Скачать 44.23 Kb.
|
Урок информатики в 9 классе Автор Матюшина Анна Владимировна МОУ СОШ №155 Октябрьского района городского округа город Уфа РБ Урок получения новых знаний по информатики в 9 классе с использованием табличного процессора Excel (Microsoft Office 2003) для решения практических задач с помощью команды Подбор параметра. Целесообразно проводить данный урок в конце изучения темы «Табличный процессор» или при изучении темы «Моделирование». Тема: Использование табличного процессора Excel для решения практических задач. Цель: Освоить способы решения уравнений и задач в табличном процессоре Excel с использование режима Побор параметра. Задачи:
Оборудование:
Ход урока: Широкое применение на практике находят различные функции и режимы табличного процессора Excel. В этом вы могли убедиться в ходе выполнения практических заданий на прошлых уроках. Настал момент освоить способ решения уравнений с помощью удобного и простого в понимании инструмента из арсенала Excel - команды Подбор параметра (меню Сервис), которая позволяет осуществлять поиск именно того значения переменной величины, при котором будет достигнут указанный результат. Подбор параметра можно использовать для исследования уравнений и функций. Процесс решения с помощью этого метода можно разделить на два этапа:
Примеры: 1. Найти точки пересечения с осями координат функции y=(x-3)5 Для того чтобы найти точку пересечения с осью ординат, нужно вычислить значение функции при х=0. А(0; -243). Для того чтобы найти точки пересечения с осью абсцисс, нужно решить уравнение (x-3)5=0. то есть подобрать такое значение х, при котором формула =(х-3)5 принимает нулевое значение. Для этого:
У вас должен получиться следующий результат: найдена точка с координатами (2,77466343389025; -0,000580976) округлив эти значения с точностью до целых, мы получим нужные нам значения. В(3;0). Ответ : А(0; -243) и В(3;0). 2. Найти решение уравнения х4-2х3+2х-1=0 Введем в ячейку В1 предполагаемое значение х, а в ячейку В2 формулу вычисления у. Воспользуемся командой Подбор параметра: Получим результат: Округлив значение, получаем х=1 Дополнительно отметим, что решение уравнения непосредственно зависит от исходного содержания ячейки В1, поэтому рассмотрим еще один вариант решения этого уравнения. Изменим значение ячейки В1 и выполним операцию подбора параметра для отрицательного исходного значения. Получим следующий ответ: Округлив это значение, получим еще один ответ х = -1. Ответ : 1, -1. 3. А сейчас рассмотрим пример решения задачи из нашей обычной жизни. Предположим, вы решили приобрести машину. Нужно определить выгодно ли ездить на ней на работу. Будем считать, что для поездки на работу вы пользуетесь одним видом транспорта: маршрутным такси. Следовательно, ежедневные расходы на дорогу в оба конца составляют 30 рублей. Примем стоимость бензина равной 20 рублей 10 копеек, а расход – 10 литров на 100 км. Следовательно, для вычисления затрат на один километр пути нужно цену бензина умножить на 0,1. Создайте следующую таблицу, где в ячейках В4 и В5 присутствуют формулы. В4=В2*В3*0,1 В5 =В1-В4 Необходимо определить, при каком километраже сравняются затраты на пользование городским и автомобильным транспортом. Для этого:
В результате, получится километраж в оба конца равный 14,9253731343284. Значит, половина этого будет составлять 7,462687. Получается, что ваша работа должна находиться на расстоянии 7,5 км от вашего дома. При решении данной задачи мы не учли расходы на обслуживание, стоянку и ремонт автомобиля, а так же расход бензина при нахождении в «пробке» однако подобный эксперимент позволяет оценить ситуацию. Задания для самостоятельного выполнения:
у=(х+2)4-64. Ответы:
Итог: Сегодня на уроке мы познакомились с вами новым способом решения задач, научившись подбирать оптимальное значение переменной с помощью команды Подбор параметра. Домашнее задание: Решить задачу: Определить, при каком тираже затраты на производство книги совпадут с запланированным доходом (фиксированная цена одной книги), то есть с какого тиража вы начнете получать прибыль. Литература: Н.Угринович, Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса, М., Бином, 2003 |