Методические разработки уроков





Скачать 302.46 Kb.
НазваниеМетодические разработки уроков
Дата публикации29.08.2014
Размер302.46 Kb.
ТипМетодические разработки
100-bal.ru > Культура > Методические разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области.
Номинация

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ.

Творчество костромских писателей.

Уроки:

1). «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

( урок по сказке Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко». 5 класс).
2). «Судьба человека в тоталитарном государстве»

( интегрированный урок литература + история по произведению Б.И.Бочкарева «Катанки». 8 класс).
3). «Поговорим о любви…» (О.Н. Гуссаковская «Вечер первого снега» 8класс).


Учитель русского языка и

литературы Соколова Л.К.
2010г.
Пояснительная записка.

По моему мнению, изучение творчества костромских писателей – важное и нужное дело.

Творчество местных писателей вызывает у школьников живой интерес к жизни родного края, воспитывает высокие патриотические чувства.

Материал (тексты) для предлагаемых уроков взят из учебной хрестоматии автора Ю.В.Лебедева, профессора Костромского педагогического университета.

Хрестоматия адресована учащимся общеобразовательных учреждений Костромской области.

Считаю свои методические разработки уроков актуальными по следующим факторам:

  • накопленный мною материал по изучению творчества некоторых костромских писателей тесно связан с жизнью, воспитывает любовь к людям, к родному краю;

  • предлагаемые уроки строятся на технологии деятельностного подхода;

  • в центре внимания уроков такие формы, которые способствуют установлению свободной взаимосвязи между учителем и учеником, создают возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику;

  • судьба костромских писателей показывает, какую роль сыграла книга в их жизни, а это очень важно в современных условиях, когда необходимо приобщать школьников к чтению и книге;

  • по моим наблюдениям, педагоги- словесники испытывают большие затруднения в проведении уроков по региональным образовательным программам, так как в руках педагогов только сборники литературных текстов, нет никаких методических комплектов с конкретными рекомендациями по работе с региональным компонентом; данные методические разработки мною проверены на практике, и я надеюсь, что они окажут практическую помощь коллегам- словесникам.

При написании методических разработок к урокам, я ставила перед собой следующие задачи:

  • воспитание у школьников чувства патриотизма;

  • расширение кругозора учащихся при параллельном изучении региональной и русской литературы;

  • развитие читательских интересов, устной и письменной речи учащихся.

Основные критерии отбора художественных текстов:

  • гуманистическая направленность;

  • позитивное влияние на личность ученика;

  • возрастные особенности;

  • связь с жизнью.


Соколова Л.К, учитель русского языка

и литературы МОУ СОШ №1

г.п.п. Чистые Боры.

2010г.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!

(урок по сказке Ефима Васильевича Честнякова «Чудесное яблоко»).
Цель: познакомить учащихся с творчеством костромского писателя Е.В.Честнякова и на основе сказки «Чудесное яблоко», способствовать воспитанию добра, трудолюбия, взаимовыручки.

Оборудование:

* портрет писателя

* тексты сказки

* рисунки учащихся.

Ход урока.

Учитель.

Учащиеся.

Форма работы.

Входит сказительница. Эту роль может сыграть учитель или другое лицо. Если учитель (женский пол), то достаточно накинуть на голову большой платок, чтобы потом, после рассказа о Честнякове, его быстро снять.

Сказительница рассказывает о писателе и художнике Е.В.Честнякове.

(материал прилагается).

Сказительница просит ребят прочитать план, который они написали в ходе ее рассказа, потом благодарит ребят и прощается. Урок начинает проводить учитель.

Учащиеся составляют в тетради план рассказа о писателе и художнике Е.В.Честнякове.

Учащиеся зачитывают свой план, говорят о том, что им больше всего запомнилось из рассказа сказительницы.

Индивидуальн.

Вопрос:

Понравилась ли вам, ребята, сказка Е.В.Честнякова «Чудесное яблоко»?

Индивидуальные ответы учащихся.

Индивидуальн.

Задание:

Какой бы вопрос задали вы писателю Е.В.Честнякову при встрече? (поработайте в группах и напишите этот вопрос на листке).

Обсуждение и выполнение задания в группах.

Работа в группах.

Задание:

Озвучьте, пожалуйста, ваши вопросы.

Из каждой группы выходит представитель и зачитывает вопросы , записанные на листке. Листок прикрепляется на доску.

Примерные вопросы:

  • Почему Вы так назвали сказку?

  • Что Вы хотели сказать людям этой сказкой?

  • Почему в сказке много непонятных слов? ( и другие вопросы).







Слово учителя:

Вопросов получилось много, может быть, на все вопросы мы сегодня не сумеем ответить, тогда они останутся в качестве домашнего задания.







Вопрос классу:

Как можно ответить на все эти вопросы?

К чему мы с вами должны обратиться?

Версии учащихся:

Мы должны обратиться к сказке, внимательно ее перечитать, чтобы понять, что автор хотел нам сказать.

Можно прочитать некоторые эпизоды сказки по ролям.

Индивидуальн.

Задание:

Соглашусь с вами, что надо обратиться к тексту сказки. Прочитаем по ролям эпизод со слов : «И ходит кругом, любуется…»

В ходе чтения обязательно обратите внимание на язык сказки, на непонятные слова и подумайте, почему нам некоторые слова не очень понятны.

Чтение эпизодов сказки по ролям.

Учащиеся приходят к выводу, что непонятные слова – это слова костромских крестьян. Именно так они говорили, ведь действие происходит в деревне.

В парах.

Вопрос:

Подумайте в парах над значением непонятных слов, растолкуйте непонятные слова.

Учащиеся зачитывают непонятные слова , стараются объяснить их значение.

Примеры:

Особливо – особенно.

Давеча – тогда.

До выгреба – до единого.

Разбрякают – расскажут.

Ондрец – телега.

Ядреная дубина – большая.

Почали – разрезали и т.д.

В парах.

Вопрос:

Почему писатель использует эти слова?

Ярче изобразить жизнь костромских крестьян. Автор старается приблизить события к действительности, хоть это и сказка.

Индивидуальн.

Вопрос:

Кто, с вашей точки зрения, главный герой этой сказки?

Почему вы так решили?

Версии учащихся.

Индивидуальн.

Вопрос:

Подумаем, чему учит нас эта сказка?

Зачитайте из текста доказательство.

Высказывания учащихся:

Сказка учит помогать друг другу, помогать людям, быть добрыми, не жадничать.

Общее дело – это хорошо. Только сообща можно преодолеть любые препятствия.

Индивидуальн.


Учитель обращает внимание учащихся на рисунок с изображением чудесного яблока. Рисунок разделяется на 4 части, и ребята по группам получают по частичке яблока. На обратной стороне яблока написаны пословицы.

Задание:

Выбрать пословицы, которые отражают смысл сказки «Чудесное яблоко».


Ребята обсуждают в группах пословицы, потом выходят к доске и записывают выбранные пословицы на доску, а рисунок с яблоком снова склеивается на доске.

Можно записать такие пословицы:

  • Живи людям и себе.

  • Одна пчела немного меду натаскает.

  • Лучше дать, нежели взять.

  • Один в поле не воин.

  • Полено к полену - костер, полешко к полешку – и дрова.

Итог пословиц: все вместе – сила!

Работа в группах.

Слово учителя:







Ну вот, ребята, и мы потрудились все вместе. Вы хорошо справились с заданием и нашли пословицы, которые отражают смысл нашей сказки.

А теперь вернемся к нашим вопросам. На какие вопросы мы еще не ответили? Постараемся ответить сейчас.

Учащиеся отвечают на вопросы.




Задание:

Мы сегодня много с вами рассуждали о замечательной сказке.

Как бы вы назвали тему нашего урока? Подумайте в группах.

(учитель пишет на обратной стороне доски свою тему урока : «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»)

Обсуждение в группах. Представитель из каждой группы выходит к доске и записывает тему урока.

Выбирается наиболее удачное название темы урока.

Работа в группе.

Учитель обращает внимание всех на рисунки учащихся к сказке.
Оценивание:

Каждый учащийся ставит себе оценку на небольшом листочке и подает учителю.

Учащиеся по желанию комментируют свои рисунки.




Домашнее задание: (выбор)

*Прочитать любую другую сказку Е.В.Честнякова.

* Письменный ответ на вопрос: «Чему научила меня сказка Е.В.Честнякова «Чудесное яблоко»?







Слова сказительницы.

Приложение к уроку

«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

В костромском краю, за кологривскими борами, за невысокими горами в деревеньке Шаблово 19 декабря 1874 года родился мальчик Ефимко Честняков. Родился он в семье временнообязанных крестьян.

Каков был житейский уклад крестьян? Самым главным в семье был дедушка. Дедушка лапти плел да за всем в доме следил. Бабушка пищу готовила, баловала иногда лепешками, блинами.

Семья- то, в которой Ефимка родился, была с особинкой. В доме Честняковых что ни вечер, то новую сказку рассказывают. Начинал всегда дедушка Самойло. Вставляла и мать свое улыбчивое слово, и младшие две сестренки от матери не отставали, тоже свое что-то лепетали. Рано начал и Ефимко свою собственную сказку сочинять.

Потом стал Ефимко свои сказки записывать. Грамоте он еще не знал, да зато умел немножко рисовать. Заскочит с улицы домой, нашарит в уголке на полке огрызок карандаша и скорей то, что напридумывал, наносит на первую попавшуюся бумагу или даже на дощечку.

А еще с Ефимкой в те времена произошел замечательный случай. В доме деревенской учительницы он увидел на стене картину, да так и остолбенел. Цвело там, на картине, весеннее дерево. Понял Ефимко, что рисунки возникают из-под рук человеческих, и стал он с того дня изо всех сил стараться.

Но вырос Ефим, пошел в сельские учителя. Учитель из него получился отличный. Решил Ефим свои рисунки настоящим художникам показать, поехал во столицу, в Питер. В 1899 году стал он учеником. Сначала занимается в Тенишевской художественной мастерской, потом в общих классах Академии художеств. Да бедствовал очень он в Петербурге.

Появилась у Ефима мечта: надо нести искусство в деревню. И засобирался Ефим обратно домой. Так вот и уехал Ефим в Шаблово, питерские друзья за него очень огорчились, да зато обрадовались шабловские

ребятишки. С детьми он был как дитя, а с мудрецами как мудрец.

Е.Честняков не думал, не гадал ни о почестях, ни о славе. Он нес в деревню свое творчество, и благодарный народ сохранил его картины и произведения.

И сегодня, ребятишки, вы познакомитесь с удивительной и мудрой сказкой Е.Честнякова «Чудесное яблоко». А я пойду своей дорогой, к другим деткам, и буду им рассказывать об этом необычном одаренном человеке.

Примечание.В слове сказительницы использовалась литература:

1). В.Игнатьев, Е.Трофимов. Мир Ефима Честнякова.

М, Молодая гвардия, 1988.

2). Лев Кузьмин. Рассказ о художнике Честнякове.

М, Детская литература, 1981.
О.Н. Гуссаковская «Вечер первого снега».

Поговорим о любви.

Цель:

Познакомить с творчеством костромской писательницы О.Н.Гуссаковской и на материале рассказа «Вечер первого снега» способствовать воспитанию веры в любовь, человеческую доброту, милосердие.

Оборудование урока:

  • тексты рассказа

  • напечатанные на плакате высказывания великих людей о любви

  • выставка книг О.Н.Гуссаковской

  • портрет писательницы.

Ход урока.


Учитель.

Учащиеся.

Форма работы.

Сегодня мы обратимся к творчеству костромской писательницы О.Н.Гуссаковской, к ее рассказу «Вечер первого снега». Обратите внимание на портрет писательницы и на выставку ее книг.

Ю.В.Лебедев, профессор Костромского педагогического университета, сказал:

«Воды больших рек питаются лесными родничками. Если они иссякнут – реки обмелеют». Я согласна со словами Юрия Владимировича. К писателям «скромного дарования» я и отношу О.Н.Гуссаковскую.


Выступление ученика, который дома подготовил рассказ о О.Н.Гуссаковской.

О.Н.Гуссаковская родилась 14 мая 1932 года в Костроме в семье служащих. В 1955 году окончила исторический факультет Костромского педагогического института. Работала преподавателем в Магаданской области, сотрудником газеты «Магаданский комсомолец», редактором Магаданского книжного издательства. В 1965 – 1966г. Училась в Москве на высших литературных курсах.

Автор книг: (обращает внимание на выставку книг)

«Дорогой приключений»,

«Ищу страну Синегорию», «Вечер первого снега», «Перевал Подумай», «Край сказочной неожиданности», «Семь весенних гроз», «незабудки на скалах», «Порог открытой двери», «Облачный город», «Повесть о последней ненайденной земле», «Запах печного дыма».



Учащиеся самостоятельно фиксируют в тетради факты из биографии писательницы.

Мы начинаем работу по рассказу «Вечер первого снега» с чистого листа. Я попрошу вас, ребята, определить, о чем этот рассказ и написать на листочке.

(Во время самостоятельной работы учащихся звучит медленная мелодия).
Обсудите написанное в группах, выберите выступающего от группы.


Обсуждение в группах.

Письменная самостоятельная работа учащихся.


Групповая.

Озвучим написанное.

Из каждой группы выходит выступающий, который озвучивает версии группы и фиксирует на доске основные мысли.




Обратим внимание на записи на доске.

  • Какие слова повторились почти у всех групп?

  • Назовите их.

Учащиеся выделяют слова:

О ЛЮБВИ

О ДОБРЕ

О САМОПОЖЕРТВОВАНИИ




Соглашаюсь с вашими наблюдениями.

Да, тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве. Издавна писатели обращались к этой теме.

  • Вспомните, какие произведения о любви мы с вами изучали?

  • И самое главное: какой в них показана любовь?

Примерные ответы учащихся:

«Ромео и Джульетта».

Здесь показана любовь вечная, возвышенная.

«Алые паруса».

Мы наблюдаем любовь романтическую.

«Капитанская дочка».

В этом произведении изображена любовь верная, честная.

«Русские женщины».

Любовь- самопожертвование.

Индивидуальная.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Обратите внимание на плакаты с высказываниями великих людей о любви.

Озвучьте, пожалуйста, написанное.

Учащиеся озвучивают мысли великих людей.
«А кто не знал любви, тот все равно что не жил»

Ж.Мольер.

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

И.С.Тургенев.

«В любви человек находит счастье».

Л.Н.Толстой.




Сделайте вывод:

* Какую же любовь показали нам писатели – классики?

Делают вывод по всему сказанному.

Индивидуальная.

* А какая любовь в рассказе О.Н.Гуссаковской «Вечер первого снега»?

Любовь добрая.

Любовь – самопожертвование.

Жизнеутверждающая.

Не боится преград.

Писательница показывает все очень просто, без всяких возвышенных фраз.

Индивидуальная.

Обратимся к главной героине рассказа, поговорим о ее характере.

Прошу зачитать эпизоды из текста и сделать вывод о характере героини. Можно поработать парами.

Учащиеся зачитывают примеры из текста, делают выводы о том, на что способна героиня рассказа ради любви.

Обращают внимание на некоторые эпизоды:

«Они приехали в субботу…»

«Увидите,- тихо сказала Наташа. - Все увидите. Я с доктором разговаривала»

Парная.

Мы увидели с вами, какую любовь показывает О.Н.Гуссаковская. Узнали, на что способна героиня рассказа ради любви.

*А какова же современная любовь?

* У меня в руках ваши ответы на анкету «Какова же современная любовь»?

* Я позволю себе зачитать некоторые высказывания молодежи о современной любви.

«Сейчас нет настоящей любви, есть только физическое влечение друг к другу»

«Очень часто сейчас встречаются из – за денег».

«Я считаю, что раньше было больше браков по любви, а сейчас больше по расчету».

Судя по этим высказываниям, не у всех есть способность любить.

  • Почему же так получается?

  • Кто виноват в том, что современная любовь становится такой?


Учащиеся высказывают свое мнение.




Хочу тоже поделиться своим мнением. Считаю, что великое чувство любви в ваших руках. Все зависит от человека. Влюбиться может каждый, но вот сберечь любовь способен не каждый. Любовь – величайший подарок судьбы, ее надо ценить.

( учитель может привести примеры из газет и журналов).







Сейчас еще раз каждый мысленно вспомнит, о чем мы говорили. Я вас попрошу поделиться своими мыслями по поводу всего сказанного.

Учащиеся высказывают свое мнение.




Продолжите, пожалуйста, одно любое начало предложения (на доске запись).

1). Я понял, что…

2). Я не знаю…

3). Я решил…

4). Я хочу сказать…

Учащиеся записывают в тетрадь любую фразу.

Индивидуальная.

Озвучьте, пожалуйста, свои мысли. Как вы продолжили фразу?

Ученики зачитывают свои письменные ответы.




Спасибо, ребята. Я уважаю ваше мнение. Желаю всем счастья, большой настоящей любви.







Домашнее задание (по выбору учащихся).

1). Письменный ответ на вопрос «За что я поблагодарю писательницу О.Н.Гуссаковскую»?

2). Прочитать рассказ «Лесная свирель». Поделиться своим мнением о рассказе.

3).Выразительное чтение понравившегося эпизода из рассказа «Вечер первого снега».








Судьба человека в советском государстве (по рассказу Б.И.Бочкарева «Катанки»).

Интегрированный урок литература + история.

Цель:

Познакомить с творчеством костромского писателя Б.Бочкарева, на основе материала рассказа «Катанки» подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Оборудование урока.

  • тексты рассказа

  • различные вещи исторической эпохи, про которую говорится в рассказе.

Ход урока.


Учитель.

Ученики.

Форма работы.

Добрый день. Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству костромского писателя Бориса Ивановича Бочкарева. А начнем мы наш разговор с вещей, расположенных на столе.

* Случайны ли здесь эти вещи?



Ученики рассматривают вещи: книги, газеты, валенки и т.д.

Примерные ответы учащихся:

*Вещи переносят нас в прошлое, помогают ярче представить эпоху, изображенную в рассказе.

* А вот большие валенки указывают нам на название рассказа.



Индивидуальная.

Проговаривают свои версии.

Обсудите в группах ответ на вопрос:

  • О чем же этот рассказ?

  • Запишите ответ в тетрадь.




Работа в группах.

Озвучьте, пожалуйста, ваши версии.

Из каждой группы выступает представитель, который озвучивает мнение группы и фиксирует это на доске

( некоторые ключевые слова).




Подведем итог.

* О чем же мы сегодня будем рассуждать на уроке?

Ребята выделяют общее из всех выступлений:

на уроке мы будем говорить о судьбе человека в советском государстве, о добре и зле, о наказании за добро.

Можно обратить внимание на одинаковые слова:

СУДЬБА

ЧЕЛОВЕК

ДОБРО

НАКАЗАНИЕ.

Индивидуально проговаривают свое мнение.

Что мы наблюдаем?

Человек сделал добро, а что получилось?

Наказание за добро.

Индивидуально проговаривают свои версии.

Почему так получилось?

Давайте поразмышляем.

Кто, конкретно по рассказу, делает добро?

И какое доброе дело?

Зачитайте из текста.

Называют героев рассказа и зачитывают из текста отдельные эпизоды.

Добро сделал Колька Вешнякин.

«Считай с полсела вышло по первому снежку в Колькиных валенках».

Добро сделала бабка Сутыриха.

«Взялся угодить Сутырихе, так как она принесла десяток яичек для больной дочки».

Самостоятельная работа с текстом.

А одним словом:

Кто же делает добро?

ЧЕЛОВЕК!

Версии учащихся.

Кто же делает наказание? Зачитайте из текста примеры.

Ученики приходят к выводу, что наказание совершают тоже люди:

Меланья Марковна, следователь, прокурор.

Зачитывают примеры из текста:

«Следователь вяло и нудно выспросил, когда и как Колька сотворил для бабки катанки, записал все на бумагу»…

«Меланья Марковна была баба крутая, линию держит, как сверху заказано, и даже шибче того, - потому как старается и в награду хочет угодить»

«Прокурор продолжал:

«В то время, когда наш вождь и учитель товарищ Сталин проявляет отеческую заботу о народах нашей страны, отдельные элементы не хотят быть приобщенными к великому созидательному труду».

Самостоятельная работа с текстом.

Кому служат эти люди?

Учащиеся подходят к выводу:

ГОСУДАРСТВУ.

Индивидуальная.

Можем ли мы сделать вывод, что наказание совершает государство?

Мы можем сделать вывод, что наказание совершает государство.

Индивидуальная.

Как же человеку живется в этом государстве?

Чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете с текстом в группах.

Я хочу обратить ваше внимание на группу «историков» (с ними находится учитель истории).

В ходе работы вы можете обратиться к ним за помощью с вопросами, касающимися событий того времени.

Итак, окунуться в историческую эпоху нам помогают лексические средства, которые использует автор.

  • Выпишите из текста слова, характеризующие политическую и экономическую жизнь эпохи



Некоторые слова учитель фиксирует на доске.

За отдельной партой располагается группа «историков» (2-3 человека + учитель истории). У них на парте различная справочная и другая литература, связанная с изучаемой эпохой. К ним могут свободно подходить учащиеся для разъяснения какого – нибудь вопроса.

Учащиеся работают в группах и выписывают в тетрадь из текста необходимые слова.

Через некоторое время представители групп озвучивают написанное.
Слова из текста:

пятилетка

чирики

райфо

ликбез

уполномоченный

трудодень

облог

энкаведешник

особисты

элемент

статья 58-ая

изба-читальня

лишенцы

нарочные

уклонисты

артель

конвойные и т.д.


Работа в группах.

Какова роль этих слов?

Эти слова помогают нам ярче представить эпоху, изображенную в рассказе.




Над этим текстом поработала дома группа «историков». У них была задача: подготовить комментарий исторических терминов и других исторических слов. Послушаем «историков».

«Историки» комментируют значение исторических слов и терминов, учащиеся могут фиксировать в тетради эти комментарии.




Спасибо «историкам» за работу. Обратимся снова к нашему вопросу:

  • Как живется человеку в этом государстве?

  • Зачитайте из текста эпизоды, показывающие жизнь людей того времени.

Учащиеся зачитывают эпизоды из текста:

«Хлеба по 200 граммов на трудодень выдали…»

«Сперва – наперво надо портрет вождя иметь»

«В каждом районе есть свой процент врагов народа»

«Если элемент, так 10 лет дадут, если враг народа, так расстреляют»

«товарищ Берия объединил милицию с особистами…»

«О том, что Кольку загребли, узнали враз и все. Затаились люди от греха подальше».


Работа в парах.

Сделаем вывод по всему прочитанному из рассказа «Катанки».

  • Как человеку живется в этом государстве?



  • Какова роль человека в этом государстве?

Примерные ответы учащихся:

Человек всего боится. В нем всегда присутствует чувство страха, что его могут забрать в любой момент за антисоветскую провокацию.
Государство «давит», контролирует, диктует. Человек ничего не значит, это «винтик» в государственной машине.

Самостоятельная индивидуальная работа. Озвучивают свои версии.

Посмотрим на эту эпоху глазами ваших бабушек и дедушек, знакомых, у которых вы брали интервью.

Некоторые учащиеся брали интервью у знакомых или родственников о том, как жили люди в сталинское время. Они зачитывают свои работы.




Сравните высказывания людей, у которых брали интервью, с рассказом Бочкарева.

Подумаем над вопросом:

* Совпадают ли мнения ваших бабушек, дедушек, знакомых с тем, что изображено в рассказе?


Где-то мнения расходятся, но в основном совпадают.




Рассказы ваших родных и знакомых , рассказ Бочкарева отражают внутренний мир человека, его переживания. Но для того, чтобы образ эпохи был более полным и точным, я предлагаю обратиться к «историкам».

Итак, посмотрим на эту эпоху глазами «историков».

Выступления учащихся и учителя истории , который подводит учащихся к мысли о том, что такое тоталитарное государство.

Беседа учителя истории с учащимися.

Учитель истории:

  • Из ваших выступлений я понял (а), что в прошлом было совершено много ошибок. Каким же тогда, с вашей точки зрения, должно быть государство?

  • И какова роль человека в нем? (поразмышляйте в парах).

Ребята высказывают свои мнения после обсуждения в парах.

Работа в парах.

Учитель истории:

Подумаем над вопросом:

*Почему современные писатели, в том числе и Б.И.Бочкарев, вновь и вновь в своих произведения обращаются к эпохе, которая уже ушла?

Бочкарев как бы призывает помнить о прошлом, чтобы предостеречь людей от повторения прошлых ошибок. Автор помогает нам понять, что тоталитаризм ведет к трагедии народа.

Высказывают свои версии.

Учитель – филолог:

  • А какое у нас сейчас государство?

  • Что за период мы с вами переживаем?

  • Попросим поделиться своими мыслями учителя истории и , возможно, всех желающих.

Учитель истории останавливается на периоде, в котором мы живем.




Учитель – филолог:

Вернемся к нашему рассказу. Обратим внимание на финал рассказа.

  • Зачитайте вслух финал рассказа.

  • Что произошло? Ваши мысли о финале рассказа?

Чтение финала рассказа.
Все – таки открывается артель, есть какая – то надежда на хорошее в судьбе человека.

Самостоятельная работа с текстом.

Версии учащихся.

Учитель –филолог:

Любое государство – это люди. Именно люди – богатство государства. И сейчас я попрошу вас, ребята, письменно поразмышлять над вопросом:

* Надо ли делать добро, если оно наказуемо?

Учащиеся зачитывают ответ на вопрос: «Надо ли делать добро, если оно наказуемо?»

Самостоятельная письменная работа.

Учитель –филолог:

Вернемся еще раз к названию рассказа, к нашей вещи (валенкам), которая заставила нас о многом поразмышлять. Скажем спасибо костромскому писателю Б.И.Бочкареву, который своим небольшим рассказом учит нас жить, призывает помнить о прошлом, предупреждает от повторения прошлых ошибок.







Домашнее задание: (выбор)

  • Сочинение – миниатюра «Что я сказал бы писателю Б.И.Бочкареву при встрече?»

  • Выразительное чтение по ролям понравившегося эпизода.








Приложение к уроку «Судьба человека в тоталитарном государстве» (по рассказу Б.И.Бочкарева «Катанки»).

Воспоминания очевидцев.

Интервью у бабушки из нашего дома.

Как Вы относитесь к Иосифу Сталину?

На это очень сложно сразу ответить. Нам с детства говорили, что Сталин очень хороший человек. А когда вспоминаешь, что мы при нем испытали, так думаешь, как и выжили вообще.

А как вы жили после Сталина?

После него мне лично еще хуже стало, но потом все потихонечку стало налаживаться.

Но ведь Сталин поднял экономику страны?

Он поднял ее слишком большой ценой. Многие мои близкие умерли от голода. Он нам обещал светлое будущее, а что мы получили?

Нет, милок, раньше про него нельзя было говорить, а теперь говори, что думаешь. И я говорю, что он негодяй.

(Бабушка вытирает с лица слезы. Я понимаю, что мне сейчас лучше уйти, извиняюсь и ухожу. Кстати, бабушка пожелала остаться неизвестной, видимо, страх у нее остался и по сегодняшний день).

Интервью взял Соломатов Андрей.

г.п. Чистые Боры.
Существуют различные мнения о том, как жили люди в сталинское время, и кто был Сталин: «друг» народа или «враг». Мы решили выяснить ответ на этот вопрос, взяв интервью у одной женщины, заставшей сталинскую эпоху.

Не могли бы Вы рассказать о том, как Вы жили в детстве при Сталине?

Мы жили небогато. Мама была домохозяйкой, а папа сержантом милиции. Там, где я жила, Сталина действительно считали вождем всех народов. Он был идеалом для каждого ребенка. За него люди кидались в огонь, убивали себя. И все это происходило на моих глазах. А сколько людей погибло в давке на похоронах Сталина. Каждый хотел последний раз увидеть его. Но я думала не так, как все, хотя мне было тогда только 6 лет.

Моего отца, работавшего тогда сначала сержантом, а потом начальником исправительно - трудовой колонии чуть не каждую ночь забирали на черной

«Волге» и увозили в неизвестном направлении. До сих пор, как сейчас помню, папа, приходя под утро домой, садился на табурет и закрывал глаза ладонями, то ли от усталости, то ли от того, чтобы мы не видели его слез. А мама, не спавшая всю ночь, садилась напротив него и опускала голову. Я не могла понять, что же такое происходит. Почему родители так странно себя ведут: ничего не говорят, постоянно в каком –то напряжении.

Но тут грянула Великая Отечественная война. Тысячи добровольцев ринулись на защиту Отечества. Придя домой с очередного вызова, отец сказал: «Я больше не могу. Мы по приказу свыше арестовываем совершенно невинных людей. Мы разрушаем судьбы людей, их семьи. Я ухожу на фронт!» На следующее утро он уехал на Западный фронт, где в 42 году и погиб.

Только со временем я узнала о сталинских репрессиях, о том, как по его приказу создавались концлагеря, организовывались ссылки в Сибирь. И я поняла, почему отец, приходя под утро, ничего и никогда не говорил. Он боялся за нас с мамой и за себя, так как за такие разговоры мы могли бы быть арестованными.

Интервью взяли Кравцова Е, Огурцова Л,

учащиеся МОУ СОШ №1 г.п.Чистые Боры.
Моя бабушка, Кравцова Галина Дмитриевна, родилась в 1938 году. Она жила в деревне Лягово Галического района. В деревне жилось нелегко, коллективизация в основном проходила по принуждению. Крестьяне жили впроголодь, вместо заработной платы были введены трудодни. Один отработанный день в колхозе приравнивался к одному трудодню. На один трудодень выдавалось определенное количество продуктов. Крестьяне не могли выехать в город на заработки, так как не имели паспортов.

Нищета и голод толкали крестьян на разные нарушения законов, которые были очень строги. Например за кражу горсти зерна с поля получали 10 лет тюрьмы, за рассказ политического анекдота или анекдота о Сталине давали 25 лет тюрьмы.

Чтобы не умереть с голоду, ели клевер, замороженную картошку, крапиву, лебеду, щавель, липовые почки. Во время правления Сталина народ познал много страшного: лагеря, тюрьмы, невыносимый труд. Но в сталинскую эпоху выросла дисциплина труда, возросла экономическая мощь страны, окрепла армия и флот.

Такими запомнились моей бабушке те беспокойные времена.

Соболев Павел.

г.п. Чистые боры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки уроков iconМетодические разработки уроков для студентов хго по дополнительной...
Предлагаемые методические разработки уроков составлены на основе программы по технологии, являющейся дополнительной специализацией...
Методические разработки уроков iconМетодические разработки учителей ( темы проектов, открытых уроков,...
Методические разработки учителей ( темы проектов, открытых уроков, выступлений публикаций)
Методические разработки уроков iconМетодические разработки серии уроков к умк «гармония»
Главной целью методических разработок является показ вариантов проведения уроков окружающего мира по данным темам с возможным использованием...
Методические разработки уроков iconНаграды педагогов 2012 2013 учебный год
Дипломом управления образования Нюксенского муниципального района награждается Данилова Н. Г, занявшая 1 место в районном заочном...
Методические разработки уроков iconП-лио должно быть не более 25 листов или не более 2 Мгб
Прилагаются разработки открытых уроков и самоанализ этого (этих) уроков. 4) отзыв руководителя М. О. об этом уроке (не менее трёх...
Методические разработки уроков iconТеория государства и права
Москвы; методические рекомендации по проведению уроков права и внеклассных мероприятиях; примерные программы элективных курсов для...
Методические разработки уроков iconМетодические разработки уроков по отдельным темам с использованием интерактивной доски
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Методические разработки уроков iconЗадача, ее части
Разработки уроков по русскому языку для уроков по развитию речи 5-6 классы + презентации по темам
Методические разработки уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Я иду на урок» методические разработки (оригинальные сценарии уроков, внеклассных мероприятий по предмету)
Методические разработки уроков iconКонкурса на лучшую методическую разработку по антикоррупционной тематике...
На конкурс было представлено 43 авторские методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, программ спецкурса
Методические разработки уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические разработки уроков развивающего обучения к курсу «Окружающий мир» Е. В. Чудиновой, Е. Н. Букваревой (система Д. Б. Эльконина...
Методические разработки уроков iconМетодические рекомендации для учителя, разработки уроков, информация...
Издательского дома «1 сентября», учебно-методическое издание. В свободном доступе все номера журнала с 2000 по 2011 годы
Методические разработки уроков iconУроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты»
...
Методические разработки уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представлены методические разработки двух уроков по теме «Австралия». Данные уроки могут быть проведены по страноведению при изучении...
Методические разработки уроков iconМетодические разработки учителей мбоу байтеряковская сош
Разработки внеклассных мероприятий, посвященных 8 Марта и 23 Февраля для учащихся и их родителей
Методические разработки уроков iconТребования государственного стандарта
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск