Скачать 98.93 Kb.
|
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство». Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову; развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине. Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока! Прозвенел звонок весёлый, Приглашает на урок. Встали все у парт спокойно, Начинаем ровно в срок. Тихо сядем, не нарушим тишину, И тихонечко, тихонько Я сейчас урок начну. - На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь! 2. Речевая разминка. (На экране скороговорка). Слайд 2. Вез на горку Саня За собою сани. Ехал с горки Саня, А на Сане сани. - Прочитаем хором. - Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному? (Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются). - Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают). - Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах. - Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.) 3. Введение в тему. Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.
____________________________________________________________
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72. 4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения . (Слайд 3) Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. (Слайд 4) 5. Биография поэта. Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».(Слайд 5-6). Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым: Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы. (Слайд 7) Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».( стр.72.) - Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства. 6.Прослушивание стихотворения в записи. 7.Беседа по содержанию: - Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? - Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером. Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и тд. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом. В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться. 8. Словарная работа в парах. Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.) Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. Прялка – приспособление для ручного прядения. Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ) (Слайд 8-13) Физминутка 1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать! 9. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на стр 72. - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? - А где происходило событие? - Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения. Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни... – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше. - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб. - А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. - А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? Ученица. “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..” - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? - И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы? - А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю. - Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? Дети. Да, конечно! Читаем дальше. - А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.) - А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”). (Слайд 14) - А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха. – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом. – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно. - А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито Ветер злой поет”? Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем. Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку. Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо. – А еще очень складно... – “Складно да ладно”. – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком. Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался. Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать? Дети. – О плавной и красивой... – О тихой и приятной... – О правильной, ровной, связной. 10.Физминутка для глаз (Слайд 15 – 16) 3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно. - Как можно озаглавить эту часть? - Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? Дети. – Но ведь это же во сне! – И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро. – А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях. – А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет: “И начну у бабки Сказки я просить...” Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.) Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда. Учитель. А как надо эти слова понимать? Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика. – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко. – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки. Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков. 5. Подведение итогов: Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания. - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма) – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть? – Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. - Ребята, спасибо за урок, Домашнее задание: На «5» - выучить 2 или 3 часть стихотворения, на «4» – первую. Ребята, спасибо за урок, а вам, дорогие гости, спасибо за внимание! . |