Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»





Скачать 109.3 Kb.
НазваниеУрок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Дата публикации18.08.2013
Размер109.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Учитель физики МОУ Краснореченская СОШ: Л.А.Устимова

Цели урока:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики

  • учить самостоятельно планировать комплекс действий для решения поставленной проблемы, завершающейся созданием продукта

  • обобщить знания, умения и навыки учащихся по тепловым явлениям


Ход урока: данный урок позволяет не только проверить качество усвоения материала по разделу «Тепловые явления», но и даёт возможность учащимся участвовать в проектной деятельности. За 2-3 дня до урока класс делится на группы по три человека, каждая группа получает задание:

    1. зависимость скорости испарения: от рода жидкости, массы жидкости, площади поверхности

    2. определение удельной теплоёмкости твёрдых тел

    3. удельная теплота сгорания спички

Учащиеся самостоятельно ставят цели работы, определяют ход работы, проводят наблюдения, делают фотографии, формулируют выводы и затем оформляют в виде презентации.

Перед уроком учащимся раздаются таблицы с постоянными величинами:

  • удельная теплоёмкость

  • удельная теплота плавления (кристаллизации)

  • температура плавления

  • удельная теплота парообразования (конденсации)

  • температура кипения

  • удельная теплота сгорания топлива

  • психрометрическая таблица

  • зависимость плотности насыщенного пара от температуры

I. Урок начинается с фронтального опроса класса, принимаются только полные ответы:

- Назовите способы изменения внутренней энергии тела? Приведите примеры.

- Назовите виды теплопередачи?

- Дать определение теплопроводности, конвекции, излучения. В каких средах происходит? Переносится ли при этом вещество? (использование стенда при ответе).

- Что такое удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива.

- Какое количество теплоты выделит сталь массой 1 кг при охлаждении на 10С?

- Какое количество теплоты выделит спирт при конденсации массой 1 кг без изменения температуры?

- Какое количество теплоты необходимо передать парафину массой 1 кг чтобы при температуре плавления полностью расплавить?

- Какой металл плавится в ладони?

Чтобы расплавить 1 кг разных веществ при температуре плавления, требуется передать телу разное количество теплоты. Какое вещество «чемпион» по поглощению энергии?

- Составьте формулу для расчёта количества теплоты, необходимого для процессов: нагревания, плавления, парообразования, сгорания, относительной влажности воздуха из наборов букв и знаков (по отдельности на магнитах к магнитной доске).

- Дать характеристику процессов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

- Работа по графикам зависимости температуры от времени:

  1. Количество теплоты, передаваемое двум телам одинаковой массы в единицу времени одинаково, что можно сказать об удельной теплоёмкости 1 и 2 тел?

  2. Сравните температуру кипения жидкостей и удельную теплоту парообразования.


t, 0С



t, мин

II. Представление проектов учащихся: от каждой группы по 1 учащемуся (в приложениях - презентации).

III. Решение задач (коллективное и индивидуальное) типа:
1. Определите количество теплоты, необходимое для нагревания серебра массой 0,4 кг, если температура изменилась от 293К до 700С?

2. В 4 м3 воздуха при температуре 160С находится 40 г водяного пара. Найти относительную влажность воздуха.

3. В железный котёл массой 5 кг налита вода массой10 кг. Какое количество теплоты нужно передать котлу с водой для изменения температуры от 10 до 1000С?

4. Смешали воду массой 0,8 кг, имеющего температуру 250С. И воду при температуре 1000С массой 0,2 кг. Определите температуру полученной смеси? Потерями энергии при теплообмене пренебречь.
IV. В конце урока проводится тестирование учащихся по вариантам, для быстроты выполнения учащиеся получают чистые бланки ответов, в которые нужно занести верный ответ.

  • Тест №1

1. Что называют внутренней энергией тела?

А. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

Б. Только энергию взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

В. Только энергию движения частиц, из которых состоит тело.

Г. Кинетическую и потенциальную энергию тела.
2. Во время затачивания нож нагревается. Как изменилась внутренняя энергия ножа?

А. Уменьшилась за счёт теплопередачи

Б. Увеличилась за счёт теплопередачи.

В. Увеличилась за счёт совершения работы.

Г. Уменьшилась за счёт совершения работы.
3. На Земле в огромных масштабах осуществляется круговорот воздушных масс. С каким видом теплопередачи преимущественно связано движение воздуха?

А. Теплопроводностью и излучением.

Б. Теплопроводностью

В. Излучением.

Г. Конвекцией.
4. Удельная теплоёмкость железа 460 Дж/кг0С. Это означает, что...

А. Для нагревания любой массы железа на 10С потребуется 460 Дж теплоты.

Б. Для нагревания 1 кг железа на 10С потребуется 460 Дж теплоты.

В. Любой массе железа при 1оо0С сообщается 460 Дж теплоты.

Г. 1 кг железа при 00С выделяет 460 Дж теплоты.
5. Плавление вещества происходит потому, что...

А. Частицы уменьшаются в размерах.

Б. Частицы с любыми скоростями покидают твёрдое тело.

В. Разрушается кристаллическая решётка.

Г. Уменьшается потенциальная энергия частиц твёрдого тела.
6. Какой из графиков зависимости температуры от времени его нагревания соответствует охлаждению железного образца? (см. график)

А. 1

Б. 2

В. 3

Г. 4
7. Два одинаковых твёрдых тела, имеющих разные температуры, привели в соприкосновение тремя способами. Какое утверждение верно?

А. Теплопередача осуществляется только в положении I от тела 2 к телу 1.

Б. Теплопередача осуществляется только в положении II от тела 2 к телу 1.

В. Теплопередача осуществляется только в положении III от тела 2 к телу 1.

Г. В любом положении тел теплопередача осуществляется от тела 1 к телу 2.
8. Стальному бруску массой 200г сообщили 6 кДж теплоты. При этом он нагрелся на 800С. Какова начальная температура бруска?

А. 200С

Б. 800С

В. 1400С

Г. 00С
9. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы превратить в пар 300г цинка при температуре кипения?

А. 500 Дж

Б. 0,5 Дж

В. 0,54 МДж

Г. 6 МДж
10. КПД установки 30%. При сгорании антрацита выделилось 150 Дж энергии. Какое количество теплоты пошло на нагревание воды?

А. 45 Дж

Б. 500 Дж

В. 150 Дж

Г. 67 Дж


  • Тест №2

1. Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?

А. Только теплопроводность.

Б. Только конвекция.

В. Только излучение.

Г. Теплопроводность и излучение.
2. Какой вид теплообмена в основном определяет передачу энергии от солнца к Земле?

А. Конвекция.

Б. Теплопроводность.

В. Излучение.

Г. Теплопроводность и излучение.
3. Удельная теплота парообразования спирта 0,9 МДж/кг. Это означает, что...

А. Для парообразования 1 кг спирта при 00С потребуется 0,9 МДж теплоты.

Б. Для парообразования любой массы спирта при любой потребуется 0,9 МДж теплоты.

В. При парообразовании любой массы спирта при любой температуре выделяется 0,9 МДж теплоты.

Г. Для парообразования 1 кг спирта при 780С потребуется 0,9 МДж теплоты.
4. Испарение жидкости происходит потому, что...

А. Частицы с наименьшей массой покидают жидкость и переходят в газ.

Б. Самые крупные частицы покидают жидкость и переходят в газ.

В. Самые быстрые частицы покидают жидкость и переходят в газ.

Г. Самые быстрые частицы переходят из газа в жидкость.
5. На каком из графиков зависимости температуры от времени его нагревания можно найти участок, соответствующий кипению воды при нормальном атмосферном давлении? (см. график)

А. 1

Б. 2

В. 3

Г. 4
6. На рисунке изображён график плавления и кристаллизации нафталина. Какая точка соответствует началу кристаллизации нафталина? (см. график)

А. Точка 2

Б. Точка 4

В. Точка 5

Г. Точка 6
7. Плотность пара при 150С - 11,5 г/м3. Является ли пар насыщенным?

А. Да, является.

Б. Не всегда, это зависит от внешних факторов.

В. Не является.

Г. Выпадет роса.

8. Какую массу спирта необходимо сжечь, чтобы чтобы выделилось 5,4.107 Дж теплоты? Чему равна работа, совершаемая рабочим телом?

А. около 2 кг.

Б. 0,5 кг.

В. 140.1013 кг.

Г. около 20 кг.
9. Стали массой 8 кг передано 40 кДж теплоты. На сколько изменилась температура тела?

А. 400С

Б. 100С

В. 200С

Г. 50С
10. КПД установки 30%. На нагревание воды пошло 45 Дж энергии. Какое количество теплоты выделилось при сгорании антрацита?

А. 1350 Дж

Б. 1500 Дж

В. 150 Дж

Г. 67 Дж
Ответы к тесту:


ВАР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

А

В

Г

Б

В

Б

Г

А

В

А

II

Б

В

Г

В

Б

В

В

А

Б

В



Карточки для ответов:


ФИО




ФИО







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





































































V. Проверка выполнения теста. Оценка выполнения практических заданий каждой группы двумя другими группами. Подведение итогов урока.

Дать характеристику процессов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Газ
КОНДЕНСАЦИЯ

ПАРООБРАЗОВАНИЕ
Жидкость
КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ

ПЛАВЛЕНИЕ

Твёрдое тело

СУБЛИМАЦИЯ ? ДЕСУБЛИМАЦИ

ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ



ПРОИСХОДИТ В ТВЁРДЫХ ТЕЛАХ И ЖИДКОСТЯХ,

В ГАЗАХ НИЗКО


БЕЗ ПЕРЕНОСА ВЕЩЕСТВА

КОНВЕКЦИЯ



ПРОИСХОДИТ В ЖИДКОСТЯХ

И ГАЗАХ



С ПЕРЕНОСОМ ВЕЩЕСТВА

ИЗЛУЧЕНИЕ



ПРОИСХОДИТ В ВАКУУМЕ, ГАЗАХ И ПОЛУПРОЗРАЧНЫХ СРЕДАХ


БЕЗ ПЕРЕНОСА ВЕЩЕСТВА

Доклад: Учёт влажности воздуха


Индивидуальные задания:









Выводы по уроку: В классе всего 10 учащихся (в том числе двое обучаются по программе коррекционной вспомогательной школы), класс по способностям средний, свою активность проявили при выполнении практических заданий исследовательского характера. Метод проектов это комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Цитаты к уроку (см.далеее):

Наблюдать,

изучать,

работать.

М.Фарадей

Услышишь – забудешь

Увидишь – запомнишь

Сделаешь – поймёшь.

(Народная мудрость)

Чтобы дойти до цели

надо прежде всего идти.

О. Бальзак





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconКонспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и...
Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции)
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления»
Достоинством таких уроков является сочетание коллективной и индивидуальной форм работы. Это улучшает психологический климат в классе,...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconПояснительная записка курсу
Курс поддерживает темы: тепловые явления, электрические явления, оптические явления и рассчитан на 34 часа
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconРазработка урока по физике в 8 классе по теме: «Тепловые явления»
Охватывает чрезвычайно большой объемом объектов правового регулирования, а также с тем, что основная часть его материальных и процессуальных...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconКонспект «Тепловые явления» Конспект «Основные положения мкт»
...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок физики в 8 классе по теме «Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания»
Уровень развития – чуть ниже среднего. Многие мальчики неплохо разбираются в технике. Это мне поможет при проведении данного урока....
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconТепловые явления
Задачи молекулярной физики решаются методами физической статистики, термодинамики и физической кинетики, они связаны с изучением...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые...
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок физики и астрономии в 11 классе урок семинар по теме: «Солнце и законы физики»
Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconПлан урока: Разминка
Цель урока – повторить материал по теме «Тепловые явления», подготовиться к контрольной работе
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок: Оптические явления в атмосфере Оптические явления в атмосфере...
Текст: элементарный учебник физики под редакцией академика Г. С. Ландсберга. Том №3. Издательство «Наука» Москва 1964г
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconУрок по теме " Магнитное поле ". II ход урока
...
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» iconРазработка урока физики у костра
Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск