Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях





Скачать 65.37 Kb.
НазваниеРечевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях
Дата публикации30.08.2014
Размер65.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Емелюшина Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУСОШ №2 г. Меленки

Владимирской области
Интегрированный урок

(русский язык, основы православной культуры, информатика)
Тема урока: Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях.

Цели урока:

  • формирование реальных практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных видах коммуникации;

  • развитие коммуникативной компетентности учащихся;

  • содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию


Оборудование урока: мультимедийная презентация
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.

Человек преобразует пространство, в котором живет и действует. Люди строят дома и мосты, разбивают сады и парки. Но люди также разрушают города и устраивают свалки… Это в полной мере относится и к пространству человеческого общения. Формирование коммуникативного пространства – процесс, предполагающий, что мы заботимся не только о себе, но также помним и о тех, кто рядом с нами, стремимся гармонизировать межличностные отношения. Эта задача может быть решена только человеком, осознающим себя самого личностью, достойной уважения, обладающим культурой речи.

  1. Работа над понятием культура речи.

    • Фронтальная беседа с классом: «Как вы понимаете, что такое культура

речи?»

    • Обобщение с помощью таблицы (слайд №2):

Культура речи, как известно, включает в себя следующие компоненты: нормативный (языковые нормы), коммуникативный (выбор необходимых языковых норм), этический (речевой этикет).

Для любознательных: этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка)

  1. Из истории речевого этикета: сообщение ассистента (слайд №3):

Первые письменные правила поведения на Руси были составлены в XII в. князем Владимиром Мономахом. В своём «Поучении» древнерусский князь писал: «Куда ни пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях, где остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего. Больного посещайте, мертвого пойдите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

В первой половине XVI в. в  России появилась «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга представляла собой свод житейских правил и наставлений. В ней нашли своё отражение реальный быт и язык людей того времени.

В XVIII в., а точнее, в 1717 г., по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало», в которой давались советы молодым дворянам. Из неё можно было узнать, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях: «Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось…»

Вывод: во все времена люди стремились регламентировать правила поведения, речевого в том числе, в соответствии с идеалами своего времени. Тем не менее в правилах речевого этикета есть общее: адресант речи должен уважать и себя, и адресата.

  1. Повторение изученного: элементы речевой ситуации

(Кто – адресант, кому – адресат, о чем – тема беседы, где – пространство, когда – время, почему – мотив речевого действия, зачем – цель) – слайд №4

  1. Особенности использования речевого этикета в нестандартных ситуациях:

Часто люди задумываемся над тем, как обратиться, извиниться, выразить благодарность, попрощаться, даже если общаются с близкими людьми. Но достаточно легко выходят из положения, ибо это обыденная реальность. Попадая же в непривычную ситуацию, многие испытывают неловкость от того, что не знают, как корректно вести себя. В каждом коллективе или социальной группе, этносе на протяжении времени складываются определенные нормы поведения, в том числе и речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения, поздравления и т.д. И их необходимо знать и учитывать.

        1. Православная среда.

а) Слово учителя: Этому социуму свойственны следующие этикетные особенности и правила:

    • Обращение: имя в канонической форме (Сергий, Алексий и т.п.)

без отчества и фамилии с нарицательным существительным, указывающим на сан. В официальных ситуациях – Ваше преподобие, Ваше Высокопреподобие, Ваше Преосвященство, ваше Высокопреосвященство, Ваше Святейшество (в зависимости от сана священнослужителя). В неофициальных ситуациях отец Александр, владыка Арсений, например. (Не рекомендуется святой отец – это католическая традиция, не принятая у православных). Если имя неизвестно и спросить не у кого, можно обратиться батюшка и изложить свою просьбу или задать вопрос. По христианскому учению, церковь, прихожане – одна семья. Поэтому в наименовании лиц при обращении используются термины родства: общепринятым является общее обращение Дорогие сестры и братья, сестра или матушка (в зависимости от возраста), батюшка (но к молодому мужчине не рекомендуется обращение брат). Верующие люди, общаясь между собой в неформальной обстановке, называют друг друга обычно по имени.

    • Приветствие: С праздником! Мир вам! Со святым вечером! Мир вашему

дому! Приветствие, обращенное к священнику, часто ограничивается просьбой благословить: Благословите, отче!

    • Прощание: До свидания, просим ваших молитв! С Богом! Господь с тобою!

Иди с миром!

Одна из особенностей православного этикета состоит в том, что формулы приветствия и прощания могут совпадать: С праздником! Кланяюсь вам!

    • Пожелание: Помощи Божией; Дай тебе Господь всякого на земле

благополучия; Храни тебя Господь и Пречистая Матерь и мн др. Провожая, желают Ангела в дорогу; вместо Приятного аппетита в православной среде скажут Ангела за трапезой, а в ответ услышат: Невидимый предстоит.

    • Знакомство во многом совпадает со светским ритуалом, но встречаются и

характерные фразы, например: Давай познакомимся и будем дружить во имя Господа.

    • Просьба чаще всего выражается зачином: Благословите (начало просьбы,

обращенной к священнику или старшему по возрасту), Помогите Христа ради. Помощь всегда оказывается Во славу Божию. Именно эти слова произносят вместо привычного Пожалуйста.

    • Благодарность: Спаси, Христос!; Спаси, Господи!; Благодарствую. Эти

слова свидетельствуют, что человек не только благодарит, но и желает спасения души своему благодетелю. Спасение души – это смысл земной жизни каждого человека. (Наше современное спасибо восходит к словосочетанию Спаси, Бог).

    • Извинение: Простите Христа ради! В ответ уместна реплика: Господь

простит, и я прощаю. ( И не только в Прощеное воскресенье, но и во все дни года).

Православный речевой этикет складывался долго, и многое оказалось утраченным. Сейчас постепенно возрождаются и нормы православного поведения, и речевой этикет

В жизни бывают самые разные ситуации, когда знание православного этикета позволит не попасть в неловкое положение и вести себя корректно.

б) Закрепление:

- заполнение таблицы слайда

- работа в группах: написание письма настоятелю Святоникольского храма отцу Иоанну с просьбой передать приглашение его сыну, выпускнику нашей школы, на ее юбилейный вечер.

  1. Интернет.

а) Слово учителя: Многие уже имеют доступ к Интернету. Как же бесконфликтно совместить два мира - виртуальный и реальный? Сетевой этикет - это новое понятие, он складывается на наших глазах, его правила еще только формируются. Но одно ключевое положение уже ясно: общайся по компьютеру (т.е. в особом виртуальном мире) с другим как с живым собеседником. Однако наши привычные этикетные формулы должны отвечать принципу коммуникации, который предполагает набор определенных требований: полнота информации, качество информации, релевантность («не отклоняйся от темы»), манера («выражайся ясно»).

Сетевой этикет распространяется на следующие виды общения в интернете: электронную почту, личные странички (Web-страницы), телеконференции и форумы, чаты, гостевые книги. Каковы же самые простые этикетные правила в Сети?

    • Приветствие: очень редко используются вежливые формы типа

здравствуйте, уважаемый, дорогой, называние по имени-отчеству. Вместо них - привет

или привет, как дела? После этого сразу следует переход к сути дела.

    • Обращение: В официальной переписке используются Вы-формы, а

В форумах ты-формы. Это связано с тем, что сетевой «собеседник» не виден и зачастую придумывает себе псевдоним, меняет пол, возраст, национальность…

    • Прощание: формулы его также экономны - пока, до свидания, спокойной

ночи

    • Благодарность высказывается в обычных выражениях спасибо, пожалуйста

Кроме того есть в сетевом этикете категория вежливости с ее специфическими проявлениями (слайд 5), с тем, что принято (быстрая загрузка материала, минимум графики, указание на тему письма, квотирование, смайлики) и не принято (звуковые файлы, спам, большие буквы, курсив, растянутая запись).

Сетевой этикет – это новый вид этикета, формирующийся на наших глазах. Ведущие его признаки: демократичность (упрощенность системы приветствий, прощаний, обращений), деловитость (информационная достаточность сообщений), лаконичность, оперативность (быстрый ответна полученное сообщение), элементарная вежливость (выражения благодарности и ответа на нее; сообщения о цели, назначении электронного письма, подпись и обратный адрес). Разнообразие форм этикета, свойственное устному и письменному общению, в сетевом этикете рассматриваются как «информационный шум», создающий «помехи» в общении; потому этикетные формулы упрощаются до минимума.

б) Самостоятельная работа в парах: написание электронного письма учителю, в котором дать оценку нынешнему уроку.

VI. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconУрок русского языка по учебнику «Русский язык. 1 класс»
Тема: Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения....
Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо»
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconРабочая программа по факультативному курсу «Речевой этикет»
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель проекта: расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconУрок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27
Вводный урок. Что такое этикет? с. 4
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconРабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм русского...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconПояснительная записка Главная цель общения людей правильно понимать...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconУрок речевой культуры «Секреты общения»
...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconПанфилова А. П. Гт167 Теория и практика общения : учеб, пособие для...
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного...
Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях iconКонспект занятия по физической культуре
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск