Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»





Скачать 200.97 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Дата публикации04.03.2015
Размер200.97 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Согласовано
_______________________

Утверждаю
______________________

Руководитель ООП

по направлению 151000

д.т.н. проф. В.В. Габов

Зав. кафедрой РЯиЛ

проф. Д.А. Щукина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Направление подготовки:151000 Технологические машины и оборудование

Профиль подготовки: Оборудование нефтегазопереработки

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составители:

доцент кафедры РЯиЛ Егоренкова Н.А.

доцент кафедры РЯиЛ Згурская О.Г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного языка в научной и деловой сферах, развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Основные задачи дисциплины:

1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества.

2. Познакомить с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития.

3. Развивать навыки и умения эффективного речевого поведения в учебно-научной и профессиональной сферах общения; показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях, а также специфику устной и письменной форм существования русского литературного языка.

4. Способствовать развитию навыков самостоятельного поиска научной информации как основы научной и профессиональной деятельности.

5. Сформировать навыки и умения правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения; расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими современное состояние русского литературного языка.

6. Сформировать сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи, с учетом таких принципов современного красноречия, как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность.

7. Сформировать умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях.

8. Познакомить с основными положениями техники речи – важной стороной ораторского мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими).

«Русский язык и культура речи» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию речевой и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких гуманитарных дисциплин, как «Иностранный язык», «Культурология», «Философия», «Социология» и «Психология и педагогика». Дисциплина «Русский язык и культура речи» закладывает также основы речеведческих знаний, необходимых для магистрантов и аспирантов в курсах «Культура профессионального общения» (магистратура), «Культура речи и письма. Риторика» (аспирантура).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (OK-1).

2. Готовность к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-3).

3. Способность на научной основе организовывать труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК-6).

4. Целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9).

5. Понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять информацию в доступном для других виде (ОК-15).

6. Свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-16).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные принципы ортологии (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы);

– правила речевого и поведенческого этикета в научной и учебно-деловой коммуникации;

– лингвистические и экстралингвистические характеристики письменной и устной форм научной и официально-деловой речи;

– логико-композиционные законы построения текста и его формально-семантическую структуру.

Уметь:

– пользоваться различными видами словарей современного русского литературного языка;

– создавать устные и письменные тексты научного и официально-делового стилей современного русского литературного языка (конспект, реферат, доклад; заявление, автобиография, резюме) в соответствии с нормативными требованиями;

– систематизировать и обобщать информацию для подготовки текстов различных жанров в научной учебно-деловой коммуникации;

– логически верно, аргументированно и ясно излагать собственную точку зрения в учебно-научной коммуникации.

Владеть:

– основными навыками целесообразного коммуникативного поведения в различных учебно-научных и учебно-деловых ситуациях;

– основами реферирования и редактирования научного текста;

– алгоритмом подготовки текстовых документов учебно-научной сферы;

– навыками самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1










Аудиторные занятия (всего)

34

34










В том числе:
















Лекции

17

17









Практические занятия (ПЗ)

17

17









Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

38

38










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат (изучение литературы по теме реферата, подготовка текста, оформление текста реферата в соответствии с предложенными требованиями)

20

20










Доклад на семинаре (тезисы доклада, подготовка к выступлению)

10

10










Составление образцов деловых документов

5

5










Подготовка к письменной зачетной работе по теоретическому материалу курса

3

3










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

зачёт










Общая трудоемкость 72 часа;

2 зач. ед.

72

72










2

72











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Нормативный аспект русской речевой культуры

1.1 Литературный язык – основа культуры речи (предмет и задачи курса, соотношение понятий «литературный язык», «национальный язык», «язык художественной литературы»; нелитературные факты языка (просторечие, диалекты, жаргоны).

1.2 Норма как основная категория теории и практики культуры речи (понятие о языковой норме; виды норм, вариативность норм литературного языка).

2.

Научный стиль как функциональная разновидность современного русского литературного языка.

2.1 Функциональные разновидности современного русского литературного языка (понятие о функциональном стиле, устная и письменные формы языка, понятие «специальный язык»).

2.2. Общая характеристика научного стиля (история формирования научного стиля; экстралингвистические особенности научного стиля речи; подстили и жанры научного стиля).

2.3. Правила оформления научной работы (общие требования к оформлению научной работы; правила оформления списка научной литературы; технические требования; понятие компрессии текста, жанры вторичных научных текстов, виды информации в научном тексте, способы компрессии).

3.

Риторика. Культура устной публичной речи

3.1 Логико-композиционное построение речи (план и композиция речи; основные логические законы и типичные логические ошибки; обеспечение связности речи).

3.2 Методика подготовки публичного выступления (античный риторический канон; этапы подготовки публичной речи; сбор материала по теме выступления (инвенция); виды репетиций (мемория), техника речи; способы произнесения речи).

4.

Культура русской научной и деловой речи

4.1 Особенности устной научной речи (метаязык науки, соединение научного и разговорного стиля, доступность, диалогичность, этикетное оформление, лингвистические особенности устной формы научной речи).

4.2 Устные и письменные формы деловой коммуникации (основные жанры деловой коммуникации).

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

«Иностранный язык»

+

+

+



















2.

«Культурология»

+

























3.

«Философия»




+

+



















4.

«Этика и нормы морали»

+

























5.

«Психология и педагогика»

+


























5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Нормативный аспект русской речевой культуры

4

2







10

16

2.

Научный стиль как функциональная разновидность современного русского литературного языка.

6

4







10

20

3.

Риторика. Культура устной публичной речи

4

2







5

11

4.

Культура русской научной и деловой речи

3

3




6

13

25


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен
7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

1.1 Нормативные словари современного русского литературного языка (орфоэпический, акцентологический словари; толковые словари, этимологический и фразеологический словари, словари паронимов, молодежного жаргона); орфоэпические и акцентологические нормы. (ПЗ)

2

2.

2

2.1 Правила оформления научной работы: реферат. (ПЗ)

2.2 Приёмы сжатия научной информации (компрессия текста) (ПЗ)

4

3.

3

3.1 Правила подготовки к выступлению с докладом по теме реферата. (ПЗ)

2

4.

4

4.1 История и современное состояние русского литературного языка. (С)

4.2 Академическое красноречие. (С)

4.3 Культура делового общения. (С)

4.4 Правила оформления личных документов (заявление, автобиография, резюме) (ПЗ)

9


8. Примерная тематика самостоятельных работ

8.1. Примерная тематика рефератов:

1. История и современное состояние русского литературного языка.

    1. Заимствования в современном русском языке.

    2. Владимир Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

    3. История русской графики.

    4. Городское просторечие.

    5. Проблемы сквернословия в русском языке.

    6. Молодежный жаргон.

    7. Компьютерный жаргон..

    8. Важнейшие словари русского языка.

    9. Роль старославянизмов русского языка.

    10. Речевой этикет: история и современность.


2. Академическое красноречие.

2.1. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.).

2.2. Взаимоотношения оратора и аудитории.

2.3. Типы ораторов.

2.4. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда)

2.5. Характеристика голоса оратора.

2.6. Язык жестов оратора.

2.7. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова.

2.8. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского.

2.9. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления.

2.10. Тренировка памяти.
3. Культура делового общения.

3.1. Национальные особенности делового общения.

3.2. Конфликт в деловом общении.

3.3. Спор как форма диалога.

3.4. Искусство вести переговоры.

3.5. Традиции парламентского красноречия в России.

3.6. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.)

3.7. Имидж современного российского делового человека.

3.8. История российского предпринимательства и деловая культура.

3.9. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка.

3.10. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Данцев А.А., Нефедова Н.Ф. Русский язык для технических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  2. Основы деловой коммуникации: Учебное пособие по русскому языку и культуре речи / Д.А. Щукина, Е.В. Атаева, О.Е. Беспалова,, О.Н. Бондарева, Н.А. Егоренкова, Е.А. Колесова, Н.В. Науменко, И.В. Мальцев, С.А. Рассадина, Т.М. Синельникова. СПб.: Мир русского слова, 2011.

  3. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля./И.Г. Проскурякова, Р.К. Боженкова и др. М., 2005.

  4. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова и др. СПб.: СПГГИ, 2002.

  5. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1,2. СПб, 2006.

  6. Русский язык и культура речи: Методические указания для самостоятельной работы / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Сост. Н.А. Егоренкова. СПб., 2012.

б) дополнительная литература

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  3. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М.: Центрполиграф, 2001.

  4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: Экономическая литература, 2003.

  5. Основы русской деловой речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; под ред. Проф. В.В. Химика. СПб.: Златоуст, 2012.

  6. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М., 2008.

  7. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.М. Максимова, А.В. Голубевой. СПб.: Златоуст, 2010.

  8. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. М., 2008

  9. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.

в) программное обеспечение

Для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  2. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильности русской речи: стил. словарь вариантов – М., 2004.

  3. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  4. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  5. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. – в 2-х тт. – М., 2003.

  6. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  7. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. / Скляревская Г.А. – М., 2005.

  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. – М., 2004.

Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:

Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/

Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/

Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению.

При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Нормативный аспект русской речевой культуры, 2. Культура русской научной и деловой речи, 3. Риторика. Культура устной публичной речи. Возможны два модуля: 1. Нормативный аспект научной и деловой речи, 2. Риторика. Культура устной публичной речи.

Рекомендуется сопровождать лекции по данной дисциплине мультимедийными презентациями.

В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата с последующим выступлением на семинарах (см. раздел 8.1).

Работа по реферированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, ясно и сжато излагать содержание научного текста.

Оценки за реферат и выступление с докладом, а также оценки за оформление различных жанров деловых документов (резюме и / или заявление) рассматриваются в качестве текущего контроля успеваемости студентов.

Зачёт как вид промежуточной аттестации выставляется по суммарному результату выполнения следующих работ: 1) наличие конспекта лекций, 2) реферат, 3) выступление с докладом, 4) оформление делового документа (резюме и / или заявление), 5) письменная работа по содержанию лекционного курса.
Разработчики:

Горный университет




доцент

каф. РЯиЛ




Н.А. Егоренкова

Горный университет




доцент

каф. РЯиЛ




О.Г. Згурская

(место работы)





(занимаемая должность)





(инициалы, фамилия)


Эксперты:













Горный университет




зав. каф.РЯиЛ, профессор




Д.А. Щукина

(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи...
Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconНовороссийский филиал
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 32 с
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гсэ цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск