Скачать 35.72 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Повадинская средняя общеобразовательная школа КОНСПЕКТ УРОКА Повторение и обобщение знаний о причастии 7 класс Урок разработала: учитель русского языка и литературы Маркина В.И. Конспект урока. Предмет: русский язык Класс: 7 Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о причастии» Тип урока: повторительно- обобщающий Форма урока: урок- практикум Цели урока: - образовательные: повторить, обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся по теме. - воспитательные: воспитать любовь к родному языку, уважение к одноклассникам, понимание взаимной ответственности. - развивающие: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, потребности в поисковой деятельности, развитие навыков устной речи учащихся. Основные знания: причастие, признаки прилагательного и глагола у причастий, виды причастий, правописание суффиксов причастий и не с причастиями, причастный оборот и его обозначение. Основные понятия и термины: причастие, действительные и страдательные причастия, причастный оборот, автобиография. Оборудование урока: учебник, тетрадь, магнитофон, запись музыки «Времена года» П.И.Чайковского, таблицы о причастии, раздаточный материал, таблички учеников. Опережающее задание: группе учащихся предлагается выучить слова для сценки о причастии. Ход урока.
Сегодня, ребята, мы с вами будем обобщать знания об удивительной части речи, о которой М.В.Ломоносов сказал так: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Повторение признаков прилагательного и глагола у причастия. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». Представим, что мы идем по осеннему лесу. Какое настроение у вас вызвала эта музыка? На доске написаны прилагательные и причастия: торжественная, завораживающая, таинственная, волнующая, манящая, чарующая, чудесная, радостная. Запишите те причастия, которые характеризуют музыку. Как вы их будете выбирать? На родную землю приходит волнующая красота зимней сказки. Найдите и подчеркните причастие как член предложения. Определите его глагольные признаки. Проверка домашнего задания. Прочитайте написанные дома предложения на тему: «Наступление зимы в родном краю» с использованием причастий, определите их разряд. Игра «Хлопок в ладоши». Учитель читает словосочетания, а ученики хлопают в ладоши, если в нем есть причастие: морозное утро, приглушенные голоса, свежий ветер, заколдованный лес, веселые крики, спящий зайчик, золотой лес, бодрящий воздух, туманное утро, заколдованное место. Словарный диктант. Один ученик работает у доски, а все – в тетрадях. Кованый меч, неубранные поля, обиженный мамой ребенок, жаренный на масле блин, нежданный гость, рисунки сделаны, кофта связанная, священный долг, крашеный пол, нечаянный взгляд, придуманное задание. (Проверка учениками диктанта). Повторение особенностей причастия. Группа учеников ставит сценку: «Очень необычно это причастие». Действующие лица: автор, прилагательное, глагол, действительное и страдательное причастие, причастный оборот. Повторение о причастном обороте. Записываем загадки и отгадываем их:
Найдите в загадках причастный оборот. Составьте 2 предложения с причастными оборотами и выделите, где нужно запятыми. Работа над тестом. 1.Как называется раздел науки о языке, где изучается причастие? 2.Какого времени не имеет причастие? 3. Какие причастия могут выполнять роль сказуемых? 4. В правописании какой морфемы причастия вы чаще всего ошибаетесь? Самостоятельная работа по карточкам. Учащиеся получают карточки с заданием написать автобиографию причастия. Автобиография причастия. Я, причастие ___, обозначаю_____, происхожу из семьи частей речи______и_____. Мой отец глагол, оставил мне в наследство свои признаки:________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос____, свою синтаксическую роль_____, научила изменяться по родам, числам, падежам. Вот сейчас я стою в форме___ рода,___ падежа,_____числа. В предложении выполняю роль____. 3.Подведение итогов работы и объяснение домашнего задания. Выставляются оценки и объясняются домашние задания: повторить №№ 20- 25, упр. 156. |