№
| Тема урока
| Кол.час
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид контроля
| Примерное домашнее задание
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
1
| Вводный урок.
| 1
| Вводный
| Возникновение первобытных религий. Представление первобытных людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества
| Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Понимать причины возникновения
религиозных верований.
Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения
монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития
| Текущий
| Стр.3-9 читать
| 3.09
|
|
2
| Основы светской этики.
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Основы светской морали, ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
| Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.
| Творческая работа «Составление предложений со словами культура»
|
| 10.09
|
|
3
| Древние
предания
христиан. Библейские предания о Всемирном потопе и Вавилонской башне.
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Ветхий завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение древних людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятия греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека.
Всемирный потоп, Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей.
| Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием МоисеюДесяти заповедей на горе Синай.
Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире.
Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека
| Текущий
| Стр.10-16 читать, стр.16 ответить на вопросы
| 17.09
|
|
4-5
| Возникновение
христианства
| 2
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса, Любовь к Богу и ближнему- основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.
| Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.
Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.
Объяснять смысл искупительной жертвы Христа
| Текущий, фронтальный опрос
| Стр.17-24 читать
---------------
Стр.24-26 читать, стр.26 ответить на вопросы
| 24.09
1.10
|
|
6
| Христианская
церковь
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную.
| Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением
христианства. Иметь представления об устройстве
Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством
| Текущий, индивидуальный опрос
| Стр.27-34 читать, стр.34ответить на вопросы
| 8.10
|
|
7
| Христианство
на Руси
и в России
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Его значение для русской культуры и истории. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на церковь при советской власти . Церковь в современной России.
| Знать основные этапы появления и
развития христианства на Руси.
Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.
Понимать важность христианской
веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков
| Текущий, самостоятельная работа
| Стр.35-42 читать, стр.42 ответить на вопросы 1-3
| 15.10
|
|
8
| Русская православная церковь в разные исторические времена
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Текущий
| Стр.42 ответить на вопрос 4
| 22.10
|
|
9
| Христианские святые.
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви.
| Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благо-
верных Бориса и Глеба.
| Текущий
| Стр.43-49 читать, стр.53 ответить на вопросы 1-3
| 29.10
|
|
10
| Православный храм
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери, правила поведения в храме.
| Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и
устройстве православного храма.
Осознавать важную роль храма в жизни христианина.
Уметь правильно вести себя в православном храме
| Текущий
| Стр.51-53 читать, стр.53 ответить на вопрсы 4-6
| 12.11
|
|
11
| Христианские
праздники
и таинства
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями с земной жизнью Иисуса Христа. Церковные праздники, Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение господне и Благовещение пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.
| Понимать суть церковного богослужения.
Знать основные праздники и особенности церковного календаря.
Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их
важность в жизни христианина
| Текущий
| Стр.54-62 читать, стр.62 ответить на вопросы
| 19.11
|
|
12
| Итоговый урок по теме "Христианство". Составление интеллект-карт
| 1
| Обобщаю-щий
| Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике
| Самостоятельная работа
| Подгото-вить сообщение об одном из праздников христиан
| 26.11
|
|
13
| Пророк
Мухаммад
и возникновение ислама
| 1
| Вводный урок.
Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племён. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада.
| Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.
Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама.
Понимать смысл понятия «шариат»
| Текущий
| Стр.63-67 читать, стр.68 ответить на вопросы
| 3.12
|
|
14
| Первое откровение пророка и распространение ислама
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
|
| Текущий
| Стр.69-76 читать, стр.76 ответить на вопросы
| 10.12
|
|
15
| Священная книга мусульман
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий и деяниях пророка Мухаммада.
| Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман
| Текущий
| Стр.77-82 читать, стр.82 ответить на вопросы
| 17.12
|
|
16
| Пять столпов ислама
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Судный день. Намаз, закят, хадж.
| Знать содержание основных норм шариата.
Иметь представление о воззрениях мусульман на устройство мира, на
суть борьбы добра и зла в мире.
Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку.
| Текущий
| Стр.83-88 читать, стр.88 ответить на вопросы
| 24.12
|
|
17
| Во что верят
мусульмане
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки - посланники Аллаха.
| Текущий, индивидуальный опрос
| Стр.89-92 читать, стр.92 ответить на вопросы
| 14.01
|
|
18
| Мусульманские праздники
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Мусульманский календарь и мусульманское летоисчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: рождение пророка Мухаммада, Ночь могущества, Ночь прощения, праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемы день у мусульман.
| Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.
Знать основные мусульманские
праздники.
| Текущий, тест
| Стр.93-101 читать, стр.104 ответить на вопросы 1-2
| 21.01
|
|
19
| Мечеть – мусульманский храм
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.
| Иметь представление об устройстве мечети
| Текущий
| Стр.101-104 читать, стр.104 ответить на вопросы 3-4
| 28.01
|
|
20
| Повторительно-обобщающий урок по теме "Ислам". Составление интеллект-карт
| 1
| Обобщаю-щий
| Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач
| Самостоятельная работа
| Подгото-вить сообщение о священной книге мусульман
| 4.02
|
|
21-22
| Иудаизм –
древняя
религия
евреев
| 2
| Вводный урок. Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев Египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей
| Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма.
Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма.
Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии.
Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире.
Знать основную причину появления еврейского населения в России
| Текущий
| Стр.105-110 читать, стр.113 ответить на вопросы 1-2
---------------
Стр.110-113 читать, стр.113 ответить на вопросы 3-4
| 11.02 18.02
|
|
23
| Во что верят
иудеи
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и талмуд.
| Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир.
Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского
вероучения.
Объяснять смысл представлений о
богоизбранности еврейского народа
| Текущий, групповой опрос
| Стр.114-117 читать, стр.117 ответить на вопросы
| 25.02
|
|
24
| Обычаи и
обряды
иудеев
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Щавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг.
| Знать основные иудейские праздники.
Характеризовать особенности
иудейского календаря.
| Текущий, групповой опрос
| Стр.118-122 читать, стр.123 ответить на вопросы 1-3
| 4.03
|
|
25
| Синагога – молитвенный дом иудеев
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Синагога – место собрания членов иудейской общины.
| Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге
| Текущий
| Стр.122 читать, стр.123 ответить на вопрос 4
| 11.03
|
|
26
| Повторительно-обобщающий урок по теме "Иудаизм"
| 1
| Обобщаю-щий
| Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике
| Самостоятельная работа
| Подготовить сообщение о каком-либо обычае или обряде иудеев
| 18.03
|
|
27
| Кто такой
Будда
| 1
| Вводный урок. Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма
| Знать основные этапы деятельности Будды.
Иметь представление о медитации.
Понимать значение просветления Будды в истории буддизма
| Текущий
| Стр.124-127 читать, стр.127 ответить на вопросы
| 1.04
|
|
28
| Во что верят
буддисты
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды.
| Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.
Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского
вероучения. Иметь представление о способах
достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма
| Текущий, индивидуальный опрос
| Стр.128-133 читать, стр.133 ответить на вопросы
| 8.04
|
|
29
| Направления
буддизма
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне.
| Знать основные праздники и обряды буддизма.
Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне.
Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме
| Текущий
| Стр.134-137 читать, стр.142 ответить на вопросы 1-2
| 15.04
|
|
30
| Обряды буддизма и буддийский храм
| 1
| Урок
первичного изучения и
закрепления
новых
знаний
| Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды,Уход Будды на небеса и др.
| Текущий
| Стр.137-142 читать, стр.142 ответить на вопросы 3-4
| 22.04
|
|
31
| Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"
| 1
| Обобщаю-щий
| Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике
| Самостоятельная работа
| Подгото-вить сообщение о храме буддистов
| 29.04
|
|
32
| Повторительно-обобщающий урок по курсу: "Основы религиозных культур народов России"
| 1
| Обобщаю-щий
| Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач
| Тематичес-кий
| Выполнить тест
| 6.05
|
|
33
| Викторина по курсу: "Основы религиозных культур народов России"
| 1
| Обобщаю-щий
| Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач
| Итоговый
| Подгото-вить вопросы по курсу «Основы религиоз-ных культур народов России»
| 13.05
|
|
34
| Заключение
| 1
| Обобщаю-щий
|
|
| 20.05
|
|