Скачать 0.6 Mb.
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество». Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. 3 При реализации программ «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 3-ЛЕТНИЙ СРОК ОСВОЕНИЯ
3. - зачет; При реализации программ «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД
3. - зачет ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек. ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Беседы об искусстве» имеет два учебно-тематических плана, рассчитанных на 3 года и 1 год освоения соответственно. Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы: 1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение; 2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки; 5 3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, искусство как вид культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия. Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы:
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. 6 II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (срок освоения программы 3 года) 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максимальная учебная нагрузка С амостоятельная работа Аудиторные занятия 48 16 32 1 Виды искусства 1.1 Вводная беседа о видах искусства беседа 1,5 0,5 1 1.2 Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства беседа 1,5 0,5 1 1.3 Знакомство с динамическими (временными) видами искусства беседа 1,5 0,5 1 1.4 Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства беседа 1,5 0,5 1 2 Изобразительное искусство 2.1 «Как работает художник, чем пользуется» урок-игра 1,5 0,5 1 2.2 Жанры изобразительного искусства экскурсия 1,5 0,5 1 2.3 «Композиция» беседа 1,5 0,5 1 2.4 Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства практическая работа 1,5 0,5 1 2.5 Рисунок беседа 1,5 0,5 1 2.6 Графика экскурсия 1,5 0,5 1 2.7 Выразительные средства графики практическое занятие 1,5 0,5 1 2.8 «Силуэт» урок-игра 1,5 0,5 1 2.9 Живопись экскурсия 1,5 0,5 1 2.10 «Цвет» урок-эксперимент 1,5 0,5 1 2.11 «Колорит» экскурсия 1,5 0,5 1 2.12 Способы работы с цветом: «Акварель» практическое занятие 1,5 0,5 1 2.13 Способы работы с цветом: «Гуашь» практическое занятие 1,5 0,5 1 2.14 Способы работы с практическое занятие 1,5 0,5 1 7 цветом: «Пастель» 2.15 Способы работы с цветом: «Масляные краски» экскурсия 1,5 0,5 1 3 Литература 3.1 Литература как вид искусства беседа 1,5 0,5 1 3.2 Литературные жанры беседа 1,5 0,5 1 3.3 Литература и синтетические виды искусства интегрирование» е занятие 1,5 0,5 1 4 Музыка 4.1 Музыка как вид искусства урок-прослушивание 1,5 0,5 1 4.2 Музыкальные инструменты урок-прослушивание 1,5 0,5 1 4.3 Музыкальные направления и стили. урок-прослушивание 1,5 0,5 1 5 Хореография 5.1 Танец и виды танцевального искусства интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 5.2 Композиция в хореографии интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 5.3 Профессии в области хореографии интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 6 Театр 6.1 Искусство театра интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 6.2 Выразительные средства театрального искусства интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 6.3 «Детский театр» интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 7 Кино и телевидение 7.1 Искусство кинематографа интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 7.2 Детское кино интегрированно е занятие 1,5 0,5 1 7.3 Детские телепередачи урок-дискуссия 1,5 0,5 1 8 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
9
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
10 искусства. 1.8 Пленэр беседа 2 Декоративно-прикладное искусство 2.1 Текстиль беседа 1,5 0,5 1 2.2 Эскизирование практическое занятие 1,5 0,5 1 2.3 Металл беседа 1,5 0,5 1 2.4 Эскизирование практическое занятие 1,5 0,5 1 2.5 Керамика беседа 1,5 0,5 1 2.6 Эскизирование практическое занятие 1,5 0,5 1 2.7 Дерево беседа 1,5 0,5 1 2.8 Эскизирование практическое занятие 1,5 0,5 1 2.9 Камень. Кость беседа 1,5 0,5 1 2.10 Эскизирование практическое занятие 1,5 0,5 1 2.11 Стекло беседа 1,5 0,5 1 2.12 Эскизирование практическое занятие 1,5 0,5 1 3 Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия 3.1 Язык урок-исследование 1,5 0,5 1 3.2 Современная детская литература беседа 1,5 0,5 1 3.3 Творческий эксперимент урок-эксперимент 1,5 0,5 1 3.4 Музыка урок-прослушивание 1,5 0,5 1 3.5 Песня урок-прослушивание 1,5 0,5 1 3.6 Танец беседа 1,5 0,5 1 3.7 Реставрация и хранение объектов культуры и искусства урок-исследование 1,5 0,5 1 3.8 Значение культурного наследия в истории человечества урок-исследование 1,5 0,5 1 3.9 Церковь - как объект искусства беседа 1,5 0,5 1 3.10 Хранение «культурных единиц» беседа 1,5 0,5 1 3.11 Творческий проект «Семейные реликвии» практическое занятие 1,5 0,5 1 3.12 «Мой родной город вчера и сегодня» экскурсия 1,5 0,5 1 3.13 «Мой родной город вчера и сегодня» практическое занятие 1,5 0,5 1 11 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» (срок освоения программы 1 год) 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максимальная учебная нагрузка С амостоятельная работа Аудиторные занятия 66 16.5 49.5 1 Виды искусства 1.1 Вводная беседа о видах искусства беседа 2 0,5 1,5 2 Пространственные (пластические) виды искусства 2.1 Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства беседа 2 0,5 1,5 2.2 Графика и живопись как виды изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.3 Скульптура как вид изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.4 Архитектура как вид изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.5 Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.6 Народные ремесла, ремесла родного края экскурсия 2 0,5 1,5 3 Динамические (временные) виды искусства 3.1 Знакомство с динамическими (временными) видами искусства беседа 2 0,5 1,5 3.2 Литература как вид искусства беседа 2 0,5 1,5 3.3 Музыка как вид искусства урок-прослушивание 2 0,5 1,5 4 Синтетические (зрелищные) виды искусства 4.1 Знакомство с синтетическими (зрелищными) беседа 2 0,5 1,5 12 видами искусства 4.2 Танец и виды танцевального искусства интегрированное занятие 2 0,5 1,5 4.3 Искусство театра интегрированное занятие 2 0,5 1,5 4.4 Искусство кино интегрированное занятие 2 0,5 1,5 5 Язык изобразительного искусства 5.1 «Как работает художник, чем пользуется» урок-игра 2 0,5 1,5 5.2 Виды изображений в картине беседа 2 0,5 1,5 5.3 Жанры изобразительного искусства экскурсия 2 0,5 1,5 5.4 «Композиция» беседа 2 0,5 1,5 5.5 Рисунок беседа 2 0,5 1,5 5.6 Язык графики экскурсия 2 0,5 1,5 5.7 Выразительные средства графики практическое занятие 2 0,5 1,5 5.8 Язык живописи экскурсия 2 0,5 1,5 5.9 «Колорит» экскурсия 2 0,5 1,5 5.10 Способы работы с цветом практическое занятие 2 0,5 1,5 6 Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия. 6.1 Библиотека беседа 2 0,5 1,5 6.2 Правила пользования библиотекой экскурсия 2 0,5 1,5 6.3 Как работать с книгой практическое занятие 2 0,5 1,5 6.4 Сеть интернет как информационный ресурс беседа 2 0,5 1,5 6.5 Музеи беседа 2 0,5 1,5 6.6 Реставрация и хранение объектов культуры и искусства урок-исследование 2 0,5 1,5 6.7 Хранение «культурных единиц» беседа 2 0,5 1,5 6.8 «Мой родной город вчера и сегодня» практическое занятие 2 0,5 1,5 6.9 Значение культурного наследия в истории человечества урок-исследование 2 0,5 1,5 13 III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала. Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (срок освоения 3 года) ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА» 1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). 14 |
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Пояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные... Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета) | ||
Характеристика раннего возраста Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Психология как наука. Ее характеристика Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | ||
Характеристика учебного Программа учебного предмета «Декоративная композиция» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным... | Программа с/п «Молодежнинское» Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных... | ||
Программа в области музыкального искусства «фортепиано» Предметная Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета | ||
Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)... Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место... Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа | ||
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика... Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности | I. пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности,... | ||
Пояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его... Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... | Пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к... |