Скачать 206.16 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Трёхбалтаевская СОШ» ________ Р.П.Сорокин. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ» Учитель начальных классов Л.Г.Макарова 2011-2015 УЧ. Г. Пояснительная записка. Факультатив по курсу «Азбука нравственности» в начальной школе позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием личности младшего школьника. Программа для факультатива может стать основой построения системы нравственного образования в начальной школе. В программе нашли отражение нормы, вобравшие в себя основные идеи гуманизма. Эти нормы трансформируются в нравственные правила, доступные и понятные ребенку, которые призваны служить руководством к действию, выбору общественно-ценных форм поведения. Основная цель факультативных занятий - вооружение детей нравственными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания. Данные задания позволят младшему школьнику: - осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения; - понять не только свой собственный внутренний мир, но и мир другого человека; оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления; - стремиться быть нравственным; - подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми. Образовательная функция факультативных занятий состоит в постижении специфики нравственных явлений, системы соответствующих представлений и понятий. Эти занятия обогатят представления учеников о мире, раскрывая связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания, зависимости их уровня от культуры социальной жизни. Воспитывающая функция определяет формирование нравственной стороны личности как ее стержневого образования. Содержание занятий по курсу «Азбука нравственности» позволяет усилить воздействие разных учебных предметов на личность, высветив их нравственный подтекст (предметы эстетического цикла, литературное чтение, русский язык). Занятия факультатива строятся на реализации личностно- ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях. Программа факультатива структурно делится на разделы, общие для начальной школы. Разделы раскрываются в темах уроков, содержание которых постепенно усложняется и углубляется от класса к классу. При этом в каждом классе делается акцент на вопросах, позволяющих показать более выпукло одну из специфических сторон нравственности. Так, на начальном периоде программа содержит материал, который позволяет учителю обратить внимание учащихся на необходимость выполнения правил для нормальной (полноценной, упорядоченной) жизни людей (в данном случае, класса, школы). Это позволяет формировать у них осознание правила как ориентира поступка. Далее учитель акцентирует внимание на внутреннем принятии ребенком правила, перехода от внешнего контроля к самоконтролю. Затем педагог помогает детям ознакомиться с внутренней сутью нравственного поступка- мотивом поведения, подводит их к пониманию ответственности за выбор поступка. И в итоге, ученики первого класса осмысливают связь нравственных качеств личности соответствующими поступками (доброе дело, недоброе дело), с их мотивами. ПРОГРАММА курса «Азбука нравственности». Раздел «Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения на уроке и перемене. Понятие о школьных принадлежностях. Правила поведения на школьном дворе. Раздел « Правила общения» (взаимоотношения с другими людьми). Понятие вежливого общения. Привычка употреблять вежливые слова. Желание и умение сопереживать , оказывать помощь окружающим как основа внимательного отношения к ним. Важность доброжелательного характера общения со сверстниками. Культура поведения в семье. Раздел « О трудолюбии». Понятие добросовестного отношения к учебе. Отрицательное влияние на человека лени. Стремление помогать другим своим трудом (дома и в школе). Раздел « Внешкольный этикет». Манеры поведения. Основные правила поведения в общественных местах (кино, театре, транспорте). Умение правильно реагировать на приглашение в гости. Формирование понимания элементарного этикета разговора по телефону. Раздел «Дружба». Необходимость формирования умения управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. Знакомство с понятием «друг». Формирование таких качеств, как умение дружить, беречь дружбу. Раздел « Безопасность». Понятие здорового образа жизни. Правила поведения в жару. Правила поведения во время дождя и в грозу. Безопасность поведения на воде. Тематическое планирование курса «Азбука нравственности». 1 класс. Раздел «Школьный этикет» 1 Правила поведения на уроке. Способствовать усвоению младшими школьниками правил поведения во время урока . 2 Ты – ученик. Помочь учащимся осознать их роль в школе. 3 Жизнь школьного двора. Познакомить учащихся с правилами поведения на школьном дворе. 4 В гости к нам портфель пришел. Научить правильно собирать портфель, брать в школу только необходимые вещи; закрепить знание названий школьных принадлежностей; воспитывать аккуратность, бережное отношение к книгам и другим школьным принадлежностям. 5 Перемена с увлечением. Учить детей правильно проводить перемены, Развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий, способствовать воспитанию организованно проводить перемены. Раздел «Правила общения». 1 Школа вежливости. Ознакомить учащихся с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости. 2 Просто я работаю волшебником. Воспитывать уважение к старшим; прививать культуру поведения в семье. 3 Порадовать близких – как это просто. Учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддержать в трудную минуту; учить анализировать свое поведение, свои поступки; развивать воображение. 4 Доброе слово – ясный день. Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; задумываться над сказанным словом. 5 Человек среди людей. Познакомить с правилами общения. 6 Взаимопомощь: как ее организовать. Раскрыть конкретный смысл понятия « взаимопомощь в обучении», обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей в школе. Раздел « О трудолюбии». 1 « Ученье - свет , а неученье – тьма». Показать роль знаний в жизни человека. 2 Как стать прилежным и старательным. Учить правилам прилежания. 3 Твой труд дома. Учить выполнять свои обязанности по дому; воспитывать уважение к старшим и заботу о них. 4 « Когда лень – все идет через пень». Показать на примерах литературных героев, как лень мешает жить, делает их смешными, беспомощными; развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора, используя художественные произведения. 5 « Труд человека кормит, а лень портит». Помочь детям осознать значение труда. Раздел « Культура внешнего вида». 1 « В гостях у ребят Мойдодыр.» Расширить кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности; способствовать воспитанию потребности к личной гигиене. 2 Каждой вещи свое место. Научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании. 3 Обещал – выполни. Познакомить с основным правилом обязательности – умением 4 Умей беречь время свое и чужое. Формировать умение правильно распределять время. Раздел « Внешкольный этикет». 1 Манеры поведения. Познакомить детей с манерами поведения культурного человека; прививать этические нормы поведения в обществе. 2 Как себя вести в театре, в кино. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино. 3 Мы – пассажиры. Ознакомить с правилами поведения в транспорте. 4 Меня пригласили на день рождения. Научить детей умению правильно реагировать на приглашение в гости. 5 Правила поведения в гостях. Познакомь с правилами поведения в гостях. 6 Правила поведения за столом. Познакомить с правилами поведения за столом. 7 У меня зазвонил телефон. Формировать понимания элементарного этикета разговора по телефону. Раздел « Дружба» 1 « Можно и не ссориться». Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях; воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. 2 Без друга в жизни туго. Ознакомь с понятием « друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу. 3 Дружба - чудесное слово. Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека. Раздел « Безопасность». 1 Безопасность при любой погоде. Познакомить с правилами поведения во время жары, дождя и в грозу. 2 Как вести себя на воде. Знать правила безопасности на воде. Итоговое занятие: « Хочу все знать». Обобщить полученные знания детей, расширить их кругозор. Программа «Азбука нравственности» Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л.Н. Толстой Цель: создать условия для воспитания настоящего духовно – богатого, социально активного гражданина своей Родины; воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Задачи: - создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей; - обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся; - содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело; - помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества. - воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества Пояснительная записка. Программа составлена на основе принципов систематичности, доступности, толерантности. Разработана для учеников начальных классов и рассчитана на 4 года. Программа состоит из 3-х ступеней. 1 ступень – 1-2 классы; тема – «Тепло родного очага»; 2 ступень – 3 классы; тема – «Малая Родина – второе твое начало»; 3 ступень – 4 классы; тема – «Человек – как часть общества» Работа каждой ступени строится по 5 направлениям: 1) Я – человек; 2) Мой мир знаний; 3) Я и семья; 4) Я и природа; 5) Я и Отечество. Программа создания авторской программы продиктована необходимостью решения проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблема нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальна. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотив поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок. Учащиеся должны не просто получать знания, но и удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности, подготовив себя к взрослой жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро, пользу всему обществу. В системе воспитательной работы большое место отводится нравственному воспитанию, потому что мораль носит не только оценочный характер, но и регулятивный характер в «пределах» понимания и усвоения «добра» и «зла». Поэтому для классных часов я создала программу «Азбука нравственности». В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали. Тематическое планирование. 1 класс (34 ч.)
Тематическое планирование 2 класс (34 ч.)
Тематическое планирование 3 класс (34ч.)
Тематическое планирование 4 класс (34 ч.)
|
Программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Уроки нравственности» Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»…7 | Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ||
Рабочая программа «Этика: Азбука добра» Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного... | ||
Уроки нравственности Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных... | Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков» Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Программа курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных... Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Шиловский... | Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в 1 классе Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Уроки нравственности» Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Азбука общения» ... |