Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»





Скачать 174.41 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Дата публикации14.03.2015
Размер174.41 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по специальности 130101

профессор Марин Ю.Б.




Зав. кафедрой русского языка и литературы, профессор Щукина Д.А.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Направление подготовки: 130101 «Прикладная геология»
Профили подготовки:

«Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

«Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»

«Геология нефти и газа»

«Прикладная геохимия, петрология, минералогия»
Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная

Составители: проф. Щукина Д.А., доц. Егоренкова Н.А.

Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного языка в научной и деловой сферах, развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Основные задачи дисциплины:

1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества.

2. Познакомить с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития.

3. Развивать навыки и умения эффективного речевого поведения в научной и профессиональной сферах общения; показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях, а также специфику устной и письменной форм существования русского литературного языка.

4. Способствовать развитию навыков самостоятельного поиска научной информации как основы научной и профессиональной деятельности.

5. Сформировать навыки и умения правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения; расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры.

6. Сформировать сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи, с учетом таких принципов современного красноречия, как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность. Познакомить студентов с различными видами красноречия (академическое, судебное, социально-политическое, духовное) и с практикой известных мастеров русского слова.

7. Сформировать умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях.

8. Познакомить с основными положениями техники речи – важной стороной ораторского мастерства.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими).

«Русский язык и культура речи» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию речевой и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких гуманитарных дисциплин, как «Философия», Правоведение», «Культурология». Дисциплина «Русский язык и культура речи» закладывает также основы речеведческих знаний, необходимых для аспирантов в курсе «Культура речи и письма. Риторика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  1. готовность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК – 1)

  2. способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 3)

  3. готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ОК – 4)

  4. готовность к ведению переговоров, установлению контактов, урегулированию конфликтов (ОК–5)

  5. готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–13)

  6. готовность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК–14)

  7. способность к осознанию ценностей российской культуры, её места во всемирной культуре; уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК–18)

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    – основные принципы ортологии (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы);

    – правила речевого и поведенческого этикета в научной и учебно-деловой коммуникации;

    – лингвистические и экстралингвистические характеристики письменной и устной форм научной и официально-деловой речи;

    – логико-композиционные законы построения текста и его формально-семантическую структуру;

    – основные стратегии и тактики ведения научной дискуссии.

    Уметь:

    – пользоваться различными видами словарей современного русского литературного языка;

    – создавать устные и письменные тексты научного и официально-делового стилей современного русского литературного языка (конспект, реферат, аннотация, тезисы, доклад; заявление, резюме) в соответствии с нормативными требованиями;

    – систематизировать и обобщать информацию для подготовки текстов различных жанров в научной учебно-деловой коммуникации;

    – логически верно, аргументированно и ясно излагать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации.

    Владеть:

    – основными навыками целесообразного коммуникативного поведения в различных учебно-научных и учебно-деловых ситуациях;

    – основами реферирования, аннотирования и редактирования научного текста;

    – алгоритмом подготовки текстовых документов учебно-научной сферы;

    – навыками самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3










Аудиторные занятия (всего)

34

34










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17

17










Практические занятия (ПЗ)

11

11










Семинары (С)

6

6










Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

30

30










В том числе:

-

-

-

-

-

Выполнение тренировочных упражнений по нормам современного русского литературного языка

8

8










Реферат (изучение литературы по теме реферата, подготовка и оформление текста в соответствии с требованиями); резюме

12

12










Доклад на семинаре (тезисы доклада, подготовка к выступлению)

4

4










Подготовка к зачетной письменной работе по теоретическому материалу курса

6

6










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет










Общая трудоемкость 64 часа;

2 зач. ед.

64

64











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Актуальные проблемы речевой культуры общества

1.1 Литературный язык как основа культуры речи (предмет и задачи курса, соотношение понятий «литературный язык», «национальный язык», «язык художественной литературы»; нелитературные факты языка (просторечие, диалекты, жаргоны).

1.2 Норма как основная категория теории и практики культуры речи (понятие о языковой норме; виды норм, вариативность норм литературного языка).

2.

Культура русской научной и деловой речи

2.1 Коммуникативные качества речи (фактическая и смысловая точность, логичность речи, понятность речи, чистота речи, лексическое богатство русского языка).

2.2 Научный стиль как функциональная разновидность современного русского литературного языка: (история формирования научного стиля; экстралингвистические особенности научного стиля речи; подстили и жанры научного стиля).

2.3 Лингвистические особенности научного стиля речи (особенности лексики, понятие о термине; дефиниция и принципы ее формулирования; грамматические особенности; приемы компрессии текста).

2.4 Официально-деловой стиль как функциональная разновидность современного русского литературного языка (история формирования, экстралингвистические особенности, подстили и жанры; лингвистические особенности официально-делового стиля речи).

3.

Русское красноречие. Культура устной публичной речи

3.1 Русское красноречие: история и современность (происхождение термина «риторика», античное красноречие; виды и жанры ораторской речи; этапы развития риторики в России; русский риторический идеал).

3.2 Логико-композиционное построение речи (античный риторический канон; план и композиция речи; основные логические законы и типичные логические ошибки; обеспечение связности речи).




5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

«Правоведение»







+



















3.

«Философия»







+



















3.

«Культурология»







+




















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Актуальные проблемы речевой культуры общества

4

6







8

18

2.

Культура русской научной и деловой речи

8

4







14

26

3

Русское красноречие. Культура устной публичной речи

5







7

8

20

6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

1.1 Нормативные словари современного русского литературного языка (орфоэпический, акцентологический словари; словари трудностей); орфоэпические и акцентологические нормы. (ПЗ)

1.2 Нормативные словари современного русского литературного языка (толковые словари, этимологический и фразеологический словари, словари паронимов, иностранных слов, молодежного жаргона); лексические нормы. (ПЗ)

1.3 Нормативные словари современного русского литературного языка (словари трудностей, грамматический словарь русского языка, словарь управления); грамматические нормы. (ПЗ)

6

2.

2

2.1 Общие требования к оформлению научной работы: реферат, тезисы; правила оформления списка литературы. (ПЗ)

2.2 Правила оформления личных документов (заявление, резюме) (ПЗ)

4

3.

3

3.1. История и современное состояние русского литературного языка. (С)

3.2. Культура общения в научной среде. (С)

3.3. Культура общения в деловой среде. (С)


7


8. Примерная тематика рефератов:

1. История и современное состояние русского литературного языка.

    1. Важнейшие словари русского языка.

    2. Роль старославянизмов русского языка.

    3. Речевой этикет: история и современность.

    4. Заимствования в современном русском языке.

    5. Владимир Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

    6. История русской графики.

    7. Городское просторечие.

    8. Проблемы сквернословия в русском языке.

    9. Молодежный жаргон.

    10. Компьютерный жаргон.


2. Культура общения в научной среде.

2.1. М.В. Ломоносов – родоначальник минералогии и геологии в России.

2.2. М.В. Ломоносов – учёный-энциклопедист, оратор и поэт.

2.3. Минералогия – первая геологическая научная дисциплина в Горном училище.

2.4. Научная деятельность ведущих профессоров кафедры МКП (В.М. Севергин, Н.И. Кокшаров, А.П. Карпинский и др.).

2.5. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского.

2.6. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.).

2.7. Взаимоотношения оратора и аудитории.

2.8. Внешность академического оратора (поза, осанка, мимика, одежда)

2.9. Характеристика голоса оратора.

2.10. Пути преодоления скованности и страха перед публичным выступлением.

3. Культура общения в деловой среде

3.1. Имидж современного российского делового человека.

3.2. Конфликт в деловом общении.

3.3. Правила ведения спора в деловой среде.

3.4. Стратегии и тактики ведения переговоров.

3.5. Традиции парламентского красноречия в России.

3.6. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.)

3.7. Национальные особенности делового общения.

3.8. История российского предпринимательства и деловая культура.

3.9. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка.

3.10. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Основы деловой коммуникации: Учебное пособие по русскому языку и культуре речи / Д.А.Щукина, Е.В. Атаева, О.Е. Беспалова, О.Н. Бондарева, О.Г. Згурская, Н.А. Егоренкова, Е.А. Колесова, Н.В. Науменко, И.В. Мальцев, С.А. Рассадина, Т.М. Синельникова. – СПб.: ООО Издательский дом «Мир русского слова», 2011.

  2. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля./И.Г. Проскурякова, Р.К. Боженкова и др. — М., 2005.

  3. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова и др. — СПб: СПГГИ, 2002.

  4. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1,2. – СПб, 2006.

  5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. — М.: Логос, 2001.

  6. Данцев А.А., Нефедова Н.Ф. Русский язык для технических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

б) дополнительная литература

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика — М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов–на-Дону: Феникс, 2006.

  3. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М.: Центрполиграф, 2001.

  4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: Экономическая литература, 2003.

  5. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М., 2008.

  6. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – СПб: Златоуст, 2010.

  7. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. – М., 2008

  8. Стернин И.А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2003.


в) программное обеспечение

Для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  2. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильности русской речи: стил. словарь вариантов – М., 2004.

  3. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  4. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  5. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. – в 2-х тт. – М., 2003.

  6. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  7. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. / Скляревская Г.А. – М., 2005.

  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. – М., 2004.


Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:

Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/

Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/

Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Русский язык и культура речи» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению.

При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Актуальные проблемы речевой культуры общества, 2. Культура русской научной и деловой речи, 3. Русское красноречие. Культура устной публичной речи. Возможны два модуля: 1. Нормативный аспект научной и деловой речи, 2. Русское красноречие. Культура устной публичной речи.

Рекомендуется сопровождать лекции по данной дисциплине мультимедийными презентациями.

В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах (см. раздел 8).

Работа по реферированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, ясно и сжато излагать содержание научного текста.

Оценки за реферат, тезисы и выступление с докладом, а также оценки за оформление различных жанров служебных документов (резюме и / или заявление) рассматриваются в качестве текущего контроля успеваемости студентов.

Зачет как вид промежуточной аттестации выставляется по суммарному результату выполнения следующих работ: 1) реферат, 2) выступление с докладом, 3) тезисы, 4) оформление служебного документа (резюме и / или заявление), 5) письменная работа по содержанию лекционного курса.
Разработчики:

Профессор кафедры русского языка и литературы

Горного университета Д.А. Щукина



Доцент кафедры русского языка и литературы

Горного университета Н.А. Егоренкова



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи...
Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconНовороссийский филиал
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 32 с
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гсэ цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск