Скачать 279.32 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 имени Д.Б. Мурачева города Белгорода»
Рабочая программа Осьмаковой Виктории Игоревны по учебному курсу «Православная культура» 6 класс рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «____»___________ 2013 г. 2013-2014 год Содержание рабочей программы. 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); 4. Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 5. Формы и средства контроля; 6. Перечень учебно-методических средств обучения. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Литература для учителя: Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Рыжова Т.В. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. В 6 классе учащиеся получают общее представление об истории духовной культуры Руси, начинают знакомство с православной христианской картиной мира, православным образом жизни, православной нравственной культурой. При знакомстве с шедеврами православного культурного наследия: древними книгами, храмами, иконами, — учащиеся начинают приобщаться к художественной культуре православия. Учатся бережному отношению к культурному наследию предков. Основное внимание при этом уделяется обеспечению наиболее глубокого эстетического и эмоционального восприятия учащимися памятников древнерусской православной культуры. В то же время, изучая историю древнего мира и Средних веков в курсе истории, учащиеся параллельно на уроках православной культуры изучают историю православной религии и культуры: распространение христианского учения на территориях славянских племен, историю «Фотиева крещения, историю Крещения Руси и расцвета православной культуры на Руси в ХI веке. Кроме того, учащиеся знакомятся с историей возникновения славянской письменности, изучают кириллицу и историю формирования современного русского алфавита, получают первое представление о старославянском и церковнославянском языках, приобретают навык чтения и понимания текстов на церковнославянском языке. Это помогает им лучше усвоить материал, связанный с общими сведениями о русском языке и культуроведческой компетенцией, изучаемый в это же время на уроках русского языка. Учащиеся изучают и книги церковных богослужений: знакомятся с Псалтырем и Октоихом, учатся читать и понимать псалмы, а также постигают музыкальное звучание и красоту церковнославянского языка. Это позволяет сделать материал более доступным для понимания учащихся и, вместе с тем, обеспечить более осмысленное эмоциональное понимание событий, изучаемых на уроках истории. Таким образом, в 5 классе учащиеся на доступном уровне изучают следующие содержательные линии учебного предмета Православная культ ура: . Православная христианская картина мира; • Православие — традиционная религия русского народа; • История православной религии и культуры; . Нравственная культура православия; • Письменная культура православия (православная словесность). Основной целью изучения материалов УМК Православная культура. 5—б классы является формирование у школьников чувства любви к своей Родине, понимания православных истоков русской государственности, нравственности. духовности и культуры, знания основных святынь и памятников древнерусской православной культуры. Цели и задачи программы учебного предмета «Православная культура» 5-6 классы
Задачи духовно-нравственного воспитания:
Программный материал рассчитан на 35 часов
Аттестация по учебному предмету «Православная культура» может быть различной по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады и др. Календарно- тематическое планирование
Содержание программы основной школы по православной культуре 6 КЛАСС (программа рассчитана на 35 часов) ГЛАВА 2 «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» Параграф 2Л. «Распространение христианского учения на территориях славянских племен» (повторение) Параграф 2.2. «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» (повторение) Параграф 2.3. «Как была крещена Русь» (повторение) Параграф 2.4. «Новокрещеная Русь» Первые христианские храмы Киева, история строительства и архитектура первого на Руси каменного храма — Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинной церкви. Роль Десятинной церкви в просвещении Киевской Руси. Богослужения в храмах Киевской Руси и первые русские богослужебные книги на славянском языке. Личные перемены в князе Владимире, связанные с восприятием им христианских заповедей. Создание князем Владимиром «Закона о судах церковных» и «Закона судного людям» как первых документов, регламентирующих жизнь государства по нравственным христианским нормам. Начало просвещения Киевской Руси, открытие первых школ по обучению детей грамоте. Смерть князя Владимира. История мученической смерти его сыновей — князей Бориса и Глеба как ярчайший пример следования нравственным христианским законам. «Сказание о Борисе и Глебе». Параграф 2.5. «Расцвет культуры на Руси в XI веке. Первые русские святые» Смысл понятия «просвещение». Просвещение Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого: открытие новых школ по обучению грамоте, развитие книгописания. Перенос князем Ярославом Мудрым останков его братьев — князей Бориса и Глеба и их канонизация. Развитие храмостроения в Киеве. Основание первых русских монастырей. Киево-Печерская лавра и вклад Лавры в православно-просветительную деятельность Киевской Руси. История строительства, архитектура и значение для Киевской Руси собора Святой Софии Киева. Назначение князем первого русского митрополита. Строительство в Киеве Золотых ворот с Благовещенской церковью. Начало традиции монашеского пострига правителей Российского государства, положенное княгиней Анной. Семья Ярослава Мудрого как пример моногамной семьи, устраивающей жизнь в полном соответствии с христианскими заповедями. Завещание Ярослава Мудрого как наставление о жизни по христианским законам. Продолжение просвещения Киевской Руси и укрепления христианской веры и православного уклада жизни сыновьями Ярослава Мудрого. Начало традиции почитания на Руси святого Николая Чудотворца. ГЛАВА 3 «НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» Параграф 3.1. «Создатели славянской письменности — святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий» Детские и юношеские годы Константина Философа и Мефодия, научная богословская и миссионерская деятельность Константина Философа. Миссия Константина и Мефодия в Хазарии. Предание об отправке греческим царем Михаилом братьев Константина и Мефодия в славянские земли с миссией перевода Священного Писания на славянский язык. Предание о создании Константином Философом славянской азбуки при переводе им на славянский язык Евангелия. «Пространное житие Константина Философа». Защита святыми братьями права славянских народов на совершение богослужения на славянском языке. Завершение работы по переводу на славянский язык всех книг Библии святым Мефодием после кончины брата. «Похвальное письмо Кириллу и Мефодию». Прославление святых братьев Кирилла и Мефодия как просветителей славян во всем христианском мире. Праздник славянской письменности и культуры. Параграф 3.2. «Славянский алфавит — кириллица» Славянские азбуки кириллица и глаголица. Начертание и цифровое значение букв кириллицы. Уставное письмо. «Сказание о письменах» черноризца Храбра как источник по истории происхождения славянской письменности. Кирилло-Мефодиевская традиция перевода Священного Писания с греческого на другие языки. Евангелие от Иоанна — первая книга, переведенная Константином Философом на славянский язык, ставшая основой создания славянской азбуки. Старославянский и церковнославянский языки как продолжатели кириллицы и прародители современного русского литературного языка. Смысловое значение букв кириллицы в церковнославянском языке. Особенности написания и прочтения слов на церковнославянском языке, титло. Использование цифровых значений букв кириллицы в церковнославянском языке. Реформы церковнославянского языка Петра I, гражданский алфавит, современный русский алфавит. Необходимость сохранения церковнославянского языка как богослужебного и используемого при написании, чтении и переводе Священного Писания и других богослужебных книг. Достоинства церковнославянского языка при переводе Библии. Параграф 3.3. «Первые книги на славянском языке» Описание книг Священного Писания и значение Библии для человечества. Евангелие — первая книга, переведенная на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Описание состава и смысла канонического для православной веры Четвероевангелия. Апостол и его содержание. Иудейский царь Давид, псалмы Давида и Псалтирь как богослужебная православная книга Чтение избранных отрывков Псалтиря на церковнославянском языке. Остромирово Евангелие как древнейшая дошедшая до нас датированная книга, написанная на кириллице. Формы и средства контроля
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Перечень учебно-методических средств обучения
ПРОВЕРЬ СЕБЯ И ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ 1. Как называются части православного храма? 2. Объясни слова: вера, религия, культура, культурный человек, историческая память, духовность, христианство, православие, добро, зло, добродетель, страсть, грех, красота рукотворная, красота нерукотворная, красота духовная, милость, милосердие, христианская любовь, спасение, монастырь, монах, храм, икона. 3. Раскрой основное содержание Священной истории, опираясь на главные слова: «сотворение - послушание - грехопадение - 10 заповедей - прощение - Благовещение - Рождество Христово -Христос Спаситель - Крещение – Бог Троица - заповеди блаженства - Преображение - Тайная Вечеря - Крестная Жертва – Воскресение - Вознесение - схождение Святого духа (образование Церкви)». 4. Назови три самые главные христианские добродетели. дай их определение. 5. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, нетерпеливость, жестокость, гневливость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие. 6. Кого христиане называют святыми людьми? 7. Назови «ступеньки» духовного возрастания человека в христианском понимании. 8. Назови имена известных тебе христианских святых. 9. Какие христианские святые особо почитаются в твоем городе? Объясни почему. 10. Назови крупные монастыри России. 11. Назови храмы, названные в честь христианских святых. 12. Перескажи евангельскую притчу о блудном сыне и дай оценку поведения всех участников событий с позиции христианской культуры. 13. Перечисли символы христианской культуры. 14. Дай определение понятия «икона». 15. Укажи характерные особенности изображений икон Божией Матери: «Оранта», «Одигитрия» «Умиление». Что означают эти названия? 16. Назови известные тебе изображения икон Иисуса Христа. 17. Расскажи, как была создана икона «Спас Нерукотворный»? 18. Назови храмы твоего города, названные в честь икон Божией Матери. 19. Каких святых изображают на иконах? 20. Расскажи о символике цветов в иконе. 21. Что означают в православной иконе «крест, горки, нимб»? 22. Что означает почитание христианами креста? 23. Назови события Священной истории, в честь которых установлены 12 Великих христианских праздников. 24. Назови самое главное богослужение Православной Церкви. 25. Назови имена создателей церковнославянской азбуки. 26. Уточни хронологию: «Софийский собор в Киеве, храм Покрова на Нерли - это памятники древнерусского зодчества веков 29. Из предложенного перечня выдели христианские православные праздники и расставь их в последовательности событий библейской истории: Рождество Пресвятой Богородицы, день святого Валентина, Рождество Христово, день защитника Отечества, Крещение Господне, Благовещение, Воскресение Христово, день Святой Троицы, Вознесение Господне. Вход Господень в Иерусалйм, Возднижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Новый год. 30. Выбери понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции: храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский. 31. Назови основные христианские добродетели. 32. Приведи примеры храмового зодчества. Объясни, в чем состоит духовная красота православного храма. 33. Объясни смысл праздника Рождества Христова. 34. Объясни смысл праздника Воскресения Христова. 35. Обоснуй утверждение: «Изучение христианской православной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: русского языка, литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания>. 36. Объясни, почему связаны слова: «благочестие - красота», раскаяние - прощение», непослушание - грех - наказание - смерть», «грех - покаяние - благочестие - спасение -христианская радость - небесное веселье, рай послушание -возделывание - красота - ответственность - родная земля», «совесть - добродетель». 37. Объясни: «Православие является традиционной религией в России». 38. Объясни смысл слова «православие». 39. Приведи примеры отражения христианского понимания смысла жизни в произведениях русской литературы, живописи, музыкального искусства. |
Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета... Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Рабочая программа разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура» Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Рабочая программа по предмету «православная культура» в 8классе Православная культура 7-8 классах: Экспериментальное учебное пособие; Ульяновск: инфофонд, 2006 и инструктивно-методического письма... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... |