Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи»





Скачать 66.98 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи»
Дата публикации16.09.2013
Размер66.98 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТИЙ В ТЕКСТЕ. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ».

Разработала учитель I категории: Чотчаева Наталья Вячеславовна.

Цели:

  • познакомить учеников с изобразительными возможностями причастий;

  • продолжать учить комплексному анализу текста, расширяя представления о богатстве русского языка;

  • совершенствовать умение грамотно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста;

  • отрабатывать умение правильно употреблять причастия в речи;

  • воспитывать желание пользоваться средствами выразительности языка, потребность говорить красиво и образно;

• воспитывать уважение к родному языку и его богатствам.
Оборудование: копия картины И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники",
аудиозапись, доска, индивидуальные задания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о роли причастий в художественном тексте и правильном употреблении в речи. Урок наш посвящен удивительному времени года - осени и осени поздней. За окном уже ноябрь. Чем же интересен этот месяц?

Монологическая речь.

Монологическая речь.

Ноябрь - последний по календарю месяц осени. Пора холодов, порош, остывания земли, перволедья.

Название месяца заимствовано из латинского языка, что означает "девятый", ведь в древнеримском календаре ноябрь был девятым месяцем, так как год вел отсчет с марта.

В Древней Руси ноябрь - грудень. Народ прозвал этот месяц воротами зимы, сумерками года. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается, - гласит одна из пословиц.

1.Работа с текстом.

В украинском языке ноябрь называют "лыстопадом". В этом названии. Но кроме листопада, что еще характерно для этого месяца? Давайте обратимся к тексту, который лежит перед каждым из вас и узнаем об этом. А Татьяна Сапрунова его нам прочтет.
ЛИСТ..БОЙ

Ночью задул лист..бой - холодный ноябрьский ветер. Он пр..шел с севера, из тундры уже прихваченной льдом, с б..р..гов Печоры.

Лист..бой завывавший в печной трубе и шевеливший на крыше осиновую щепу бил тр..пал деревья и слышен был шелест покорно (с, з)брасыва..мой листвы.

Ра(с, з)крытая форточка билась о раму, скр..певшую ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы р.хтущцй под окном.

К утру береза была раскрыта настеж... Сквозь ветки ее т..кли и т..кли холодные струи лист..боя четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

Паутина растянутая в елочках строгим пауком-кр..стовиком была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда(то). А она все набухала провисая словно сеть наполненная л..щами.

3. Орфографическая работа.

  • Вы прослушали текст. Давайте определим стиль и тип речи.

  • Почему ветер так необычно назван?

  • Интересно образование слова листобой.

  • В тексте встречаются слова с пропущенными буквами. Выпишите из текста эти слова и объясните орфограммы.

  • Один из постоянных признаков причастия - разряд. Назовите разряды причастий. Выпишите из текста по одному причастию каждого разряда настоящего и прошедшего времени. Выделите суффиксы.

/ действительные настоящего времени: порхающим, растущей;

действительные прошедшего времени: завывавший, скрипевшую,

шевеливший;

страдательные настоящего времени: сбрасываемой;

страдательные прошедшего времени: прихваченной, обозначенные,

наполненная, битым, раскрытая/.

• Какова синтаксическая роль причастий в предложении?

• Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначенного цифрой
четыре. Найдите грамматическую основу, определите, чем осложнено
данное предложение, дайте характеристику.

• Всегда ли причастный оборот выделяется на письме запятыми?
2. Лексическая работа.

  • Какая часть речи в тексте одновременно называет признак предмета и показывает его движение?

  • Приведите примеры причастий из текста./ завывавший в трубе, сбрасываемая листва, шевеливший щепу, раскрытая форточка, скрипевшая петлями рама, растущая береза, растянутая паутина./

  • Какие художественно-выразительные средства делают описание живым, необычным?

/Это метафора и сравнение. Метафора - это неназванное сходство, скрытое сравнение./

  • Приведите примеры метафор /битый порхающий лист; тундра, прихваченная льдом; раскрыта настежь (береза)/

  • А в словосочетании "раскрытая форточка" в каком значении употреблено причастие? /вывод: одно и тоже причастие в зависимости от контекста может употребляться в прямом и переносном значении./

  • Какое же место занимает причастие в этом тексте?

  • Вывод: причастия занимают немаловажное место в описании действий ноябрьского ветра. С их помощью ярко и живо передается образ листобоя в движении.


Творческие задания.

• Следующий этап нашей работы - творческие задания, которые помогут
нам в правильном употреблении причастий в речи.

Задания:

• В предложениях, записанных на доске, замените придаточную часть со
словом который причастным оборотом./ по вариантам/

1 вариант Тяжелые тучи, которые гонит ветер, закрыли все небо плотной
завесой.

2 вариант Лучи солнца, которые пробиваются сквозь серую пелену,
похожи на золотые фонарики, которые освещают землю.

В предложения, записанные на доске, вставьте причастный оборот,
выделив пунктуационно и графически.

Деревья, (одетые в яркие наряды), тихо перешептывались с ветерком, (шевелившим их ветви).

Разноцветные листья, ( кружившиеся в вальсе), укрывали аллеи парка осенним ковром.

• Из называемых слов возьмите указанные морфемы, образовав из них
причастия.

  1. украшение

  2. силач

  3. раскрашивать

  4. стелющий

  5. бриться усиливающийся

• С получившимся причастием составьте предложение. /Усиливающийся с
каждой минутой ветер нагонял серые дождевые тучи./.

• Перед вами лежат листы с заданием, которое вы выполните по группам.
ГРУППА А

Найдите ошибки в употреблении причастий, запишите предложение в исправленном виде.

Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем

молодые.

Солнечный луч освещает падающие листья с деревьев. ГРУППА Б

Подберите из скобок подходящие по смыслу причастия, поставьте в нужной форме и запишите предложения в тетрадь.

Уже вечерело, солнце скрылось за лесом, (находящий, находящийся)

недалеко от города.

В тумане, (расстилавший, расстилавшийся) над лесом, утонули березы и

осины.

  • Работа по картине.

  • Молодцы, ребята, и группа А и группа Б^с заданием справились успешно. А сейчас обратимся к картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники". Рассмотрите ее внимательно. А Надя расскажет нам об особенностях творчества этого замечательного художника.

  • Монолог ученика.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года. Юношей он прошел через нищету и страдания. Но, несмотря на это, талант его стремительно развивался. Этому способствовали замечательные педагоги, крупнейшие художники-передвижники: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, а главное -огромное трудолюбие Левитана.

Обладающий незаурядным умом, редчайшим даром находить цветовую гамму для своих полотен, исключительной зрительной памятью, умением проникать в сущность жизни природы, художник воплотил в своих картинах прелесть средней полосы России, ее тончайшие, созвучные человеку настроения и чувства от тихой грусти, щемящей тоски, скорбных раздумий до благотворного умиротворения, жизнерадостности и ликования.

  • Слово учителя.

  • Какое впечатление на вас произвела картина Левитана? Подберите эпитеты к осени Левитана.

  • Послушайте стихотворение, написанное ученицей 9-го класса. Оно вполне созвучно с описанием красоты осеннего пейзажа на картине Левитана и с чувствами, которые он навевает

Осень

Опадают листья с тополей и кленов,

Улетают птицы в теплые края.

И багрянцем листьев, некогда зеленых,

Словно разноцветьем устлана земля.

Под ногами шелест от листвы опавшей,

На душе тревога и опять дожди.

Это словно слезы осени уставшей,

Теплых дней погожих от нее не жди.

  • На картине изображен тихий, безветренный осенний день. Давайте с вами представим, что налетел холодный ноябрьский ветер. Что изменится в природе и в душевном состоянии этой одинокой девушки? С помощью какой части речи мы сможем одновременно описать и почувствовать движение?

  • Напишите под музыку ветра миниатюру "Ненастная осень", используя причастия.

  • Прослушаем ваши работы. Молодцы, ребята! Миниатюры получились очень интересными.

IV.Итог урока

  • Сегодня на уроке мы с вами говорили о роли и употреблении причастий в устной и письменной речи.

  • Скажите, ребята, часто ил вы в своей речи употребляете причастия?

  • Причастия употребляются чаще всего в книжной речи. Так какова же роль причастий в книжной речи?

  • Послушайте, как о языковой особенности причастий говорил еще А.С. Пушкин:

" Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом".



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconУпотребление причастий в устной и письменной речи
Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconУрок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных....
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconУрок русского языка по теме «Употребление причастий в речи»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями, распечатки с дополнительным материалом, доска,...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Правописание н и нн в страдательных...
Продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий, по формированию навыка правильного...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconРешаемые проблемы
Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Правильное употребление «вежливых» слов в своей речи
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconУрок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов....
Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconКонспект урока русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Григорьева А. В
Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные знания: причастие, признаки прилагательного и глагола у причастий, виды причастий, правописание суффиксов причастий и не...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconУрока русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание н нн в...
Тема урока: «Правописание н нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconКонспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconКонспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. Правильное употребление причастий в речи» iconКонспект урока русского языка в 7кл. Дата проведения : 05. 10. 2006 г. Тема: «Причастный оборот»
Проверка домашнего задания: упражнение №60 проверяется методом взаимопроверки (на доске указаны пропущенные окончания причастий с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск