МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования -
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
| Утверждаю
Декан естественнонаучного факультета С.Н.Жарких
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________2012 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки
020400 Биология
Профиль подготовки
___________________________________________
(наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Бузулук 2012
Рецензент ст.преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин
Григорьева О.Н. Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»/ сост.С.И.Сергеева – Бузулук: БГТИ (ф) ФГБУ ВПО ОГУ, 2012. - 26 с. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части ГСЭ цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400 «Биология» в 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "4" февраля 2010 г. № 101.
Составитель ____________________ С.И.Сергеева 5 сентября 2012 г. (подпись)
| Сергеева С.И., 2012
|
| ФГБУ ВПО ОГУ, 2012
|
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины ………………………………....
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины………
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины …………………………………
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины……………………………………..
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины………………………………………………….
| 9
| 4.3
| Практические занятия (семинары)……………………………………...
| 11
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….
| 12
| 5
| Образовательные технологии…………………………………………..
| 13
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...
|
14
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………....
|
15
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………...
| 22
| 7.1
| Основная литература………………………………………………...…
| 22
| 7.2
| Дополнительная литература………………………………………...…
| 22
| 7.3
| Периодические издания…………………………………………….......
| 23
| 7.4
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы……………....
|
23
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям ……………....…
| 23
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…………....……
| 25
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …....…
| 26
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является формирование современной языковой личности, развитие общей языковой и коммуникативно-речевой компетентности носителей русского языка, формирование их коммуникативной компетентности в различных сферах общения, особенно в сфере профессионального общения, на основе знаний о русском языке как знаковой системе, овладения навыками использования языковых единиц различных уровней (фонетического, лексического, грамматического, стилистического и текстового) в соответствии с конкретными коммуникативными целями и задачами.
Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями правильного и уместного использования языковых средств в процессе речевого общения в различных сферах (в первую очередь, учебно-профессиональной, профессиональной, деловой).
Задачами курса являются изучение коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи; формирование представлений о речевой норме как о системе правил произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических языковых средств, принятых в общественно-языковой практике образованных людей и закреплённых на данном этапе развития русского литературного языка; выработка научного представления о функционально-стилистической дифференциации русской речи; обучение навыкам создания текстов различных типов и разновидностей; обучение умению написания студенческой научной работы. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Русский язык и культура речи» представляет собой дисциплину вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и относится к направлению 020400 «Биология».
Дисциплина основывается на школьном курсе русского языка.
Является основой для изучения таких дисциплин ГСЭ цикла как «Деловое общение» и «Риторика».
Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 2 зачётных единицы, количество часов – 72 , в т.ч. аудиторных – 36; внеаудиторных – 36 часов. Форма отчётности – зачёт.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:
- приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
- использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
- демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
- умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Студент должен знать:
- состояние современного русского языка, основные законы и особенности его функционирования, закономерности его развития, актуальные проблемы языковой культуры общества в процессе речевой деятельности;
- содержание основных понятий: «язык» и «речь», «национальный язык», «литературный язык», «речевая деятельность», «функциональные стили», «лексическое значение», «стилистическое значение», «языковая норма»; виды речевого общения, обусловленность выбора языковых единиц видами речевого общения в процессе речевой деятельности; виды речевой деятельности ;
- особенности вербальной и невербальной коммуникации, техники речи; основные функции языка, особенности его многоуровневой системы; основные литературные нормы и их особенности, закономерности их формирования и изменения;
- функциональные стили и их особенности, многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях;
- основные признаки текста; общие требования, предъявляемые к текстам различных стилей и жанров;
- лингвистические и психолингвистические основы публичного выступления;
- особенности устной и письменной научно-технической коммуникации;
- основные типы словарей, особенности их структуры, а также структуры словарных статей, роль помет при выборе лексической единицы в соответствии с коммуникативными целями, задачами и намерениями;
- этико-речевые нормы и правила речевого этикета.
Студент должен уметь:
- выбирать языковые средства, уместные для конкретной коммуникативной ситуации;
- строить высказывания с учетом литературных норм и коммуникативной ситуации;
- фиксировать нарушения литературных норм в различных высказываниях и корректировать их;
- составлять устные и письменные тексты научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, доклады) с использованием различных приемов переработки текста (компрессии, трансформирования и т.д.) ;
- составлять тексты официально-делового стиля (заявления, доверенности, резюме; деловые письма и т.д.);
- готовить устные публичные высказывания (сообщение, доклад) и анализировать прослушанные публичные выступления;
- пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах;
- соблюдать правила речевого этикета. Студент должен владеть:
- нормами современного русского литературного языка, навыками организации речи с учетом языковых, коммуникативно-речевых и этико-речевых норм;
- навыками употребления функционально дифференцированных языковых средств в соответствии с конкретными коммуникативными целями, задачами и условиями;
- навыками подготовки устных и письменных высказываний / текстов разных стилей (в первую очередь, научного и официально-делового) и жанров;
- методикой подготовки и анализа публичного выступления, навыками публичного выступления;
- навыками работы с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи.
4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
Таблица 1
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Язык как средство мышления и коммуникации
| Понятие о взаимосвязи языка и мышления, языка и речи. Речевая коммуникация и ее составляющие. Русский язык: устройство и функциональное назначение. Формы существования. Понятие русского языка как государственного. Понятие русской речи и её особенностей. Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии. Основные единицы речевой коммуникации. Формы и способы восприятия, анализа, обобщения и передачи информации. Языковые знания как средство развития коммуникативной компетенции и становления профессиональной компетенции.
| ДЗ, Э
| 2
| Культура устной и письменной речи.
| Понятие культуры языка и культуры речи. Основные компоненты (составляющие) культуры речи. Специфика речи в зависимости от форм реализации (устная и письменная речь). Основные жанры устной и письменной речи. Нормативный аспект культуры устной и письменной речи. Понятие о норме русского литературного языка и ее видах. Коммуникативный и этический аспекты устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи. Логичность как одно из коммуникативных качеств речи. Основные логические законы. Логические ошибки. Основные формы и способы построения логически непротиворечивого высказывания.
| ДЗ, К, РК
| 3
| Публичная речь и ее особенности.
| Основы ораторского искусства. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументальные) выступления, их особенности. Эффективность речевой коммуникации. Принципы речевой коммуникации. Причины коммуникативных неудач. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы. Дискуссия и полемика. Основные виды аргументов. Общие принципы подготовки публичного выступления: выбор темы, цель речи, поиск материала, составление плана выступления. Основные приёмы поиска материала и виды вспомога-тельных материалов. Приемы захвата и поддержания внимания аудитории. Композиция публичного выступления: вступление, основная часть, заключение. Способы изложения материала. Основные риторические средства (тропы и фигуры). Невербальные средства языка и их целесообразное использование в речи. Словесное оформление публичного выступ-ления. Понятность, информатив-ность и выразительность публичной речи.
|
ДЗ, Т, К
| 4
| Основы речевой профессиональной культуры.
| Культура речи в профессиональной деятельности. Понятие «специальный язык». Социальная дифференциация речи. Функциональные разновидности СРЛЯ. Специфика использования элементов различных языковых уровней в текстах профессиональ-ного содержания. Профессиональ-ная и научная терминология. Профессиональные варианты нормы. Служебно-деловое обще-ние и его особенности. Культура делового письма и устной деловой речи. Требования к оформлению документов. Особенности русской и зарубежной школ делового письма. Речевой этикет в документе. Служебная этика и служебный этикет.
|
ДЗ, РК Р
| 5
| Основы составления и редактирования текстов профессионально и социально значимого содержания.
| Композиционно-структурное оформление текстов профессиональной направленности: конспект, аннотация, доклад, реферат. Типология ошибок в соответствии с видами норм СРЛЯ и норм деловой и научной речи. Основные ортологические (нормативные) словари. Литературное редактирование текстов с различными речевыми и грамматическими ошибками и структурными недостатками.
|
ДЗ, Т
| 4.2 Структура дисциплины Общая трудоёмкость дисциплины 3 зачётных единицы (108 часов) для студентов полного и сокращённого сроков обучения в 1 семестре
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| полный срок
| сокращённый срок
| Общая трудоемкость
| 108
| 108
| Переаттестация
| -
| 108
| Аудиторная работа:
| 36
| -
| Лекции (Л)
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| 36
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 72
| -
| Реферат (Р)
| 8
| -
| Эссе (Э)
| 6
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 20
| -
| Контрольная работа (К)
| 10
| -
| Самоподготовка:
проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,
подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю
| 28
12 16
| -
| Вид итогового контроля
| зачёт
| зачёт
| |