Урок по теме " Магнитное поле ". II ход урока





НазваниеУрок по теме " Магнитное поле ". II ход урока
Дата публикации18.09.2013
Размер58.2 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Физика > Конспект
Конспект урока «Магнитное поле».

План урока.

I Оргмомент.

Мы знаем, что физика – наука о природе.

Вспомним слова Ф.И.Тютчева:

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть дума, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык”.

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать. На каждом уроке физики, при изучении любого явления мы учимся этому языку.

Путь познания природы таков:

открытие->исследование->объяснение->применение

Вот по этому принципу мы сегодня и проведем урок по теме “Магнитное поле”.

II Ход урока

Каждый из вас наблюдал, как в конце лета, в начале осени многие птицы улетают в теплые края. Перелетные птицы преодолевают огромные расстояния, опасаясь зимних холодов, а весной они возвращаются обратно.

Предполагают, что птицы ориентируются по магнитному полю Земли.

 

- Ребята, а что такое магнитное поле?

- Перечислите основные свойства магнитного поля.

- Как называется величина, характеризующая магнитное поле?

- Как определить направление вектора магнитной индукции?

Ребята, если проводник, по которому протекает электрический ток, поместить в магнитное поле, то оно действует на все участки проводника. Сила, с которой поле действует на проводник, по которому протекает электрический ток, называется силой Ампера.

 

- Послушайте, пожалуйста, биографическую справку о жизни и деятельности ученого.

(Выступление учащихся)

Ампер Андре Мари (22.01.1775 – 10.06.1836) – французский физик, математик и химик.

Родился в Лионе в семье коммерсанта. Получил домашнее образование. В 1801 году стал преподавать физику химию в центральной школе г.Бурга. В 1805-24 работал в Политехнической школе в Париже ( с 1809 – профессор), с 1824 – профессор Колледжа.

С 14 лет, прочитав все 20 томов “Энциклопедии” Д.Дидро и Ж.Л.Д ' Аламбера, он всецело отдался занятиям естественными науками и математикой. С 1824 года – профессор Нормальной школы в Париже.

Ампер построил первую теорию магнетизма, основанную на гипотезе молекулярных токов, согласно которой магнитные свойства вещества обусловлены электрическими токами, циркулирующими в молекулах.

Физические работы его посвящены электромагнетизму. Установил закон взаимодействия электрических токов (закон Ампера), разработал теорию магнетизма.

В 1820 году предложил использовать электромагнитные явления для передачи сигналов, изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф. Сформулировал понятие “кинематика”, проводил исследования в области философии и ботаники.

Его именем названа единица тока – ампер.

- Ребята, а как же вычисляется модуль силы Ампера?

Решение задач.

1. Прямолинейный проводник с током длиной 5 см перпендикулярен линиям индукции однородного магнитного поля. Чему равен модуль индукции магнитного поля, если при токе в 2 А на проводник действует сила, модуль которой равен 0,01 Н?

1) 0,0001 Тл

2) 0, 001 Тл

3) 0,1 Тл

4) 1 Тл

5) 10 Тл

2. Если на линейный проводник длиной 50 см с током 2 А, помещенный в однородное магнитное поле с индукцией 0,1 Тл, действует сила 0,05 Н, то угол между проводником и вектором магнитной индукции равен

1) 30є

2) 60є

3) 45є

4) 90є

5) 0є

 

3. На прямолинейный проводник, расположенный в однородном магнитном поле с индукцией 0,05 Тл под углом 30? к полю, действует сила 0,5 Н при пропускании по нему тока 20 А. Какова длина проводника?

1) 0,5 м

2) 1 м

3) 5 м

4) 0,25 м

5) 2,5 м

- Ребята, а направление силы Ампера определяется по правилу левой руки.

Дайте определение этого правила.

Вспомним условные обозначения:



Задачи на доске.

4. Ток по проводнику идет с запада на восток. Сила, с которой магнитное поле Земли (вектор индукции направлен вертикально вверх от Земли) действует на этот проводник, направлена:



1) вертикально вниз к Земле
2) вертикально вверх к Земле
3) на юг
4) на север
5) на запад

5. Ток по проводнику идет с севера на юг. Сила, с которой магнитное поле Земли (вектор индукции направлен вертикально вниз к Земле) действует на этот проводник, направлена:



1) на восток
2) на запад
3) на север
4) вертикально вверх от Земли
5) вертикально вниз к Земле

6. Прямой проводник с током помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции В (смотри рисунок). Как направлена сила Ампера, действующая на проводник, если потенциал точки А больше потенциала точки С?



1) вверх
2) вправо
3) вниз
4) влево
5) по направлению вектора В

Фронтальная работа с кольцом.

 ? +





Применяется действие силы Ампера в электроизмерительных приборах (амперметры, вольтметры)

(Вспоминаем принципы работы приборов по таблице)

Силу, действующую на движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля, называют силой Лоренца.

- Ребята, чему равен модуль силы Лоренца?

Если сила Лоренца перпендикулярна скорости движения частицы, то её траектория – окружность.

- Как вычислить радиус, по которому движется частица?

Выполнение тестовых задач.

1. Отношение радиусов окружностей, по которым движутся в однородном магнитном поле две заряженные частицы, имеющие одинаковые скорости, но разные массы (m1 = 4m2)и заряды (q1=2q2) равно:

1) R1:R2 = 1:2

2) R1:R2 = 1:2

3) R1:R2 = 1

4) R1: R2 = 2

5) R1:R2 = 2

2. Электрон движется по окружности радиусом 2 см в однородном магнитном поле с индукцией 0,02Тл. Найти импульс электрона.

1) 6,4 • 10-23 кг•м/с

2) 3,2 • 10-23 кг•м/с

3) 12,8 • 10-23 кг•м/с

4) 1,6 • 10-23 кг•м/с

5) 1,28 • 10-23 кг•м/с

3. Если два протона движутся в однородном магнитном поле в плоскости, перпендикулярной вектору индукции магнитного поля, по окружностям радиусов R1 и R2, то отношение их кинетических энергий Ek1/Ek2 равно:

1) R22/R12

2) R12/R22

3) R2/R1

4) R1/R2

5) 1

Направление силы Лоренца в пространстве определяется по правилу левой руки
(дать определение правила)


Тестовые задачи на доске.

4. Телевизионная трубка в пространстве сориентирована так, что электроны в ней движутся с юга на север, образуя в центре экрана светящееся пятно. Затем в этом же месте создается магнитное поле, вектор индукции которого направлен вертикально вверх от Земли. При этом светящееся пятно на экране смещается:



1) на запад
2) на восток
3) вертикально вверх от Земли
4) вертикально вниз от Земли
5) остается на месте

5. Телевизионная трубка в пространстве сориентирована так, что электроны в ней движутся с юга на север, образуя в центре экрана светящееся пятно. Затем в районе трубки создается магнитное поле ( смотри рисунок), вектор индукции которого направлен вертикально вниз к Земле. При этом светящееся пятно на экране смещается:

1) на запад
2) на восток
3) вертикально вверх от Земли
4) вертикально вниз к Земле
5) остается на месте



Применение силы Лоренца:

  1. Электронно – лучевая трубка

  2. Масс – спектограф

(Отвечают учащиеся)

Магнитное поле создается и постоянными магнитами.

Вещества с наибольшей магнитно проницаемостью – ферромагнетики. Из ферромагнетиков изготавливают магнитные ленты. Их широко применяют для звукозаписи в магнитофонах.

Запись звука производится с помощью элекромагнита, магнитное поле которого изменяется в такт со звуковыми колебаниями.

При движении ленты вблизи магнитной головки различные участки пленки намагничиваются.

При воспроизведении звука происходит обратный процесс: намагниченная пленка возбуждает в магнитной головке электрические сигналы, которые после усиления поступают на динамик магнитофона.

Магнитные ленты применяются и для видеозаписи в видеомагнитофонах.

III Итог урока.

Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

Итак:

  1. Перелетные птицы ориентируются по магнитному полю Земли.

  2. Ученые ампер и Лоренц занимались изучением магнитных явлений.

  3. Открытия ученых применяются:

    1. Электронно-лучевая трубка

    2. Электроизмерительные приборы

    3. Звукозапись, видеозапись

    4. В медицине

Также сегодня человечество активно использует электронные носители информации.

О том, как же осуществляется запись информации на компакт-диск, мы будем говорить на наших последующих уроках.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconПлан-конспект урока по теме: «Магнитное поле Земли»
Цель: способствовать формированию понятия магнитное поле Земли, магнитная аномалия
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconТема урока: Магнитное поле катушки с током. Соленоид. Электромагниты. Цель урока
...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconУрок на тему «Явление электромагнитной индукции»
Содержание учебного материала: действие электрического тока, магнитная стрелка, магнитное поле, магнитное поле проводника с током,...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconКонспект урока физики Связь между магнитными и электрическими явлениями....
Содержание учебного материала: действие электрического тока, магнитная стрелка, магнитное поле, магнитное поле проводника с током,...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постоянное (или стационарное) магнитное поле это магнитное поле, неизменяющееся во времени
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconБлок 11. Магнетизм. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока
Открытый урок по физике в 8 классе. Учитель – Тарасова Лариса Васильевна. 15. 03. 12
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconОсновы электродинамики (продолжение)
Содержание учебного материала: действие электрического тока, магнитная стрелка, магнитное поле, магнитное поле проводника с током,...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconУрок в 9 классе по теме: «Явление электромагнитной индукции»
После опыта Х. Эрстеда, который показал, что электрический ток порождает магнитное поле, стало понятно насколько тесно связаны электрические...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По Дж. Максвеллу: переменное электрическое поле вихревое магнитное поле переменное электрическое поле …
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconУрок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления»
...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconКонспект урока электромагниты и их применение (Тема урока) фио (полностью)...
...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconПрезентация или реферат «Магнитное поле Земли»

Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconНазвание раздела, темы урока
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля»
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимодействие токов. Магнитное поле токов. Магнитная индукция. Направление магнитной индукции. Линии маг индукции вихревой характер...
Урок по теме \" Магнитное поле \". II ход урока iconГалоингаляционная терапия, низкочастотное переменное магнитное поле...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск