Скачать 56.67 Kb.
|
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство». Предмет: литературное чтение УМК: «Начальная школа XXI века» Класс: 3 Тема: «Стихотворение И. Сурикова « Детство». Учитель МОУ «ООШ» р.п. Турки, Турковский район, Саратовская обл.: Иванова О.В. Тип урока: творческое исследование, погружение в тему. Цели урока: 1. Обучающая: познакомить с произведением И. Сурикова « Детство». 2.Развивающая:развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему». 3.Воспитательная : формирование умения сочувствовать, сопереживать; воспитание любви к искусству: живописи, музыке, художественному слову, патриотизма к малой родине. Задачи урока: осмысление художественного пространства. Оборудование: мультимедийный проектор, музыка П.И. Чайковского « Времена года», фонограмма «Зимняя вьюга», музыка Евгения Бикташева «Хоперский вальс», презентация к уроку, русские народные костюмы, предметы старинного быта. Ход урока.
а) Активизация внимания.; б) Оптимистический настрой на урок - Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова: Мы спокойны и добры; Приветливы и ласковы. Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство. Так считает и И.З. Суриков в стихотворении « Детство», с которым мы познакомимся сегодня. 2. Тема нашего урока: (1 слайд) « Детство» И. Суриков. а) «Настройка» на восприятие: Учитель: «…ни огня, ни черной хаты, глушь да снег навстречу мне». С грустью писал о деревне 19 века великий русский поэт А.С. Пушкин. Может быть, он написал и о нашем поселке Турки? - Сейчас мы посмотрим на пейзажи русских деревень 19 века. И послушаем музыку П.И. Чайковского « Времена года». ( 2 слайд) - Ответьте на вопрос, что вам особенно бросается в глаза? ( бедность, нищета, зима, снег, простор). Вывод: Вот в таких домах жили ваши ровесники, такая действительность окружала их. 3. Работа над чтением стихотворения. а) После просмотра обращаюсь к детям прочитать наизусть первые 4 четверостишия. Во втором классе дети уже изучали этот отрывок. б) (3 слайд) иллюстрация из учебника на экране. - Что вы видите? ( Дети катаются с горки.) - Похожи ли дети на вас? - Что случилось с мальчиком? ( Он упал с санок) - Какое у него настроение? ( веселое, грустное, радостное, счастливое) - Какой заголовок можно придумать к данному рисунку? ( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»). - Какой из заголовков наиболее удачный? -Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора. ( 4 слайд) Деревенская изба. Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта. -Давайте постучимся и войдем туда. Все вы видите деревенскую печку. -Красна изба углами, А печь пирогами. Звучит русская пословица. - Каков её смысл? Далее дети рассматривают предметы деревенского быта: чугунок, ухват, кувшин, прялку, светец, таган. Характеристика деревни второй половины 19 века. ( Не было в деревне электричества, ни мобильников, ни компьютера, ни книг. Единственное развлечение-катание на санках, слушание бабушкиных сказок долгими зимними вечерами , да пение песен.) Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной. - Хотели бы вы играть в такие игрушки? 4. Инсценирование текста. Следующих четверостиший. Сопоставьте сценку и сам текст. - Каких слов нет в сценке? ( Ой, вьюга; Ваня…) Старик: Но меж тем уж село Солнышко давно. Мать (сокрушенно): Поднялася вьюга, На небе темно. Заходит мальчик с санками: (топает ногами, стряхивая снег) - Ой, вьюга, - Ой, вьюга, Не видать совсем друг друга За четыре за шага. (Мать снимает с него варежки, ставит санки.) Мать: Весь ты перезябнул Руки не согнешь Старик: И домой тихонько, Ваня, Нехотя бредешь. Ветхую шубенку Скинь-ка с плеч долой: Заберись-ка на печь К бабушке седой. Ваня: И сидишь, ни слова Тихо все кругом; Только слышишь – воет Вьюга за окном. Прослушивание фонограммы «Зимняя вьюга» Чтение текста 1четверостишия учителем. 5.Чтение сказки-сна по цепочке. Вступление учителя: - Чем заполнен мир детства? Нищетой и убожеством обстановки, в которой живет мальчик? -Нет, каждая его клеточка, все его существо заполнено радостью сказки, которая когда – то, конечно же, закончится, но она есть сейчас, и показать этот короткий миг счастья деревенского мальчика и является задачей И. Сурикова. (4 слайд) Эпитеты- красочные прилагательные, характеризующие способность детей мечтать, фантазировать, создавать воображением сказочный мир несбыточного счастья. Знакомство с новым понятием. Лексическая работа со словом «чудный». -Почему И.Суриков несколько раз повторяет этот эпитет? Здесь раскрывается стремление автора показать состояние души ребенка. А стремление к счастью – это и есть естественное состояние человека, потому что, как писал И. Куприн: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». 6.Индивидуальные карточки: актуализация опорных знаний. ( Перепутанная строка. Задание: Расставьте цифры в последовательности, выполняя правильно текст. Последние 2 четверостишия. 7.Обобщение – анализ. Слово учителя. Ребенок во власти этого чудного сна, навеянного ему бабушкой. Но это только сон, жизнь окружающая мальчика, грубее, безрадостнее. Однако грусть быстро улетучивается, и вот уже солнышко заглядывает в окошко, снова маня к друзьям, к зимним развлеченьям. Физминутка: Мы пушистые снежинки, Мы волшебные пушинки. Приодели белый свет, Набросали белый плед. Мы друг с другом подружились, В легком танце покружились. И на землю тихо-тихо, Опустились и притихли. 8.Поисковая работа- пятиминутка. Вывод на основе контраста. Сопоставительная таблица. (5 слайд)
9. Временная аналогия. Литературная параллель: вчера и сегодня. Переход к заключительной части урока « Турки сегодня». Дети могли только мечтать о счастливой жизни. Мы говорили с вами о детстве 19 века, осуществились ли мечты людей сегодня, в 21 веке? (слайд 6) На экране фото из жизни прошлого и современного поселка. Школа, каток, компьютерный класс. Вы узнали наш поселок 21 века? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в Турках эти условия счастливого детства? Все: Да, осуществилась. - Какое у вас детство? - Можно ли его назвать счастливым? 10. Домашнее задание. ( Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства). -Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок. 11.Рефлексия. Оценка- кружочек. Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, синий, желтый. Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите красный кружок, если не все запомнили и поняли – синий, а если очень мало запомнили. 12.Итог урока. Напутственное слово учителя. Музыкальная фонограмма Бикташев «Турковский вальс». Вальс исполняют учащиеся старших классов. Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Турки. Житель нашего поселка Евгений Бикташев написал песню «Хоперский вальс», которая стала гимном нашего поселка Турки. Закончить урок я хочу пожеланием: Будет все у вас: ошибки, неудачи, Не уступайте им, Начав с нуля, иначе. Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к красоте. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство» | Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме: В. Бианки. «Музыкант» во 2 классе Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность) | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект литературного чтения в 3 классе Тема урока: стихотворение С. Есенина «Черемуха» Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой, Б. Б. Захарова \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11... | ||
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Конспект урока литературного чтения в 4 классе и урока изобразительного... Знакомство с художниками -иллю-страторами (кратко) и показ репро-дукции их иллюстраций | ||
Урока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные... | Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Конспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Конспект урока тема урока: а. С. Пушкин. Детские и лицейские годы.... Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность) | ||
Конспект урока литературного чтения Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | Конспект занятия по ознакомлению с литературой «Заучивание стихотворения... Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление... | ||
Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | Конспект урока литературного чтения в 4-м классе «Литературные тайны» Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | ||
Конспект урока литературного чтения во 2 классе умк «Перспективная начальная школа» Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по... Цель деятельности педагога: создание условий для развития у учащихся умений давать оценку поступкам героев произведения Н. Н. Носова... |