобретателя телефона А.Г.Белла). Чтобы представить шумовой водопад, низвергающийся постоянно на наши головы, ознакомимся с таблицей интенсивности звуков, выраженной в децибелах:

( Презентация таблицы)


Шум волн при слабом ветре

08.10.13

Шепот, шелест листьев

20-30

Нормальная речь, шум улицы ночью

30-40

Громкая речь, шум улицы

60-70

Оркестр, шум автомобиля

70

Телевизор, кофемолка

70

Будильник, пылесос

80

Электробритва

90

Крик, шум поезда, мотоцикла

80-90

Дискотека

110-140

Шум реактивного двигателя

120-140

Выстрел из орудия

170


Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо и незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен, у нашего уха нет какого-либо защитного приспособления, сходного, например, с веками глаз, защищающими их от света. Интересно, что органы слуха и зрения человека взаимосвязаны. Так, освещение глаз понижает чувствительность уха: слабый шум, хорошо слышимый в темной комнате, в светлой может стать неслышимым. Со своей стороны шум повышает чувствительность глаз к зеленым лучам спектра и понижает ее к оранжево-красным лучам.

Ведущий

С допустимыми нормами шума нас познакомит исследователь экологической службы.

Эколог

Предельно допустимые нормы шума: для работников умственного труда до 45 дБ, в производственных помещениях и на территории предприятий — до 80 дБ. У школьников, занимающихся в классах, где шум выше 45 дБ, происходит снижение слуховой чувствительности, поышается утомляемость, отмечаются головные боли, резко снижается умственная деятельность. На территории жилой застройки уровень шума не должен превышать 55 дБ днем и 45 дБ ночью. В многоэтажных зданиях фоновый «квартирный» шум создают лифты, водо- и мусоропроводы, вентиляторы и т.д. В жилых помещениях допускается шум до 40 дБ днем и 30 дБ ночью. Допустимым для улиц городов считается уровень шума 60 дБ. При повышении его у людей чаще наблюдается бессонница, раздражительность и заболеваемость.

Вопрос экологу (журнал «Экология»)

Шум — только враг или он может приносить и пользу?

Ответ эколога

Известно, что звуковые волны «шумового» типа способны рассеивать и осаждать пыль. Это свойство используется, в частности, для очистки воздуха в заводских цехах.

Ведущий

Какое влияние оказывает шум на организм человека, расскажет врач.

Врач

Шум оказывает негативное влияние на центральную нервную систему человека, в результате его действия повышается кровяное и внутричерепное давление, нарушается нормальная работа сердца, возникает головокружение. В обстановке сильного и длительного шума человек становится раздражительным и менее внимательным, у него нарушается координация движений, могут возникнуть головные боли и тошнота. Больной человек реагирует чаще всего на шум крайне чувствительно, и процесс его выздоровления при этом удлиняется, а иногда даже и нарушается. Так как человеческое ухо особенно чувствительно к звукам высоких частот, наиболее отрицательно действуют на человека высокочастотные прерывистые шумы. Максимальный порог силы звука для человека 120-130 дБ. При интенсивности шума 140-145 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах. Если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляется боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность, при уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанной перепонки, а громкость 180 дБ — смертельна. Долговременное воздействие мощных звуков и шумов перевозбуждает клетки коры головного мозга, нарушает их работоспособность, в результате чего понижается острота слуха, ускоряется процесс старения организма. «Вслушивание же в тишину, наоборот, повышает остроту слуха». Вызванная шумом глухота заняла первое место среди профессиональных заболеваний. Шумовое загрязнение по данным австрийских ученых укорачивает жизнь жителей больших городов на 10-12 лет.

Вопрос врачу (журнал «Наука и жизнь»)

Мы все говорим о вреде шума, а тишина всегда ли благоприятна для организма человека?

Ответ врача

Человек не может жить в беззвучном мире. Испытание безмолвием — одно из самых мучительных. Абсолютная тишина пугает и угнетает человека. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться, что не могут работать в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счёта.

Вопрос физику (журнал «Здоровье»)

Почему искусственный шум (например, шум работающих машин) оказывает отрицательное действие на живой организм, а природные звуки (шум дождя, шелест листьев) действуют на него благотворно?

Ответ физика

Научные исследования показали, что во всех природных шумах определяющими являются одни и те же частоты — порядка 1000 Гц. Они относятся к зоне наилучшего восприятия для слухового аппарата, этим и объясняется вызываемое ими приятное чувство успокоения и равновесия. Искусственные шумы, как правило, связаны со звуками более высоких тонов, поэтому приводят живой организм в угнетенное состояние.

Ответ дополняет врач

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. (Мультимедийная презентация природных успокаивающих шумов).

Ведущий

Оказывает ли шум влияние на растения и животных расскажет биолог.

Биолог

«Шум, - заявил один из американских специалистов по шуму, - такой же медленный убийца, как и смог». Постоянный шум — причина того, что в городе деревья болеют гораздо чаще и умирают раньше, чем в естественной среде. Длительный шум высоких тонов приводит к угнетению, а нередко и к гибели не только растительных, но и животных организмов. Было установлено, что у животных изменение физиологического состояния под воздействием шума протекает в 3 фазы: угнетение, затем некоторое возбуждение и снова подавленное состояние, но уже более глубокое и продолжительное, чем вначале. Длительное пребывание животных в условиях интенсивного шума сопровождается изменением у них артериального давления, ухудшением работы сердца.

Вопрос биологу (журнал «Здоровье»)

У меня дома много цветов. Недавно часть из них я поставила в комнату, где постоянно играет музыка. Так вот через некоторое время некоторые цветы стали расти быстрее, а другие, наоборот, замедлили рост. Значит музыка влияет на цветы?

Ответ биолога

Да. И первенство в этом открытии принадлежит индийским ботаникам, которые установили, что подбором шумовых тонов можно воздействовать на рост растений. Причем одни растения любят негромкую мелодичную музыку, а другие начинают пышно цвести от «убойных» звуков «металла» и джаза. Многие цветы, особенно тропические «заслушиваются» рэпом. А самыми чувствительными к музыке растениями признаны табак и рис. Если на плантациях этих растений включать их любимые мелодии, они растут быстрее.

Ведущий

О шумовом загрязнении, создаваемом транспортом, расскажет кандидат технических наук.

Кандидат технических наук

Сейчас транспорт — основной источник шума на планете. Наиболее шумны дизельные поезда (автопоезда) — до 90 дБ, железнодорожные поезда — до 100 дБ, самолеты на взлете — до 150 дБ. Рост мощности и скоростей транспортных средств приводит к еще большему росту шума. Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов, интенсивность шума которых значительно превосходит допустимые нормы. На городских транспортных магистралях шум постоянно в течение дневного времени составляет в среднем 90 дБ. Доля шума возникает в результате работы промышленных предприятий, машинной очистки улиц от мусора. Предприятие или производство считается шумным, если уровень «нестройных» звуков в его помещениях, цехах более 80 дБ.

(Мультимедийная презентация шумов при работе транспорта, технических устройств).

Вопрос кандидату наук (журнал «Техника молодежи»)

Назовите направления снижения «шумового загрязнения», создаваемого транспортом.

Ответ кандидата наук

Чтобы снизить шумовые эффекты транспорта, используют асфальтовые покрытия дорог, резиновые шины автомобилей, изменения конструкции трамваев. В некоторых городах (например, Москве) запрещены звуковые сигналы; снижается громкость сигнализации. Автомобильные двигатели снабжаются глушителями, снижающими шум выхлопа у легкового автомобиля до 50-55 дБ. Строятся магистрали с односторонним и безостановочным движением машин, создаются кольцевые дороги и дублирующие трассы. Устраняются воздушные трассы над городами. Плотные ряды деревьев и кустарников, высаженные вдоль шоссе и автострад, уменьшают уровень шума на 10 дБ, в то время как шумозащитные экраны высотой 3-5 м понижают его всего на 5-6 дБ.

Вопрос физику (журнал «Наука и жизнь»)

Каким образом зеленые насаждения поглощают звуки?

Ответ физика

В густой кроне деревьев воздушный поток разбивается на множество маленьких вихрей, что интенсивно рассеивает его энергию. При борьбе с городским шумом с помощью зеленых насаждений надо учитывать то, что хорошо рассеивают и поглощают звуки деревья с густыми ветвями (клен, липа, тополь). Хвойные деревья делают это хуже, т.к.иглы хвои рассеивают звуки в меньшей степени, чем листья.

Вопрос физику (журнал «Наука и жизнь»)

Но зимой на деревьях и кустарниках нет листвы?

Ответ физика

Но зато есть снег. Между пушинками снега существуют маленькие полости, благодаря которым такой снег поглощает звук так же, как звукопоглощающие покрытия в современных служебных помещениях. Подобное ослабление звука наблюдают, например, участники антарктических экспедиций, когда прорывают туннели в снегу: приходится кричать, чтобы быть услышанным на расстоянии 5 метров.

Вопрос кандидату технических наук (журнал «Техника молодежи»)

А как снижают шум на производстве?

Ответ кандидата наук

На производстве шум снижают благодаря замене звуковых сигналов световыми, смазке соударяющихся и трущихся деталей машин и механизмов, амортизации вибрирующих блоков машин с помощью упругих прокладок, а также благодаря использованию звукопоглощающих материалов в отделке стен, полов и потолков помещений. Звукоизолирующими кожухами закрывают издающие шум устройства (машины, агрегаты, установки и т.д.). Иногда в цехах предприятий создают оранжереи, растения которых способствуют рассеянию и поглощению производственного шума.

Ведущий

Слово предоставляется обществоведу.

Обществовед

Шум, естественно, измеряют, вводят строгие законы, предусматривающие ответственность за нарушение тишины. Действуют они давно. В Швейцарии, например, считается грубым нарушением хлопанье автомобильной дверцей. Во Франции конфискуют автомобили, на которых совершено повторное нарушение шумового режима, в столице Перу отбирают кассеты у тех уличных продавцов, которые чересчур громко зазывают покупателей в торговые лавки, транслируя музыку. В Зальцбурге (Австралия) в праздники и выходные дни выбивание пыли из ковров можно делать лишь в определенные часы.

Вопрос обществоведу (журнал «Вопросы истории»)

В старые, древние времена знали ли люди, какое сильное воздействие на человеческий организм оказывают звуки и боролись ли они за тишину?

Ответ обществоведа

Какое сильное воздействие на человеческий организм оказывают звуки, видно из следующего примера. В Китае более 2-х тыс.лет назад существовало такое наказание оскорбивших Всевышнего: они подвергались непрерывному воздействию звуков флейт, барабанов и крикунов до тех пор, пока не падали замертво. Жители Древнего Рима жаловались, что уличный шум не дает им спать по ночам, а Юлий Цезарь в 50-м году до н.э.вынужден был запретить ночное движение экипажей по городу. Королева Англии Елизавета I (XVI в.), заботясь о ночном покое своих подданных, запретила любые схватки и громкие семейные ссоры после 22-х часов. В ту пору супружеские разлады были чуть ли не единственными источниками шума.

Вопрос обществоведу (журнал «Вопросы истории)

Существуют ли в Росссии законы о мерах по снижению шума и по борьбе с ним?

Ответ обществоведа

Статья 24 «Основ законодательства РФ о здравоохранении посвящена мерам предупреждения, снижения интенсивности и устранения шума в производственных, жилых и общественных зданиях, на улицах и площадях городов и других населенных пунктов». Министерство РФ издало постановление «О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах».

Вопрос обществоведу (журнал «Вопросы истории»)

Мы часто слышим колокольный звон. Что вы можете сказать об этих звуках?

Обществовед

Есть вещи, без которых настоящую Россию тяжело представить. Березки, склонившиеся вдоль дорог, необъятные поля, усеянные «золотой» пшеницей, трескучие морозы и конечно же колокольный звон. Колокольный звон — неповторимая древнерусская церковная музыка. Явление это зародилось в Великом Новгороде. Звон колоколов Софийского собора Юрьевского монастыря был известен далеко за пределами города, слава о нем ходила по всей необъятной Руси. Но Новгородские колокола звучали не только во время церковных служб. Колокола-набаты собирали новгородцев на Вече, повествовали о подходе врага и пожарах. Шло время. Крупные звонницы стали появляться во многих русских городах и монастырях. Каждая звонница «выдавала» свою неповторимую мелодию. Особенно отмечают звоны Московских колоколов. Так, иностранцы, бывавшие в столице, много веков назад, поражались Колокольне ивана Великого. На ней к началу 17 века было аж 37 колоколов.

Что еще удивительного в русских колоколах? В Европе для того, чтобы колокол звонил, раскачивали его основание. В России колокола начинали «играть мелодию», когда их дергали за язык с помощью веревки. Благодаря этой особенности, звон колоколов в России был и есть более ритмичный европейского собрата. Особенность позволяет создавать разнообразные формы колокольной музыки. Простой звон, перезвон, трезвон.

Русские люди тепло относились к колоколам. Колоколам давались имена. Например, в Москве есть «Царь-колокол». А вот в Кремле славного города Ростова колокола узнавали по их «голосам» - «Сысой», «Полилей», «Лебедь». Колокола даже отправляли в ссылку. Так в Угличе после смерти царевича Дмитрия кто-то ударил в набат, в народе поднялось нешуточное волнение. Царь Борис Годунов приказал угличский колокол высечь и вырвать язык, а после отправить в Сибирь.

Вопрос врачу (журнал «Здоровье»)

А какое влияние оказывает колокольный звон на эмоциональное состояние человека?

Ответ врача

Считается, что колокольный звон очень хорошо действует на такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, хорошо способствуют даже излечению тяжелейших видов депрессий и других психических заболеваний. Колокольный звон рекомендован как средство от негативных эмоциональных переживаний.

(Мультимедийная презентация колокольного звона).

Ведущий

Итак, пресс-конференция подходит к концу. Главный из нее вывод: каждый человек в ответе за то, чтобы шум не наносил серьезный вред здоровью человека и окружающей природе.
Бьют по нервам будильники,

Верещат телефоны,

Громыхают лифты,

Трамваи скрежещут прямо по мне.

Тормоза и моторы,

Холодильники и пылесосы,

Телевизоры и клаксоны,

Транзисторы,

Отбойные молотки,

Вертолеты, соседи, вагоны

Нас пытают мучительной пыткой

По какой не знаю вине.

Тишина, тишиной, тишины....

Тихо все в это тихое утро,

Напряженье уходит

Из сердца, из мышц, из виска.

Мир, скрежещущий выключен,

Как на столе репродуктор.

В синем небе бесшумно плывут облака.
III Заключительная часть урока

Учитель: Ребята, а теперь ответим на вопрос «Каким образом каждый из вас лично может помочь в борьбе с шумом в местах вашего обитания?

(Ответы учащихся).
IV Рефлексия
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления»
...
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» icon«Следствие ведут знатоки»
Урок проводится в 8 классе после изучения темы «Растворы. Свойства растворов электролитов»
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок в 8 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын»
Урок проводится после изучения комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в гуманитарном классе по программе Кутузова А. Г
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок – игра «Счастливый случай»
Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения»
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводится в 8 классе после изучения темы «Основные классы неорганических соединений»
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconКонспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и...
Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции)
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок географии и культуры еврейского народа, 8класс
Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconПояснительная записка курсу
Курс поддерживает темы: тепловые явления, электрические явления, оптические явления и рассчитан на 34 часа
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор»
Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты»....
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconУрок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Каким способом больше всего происходит теплопередача от костра висящему над ним чайнику с водой?
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconТезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли»
Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения»
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconКонкурс «Современный урок 2011»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления» iconРешение логических заданий
Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск