Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева»





Скачать 52.55 Kb.
НазваниеУрок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева»
Дата публикации02.09.2014
Размер52.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста (на примере четверостишия Ф.И.Тютчева»

Цели:

  1. культуроведческая и обучающая: углублённо прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять», повторить необходимый для этого учебный материал по темам «Лексика», «Морфология», «Знаки препинания в бессоюзном предложении»; изучить особенности употребления языковых единиц в художественном тексте, привлекая в качестве дидактического материала дополнительный речевой контекст (в частности, фразеологизмы);

  2. развивающая: развитие эмоциональной сферы мозга (создание возвышенной эмоциональной атмосферы урока), речепроизносительного аппарата (чтение, артикулирование текста), речевой памяти (ставилась задача запомнить текст);

  3. воспитывающая: дидактический материал был подобран так, чтобы актуализировать идеи «Я – русский (россиянин)», «Я живу в России», «Россия – моя Родина».

Урок проводится в системе адаптивного обучения. В соответствии с этим перед каждым учеником лежат предварительно заготовленные листы, в которых обозначены цели и этапы урока. Это позволит ученикам, во-первых, не выпускать из внимания цели урока, во-вторых, работать как бы по нотам, не переспрашивая учителя, что нужно делать на том или ином этапе. Задачу адаптивного обучения решали также дозированная помощь учителя и коллективные формы работы обучающихся. На предпоследнем этапе урока ученики пишут диктант по памяти, они самостоятельно, без помощи учителя, решают, как оформить текст, как писать слова, где и какие знаки препинания ставить. Эта сложная самостоятельная работа должна быть подготовлена всем предыдущим ходом урока. Стихотворение А.С.Пушкина – эмоциональная точка урока, его итог, объединяющий культуроведческую, развивающую и воспитывающую цели.

Оборудование: доска, словарь С.И.Ожегова.

На доске записаны число, тема, эпиграфы:

  1. Культура – это тексты, которые хранятся в памяти народа.

  2. Тексты говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Перед вами на парте листы, где записаны тема, цели и этапы урока. На них вы будете делать необходимые на уроке записи. Отметку вы получите после проверки вашей работы.

  2. Слово учителя. О человеке можно сказать: «Он принадлежит к определенной культуре», - только тогда, когда он показывает знание важных для данной культуры текстов. Один из таких хрестоматийных текстов, то есть проверенных временем, существующих в памяти не одного поколения, - четверостишие Ф.И.Тютчева. Это стихотворение вы постарайтесь в течение урока запомнить. Для этого мы не один раз прочитаем его, обратим внимание на значение слов, на смысловые связи между предложениями.

  3. Перед тем как мы начнем работать над четверостишием, спишите с доски эпиграфы. В этих предложениях ответы на вопросы: «Зачем мы будем анализировать текст? Что нужно делать для того, чтобы понять художественный текст?». Обратите внимание на знаки препинания: тире перед местоимением это,запятые перед союзными словами который, когда.

  4. Послушайте один из хрестоматийных текстов русской культуры. (Выразительное чтение учителя.)

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

  1. Значение каких слов в стихотворении неясно? Назовите их и запишите.

  2. Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Ученик диктует словарные статьи лексем аршин и стать. Записываем устойчивые словосочетания мерить на свой аршин, словно аршин проглотил и объясняем их значение 9ученики это делают самостоятельно или с помощью учителя).

  3. Обратите внимание на устаревшую грамматическую форму у ней.в хрестоматийных текстах мы обязаны сохранять языковые приметы времени. Например:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пой[д'эт]. (И.А.Крылов)

Итак, устаревшие слова и формы слов не исчезают. Где многие из них продолжают жить? (Необходимый ответ: в хрестоматийных текстах. Если ученики не тают точный ответ, необходимо задать им наводящие вопросы.)

  1. Как вы знаете, в бессоюзных предложениях знаки препинания не только разделяют простые предложения, но и несут смысловую нагрузку, которая становится ясной, если вставить подчинительные союзы. В схемах (они даны на листах) вставьте необходимые союзы. Поставьте знаки препинания в предложениях (они даны на листах). Прочитайте их вслух, объясните знаки препинания (эту работу можно сделать в парах, потом озвучить). Подумайте, где в четверостишии Ф.И.Тютчева нужно поставить запятую, двоеточие, тире. (Учитель медленно читает стихотворение.)

  2. Ученики совместно вспоминают произведение (устная работа).

  3. Диктант по памяти (ученики по памяти записывают четверостишие, соблюдая нормы правописания).

  4. Отложите листы (через 3-4 минуты). Подведем итоги. На этом уроке, надеюсь, вы запомнили ещё один хрестоматийный текст, то есть, по сути, ещё раз определились со своей культурной принадлежностью: вы – представители великой русской культуры. Хочется, чтобы с урока вы ушли также под впечатлением от ещё одного стихотворения, где поэтическими символами родное пепелище, отеческие гробы обозначены родина и родная история, культура. Любовь к родине, к родной истории, по мнению А.С.Пушкина, - те чувства, которые питают духовной пищей сердце, после чего человек обретает духовную независимость – «самостоянье».

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека –

Залог величия его.

Дополнительный материал (в случае, если остается время). Игра: вспомни хрестоматийный текст по его началу; достаточно закончить строчку, но можно прочитать наизусть и больше.

  1. Белеет…

  2. Сижу…

  3. Мороз и…

  4. Мой дядя…

  5. Мой первый друг…

  6. Три девицы …

  7. Скажи-ка, дядя…

  8. Я вас любил…

  9. Умом…

Лист для учеников.

  1. Тема: Языковой анализ художественного текста.

  2. Цели: углубленное прочтение стихотворения Ф.И.Тютчева; повторение необходимого для этого учебного материала по темам «Лексика», «Морфология», «Знаки препинания в бессоюзном предложении».

  3. Спиши с доски предложения:

  1. Культура –



  1. Слушай внимательно чтение!

  2. Ответь на вопрос: Значение каких слов в стихотворении неясно, и это затрудняет понимание текста? Запиши их:

  3. Заглянем в словарь С.И.Ожегова. Запишем значения слов.

Аршин – 1.

2.

Запишем фразеологизмы: 1) мерить… 2) словно

Стать – 1. Прямое значение:

2. Переносное:

У ней – у неё

  1. Запомни! Синтаксическая позиция, морфологическое выражение, синтаксическая роль (СП, МВ, СР). = или ≠

Умом…

Аршином

СП( ), МВ( ), но СР (≠): обстоятельство и дополнение. Почему?

Отвлеченное существительное и конкретное.

  1. Над галочкой вставь союз: [ ]: V [причина].

[ ] – V [следствие].

  1. Вставь знаки препинания: 1) Я не уеду из России любовь к родной земле сильна. 2) Россия бедна и несчастна надо работать для России.

  2. Подумай, где в четверостишии Ф.И.Тютчева нужно поставить запятую, двоеточие, тире.

  3. Прочитай наизусть стихотворение.

  4. Напиши диктант по памяти.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconИнформационные технологии и анализ художественного текста Выпускная...
Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconФразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного...
Фразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного текста
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconН. В. Горбель стилистические средства художественного текста
Поскольку художественная – вторичная информация базируется все же на первичной – языковой – информации, то по каждому фрагменту текста...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока исследование поэтического текста (стихотворения Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»); становление навыка анализа...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием электронных
Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconРабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста»
Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconУрок по литературе. Тема: «Учимся прогнозировать»
...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Интерпретация художественного текста»
Умкд «Интерпретация художественного текста». Направление подготовки: магистратура
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconКонспект урока чтения в 8 классе по теме: Стихотворение Ф. И. Тютчева...
Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconКонспект урока литературы в 11 классе ( 2 часа ) Тема Анализ эпизода...
Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте»
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconТема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconУрок литературы в 7 классе. Тема
Данный урок – повторение и закрепление основных литературоведческих понятий курса 6-7 классов (композиция художественного произведения,...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconThe English Language is the Olympic Language. Sochi 2014
«Английский язык – Олимпийский язык. Сочи 2014.» Развитие языковой догадки у младших школьников на примере названий зимних олимпийских...
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного текста на примере четверостишия Ф. И. Тютчева» iconУрок литературы в V классе. Изучение лирики
Ставится задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков анализа художественного текста и его фрагментов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск