Скачать 136.7 Kb.
|
Адаптированная рабочая программа предмета Музыка в 3 классе на 2013 – 2014 учебный год Разработчик программы : Бабикова С.Н. учитель начальных классов
Рабочая программа по музыке разработана на основе примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по музыке для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов . Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения. Задачи образовательные: · формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; · формировать музыкально-эстетический словарь; · формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; · совершенствовать певческие навыки; · развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки. Задачи воспитывающие: · помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью; · способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; · содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; · активизировать творческие способности. Задачи коррекционно-развивающие: · корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; · корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, выступления на школьных мероприятиях, на районных и городских фестивалях. 2. Общая характеристика предмета. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение. После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников. Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется: · музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.); · техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор); · музыкально-дидактическими пособиями (аудио и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература). В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий. 3. Описание места учебного предмета. В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. 5. Результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
Обучающиеся научатся:
6. Содержание учебного предмета. 3 класс (1 час в неделю) ПЕНИЕ · Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. · Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. · Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). · Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. · Развитие умения контролировать слухом качество пения. · Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. · Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. · Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ · Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. · Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. · Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. · Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. · Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах). Примерный музыкальный материал для пения Первая четверть · Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. · Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. · Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. · Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. Вторая четверть · Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. · Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. · Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. Третья четверть · Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. · Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. · Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. · Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. Четвертая четверть · Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова. · Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. · Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. · Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. · Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Музыкальные произведения для прослушивания · Ф. Шуберт. Аве Мария. · Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». · Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида». · В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525. · М. Теодоракис. Сиртаки. · П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». · Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». · Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3. · Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. · Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. · Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина. · Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. 8. Учебно – методическое обеспечение программы: Основная литература 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8-е издание - М.: «Просвещение», 2013 г.2.Диск « 77 самых красивых мелодий» 3.Диск « Союз детских песен» 4Учебник «Музыка и пение» 3 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных уреждений VIII видаИ.В. Евтушенко. Дополнительная литература 5.Диск « Елочка зажгись» 6.Диск « Музыкальная фонохрестоматия» |
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы... | Рабочая программа Музыка рабочая программа учебного предмета «Музыка» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа | ||
Рабочая учебная программа учебного предмета «Музыка» Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа... | Пояснительная записка рабочая программа предмета «Музыка» Федерального стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования, основными положениями художественно-... | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение... Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта... | ||
Рабочая программа Рыкаловой Елены Николаевны по учебному предмету «Музыка» Школяр М.; Вентана – Граф, 2011(Начальная школа 21 века), инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа Элективного учебного предмета «Социология» в 11 классе «Социология», преподаваемого в 10 классе социально-экономического профиля, и включает в себя: пояснительную записку, основное содержание... | ||
Аннотация к рабочей программе «Музыка» 5-7 классы Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V-VII классах в объеме не менее... | Программа учебного предмета «Музыка» «Музыка» для V – IX классов образовательного учреждения разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным... | ||
Рабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» «Музыка» (Программы «Музыка. 5 9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой – М. Просвещение: 2006). Программа «Музыка» для основной... | Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы) Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов | ||
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... | Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской... Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа... |