Информационно-аналитическая справка
по результатам социологического исследования по изучению уровня межнациональной конфликтности и формирования ценностных ориентаций в молодежной среде. В соответствии с приказом Департамента образования и науки Костромской области №102 от 27.01.2014 года на портале «Образование Костромской области» с 10-12 марта 2014 года проведено социологическое исследование с целью изучения уровня межнациональной конфликтности и формирования ценностных ориентаций в молодежной среде среди студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Костромской области. В исследовании приняли участие 1241 студентов из них: студенты СПО – 374 участника (30,1% от общего количества участников мониторинга), студенты ВПО – 867 человек (69,8% от общего количества участников мониторинга).
В мониторинговых исследованиях приняли участие студенты учреждений из 12 муниципальных образований Костромской области (г. Кострома, г. Буй, г. Галич, г. Волгореченск, г. Шарья, Нерехта и Нерехтский, Антроповский, Костромской, Красносельский, Сулиславский, Шарьинский муниципальные районы).
Для проведения мониторинга среди студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования использовался экпресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой.
Респондентам задавались прямые и обратные утверждения, которые оценивались по 6-ти бальной шкале (Абсолютно не согласен - 1 балл, не согласен - 2 балла, скорее не согласен - 3 балла, скорее согласен - 4 балла, согласен - 5 баллов, полностью согласен 6 баллов). Тематика вопросов была направлена на выявление отношений между этническими группами, отношение к ближнему, отношение человека к окружающему миру.
По результатам мониторинга можно сделать следующие выводы, что:
34% (421 человек) имеют низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. Следует отметить, что среди респондентов - 13%(170 человек) – студенты ВПО, 20% (251) –студенты СПО из учреждений г. Костромы, г. Буя, г. Галича
52% (645 человек) имеют средний уровень толерантности. Такие результаты респонденты показывают, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявить интолерантность. Среди них, 67%(432) - студенты ВПО, 33%(213) - студенты учреждений СПО из г.г. Костромы, Буя, Галича, Шарьи, Волгореченска, Антроповского, Красносельского, Костромского, Нерехта и Нерехтского муниципальных районов Костромской области.
14% (175 человек) имеют высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Среди них 68% (121 человек) - студенты ВПО, 32%(54) - студенты СПО. В тоже время 4% (8 человек) из этой группы имеют результаты максимально приближенные к верхней границе, могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанные с тенденциями к попустительству, снизходительности или безразличию.
Для качественного анализа использовалось разделение на субшкалы:
Этническая толерантность отмечается у 48% респондентов, выявляет отношения человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Среди них, 28% (243) студентов от общего числа респондентов учреждений ВПО, 20% (75) студентов от общего числа респондентов учреждений СПО.
Социальная толерантность отмечается у 42% респондентов, показывает толерантные и интолерантные черты в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей). Среди них, 22% (191) студентов от общего числа респондентов учреждений ВПО, 20% (75) студентов от общего числа респондентов учреждений СПО.
Толерантность как черта личности присутствует у 32% респондентов, определяет установки, убеждения, которые определяют отношение человека к окружающему миру. Среди них, 20% (172) студентов от общего числа респондентов учреждений ВПО, 12% (43) студентов от общего числа респондентов учреждений СПО.
Так же результаты опроса показывают, что низкий и средний уровень толерантности выявляется в равных процентных соотношениях у студентов учреждений среднего профессионального образования и студентов 1,2 курсов учреждений высшего профессионального образования.
В связи с данными социологического исследования необходимо усилить воспитательную составляющую образовательного процесса в образовательных организациях по формированию толерантного отношения среди молодежи.
Методические рекомендации для образовательных организаций высшего и среднего профессионального по формированию установок толерантного сознания обучающихся.
Анализ результатов мониторинга позволяет говорить, что принципы толерантности необходимо целенаправленно формировать, и, прежде всего, среди подростков и молодежи.
В виду специфики своей деятельности учрежденияобразования обладают большим потенциалом в формировании ценностных ориентиров населения, воспитании полноценной личности и профилактике негативных общественных явлений. Эффективным направлением становится нравственно-эстетическое развитие молодежи, культурное межнациональное взаимодействие, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий и народностей.
Слово «толерантность» четкого и однозначного толкования сегодня не имеет. Чаще всего термин объясняется как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах. Толерантность не противоречит гражданскому общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.
У толерантности, терпимости существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлениями являются:
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.
Ксенофобия – боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.
Этноцентризм – отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.
В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении.
«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.
Специалисты отмечают, что наиболееуязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Задачей образовательных организаций в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в подротсковой и молодежной среде является:
формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;
гармонизациямежнациональныхи этнокультурных отношений;
создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;
формированиеинтереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;
создание условий для межнационального общения в образовательном учреждении, содействие укреплению межнациональных культурных связей.
Главной задачей работы образовательной организации по формированию установок толерантного сознания обучающихся является формирование толерантного пространства в образовательной организации, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений (совместная учебно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся, воспитательные мероприятии, коллективные инициативы педагогических работников и обучающихся).
Среди содержательных направлений при организации деятельности по формированию установок толерантного сознания обучающихсяможно выделить:
организацию этнического, конфессионального, социокультурного, правового просвещенияобучающихся в ходе организации и проведения фестивалей, конкурсов, выставок, традиционных национальных праздников, Дней национальных культур, Международного Дня толерантности;
обучение подростков и молодежи формам конструктивного поведения и выражения толерантного отношения (посредством внедрения специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов с целью воспитания толерантности обучающихся, через развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации);
организацию взаимодействияобразовательной организации с национально-культурными общественными объединениями и другими социальными институтами, ведущими работу в сфере национально-культурной политики;
пропаганду историко-культурного наследия народов, населяющих Российскую Федерацию и Костромской край в ходе образовательной деятельности, организации стендовой работы;
организацию работы по поиску, изучению и сохранению лучших образцов национального народного творчестваи совместное с обучающимися создание тематических выставок по этнографии местных народов, истории различных конфессий, национально-культурных обществ и автономий, по культуре разных национальностей.;
воспитание толерантного сознания в разнообразных формах воспитательной работы, например:беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, тематических передач, интеллектуальные игры, игры-путешествия, выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления и другие.
Особое внимание следует обратить на разработку и проведение таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации, День Державы, День России, День согласия и примирения, День Конституции и др.
В последние годы во многих регионах России отмечается также Международный день мира (21 сентября) и Международный день толерантности (16 ноября). Нормативная правовая база,
правовые основы формирования культуры толерантности
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года;
Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909;
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (ред. от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (ред. от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
Список литературы, рекомендуемой к использованию в работе:
Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 5. - С. 69-73.
Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 64-66.
Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Центральная городская детская б-ка им. А. С. Пушкина. - С.Петербург, 2005. - 139 с.
Асланова С. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. - 2008. - № 5. - С. 44-45.
Барциц В. В. Межэтнические проблемы в молодежной среде: работа школы в воспитании патриотизма и профилактике этнонационализма // География и экология в школе XXI века. - 2007. - № 9. - С. 59-63.
Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - №2. - С. 41-43.
Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2008. - № 4. - С. 58-68.
Библиотеки – патриотическому воспитанию молодежи [Электронный ресурс]. – М.: Рос.гос. юнош. б-ка. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
Боргоякова Т. В. Молодежный экстремизм - угроза национальной безопасности России // Экономика и право. - 2009. - № 3 / 4. - С. 50-73.
Вафина Э. Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи // Преподавание истории в школе. – 2004. - № 3. - С. 56-58.
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. - 2008. - № 3. - С. 15-20.
Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе). - С. 2-5 Инновационные технологии гражданского воспитания
Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе толерантности «Нравственные уроки ратного подвига» [Электронный ресурс]. – М.: Рос.гос. юнош. б-ка. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
Евдокимова Т. Л. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму // Власть. - 2009. - № 11. - С. 64-66.
Крутелева Л. Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. – 2008. - Т. 5. - С. 90-92.
Маркова Н. Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 10. - С. 51-54.
Милюкова И. А. Проявление ксенофобии в молодежной среде: региональные аспекты // Молодежь и общество. - 2008. - № 3. - С. 46-66.
Пономарева Т. О. Молодежь выбирает толерантность // Современная библиотека. - 2010. - № 3. - С. 45-49.
Рожкова Л. В. Толерантность в полиэтнической студенческой среде // Социология образования. - 2009. - № 11. - С. 71-79.
Рубан Л. С. От конфликта к толерантности. Трудный путь к консенсусу // Безопасность Евразии. – 2006. - № 2. - С. 195-209.
Самоделова Т. Формирование толерантного поведения в семье: психологический тренинг // Воспитание школьников. - 2007. - № 4. - С.36-40. - (Психологи - учителю)
Севортьян А. Этнические проблемы студенческой среды // Этносфера. - 2007. - № 11. - С. 14-16.
Староверова О. П. Формирование толерантного поведения у современной молодежи: метод.пособие. - Екатеринбург: [б. и.] , 2004. - 38 с.
Столяренко Е. В. Толерантность в общей системе формирования ценностного отношения к человеку у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12. - С. 78-83.
Толерантность - результат социальной активности // Профессионал. – 2006. - № 2. - С. 5-6.
Толок Е. С. Россия: место и роль института образования в формировании толерантной личности // Философия хозяйства. - 2010. - № 2 (68). - С. 230-236.
Тюляева Т. И. Молодежь в современном обществе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 10. - С. 63-67.
Хайруллин Р. З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Мир психологии. - 2009. - № 3. - С. 85-93.
Шереги Ф. Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - № 2. - С. 22-42.
Шинкаренко П. Молодежная политика в России: взаимодействие всех субъектов общества // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. - С. 119-126.
|