Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»





Скачать 187.86 Kb.
НазваниеОсобенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата публикации22.08.2014
Размер187.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта.

Известно, что характерной особенностью научного познания является то, что науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается её объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает. Предмет же «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов. Введение в школы этого предмета необходимо особенно сейчас, в наше время, когда происходят процессы глобализации образования. Надо иметь в виду, что наряду с положительными сторонами, технологизация, компьютеризация образования порождает у молодых людей фрагментарность восприятия мира, удаляют ученика от учителей и от других учеников. Ослабевает воспитательное воздействие педагогов на учащихся. Ученики стали выступать в большей степени как потребители знаний, «потребители культуры». Они значительно меньше, чем раньше, участвуют в распространении и тем более в воспроизводстве культурных ценностей. Предмет же «Основы религиозных культур и светской этики» как культурологическая дисциплина призван дать учащимся целостное представление о мире. Тем более что в данном предмете ярко представлено искусство, которое связано с нравственными критериями личности, со специфическими особенностями мировосприятия людей искусства.

Способность поставить себя на место другого человека  вот что дает нам опыт искусств, опыт проживания многих жизней. Опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою. Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважительное отношение к ближним. Поэтому используемые произведения искусства (рекомендованные в качестве иллюстрации или прочтения) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками» для учителя, при условии, конечно, грамотного методического изложения сути художественного произведения.

Чем выше развито эстетическое чувство (в самом широком смысле, включая и нравственное чувство), тем скорее, острее и точнее человек реагирует на наличие важных для него фактов и ситуаций. Развитое эстетическое чувство является крайне ценным индикатором, барометром. Оно скорее, чем наука, отзывается на совокупное положение дел в реальном мире. Оно позволяет «схватить» образ целостной жизненной ситуации до того, как она будет строго и подробно проанализирована жесткой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее.

Очевидно, пора серьезно осознать, что сама квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости и нравственному цинизму.

У искусства столь же многовековой опыт развития, как и у науки, и чтобы подняться на сегодняшний уровень человеческих отношений, эмоциональных критериев предков, зафиксированных в искусстве, искусство это нужно научиться воспринимать.

Согласимся с мнением Б.М. Неменского о том, что логическое и эмоциональное мышление давно пора осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и перестать превращать одну форму сознания в критерий суда над другой. Решение проблемы заключается в создании для каждого индивидуума таких условий человеческого развития, внутри которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-эстетическим развитием – с другой.

Б.М. Неменский, размышляя о соотношении логического и эмоционального, дает два параллельных пути познания, которые можно представить себе в следующей схеме (имея в виду, что к каждой позиции нужно прибавлять: «в основном») [2, С. 14]:


Форма

мышления

Форма

познания

Форма

деятель-ности

Предмет

познания

Путь

освоения

Итоги

познания

Итоги

развития

1. Рацио-нально-логическая (научно-теоретическая)


2. Эмоцио-нально-образная (художественная)

Понятие


Художественный образ

Естественно-научная

Гуманитарно-научная

Художественная

Реальность

Отношение к реальности

Изучение содержания
Переживание (проживание) содержания

Понимание закономерностей природы и общества


Отношение: эмоционально-ценност-ные критерии жизнедеятельности

Научно-теоретическое мышление (рациональное)

Эмоциональное, художественно-образное мышление


Предмет ОРКСЭ с его культурологической направленностью развивает не только рационально-логическую, но и эмоционально-образную форму мышления. Причем, по нашему глубокому убеждению, акцент в методике преподавания должен быть поставлен на развитие у учащихся целостности и образности восприятия материала. Именно это способствует развитию творческих способностей ребенка, его одаренности. Важно не изучение реальности, а отношение педагога и учащихся к этой реальности, не изучение содержания, а переживание (проживание) его. На уроках этого предмета много иллюстративного материала и интересных рассказов о храмах России. Учитель никогда не скажет: «Перед вами понятие «церковь», он скажет: «Перед вами образ церкви». Именно потому, что формой познания на уроках предмета ОРКСЭ являются не только понятие, но и художественный образ, а предметом познания является не реальность, а отношение к этой реальности, – итогом его можно считать сформированные в сознании ребенка эмоционально-ценностные критерии. Освоение духовных ценностей, выработка собственного отношения к жизни в отличие от освоения знаний, требует работы не только аппарата познания, а всей совокупности человеческих сил и способностей, и, прежде всего, наших чувств.

В связи с вышеизложенным, следует, что учителю крайне необходимо в преподавании данного предмета использовать педагогические технологии и методы художественно-образного преподавания, так как курс ОРКСЭ имеет культурологическую направленность. Воспитание в преподавания этого предмета занимает главное место (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель), а глубоко воздействовать на эмоционально-нравственную сферу в развитии личности ребенка, духовно развивать его может лишь методика художественно-образного преподавания.

Художественно-образные представления – это форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта или в результате взаимодействия с материалом курса ОРКСЭ.

Положительным результатом использования методики художественно-образного преподавания на уроках можно считать интересные творческие работы учащихся. Ребята пишут стихи, сочиняют сказки, рисуют картины, пишут рассказы (о своей семье, малой Родине, нравственных поступках людей и др.).

Приведем пример художественно-образного подхода в методике преподавания предметов искусства из опыта работы кандидата педагогических наук Л. Масловой из Новосибирска, который может быть использован и в практике учителей нового курса.

Детям предлагается картина В.М. Васнецова «Богатыри». Разговор идет в отрыве от контекста картины, без опоры на видимое и смысловой подтекст. Художественно-образный подход требует другой логики: анализа не как «разложения», а как «воскрыления» к сути (по В. Медушевскому).
У.: Ребята, кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?

Д.: Богатыри — это сильные физически люди, а герой может быть и слабым.

У.: В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой твердолобые, — богатыри?

Д.: Нет, только добрые, а герои бывают и злые. Героем можно стать один раз в жизни, это поступок, а богатырь — это постоянная величина.

У.: Посмотрите на картину Васнецова. Там все сильные? (Учитель предлагает принять позу каждого, примерить выражение лица Добрыни и Алеши Поповича).

(Дети, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что здесь все богатыри физически сильные.Один — хитроват, другой — спокойный).

У.: Вслушайтесь в слово «богатырь». От какого слова оно произошло?

Д.: Богатый; ходит под Богом; Богом данный дар.

У.: Богом данный дар. Это интересный ответ. Какой же дар дан каждому из них?

Д.: Одному – сила, другому – ум, третьему – добро.

(В ответах просматривается обобщение:Тело, Душа, Дух; как бы проступает лик «Троицы»). Дальнейшая беседа продолжается в русле обсуждения, что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство?

Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра, что несет миру? Дети приходят к выводу, что в характеристике будет более глубокий смысл о единстве телесного, душевного и духовного, что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.

А если вопрос, который «спрятан» в картине перенести в область личностного в ребенке? Например, «Какой божественный дар дан тебе?» «Богат ли ты? Что в тебе сила или разум? Что тебе надо в себе сформировать, чтобы ты стал богатый — как Богатырь?», «А богатый материально человек бывает бедным? И наоборот?» [3, с. 31-32].

Художник Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить былинных героев, собрав их в одном пространстве и времени, а чтобы заострить внимание на духовной символике, которая прочитывается в образах и именах. Бесспорно, обобщенный образ русского человека через раскрытие богатырей может ярче раскрыть синтез искусств: музыка, живопись, литература (например, в данном примере – отрывки из русских былин, а также музыка А.П. Бородина или Л.В. Бетховена). Кстати, о том, что картина «Богатыри» «дышала Бетховеном» писал сам художник.

Мы убеждены, что новый предмет ОРКСЭ, как компонент гуманитарного цикла, с использованием методики, направленной на развитие эмоций и чувств учащихся, поможет нашим детям ярче раскрыться, проявить свои дарования. Художественно-образный подход в методике обучения способствует воздействию на развитие эмоционально-нравственной сферы личности, а через эмоции и чувства – к целостному ее развитию.

Важнейшими факторами, необходимыми для формирования полимодальных художественно-образных представлений младших подростков, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) на уроках предмета ОРКСЭ в общеобразовательной школе и учет индивидуального сенсорного опыта учащихся.

Педагогическими условиями формирования художественно-образных представлений школьников на основе синтеза искусств являются: использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды; применение специальных художественно-образных заданий и игровых методов; использование приемов «полимодального» психолого-педагогического воздействия.

Сегодня много говорят об инновационных технологиях в преподавании различных предметов и гуманитарных дисциплин, в частности. Так, например, учитель может расширить свои знания в области психологии через применение на практике исследовательского метода по изучению у учащихся ведущего типа модальности восприятия. Эта методика способствует целостному развитию восприятия обучающихся и в то же время, развивает кругозор учителя, его наблюдательность.

Развитие целостного восприятия у учащихся, формирование полимодальных художественно-образных представлений базируется на доминирующих в образной сфере индивидуума представлениях определенной сенсорной модальности (аудиальной, визуальной и кинестетической), которые характеризуются различным уровнем сенсорной полноты (мономодальным, бимодальным полимодальным).

Развитие целостного восприятия способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению учащимися окружающего мира, расширению художественно-образного тезауруса; является стимулом к творческим проявлениям в различных видах полихудожественной деятельности. Уроки ОРКСЭ, построенные на активизации и развитии полимодальных художественно-образных представлений, вызывают у детей не только большой интерес, но и стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к окружающему миру.

К инновационным технологиям можно отнести и использование учителем технологии театральной педагогики. Ведь театр обладает необъяснимой силой, помогающей «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить. Неслучайно театральный мир все активнее стремится к овладению наследием К.С. Станиславского. Например, в союзе с нашей театральной школой англо-американская школа надеется вернуть своему театру духовность. Заметьте, у нас учатся, а не наоборот!

Профессионал работает всегда изящно, красиво и наблюдающему должно казаться, что его действия просты и доступны каждому. Даже фуэте балерины высокого профессионализма должно создавать впечатление, что мы, зрители, так могли бы. Но, к сожалению, не всегда в жизни приходится сталкиваться с профессионализмом, в особенности в педагогической области. Урок учителя-гуманитария, лишенного артистических и режиссерских способностей, тянется мучительно долго не только для присутствующих гостей, но и для ребят. Ни о каком «последействии» урока, где бы ученики продолжали размышлять над жизненно важными вопросами, затронутыми учителем, – говорить не приходится. Безучастные, зевающие лица ребят и, как правило, сердитый учитель, раздраженный на учеников тем, что не может вызвать их активности на «открытом» уроке. Урок же творчески работающего учителя воспринимается как интересный спектакль, причем, замечаешь невольное желание самому активно поучаствовать вместе с детьми в этом импровизированном спектакле.

Известно, что педагогическое искусство сродни театральному. Именно поэтому педагогу важно знать принципы театрального действия, его законы. Нам представляется, что знакомство с методикой организации открытого режиссерского действия и методикой организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики, особенно необходимо в преподавании нового курса, так как современный урок культурологического направления – это своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится процесс коллективного творчества.

Учитель предмета ОРКСЭ должен быть творцом! Его творчество должно выражаться не только в живых человеческих движениях, в живой человеческой речи, но и в его живом общении с детьми, в живом обсуждении нравственных вопросов, затронутых на уроке! Как этого добиться? Где взять нужные эмоции, интонации? В этом плане помогут учителю советы Станиславского, его поиски. Например, на уроках некоторые учителя используют записи музыки. К сожалению, можно наблюдать неумение слушать музыку самим учителем (что уж говорить о детях!) В этой связи можно вспомнить требование К.С. Станиславского к артистам: «Научись увлекать свое внимание!» Действительно, внимание не должно быть формальным, то есть без интереса; оно должно быть творческим. Нельзя входить в класс с одинаковой задачей, неся в руках таблицу о глаголе и репродукцию И.И. Левитана. Разве можно музыку великого Чайковского или картину Левитана воспринимать формально?! Чтобы избежать этого формализма, надо самому учителю заразиться творческим вниманием. Умеем ли мы заражаться? К сожалению, не всегда это получается.

Взаимосвязь школьной и театральной педагогики особенно ярко раскрываются в такой форме организации урока, которая называется «художественно-педагогическая драматургия». Художественно-педагогическая драматургия – это такое взаимодействие учителя с учеником, которое разработано на основе проблемного обучения, законов театральной драматургии, принципах педагогики сотрудничества, и обеспечивает целостное восприятие материала урока и силу его воздействия для развития духовного мира школьника, Итак, проблемное обучение, театральная драматургия и педагогика сотрудничества – вот «три кита», на которых «держится» урок.

Четко определив художественно-педагогическую идею урока, учитель делает отбор и монтаж материала, композиционное решение урока. Прежде всего, композиция должна быть ясной и четкой. «Композиция отнюдь не мелочь, а внутри художественного произведения одна из отраслей заботы о ясности, четкости и полноте его восприятия при максимальной экономии затрат на восприятие» [4, с. 135]. Особенностью композиции является «сквозное действие». Как утверждал Г.А. Товстоногов, «сквозное действие – есть сценическое выражение той мысли, ради которой поставлен спектакль» [5, с. 266].

Искусство передает жизнь в движении. Закон искусства требует передать это движение, развитие. Этот процесс имеет свои истоки, кульминацию, завершение. Прежде, чем детально разрабатывать композицию, учителю необходимо выявить композиционный центр урока, его кульминацию. С чем связаны размышления над кульминацией? Дело в том, что кульминация это своего рода узел композиции. В.И. Суриков, имея в виду композиционное решение в живописи, говорил, что автору важно, прежде всего, нащупать «узел композиции», «узел идей». Тогда рано или поздно завяжутся основные ее линии. Теперь важно наметить тот путь, который эмоционально и логически приведет учеников к кульминации урока. Этот путь ведет свое начало с экспозиции. Экспозиция – это та ситуация, из которой впоследствии на уроке «вырастет» проблема, а ее разрешение приведет к кульминации. Театральная афиша к спектаклю, музыкальное вступление – это те экспонирующие элементы спектакля, которые особым образом настраивают зрителей на то, что им предстоит увидеть на сцене. Подобную экспозицию можно разработать и на уроке предмета ОРКСЭ. Написанная на доске или напечатанная на плакате художественно-педагогическая идея урока, которая, как правило, выражена словами выдающихся людей прошлого или настоящего (композиторов, философов, святителей, поэтов, художников), особым образом настраивают учеников на главную проблему урока. Так, например, художественно-педагогической и нравственной идеей урока ОПК по теме «Христианское учение о человеке» могут стать поэтические строки монахини из московского Новодевичьего монастыря: «Где бы сердце вам жить не велело – /В шумном свете иль в сельской тиши, /Расточайте без счета и смело /Вы сокровища вашей души».

Какой глубокий смысл будут нести в себе уроки, если их нравственным «стержнем» станут такие идеи: «Человек должен оставлять после себя произведения искусства, заставляющие думать над ними и разгадывать их, а не руины» (Андрей Тарковский), «Красота мир спасет» (Ф. Достоевский), «То, что чуждо человеческому сердцу, не может быть источником вдохновения» (П. Чайковский), «При мысли великой, что я Человек, всегда возвышаюсь душою» (В. Жуковский), «Нельзя открыть новый мир, не ознакомившись со старым» (С. Рахманинов), «Смысл жизни вдобре, который человек сам волен вложить в свою душу» (Л. Толстой), «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы растение начиналось именно с корней» (Д. Лихачев) и т. д. [6, с. 38-45].
Приведем некоторые примеры художественно-педагогических и нравственных идей уроков ОРКСЭ.


Тема урока

Художественно-педагогическая

и нравственная идея урока

ОПК

«Священное писание»

«Это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с Него человеку!» Ф.М. Достоевский

Основы исламской культуры

Коран и Сунна

«Мужайся ж, презирай обман,

Стезею правды бодро следуй,

Люби сирот и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй»

«Подражание Корану». А.С. Пушкин

Основы иудейской культуры

«Ценности семейной жизни в иудейской традиции»

«Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Бога» (Брахот 9:1)

Основы светской этики

«Добро и зло»

Добрее не тот человек, который не делает зла, а тот, который его не желает.

Основы буддийской культуры

«Отношение к природе»

Земля – это наш общий дом. Все в твоих руках

Основы мировых

религиозных культур

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Быть моральным, нравственным, этичным  значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю.


Экспозиции могут быть разными по характеру. В одних экспозициях акцент поставлен на «погружение» в проблему, в других – на «погружение» в эпоху. Экспозиция готовит завязку – это тот фрагмент в сценарии урока, который послужит толчком к возникновению конфликта. В уроке предмета ОРКСЭ завязка может создать проблемную ситуацию и позволит определить его проблему. Например, в данном сборнике можно познакомиться со сценарием урока автора данной статьи из модуля «Основы православной культуры» по теме «Сострадание и милосердие». Экспозицией в названном уроке стал разговор о сказке В. Катаева «Цветик-семицветик», идеей которой стала мысль о том, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика. Таким образом, простая, знакомая с самого раннего школьного возраста сказка стала завязкой в драматургии урока на серьезную проблему о милосердии и сострадании.

По законам драматургии действие в драме всегда разворачивается по восходящей линии. Постепенно растет напряжение, возникают новые проблемы. Так развивается драматургическое действие на всем его протяжении, вплоть до развязки. Финал урока, его развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. Таким образом, в кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока. Но с развязкой действие урока не завершается. Действие урока продолжается в послеурочной и внешкольной жизни учащихся. И этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Он проявляется в спорах с одноклассниками, в разговорах с родителями, в стремлении еще и еще раз встретиться вернуться к разговору урока. Для меня, как учителя, важным показателем качества проведенного урока является нежелание детей уходить с него: обступили тебя твои ученики после урока, делятся своими впечатлениями – значит урок получился.

Особое внимание в методике преподавания нового курса следует обратить на работы с текстом. Учащимся в процессе освоения курса ОРКСЭ предстоит овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладеть осознанным построением речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

В современном мире умение читать рассматривается гораздо шире, чем овладение собственно техникой чтения. Напомним, что к основным типам чтения относят: ознакомительное, изучающее, выразительное, рефлексивное чтение. Педагогу важно сформировать у учащихся умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт, научить детей понимать основную мысль текста, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Учителю курса ОРКСЭ важно напомнить учащимся, что любой текст быть разбит на фрагменты, имеет подзаголовки. Не надо думать, что младшие подростки не нуждаются в напоминании элементов структуры текста. Доказано, что даже у большинства взрослых людей не сформирован навык анализа текста с точки зрения выделения наиболее важных элементов его структуры.

Итак, текст – это система. Как говорили древние, «овладеть структурой – это овладеть ее структурой». Какие же элементы структуры [7, c. 16-22] должны уметь вычленять учащиеся в процессе освоения нового курса?

  1. Ключевые понятия. Этопонятия, раскрывающие основной смысл текста.Работа с ключевыми понятиями начинается до прочтения текста. Педагог может назвать учащимся ключевые слова и предложить составить устные тексты, в которых фигурировали бы данные понятия. Таким образом, ребенок сможет сопоставить собственный текст (понимание) с полученной информацией из только что прочитанного текста. Поскольку все тексты посвящены социогуманитарным проблемам, то в них часто встречаются ситуации, когда то или иное понятие, не отнесенное автором к ключевым, может вызвать неоднозначное толкование в детской аудитории. В таких случаях мы рекомендуем обратиться к словарю. Заметим, что к ключевым понятиям, специально оговоренным автором в тексте, это не относится.

  2. Факты, описания явлений. Текст может содержать описание того или иного явления, в нем может быть изложен значимый факт. Каждый из фактов может остаться лишь своего рода меткой в памяти а может стать поводом для последующих размышлений и поиска информации.

  3. Идеи, законы, закономерности. Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, изложенных в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Учитель может предложить учащимся составить тезисы или построить логическую схему. Кстати, это задание для учащихся является достаточно сложным. Часто тезисы подменяются пересказом содержания. Большую помощь учащимся может оказать так называемый кластер (от англ. Cluster гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Учитель на доске изображает в круге ключевое слово или тезис, являющийся «сердцем» текста. Вокруг размещаются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, связанные с изучаемой темой (модель «планета и ее спутники). По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь появляются свои «спутники». Важно выслушивать детей, не бояться записывать все, что им приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Заметим, что кластерная система не является строго логической и позволяет охватить большой объем информации. Затем следует конкретизировать направление развития темы.

  4. Выводы. Все главы учебников начинаются с постановки цели и завершаются формулировкой выводов. Учащимся предлагается раскрыть вывод, сформулировать собственную систему выводов или дополнить имеющиеся собственными заключениями. Можно предложить учащимся самостоятельно сформулирововать вопросы, которые будут выступать в качестве выводов.

  5. Примеры и метафоры как структурные элементыэто забота об адекватности восприятия, о сохранении интереса, о достижении убедительности за счет красоты языка. Можно предложить учащимся найти метафоры в тексте или построить собственные.

Таким образом, своеобразие текстов учебников требует от учителя изобретательности продуманности в организации детского чтения, прежде всего на уроке.
Список литературы:

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.

  2. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. 1991. № 3.

  3. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск: НИПКиПРО, 1997.

  4. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. Т. 2. М.: Искусство.

  5. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М.: Искусство, 1967.

  6. Лебедева О.В. Развивающее музыкальное образование. Выпуск 2. Кострома, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чебоксары №649 от 23. 12. 2009 «Об участии в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconПроект декабрь 2012 г. Концепция комплексного учебного курса «Основы...
Пр-2009 вп-п44-4632) о введении преподавания новых учебных предметов по религиозным культурам и светской этике и Распоряжение Председателя...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconМежпредметные связи в рамках преподавания курса «Основы религиозных...
Своевременное введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательную программу позволило вернуть в школу...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconС 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России...
Р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по модулю «Основы мировых религиозных культур» комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в оу по...
...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconО введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах

Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных...

Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая учебная программа по основам религиозной культуры и светской...
Мбоу большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск