ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока ЧТЕНИЯ в 8 классе по теме: Стихотворение Ф. И.
ТЮТЧЕВА «…Чародейкою зимою…». (М.О. учителей старших классов, март 2006 г.)
Учитель: Домашова Р.А.
с. Омутинское, март 2006
ТЕМА: Стихотворение Ф.И. ТЮТЧЕВА «…Чародейкою зимою ..».
Цели: 1) продолжить знакомство с творчеством Ф И ТЮТЧЕВА;
2) воспитание любви к природе; эстетических чувств;
3) совершенствовать навык чтения и анализа стихотворения; учить находить красочные средства языка, помогающие поэту создавать картины природы; способствовать развитию внимания, образного мышления, речи; расширять и активизировать словарный запас детей; раскрыть нравственный смысл произведения ( любить природу родного края- значит любить Родину). Оборудование: портрет Ф.И ТЮТЧЕВА, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года» ( зима- декабрь); плакат со словами Ф. И. ТЮТЧЕВА: « Я более всего в мире люблю Отечество и поэзию».
Ход занятия:
1) Организационный момент.
2) Речевая зарядка:
а) Дыхательные упражнения.
б) Закончить стихотворение в рифму:
Всю ночь на землю падал снег.
Его хватило бы на …( всех).
А утром все белым- бело,
Дома, дороги ..( замело).
Снег на деревьях и домах,
Он на крылечке и …( кустах). 3)Сообщение темы и цели урока:
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с поэзией Ф.И. Тютчева. Будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом , о поэте, который сложил стихи об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогли поэту рассказать, как красива наша природа.
4) Опрос домашнего задания:
Стихотворение»
- Как мы озаглавим стихотворение, прочитанное на прошлом уроке?
- Кто написал это стихотворение?
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? ( зачитать , подтвердить)
- О каком явлении природы описал Ф.И Тютчев?
- Какие чувства им владели, когда он наблюдал грозу? ( волнение).
- Прочитайте строки, которые вам помогли представить грозу?
- Чтение 1-2 учащимися на оценку.
5)Работа по теме:
а) Беседа эмоционально- оценочного характера:
Композитор с помощью семи нот, переплетенных в замысловатую гармонию звуков рисует пейзаж. Художник с помощью палитры красок передает свое настроение. А поэт создает свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха.
Послушаем музыку и представим себе, о чем она? Что вы услышали? Какие картины нарисовали бы?
(звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского о зиме)
- Какое настроение пытался передать композитор? ( радостное, веселое)
-Румяная, полная ярких, искрящихся красок зима вдохновляет на творчество не только поэтов, но и художников и композиторов.
П.И. Чайковский посвятил зиме три музыкальных композиции, которые включил в цикл « Времена года». Это « Декабрь», « Святки». Я не случайно поставила сегодня эту запись. Слушая эту музыку, я вспоминаю стихотворение Ф.И Тютчева.
(открываю часть доски, где помещен портрет Ф.И. Тютчева, годы его жизни и плакат со словами!)
б) Подготовка к восприятию нового произведения:
- Ф.И. Тютчев большую часть своей жизни( более 20 лет) прожил за границей, служил русским дипломатом Он написал более 300 стихотворений. В основном это стихи о природе, которую он полюбил с детства Он описывает природу, как о чем- то живом, одухотворенном. Описывает природу в разные времена года, о разных явлениях природы. Живя за границей , он всегда помнил о своей Родине, России, воспевая ее природу.
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Ф.И. Тютчева, а вы прослушайте и скажите, что поэт описал в этом стихотворении.
в) Словарная работа (перед чтением):
Цель: помочь понять содержание читаемого текста, пополнить словарный запас детей.
чародейка ( сложное слово: чары действуют) – колдунья, очаровывает, заколдовывает;
мещет- мечет: посылает лучи.
г) Первичное чтение текста учителем:
Цель: создать целостное восприятие текста; дать образец выразительного чтения; познакомить с содержанием стихотворения; почувствовать эмоциональный настрой поэта.
д) Проверка первичного восприятия:
Цель: проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.
- О каком времени года пишет поэт в этом стихотворении?
- Что вас удивило?
- Каким настроением автора проникнуто стихотворение ( радостное, восторженное, веселое, печальное ,грустное, мечтательное)?.
- А какие чувства возникли в вашем сердце? (радость, восхищение, восторг, грусть).
- Какие картины вы представили, пока я читала стихотворение?
6)Повторное чтение ( детьми):
Цель: совершенствовать навык чтения
- вполголоса самостоятельно – « жужжащее чтение» ( а можно вслух по цепочке)
- А теперь возьмите карандаши, читайте вполголоса, подчеркивая непонятные слова.
7) Словарная работа:
Цель: расширять словарный запас детей, активизировать имеющийся.
-Какие слова показались вам непонятными?
( чудной жизнью, затрепещут, вспыхнет, заблещет, краса- красота, ослепительный).
Физминутка.
- упражнения для снятия усталости;
- упражнения для глаз.
9) Анализ произведения.
Цель: учить видеть красивое в природе; находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.
а) Прочитайте первую строфу ( первые пять строчек стихотворения) вполголоса, затем вслух.
- Что поэт описывает в этих строчках? ( зимний лес).
- Каким вы себе представили лес?( снег хлопьями на ветках, как бахрома)
- Почему поэт называет лес околдованным? ( зачитать строки для подтверждения).
-Какие глаголы использует Тютчев, описывая зимний лес? ( стоит, блестит)
- Как вы понимаете слово « бахрома»?.
( бахрома- украшение; это эпитет- образное определение предмета, выраженное прилагательными).
- Какая бахрома? ( снежная).
б) Читаем следующие пять строк:
- О чем говорится здесь? ( о зимнем лесе)
- Что говорится про зимний лес?( стоит околдован, спит)
- Как вы понимаете третью строчку? Может ли зимний лес спать? ( сравнивает с человеком, оживляет- олицетворяет)
- Что вы себе представляете, читая четвертую и пятую строки? ( лес весь в снегу, снег как пух- сравнение).
в) Чтение последних пяти строк:
- О чем говорится в этих строках? ( о зимнем лесе).
- Что говорится про зимний лес? ( на солнце вспыхнет и заблещет ослепительной красой).
- Какой лес зимой? ( красивый, блестит разноцветными огнями на солнце).
Кто главный герой всего стихотворения? ( зимний лес, он становится живым героем стихотворения).
Как можно озаглавить это стихотворение? ( зимний лес).
Посмотрите на иллюстрации о зиме. Одинаковы ли они и пейзажи на них? Чем отличаются? Какая из них больше всего подходит к нашему стихотворению? Почему?
10) Дифференцированные задания:
- Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Почему ты выбрала именно их?
- Что главное в стихотворении: действие, событие, природа или поступок?
- Что удивляет и восхищает автора?
- Представь себе, что тебе нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски ты используешь? Почему?.
- Какие картины родились в твоем воображении после чтения этого стихотворения?
- Какие слова помогли тебе понять содержание стихотворения?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Подбери глаголы к слову лес.
- С какой целью написал это стихотворение? ( отражает не событие, а душевное переживание поэта).
11) Работа над логической партитурой ( подготовка к выразительному чтению)?
Цель: отработать технику чтения, чтобы читали выразительно.
( отмечать паузы /и //; логические ударения - подчеркнем слово, которое нужно выделить голосом)
/ - ; : , // - . и ….
- А теперь я читаю еще раз это стихотворение с учетом всех разметок.
- Чтение детьми : - по цепочке; - хором.
12) Итоговая беседа:
- Кто написал это стихотворение? ( лирическое стихотворение отражает не событие, а душевное переживание поэта)
- О чем это стихотворение? ( восхищение зимней природой, красотой зимнего леса).
- Удалось ли поэту передать красоту зимнего леса? Докажите.
- Только человек, любящий свою Родину, мог так сказочно описать ее природу. Не зря Ф.И. Тютчев говорил: « Я более всего в мире любил Отечество и поэзию».
- Какие запомнили новые слова?
13) Домашнее задание.
- Как много значит каждое слово в нашей речи, а у поэта за каждым словом скрывается поэтический образ. Ваша задача дома научиться рассказывать стихотворение выразительно, показать как удивительна, неповторима наша земля.
14) Рефлексия.
- Оцените то, как вы работали на уроке. |