Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти





Скачать 115.28 Kb.
НазваниеФио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти
Дата публикации12.07.2013
Размер115.28 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Культура > Статья

Статья на тему: Теоретические основы формирования эстетического воспитания младшего школьника через художественные народные традиции

ФИО: Самедли Илаха Альсафа кызы

Город: Тольятти

Место учебы и специальность: ГБОУ СПО ТСПК специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"



Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем наших детей сейчас, такими они будут через 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Формировать эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Оно тесно связано с нравственным воспитанием. Роль эстетического воспитания важна в развитии личности.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись ,начиная со времен Платона и Аристотеля, вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

Эстетика, наука о прекрасном в природе и искусстве, имеет задачей выяснение сущности прекрасного и эстетических эмоций.

Эстетика происходит от греческого и обозначает «воспринимаемый чувствами»

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Философы - материалисты, Д.Дидро, Н.Г.Чернышевский считали, что объектом эстетики, как науки, является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание - система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них К. Маркс, Б.Т.Лихачев, Н.И.Киященко, В.Н.Шацкая, М.М. Рукавицын.

Педагоги: Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи эстетической деятельности:

1.

создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;

2.

формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими;

3.

воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

Данные задачи частично отражают сущность эстетического воспитания.

В школах существуют следующие виды эстетической деятельности младшего школьника:

Художественно - творческая деятельность - это вид деятельности, результативность которой определяется уровнем общего развития личности, степенью эмоционально - художественной восприимчивости, готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства.

В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит искусству, которое в силу ряда своих особенностей способно взаимодействовать с духовной организацией личности, её системой ценностей, влиять на формирование мировоззрения личности и воспитывать эстетические идеалы. Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способствует формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством говорят многие ученые.

Духовно-культурная деятельность. Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-истерическому единству в целом. Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека - в развитии, совершенствовании внутреннего мира выпускника, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний. Духовная культура вырабатывает личный вкус и идеалы человека. Духовная культура возникает благодаря тому, что ученик не ограничивает себя лишь чувственно - внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает вещи. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературных, архитектурных и других памятников человеческой деятельности.

Художественно-практическая деятельность. Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Художественно - практическая деятельность связана с занятиями, которые способствуют знакомству с произведениями декоративно-прикладного искусства и решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал младшего школьника. Основными видами деятельности ученика в данном направлении являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно - творческого опыта на практике и дальнейшее накопление этого опыта. Художественно-практическая деятельность младшего школьника реализуется в организации карнавалов, праздников, ритуалов, обрядов.

Теоретическая деятельность. В теоретической деятельности ученик вырабатывает эстетические концепции и взгляды. Это осуществляется посредством приобщения к музыкальному искусству, изобразительному искусству, поэзии, познания природы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Вопросы обучения и эстетического воспитания школьников на основе традиций народного искусства получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях.

Традиция  - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Традиция - это память художественной культуры, это то наследие, которое живо сегодня, то прошлое, которое важно для наших современников. Традиция - это присутствие прошлого в настоящем.

Художественная традиция - это запечатленное в произведениях искусства разных эпох, развитие образного освоения мира этносом, т. е. его художественного мышления.

Народные традиции - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Народные художественные традиции являются элементом всей художественной культуры народа, представляющей собой часть её культуры вообще.

М. А. Ильин понимает под народной художественной традицией частные ее моменты: сюжеты, мотивы, приемы, формы, колорит произведений конкретных народных промыслов, вне того органического целого, в которое сливаются все эти частности в определенное время и в каждом из промыслов, создавая самобытные черты местного народного искусства.

А. Б. Салтыков понимал традиции как явление диалектическое, связанное не только с прошлым, но с настоящим и будущим. Он постоянно подчеркивал прямую связь традиций с современным советским искусством, анализировал движение и развитие традиций, которые, по его мнению, заключаются не в одних формальных признаках искусства данного промысла и не в механической их сумме, но в целостности образной художественной системы промысла и ее историческом развитии.

М. А. Некрасова полагает, что традиция глубоко содержательна, что это глубоко внутреннее явление. Основа традиции - правильное отношение к национальному наследию. Наследие - все искусство прошлого. В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности.

Стравинский считал, что традиция понятие родовое; она не просто "передается" от отцов к детям, но претерпевает жизненный процесс: рождается, растет, достигает зрелости, идет на спад и, бывает, возрождается. Эти стадии роста и спада вступают в противоречие со стадиями, соответствующими иному пониманию: истинная традиция живет в противоречии.

В народном художественном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Кровная связь народного художественного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах.

Промысел - совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата.

Народный художественный промысел - одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.


Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Д.Б. Лихачев выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три важных этапа восприятия художественного произведения школьником:

1.

первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило часто упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития. В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины художественного произведения, его глубокое освоение.

2.

организация процесса получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства. Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.

3.

этап научного постижения художественной деятельности. После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности.

В качестве главных методов на этом этапе выступают методы художественного теоретического и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями:

1.

Состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека.

2.

Состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-художественной критики. Задача литературно-художественной критики - помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно-аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним.

Второй этап восприятия художественного произведения несомненно важный, но его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

На основе первых двух этапов, осуществляется третий этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми.

Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открыто художником - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе - все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей.

Таким образом, были выявлены определения таких понятий как эстетика, воспитание, эстетическое воспитание, традиция, художественная традиция, народные традиции, народные художественные традиции, промысел, народный художественный промысел. Были изучены 3 направления эстетического воспитания в работах Б. Т. Лихачева. Были выделены три ведущие задачи эстетической деятельности. Были выявлены виды эстетической деятельности младшего школьника. Были изучены разные виды народных художественных традиций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconГ о. Тольятти Использование игровых технологий на урок
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconСтаврополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди
Ii. Дела и люди. — Тольятти: п/п «Современ­ник»; 1999 — 400 с. Isbn 5-85234-100-2
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconПричины экологических изменений в Тольятти
России, весьма напряжённая. Плотность промышленной застройки в городе примерно в 3-4 раза больше, чем в среднем по России. По условиям...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 городского округа Тольятти
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconФио фио фио
Программа ориентирована на использование учебников включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных мо и н РФ к использованию...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconФио фио фио
Сборник нормативных документов. – М.: Просвещение, 2009г. «Изобразительное искусство и жизнь человека» 1–9 классы / под редакцией...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconПлан-конспект урока правописание разделительного ъ фио (полностью)
...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconУрок русского языка
Фио, должность: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №108 Советского района городского округа город Уфа...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconКонкурс «Город глазами молодых» Проект «Город вчера, город сегодня…»
Полный адрес организации (индекс, телефон, факс, электронная почта, интернет-сайт)
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconИтоги конкурса научно-исследовательских работ «Мои первые шаги в...

Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconОтзыв руководителя фио автора, класс
Фио руководителя, указание предметных профессиональных направлений деятельности педагога: Маякова Елена Анатольевна, учитель французского...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconДоахеменидский период
Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconНовости культуры
Тольятти, ул. Белорусская, 33, тел./ф. (8482) 543 709, e-mail
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconПубличный отчет тольятти 2010 Основные результаты деятельности гоу...
Основные результаты деятельности гоу спо музыкального колледжа «Тольяттинское музыкальное училище» в 2009 учебном году: Публичный...
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Фио: Самедли Илаха Альсафа кызы Город: Тольятти iconВенеция город на воде, построенный на 122 островах, связанных 400...
Ка-д’Оро – и это далеко не все чем может удивить вас этот прекрасный итальянский город. Помимо прочего Венеция один из самых популярных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск