Скачать 66.98 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТИЙ В ТЕКСТЕ. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ». Разработала учитель I категории: Чотчаева Наталья Вячеславовна. Цели:
• воспитывать уважение к родному языку и его богатствам. Оборудование: копия картины И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники", аудиозапись, доска, индивидуальные задания. Ход урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о роли причастий в художественном тексте и правильном употреблении в речи. Урок наш посвящен удивительному времени года - осени и осени поздней. За окном уже ноябрь. Чем же интересен этот месяц? Монологическая речь. Монологическая речь. Ноябрь - последний по календарю месяц осени. Пора холодов, порош, остывания земли, перволедья. Название месяца заимствовано из латинского языка, что означает "девятый", ведь в древнеримском календаре ноябрь был девятым месяцем, так как год вел отсчет с марта. В Древней Руси ноябрь - грудень. Народ прозвал этот месяц воротами зимы, сумерками года. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается, - гласит одна из пословиц. 1.Работа с текстом. В украинском языке ноябрь называют "лыстопадом". В этом названии. Но кроме листопада, что еще характерно для этого месяца? Давайте обратимся к тексту, который лежит перед каждым из вас и узнаем об этом. А Татьяна Сапрунова его нам прочтет. ЛИСТ..БОЙ Ночью задул лист..бой - холодный ноябрьский ветер. Он пр..шел с севера, из тундры уже прихваченной льдом, с б..р..гов Печоры. Лист..бой завывавший в печной трубе и шевеливший на крыше осиновую щепу бил тр..пал деревья и слышен был шелест покорно (с, з)брасыва..мой листвы. Ра(с, з)крытая форточка билась о раму, скр..певшую ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы р.хтущцй под окном. К утру береза была раскрыта настеж... Сквозь ветки ее т..кли и т..кли холодные струи лист..боя четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом. Паутина растянутая в елочках строгим пауком-кр..стовиком была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда(то). А она все набухала провисая словно сеть наполненная л..щами. 3. Орфографическая работа.
/ действительные настоящего времени: порхающим, растущей; действительные прошедшего времени: завывавший, скрипевшую, шевеливший; страдательные настоящего времени: сбрасываемой; страдательные прошедшего времени: прихваченной, обозначенные, наполненная, битым, раскрытая/. • Какова синтаксическая роль причастий в предложении? • Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначенного цифрой четыре. Найдите грамматическую основу, определите, чем осложнено данное предложение, дайте характеристику. • Всегда ли причастный оборот выделяется на письме запятыми? 2. Лексическая работа.
/Это метафора и сравнение. Метафора - это неназванное сходство, скрытое сравнение./
Творческие задания. • Следующий этап нашей работы - творческие задания, которые помогут нам в правильном употреблении причастий в речи. Задания: • В предложениях, записанных на доске, замените придаточную часть со словом который причастным оборотом./ по вариантам/ 1 вариант Тяжелые тучи, которые гонит ветер, закрыли все небо плотной завесой. 2 вариант Лучи солнца, которые пробиваются сквозь серую пелену, похожи на золотые фонарики, которые освещают землю. • В предложения, записанные на доске, вставьте причастный оборот, выделив пунктуационно и графически. Деревья, (одетые в яркие наряды), тихо перешептывались с ветерком, (шевелившим их ветви). Разноцветные листья, ( кружившиеся в вальсе), укрывали аллеи парка осенним ковром. • Из называемых слов возьмите указанные морфемы, образовав из них причастия.
• С получившимся причастием составьте предложение. /Усиливающийся с каждой минутой ветер нагонял серые дождевые тучи./. • Перед вами лежат листы с заданием, которое вы выполните по группам. ГРУППА А Найдите ошибки в употреблении причастий, запишите предложение в исправленном виде. Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. Солнечный луч освещает падающие листья с деревьев. ГРУППА Б Подберите из скобок подходящие по смыслу причастия, поставьте в нужной форме и запишите предложения в тетрадь. Уже вечерело, солнце скрылось за лесом, (находящий, находящийся) недалеко от города. В тумане, (расстилавший, расстилавшийся) над лесом, утонули березы и осины.
Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года. Юношей он прошел через нищету и страдания. Но, несмотря на это, талант его стремительно развивался. Этому способствовали замечательные педагоги, крупнейшие художники-передвижники: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, а главное -огромное трудолюбие Левитана. Обладающий незаурядным умом, редчайшим даром находить цветовую гамму для своих полотен, исключительной зрительной памятью, умением проникать в сущность жизни природы, художник воплотил в своих картинах прелесть средней полосы России, ее тончайшие, созвучные человеку настроения и чувства от тихой грусти, щемящей тоски, скорбных раздумий до благотворного умиротворения, жизнерадостности и ликования.
Осень Опадают листья с тополей и кленов, Улетают птицы в теплые края. И багрянцем листьев, некогда зеленых, Словно разноцветьем устлана земля. Под ногами шелест от листвы опавшей, На душе тревога и опять дожди. Это словно слезы осени уставшей, Теплых дней погожих от нее не жди.
IV.Итог урока
" Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом". |
Употребление причастий в устной и письменной речи Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий... | Урок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных.... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | ||
Урок русского языка по теме «Употребление причастий в речи» Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями, распечатки с дополнительным материалом, доска,... | Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание н и нн в страдательных... Продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий, по формированию навыка правильного... | ||
Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | Решаемые проблемы Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Правильное употребление «вежливых» слов в своей речи | ||
Урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов.... Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | Конспект урока русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Григорьева А. В Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить... | ||
Конспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные знания: причастие, признаки прилагательного и глагола у причастий, виды причастий, правописание суффиксов причастий и не... | ||
Урока русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание н нн в... Тема урока: «Правописание н нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий» | Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Конспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Конспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Конспект урока русского языка в 7кл. Дата проведения : 05. 10. 2006 г. Тема: «Причастный оборот» Проверка домашнего задания: упражнение №60 проверяется методом взаимопроверки (на доске указаны пропущенные окончания причастий с... |