Скачать 240.71 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества города Белореченск муниципального образования Белореченский район Утверждаю: Директор МБОУ ДОД ЦДТ Шевченко А.Н._________ Протокол педсовета ЦДТ от 2013 г. № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) « Волшебный клубок» (наименование объединения) «Волшебный клубок» (наименование учебной дисциплины, курса)
(срок реализации программы)
модифицированная (вид программы)
7-11 лет (возраст обучающихся) Составила: - Д.К.Медведева педагог дополнительного образования г. Белореченск 1.Пояснительная записка. Ручное вязание - старинное народное ремесло. В музеях разных стран мира рядом с древнейшими орудиями труда можно увидеть первые ножницы для стрижки овец, большие гребни, которыми чесали шерсть, веретена, прялки и, конечно же, спицы, крючки - деревянные, костяные и более поздние – металлические. Казалось бы, что общего между этими немудреными приспособлениями и современными высокопроизводительными машинами, автоматическими поточными линиями! Но они крепко накрепко через века и тысячелетия связаны тонкой непрерывной нитью человеческого труда, стремлением к тому, чтобы одежда была прочной, теплой, удобной, легкой. И еще - красивой. Именно столь свойственная людям тяга к красоте, к творчеству и делает это древнее рукоделие настоящим искусством. Сегодня целое промышленная отрасль изготовляет самые различные вязаные вещи и вполне способно удовлетворять потребности общества в вязаных изделиях. Казалось бы, теперь нет никакой нужды в ручном вязании. Тем не менее, все больше людей посвящают ему свой досуг. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей. Но люди вяжут не только для того, чтобы сделать нужную, красивую, может быть, единственную в своем роде вещь. Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая глаз. Сам процесс этого труда приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в привычном и повседневном красоту и гармонию. Однако, как и всякому делу, ручному вязанию нужно учиться. Необходимо познакомиться с его основами, овладеть техникой и приемами этого рукоделия. Детские кружки художественного вязания создаются и существуют давно. В них дети знакомятся с историей вязания, свойствами ниток и трикотажного полотна, многообразием сочетания оттенков и тонов, неисчерпаемостью орнаментальных решений, фасонов и моделей. Все это вместе позволяет в полной мере проявить свою фантазию, вкус, мастерство. Из объема знаний, которые предполагает данная программа, можно выделить следующие цели и задачи. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ЗАДАЧИ УЧЕБНЫЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Исходя из целей и задач учебной программы, необходимо определить возрастные особенности, а также оптимальное количество детей в группах. Учебный процесс данной программы предполагает привлекать к занятиям в группе детей 7-11 лет, т.е. это контингент младших классов. Детей этого возраста можно заинтересовать вывязыванием простых и средней сложности узоров с дальнейшим их применением в изготовлении мелких готовых изделий (прихватки, шарфики для кукол, салфетки, игрушки и т.п.). Такая работа не требует большого количества времени и физических усилий, а результат достигается довольно быстро, что немало важно на первоначальном этапе обучения. Оптимальное количество детей в группах: 1год обучения-10 человек. Режим занятий: 2 занятия по 2 часа в неделю (4 часа в неделю). Данная программа является адаптированной для обучения детей младшего школьного возраста в условиях кружковой работы, так как она разработана с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разно уровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Актуальность программы. Занимаясь обучением детей вязанию крючком по режиму, ранее описанному, и используя групповую форму занятий с акцентом на индивидуальный подход в обучении, актуальность программы заключается в особенностях подачи материала, в более углубленном изучении этого вида декоративно-прикладного творчества, в получении конкретных результатов в отличие от школьных занятий на уроках трудового обучения, где с ручным вязанием знакомят детей бегло и поверхностно или вообще не включают этот вид рукоделия в программы. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Помещение для занятий.
Материал и инструмент:
Учебно-наглядные пособия изготавливает педагог:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-познавательная деятельность будет организована и проводиться в форме групповых занятий с акцентом на индивидуальный подход в обучении. Каждое занятие направлено на развитие личности ребенка, его природных задатков, на реализацию его интересов и способностей. Обучение реализуется на добровольных началах всех сторон (дети-родители-педагоги). На занятиях предполагается создание благоприятной психологической атмосферы, создание комфортных, неформальных условий для воспитанников. Дети посещают занятия в свободное от школьных занятий время и могут сочетать различные направления и формы занятий, а также переходить из одной группы в другую (по тематике, по способностям, по возрасту). Кроме основных занятий по обучению вязанию крючком могут проводиться такие формы занятий, как беседы, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, выставки. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Дети приходят в кружок с разным уровнем знаний и умений, а чаще и вовсе при отсутствии таковых. При наборе детей можно использовать информативную диагностическую методику (н-р, тестирование), позволяющую определить степень готовности детей к обучению вязанию на спицах. Дальнейшую работу следует организовать с учетом этого тестирования, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, можно предъявлять повышенные требования к тем детям, кто быстрее и лучше выполняет задания. Если у ученика не ладится работа, не следует постоянно это подчеркивать, иначе можно ослабить желание продолжать работу. Такому ребенку надо помочь, обязательно похвалить его, что у него обязательно получится. Это поднимет ребенку настроение, работоспособность, уверенность в своих силах, положительную мотивацию к труду. В конце пройденной темы обязательно проводится контрольный урок в форме текущей и промежуточной аттестации, который дает оценку на развитие навыков, рост знаний и умений воспитанников. Также формой учета знаний, умений и навыков является оформление альбомов с образцами различных узоров, где наглядно наблюдается динамика развития каждого ребенка. В процессе обучения дети ведут дневники, где отмечается тема каждого урока и оценка за проделанную работу. Дети тесно связаны со школьной системой оценивания знаний и поэтому с удовольствием получают пятерку. Конечно, плохие отметки ставить не следует, лучше ребенка поощрить. В конце учебного года проводится открытый урок и выставка, где представлены оформленные альбомы и выполненные в течение года изделия. На выставки приглашаются родители. Там они могут увидеть результаты деятельности своего ребенка и порадоваться его успехам. Такие мероприятия по оценке труда воспитанников позволяют детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. Ожидаемые результаты: К концу 1 года обучения учащиеся могут Знать: - название и назначение материалов – пряжа, нитки, наполнитель; - название и назначение ручных инструментов и приспособлений: крючок, ножницы, кисточка для клея, игла; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. Уметь: - правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; - анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); - экономно распределять пряжу, подбирать крючок, шов « через край». Программа рассчитана на 1 год обучения. В соответствии с приложением №3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля» продолжительность занятий с детьми школьного возраста составляет два академических часа два раза в неделю для групп первого года обучения (недельная нагрузка 4 часа), три академических часа два раза в неделю или два академических часа три раза в неделю для групп второго и последующих лет обучения (недельная нагрузка 6 часов в неделю) с обязательным 15-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений после каждого часа занятий. Академический час равен 45 минутам. 2.Учебно-тематический план первого года обучения.
3.Содержание программы. 1 Вводное занятие. Беседа «Из истории вязания». Тестирование. ( теория - 2 часа) Теория 2 часа: Знакомство с детьми. Определение целей, задач, содержания программы. Игры на сплочение детского коллектива. Требования к поведению учащихся во время занятий. Общие сведения о вязании. Материалы и инструменты для работы. Знакомство с историей возникновения и развития вязания. Виды пряжи для вязания. Инструменты для работы. Соблюдать технику безопасности при работе с крючком. Показать детям, как правильно держать крючок и нить в руках. 2.Виды столбиков без накидов. (теория-5 часов, практика-27 часов.) Теория 5 часов: Воздушная петля. Столбик без накида. Показать и объяснить технику вывязывания воздушных петель и столбика без накида. Объяснить, как обозначается схемы: воздушная петля и столбик без накида. Зарисовать схемы в тетради и прикрепить образцы в тетрадь. Написать о свойства льна, хлопка и шерсти в тетрадь. Выбор пряжи и крючка для вязания шапочки. Снятие мерок для шапочки. Расчет петель Практика 27 часов: Изготовление образца и схемы. Показать и объяснить технику вывязывания. Соблюдать правила техники безопасности при работе с крючком на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. Вязание шапочки, столбиком без накида. Соблюдать правила техники безопасности при работе с крючком на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. Промежуточная выставка альбомов и образцов узоров. Пригласить учеников и учителей. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. 3 Виды столбиков с накидом. (теория-5часов, практика-23часа.) Теория 5 часов: Показать детям, как правильно провязывать столбик с накидом. Столбики с двумя и большим количеством накида. Объяснить, как обозначается схема. Написать о свойстве, акрила и вискозы в тетрадь. Связать прихватки (круглая и многоугольная или клубничка) Однотонные и два - три цвета. Промежуточная выставка прихватки, салфетки. Пригласить учеников и учителей. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. Практика 23 часа: Показать и объяснить технику вывязывания. Зарисовать схему, прикрепить образец в тетрадь. Изготовление образца. Соблюдать правила техники безопасности при работе с крючком на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. Изготовление образца: круглая однотонная и цветная. Многоугольная однотонная и цветная. Соблюдать технику безопасности при работе с крючком. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. 4.Вязание изделий из отдельных мотивов. ( теория-10, практика-72часа.) Теория 10 часов: Составление схемы стебля листьев и цветка мака. Определение формы и цвета панно. Подбор цветовой гаммы для изделия. Подбор крючка и ниток. Разбор и разъяснение схемы, зарисовка схемы в тетрадь. Рассказать о возможном применении данной игрушки как «подушка». Подбор цветовой гаммы для изделия. Подбор крючка и ниток. Разбор и разъяснение схемы, зарисовка схемы в тетрадь. Рассказать о возможном применении данной игрушки как «подушка». Подбор цветовой гаммы для изделия. Подбор крючка и ниток. Разбор и разъяснение схемы, зарисовка схемы в тетрадь. Практика 72 часа: Связать заготовительные детали для панно. Накрахмалить элементы панно. Соединение деталей панно между собой. Соблюдать технику безопасности при работе с крючком. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. Импровизация с толщиной нити и крючком. Вязание мотивов для игрушки «Лягушка царевна». Вывязывание 24 мотивов по схеме. Соблюдать технику безопасности при работе с крючком. Требования к поведению учащихся во время занятий. Импровизация с толщиной нити и крючком. Вязание мотивов для игрушки «Бегемот». Вывязывание 44 мотивов по схеме. Соблюдать технику безопасности при работе с крючком. Требования к поведению учащихся во время занятий. Подвести подытоживание занятий Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте. Итоговая выставка альбомов, образцов узоров и вязаных изделий за весь год. Пригласить родителей, учеников и учителей. Требования к поведению учащихся во время выставки. IV. Методические рекомендации. В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются следующие методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный. Занятия планируются таким образом, чтобы практическая часть являлась продолжением и закреплением теоретических сведений. Одним из важных моментов каждого занятия – индивидуальная работа с учащимися. Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входит в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребёнок или же коллектив. Ребятам нравиться воспроизводить образцы, нацеленные на украшение, эстетизацию обычных жизненных ситуаций. На протяжении всего цикла занятий у детей накапливается опыт пребывания в атмосфере творчества, доброжелательности, радости, игры. Работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать. ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ РАБОТЫ: Общая тетрадь с сменными блоками формат А5- 1 шт. Файла формат А5-10-20 шт. Картон твердый (для образцов) формат А5- 10-20 шт. Клей карандаш (для образцов)-1 шт. Остатки ниток для вязания, разной фактуры и расцветки (сильной крутки) по -1 клубку. Крючки для вязания разной толщины от - № 2, 2.5; 3; 3.5; 4; 4.5. Булавки цветные -10 шт. Ножницы маленькие - 1 шт. Игла с большим ушком (для штопки) - 1шт. Вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечения видов работ как обязательных, так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей. Помещение должно быть оборудовано стеллажами, столами, стульями, шкафом для хранения материалов, инструментов, сувениров и поделок. Комната для занятий должна быть светлой, просторной, хорошо освещённой. Деятельность педагога и воспитанников включает в себя следующие направления: - освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении; - ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно делать сувениры из различных материалов; - изготовление самих поделок и подарков, выставочных образцов; - участие в создании коллективных композиций; - изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения или принятия подарка; -освоение навыков экологически грамотного поведения в природе во время походов, экскурсий, сбора природного материала. Программа предусматривает развитие и воспитание ребят в различных видах деятельности (игра, аппликация). Процесс выполнения коллективной работы взаимно обогащают ребят, вызывают у них положительные эмоции, учат управлять собственным поведением. В объединении «Волшебный клубок» воспитанники обучаются основным приёмам вязания. Дети учатся пользоваться инструментам и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности. В процессе занятий поддерживается любопытство детей, их творческие силы и стиль. Наглядное представление о результатах работы дают выставки Центра детского творчества. На выставку берутся лучшие работы воспитанников объединения. 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОГРАММ
|
Рабочая программа учебной дисциплины Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса... Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности... | ||
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества... И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Для решения вышеизложенной... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список... Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных... | ||
Задачи : Создать у учеников мотивацию на самопознание. Способствовать... Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок... | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Аннотация учебной дисциплины «Корпоративная логистика» Краткая характеристика... Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № |