Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности»





Скачать 206.16 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности»
Дата публикации10.08.2014
Размер206.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Трёхбалтаевская СОШ»
________ Р.П.Сорокин.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»




Учитель начальных классов Л.Г.Макарова

2011-2015 УЧ. Г.

Пояснительная записка.


Факультатив по курсу «Азбука нравственности» в начальной школе позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием личности младшего школьника. Программа для факультатива может стать основой построения системы нравственного образования в начальной школе. В программе нашли отражение нормы, вобравшие в себя основные идеи гуманизма. Эти нормы трансформируются в нравственные правила, доступные и понятные ребенку, которые призваны служить руководством к действию, выбору общественно-ценных форм поведения.
Основная цель факультативных занятий - вооружение детей нравственными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания.
Данные задания позволят младшему школьнику:
- осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;
- понять не только свой собственный внутренний мир, но и мир другого человека;
оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;
- стремиться быть нравственным;
- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей,
приоритета первых над вторыми.
Образовательная функция факультативных занятий состоит в постижении специфики нравственных явлений, системы соответствующих представлений и понятий. Эти занятия обогатят представления учеников о мире, раскрывая связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания, зависимости их уровня от культуры социальной жизни.
Воспитывающая функция определяет формирование нравственной стороны личности как ее стержневого образования.
Содержание занятий по курсу «Азбука нравственности» позволяет усилить воздействие разных учебных предметов на личность, высветив их нравственный подтекст (предметы эстетического цикла, литературное чтение, русский язык). Занятия факультатива строятся на реализации личностно- ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях.
Программа факультатива структурно делится на разделы, общие для начальной школы. Разделы раскрываются в темах уроков, содержание которых постепенно усложняется и углубляется от класса к классу. При этом в каждом классе делается акцент на вопросах, позволяющих показать более выпукло одну из специфических сторон нравственности. Так, на начальном периоде программа содержит материал, который позволяет учителю обратить внимание учащихся на необходимость выполнения правил для нормальной (полноценной, упорядоченной) жизни людей (в данном случае, класса, школы). Это позволяет формировать у них осознание правила как ориентира поступка.
Далее учитель акцентирует внимание на внутреннем принятии ребенком правила, перехода от внешнего контроля к самоконтролю. Затем педагог помогает детям ознакомиться с внутренней сутью нравственного поступка- мотивом поведения, подводит их к пониманию ответственности за выбор поступка. И в итоге, ученики первого класса осмысливают связь нравственных качеств личности соответствующими поступками (доброе дело, недоброе дело), с их мотивами.

ПРОГРАММА курса «Азбука нравственности».
Раздел «Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения на уроке и перемене. Понятие о школьных принадлежностях. Правила поведения на школьном дворе.
Раздел « Правила общения» (взаимоотношения с другими людьми). Понятие вежливого общения. Привычка употреблять вежливые слова. Желание и умение сопереживать , оказывать помощь окружающим как основа внимательного отношения к ним. Важность доброжелательного характера общения со сверстниками. Культура поведения в семье.
Раздел « О трудолюбии». Понятие добросовестного отношения к учебе. Отрицательное влияние на человека лени. Стремление помогать другим своим трудом (дома и в школе).
Раздел « Внешкольный этикет». Манеры поведения. Основные правила поведения в общественных местах (кино, театре, транспорте). Умение правильно реагировать на приглашение в гости. Формирование понимания элементарного этикета разговора по телефону.
Раздел «Дружба». Необходимость формирования умения управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. Знакомство с понятием «друг». Формирование таких качеств, как умение дружить, беречь дружбу.
Раздел « Безопасность». Понятие здорового образа жизни. Правила поведения в жару. Правила поведения во время дождя и в грозу. Безопасность поведения на воде.

Тематическое планирование курса
«Азбука нравственности».
1 класс.

Раздел «Школьный этикет»
1 Правила поведения на уроке. Способствовать усвоению младшими школьниками правил поведения во время урока .
2 Ты – ученик. Помочь учащимся осознать их роль в школе.
3 Жизнь школьного двора. Познакомить учащихся с правилами поведения на школьном дворе.
4 В гости к нам портфель пришел. Научить правильно собирать портфель, брать в школу только необходимые вещи; закрепить знание названий школьных принадлежностей; воспитывать аккуратность, бережное отношение к книгам и другим школьным принадлежностям.
5 Перемена с увлечением. Учить детей правильно проводить перемены,
Развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий, способствовать воспитанию организованно проводить перемены.


Раздел «Правила общения».
1 Школа вежливости. Ознакомить учащихся с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
2 Просто я работаю волшебником. Воспитывать уважение к старшим; прививать культуру поведения в семье.
3 Порадовать близких – как это просто. Учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддержать в трудную минуту; учить анализировать свое поведение, свои поступки; развивать воображение.
4 Доброе слово – ясный день. Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; задумываться над сказанным словом.
5 Человек среди людей. Познакомить с правилами общения.
6 Взаимопомощь: как ее организовать. Раскрыть конкретный смысл понятия
« взаимопомощь в обучении», обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей в школе.


Раздел « О трудолюбии».
1 « Ученье - свет , а неученье – тьма». Показать роль знаний в жизни человека.
2 Как стать прилежным и старательным. Учить правилам прилежания.
3 Твой труд дома. Учить выполнять свои обязанности по дому; воспитывать уважение к старшим и заботу о них.
4 « Когда лень – все идет через пень». Показать на примерах литературных героев, как лень мешает жить, делает их смешными, беспомощными; развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора, используя художественные произведения.
5 « Труд человека кормит, а лень портит». Помочь детям осознать значение труда.


Раздел « Культура внешнего вида».
1 « В гостях у ребят
Мойдодыр.» Расширить кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности; способствовать воспитанию потребности к личной гигиене.
2 Каждой вещи свое место. Научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании.
3 Обещал – выполни. Познакомить с основным правилом обязательности – умением
4 Умей беречь время свое и чужое. Формировать умение правильно распределять время.


Раздел « Внешкольный этикет».
1 Манеры поведения. Познакомить детей с манерами поведения культурного человека; прививать этические нормы поведения в обществе.
2 Как себя вести в театре, в кино. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино.
3 Мы – пассажиры. Ознакомить с правилами поведения в транспорте.
4 Меня пригласили на день рождения. Научить детей умению правильно реагировать на приглашение в гости.
5 Правила поведения в гостях. Познакомь с правилами поведения в гостях.
6 Правила поведения за столом. Познакомить с правилами поведения за столом.
7 У меня зазвонил телефон. Формировать понимания элементарного этикета разговора по телефону.


Раздел « Дружба»
1 « Можно и не ссориться». Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях; воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.
2 Без друга в жизни туго. Ознакомь с понятием « друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу.
3 Дружба - чудесное слово. Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека.
Раздел « Безопасность».
1 Безопасность при любой погоде. Познакомить с правилами поведения во время жары, дождя и в грозу.
2 Как вести себя на воде. Знать правила безопасности на воде.
Итоговое занятие: « Хочу все знать». Обобщить полученные знания детей, расширить их кругозор.
Программа «Азбука нравственности»

Из всех наук, которые должен знать человек,

главная есть наука о том, как жить, делая как можно

меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой


Цель: создать условия для воспитания настоящего духовно – богатого, социально активного гражданина своей Родины; воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе принципов систематичности, доступности, толерантности.

Разработана для учеников начальных классов и рассчитана на 4 года. Программа состоит из 3-х ступеней.

1 ступень – 1-2 классы; тема – «Тепло родного очага»;

2 ступень – 3 классы; тема – «Малая Родина – второе твое начало»;

3 ступень – 4 классы; тема – «Человек – как часть общества»

Работа каждой ступени строится по 5 направлениям:

1) Я – человек; 2) Мой мир знаний; 3) Я и семья;

4) Я и природа; 5) Я и Отечество.

Программа создания авторской программы продиктована необходимостью решения проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблема нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальна. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотив поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Учащиеся должны не просто получать знания, но и удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности, подготовив себя к взрослой жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро, пользу всему обществу.

В системе воспитательной работы большое место отводится нравственному воспитанию, потому что мораль носит не только оценочный характер, но и регулятивный характер в «пределах» понимания и усвоения «добра» и «зла». Поэтому для классных часов я создала программу «Азбука нравственности».

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.

Тематическое планирование.
1 класс (34 ч.)




Тема

Время проведения

1.

Я стал учеником


сентябрь

2.

Наш класс – наш дом

3.

Поговорим о вежливости. Конкурс-игра «Буратино и Мальвина»

4.

Дружно в школе живет детвора: вместе работа и вместе игра. Город дружных ребят.

5.

Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой


октябрь

6.

Игра «Давайте дружить»

7.

Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро.

8.

Как быть прилежным и старательным

9.

Изготовление открыток ко Дню пожилых людей.


ноябрь

10.

Каждой вещи – свое место

11.

Прогулка по городу вежливости

12.

Операция «Помоги другу»

13.

Операция «Покорми птиц зимой».


декабрь

14.

Дискуссия «Вредные привычки. Как сказать: «Нет!»

15.

Что значит быть дисциплинированным?

16.

Диалог о привычках

17.

А у нас зазвонил телефон… Разговор по телефону


январь

18.

Наша любимая Родина

19.

Деловая игра «Если умеешь что-то делать, научи товарища»

20.

Просмотр диафильмов «Что такое хорошо, а что такое плохо»


февраль

21.

«Будь добрым и заботливым к старшим». Встреча с ветеранами войны

22.

Словарь добрых слов

23.

Школа душевной гимнастики

24.

Чтение стихов о птицах


март

25.

Экскурсия «Любовь к природе и забота о ней»

26.

Что такое отзывчивость?

27.

Культура общения

28.

Задачи не на сложение, а на уважение


апрель

29.

Красота вокруг. Как ее увидеть

30.

Встречи с добрыми людьми

31.

Чтение книг о смелых людях и хороших поступках

32.

Нарисуй свое настроение


май

33.

Конкурсная программа «Дружба начинается с улыбки»

34.

Подведение итогов за год.



Тематическое планирование
2 класс (34 ч.)




Тема

Время проведения

1.

Путешествие в страну «Я»


сентябрь

2.

Твоя семья – твой дом, твоя маленькая Родина

3.

Дисциплинированное поведение ученика дома, в школе, в общественных местах, в музее

4.

Трудовой десант «Школьный двор - в порядок приведем!»

5.

Опрятность – честь человека


октябрь

6.

Это не годится, надо извиниться!

7.

В чем выражается уважение к людям

8.

Подумай о других! Изготовление подарков ко дню пожилых людей.

9.

Вредные привычки (о чистоплотности, аккуратности, бережному отношению к своему здоровью)


ноябрь

10.

Добросовестные поступки и правдивое слово ученика

11.

Милосердие начинается у себя в доме

12.

Изготовление подарков ко дню пожилых людей. «Человек живет век, а доброе дело – два»

13.

Друг познается в беде. Вырабатываем «Законы дружбы»


декабрь

14.

Твоя ответственность перед собой и коллективом

15.

Беседа-диалог с игровыми ситуациями «Я могу быть волшебником»

16.

Что легче – ссориться или мириться?

17.

Игровые ситуации «Сказки творят добро»


январь

18.

Сюжетно-ролевая игра «Здравствуйте», или что такое речевой этикет и вежливость

19.

Правила игры. Совместные игры на свежем воздухе

20.

О равнодушие и добре


февраль

21.

Мы в ответе за тех, кого приручили

22.

«Озеро золотой рыбки». Нарисуй заветное желание

23.

Поэтическая игра «Словарь волшебных слов»

24.

Игротека для дошкольников.


март

25.

Эвристическая беседа «Совесть, бессовестный»

26.

Пантомима «Что ты понял – расскажи»

27.

Сценки –миниатюры на школьную тему для детей д/сада «Одуванчик»

28.

Час таинственных дел. (Каждый ученик в течение недели делает тайные добрые дела, а затем рассказывает, какое чудо совершил, кто ему помогал)


апрель

29.

Нарисуй подарок другу

30.

Об ответственности школьника за свои поступки

31.

Чтение книг о смелых людях и о хороших поступках

32.

Экскурсия в природу


май

33.

Утренник «Волшебники добра»

34.

Подведение итогов за год



Тематическое планирование
3 класс (34ч.)




Тема

Время проведения

1.

Беседа-диалог «Правила, обязательные для всех»


сентябрь

2.

Учеба самый трудный и полезный труд

3.

Прибавляем бережливость

4.

Щедрость, скупость

5.

Наш край – частица великой Родины


октябрь

6.

Добросердечность. Написание эссе о солнышке

7.

Что делать, если ты поссорился с другом

8.

О своем и чужом мнении

9.

Час общения – тренинг «Качества человека»


ноябрь

10.

Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства

11.

Беседа-размышление «О заботливом отношении к людям», Изготовление подарков ко дню пожилых людей

12.

Тренинг. Развитие элементов взаимодействия

13.

Позволь себе передышку – стань самому себе лучшим другом


декабрь

14.

Практикум «Как себя вести»

15.

Мой поступок и мой проступок

16.

Поляна правды и кривды

17.

Я – глазами других людей


январь

18.

Рождественские посиделки.

19.

В упорном труде на пользу Родины – слава и гордость человека

20.

Заветы предков


февраль

21.

Что вы чувствуете, когда поддерживаете кого-либо

22.

Счастье не ищут, а делают

23.

Солдатская честь и отвага. Поговорим о мужестве.

24.

Активное участие в общественно-полезном труде – долг каждого школьника


март

25.

Мир человеческих отношений

26.

Праздник мам «Свети ярче солнышко»

27.

Час общения. Чтение книг детям д/сада

28.

Жить с достоинством – что это значит? Анализ ситуаций


апрель

29.

Экскурсия по городу. «О том, что рядом»

30.

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

31.

Поговорим о подвигах в жизни людей

32.

Об ответственности школьника за свои поступки


май

33.

Классный час «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»

34.

Итоговое занятие

Тематическое планирование
4 класс (34 ч.)




Тема

Время проведения

1.

Правила обязательные для всех


сентябрь

2.

Беседа-диалог «Честен тот, кто работает на совесть»

3.

Человек и труд

4.

Трудовой десант

5.

Теоретики и практики «Сцены из жизни»


октябрь

6.

Конкурс проектов «Я хочу помочь людям»

7.

Урок толерантности, или учимся сочувствовать. Заполнение таблицы «Мои лучшие черты»

8.

Беседа-диалог «Будь нетерпимым к грубости и черствости, не будь равнодушным»

9.

Подарок бабушке и дедушке своими руками


ноябрь

10.

Беседа-диалог «Сопереживание товарищам в радости и в горе»

11.

Школа душевной гимнастики

12.

Волшебники добра

13.

Диспут «Можно ли победить жестокость»


декабрь

14.

Конкурс рассказов «Добрые руки человеческой помощи»

15.

Правда и ложь

16.

Праздник сюрпризов «Для тех, кто рядом»

17.

Поход на лыжах (дети и родители)


январь

18.

Составление каталога добрых и хороших книжек. Что я посоветую товарищу.

19.

Зависть. Как ее определить?

20.

Цена ломтика хлеба

21.

Легкомыслие, разумность


февраль

22.

Практикум «Качества личности, которые помогают воздерживаться от вредных привычек»

23.

Разговор по душам. Встреча с ветеранами войны.

24.

Практикум – тренинг Умей сказать: «Нет»!

25.

Забота о ближних


март

26.

О людях, внесших нравственный вклад в развитие страны и мира.

27.

Духовная красота

28.

Умею принимать правильное решение

29.

Есть проблема – есть решение


апрель

30.

Чтение детских юмористических рассказов детям детского сада

31.

Час сердечного общения «О родных и близких людях»

32.

Калейдоскоп добрых дел



май

33.

Концерт-отчет хороших дел

34.

Итоговое занятие

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Уроки нравственности»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»…7
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconРабочая программа «Этика: Азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconУроки нравственности
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconПрограмма внеурочной деятельности «Азбука истоков»
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconПрограмма курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных...
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Шиловский...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconПрограмма по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в 1 классе
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconРабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Уроки нравственности»
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconРабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «азбука нравственности» iconКонспект занятия внеурочной деятельности по программе «Азбука общения»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск