Скачать 94.95 Kb.
|
Аналитическая справка по результатам исследования познавательной, мотивационной сферы обучающихся 4 б/к классов 2012-2013 учебный год Причина исследования: психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в рамках классно- обобщающего контроля обучающиеся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Дата проведения: 01.10.12 – 19.10.12 Цель нашего исследования, изучение особенностей познавательной, мотивационной сферы учеников 4 б/к (обучающиеся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Для этого были использованы следующие методики:
Методики: Наблюдение (включенное и не включенное),Диагностика мотивации Н.Г. Лускановой, Рисунок на тему «Что мне нравиться в школе», Анкета «Выявление интересов обучающихся и рейтинга предметов». Диагностика тревожности (Филипса) Методики адаптированы для младшего звена обучающихся В исследовании принимали участие 8 человек, Второй класс - 3 человека Третий класс - 2 человека Четвёртый класс – 3человека. Диагност: Полякова Н.Н.., педагог-психолог МКОУ СОШ № 3 Наблюдение По результатам проведённого наблюдения можно сделать вывод, что на занятиях эмоциональность детей снижена, на уроках ведут себя пассивно. К урокам готовы. Инициативу для познания нового не проявляют. Дисциплина на уроках соответствующая. Педагог на уроке проявляет низкую активность в объяснении материала, и низкий уровень эмоциональности. В целом, в классе преобладает благоприятная психологическая атмосфера, ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе, но познавательная активность очень низкая. Обучающимся нравится общаться с одноклассникам и учителями. Взаимоотношения среди ребят ровные, доброжелательные, но иногда во время перемены встречаются конфликты и разрешаются они мирным путем. Во время перемен высокий уровень активности (гипер активность), агрессивности (физическая) просматривается у Матвеева Матвея. На уроках он часто уходит в себя и отказывается от контактов с педагогом. Каримулин Григорий на уроках занимается посторонними делами, отвлекаются, и как следствие фрагментарно усваивает учебный материал. Рекомендовано:
На основании полученных результатов наблюдения с учащимися проведены последующие исследования. Результаты исследования по итогам изучение школьной мотивации учеников Цель : изучение школьной мотивации учеников 4 б/к . Диагностика мотивации осуществлялась как процесс выбора предпочтений и приоритетов поведения и деятельности в конкретной ситуации. Исходя из того, что по средствам управления учебной мотивации можно эффективно строить уроки и управлять поведением обучающихся. Были рассмотрены учебные и социальные мотивы. Для того чтобы проследить мотивацию обучающихся и увидеть её обратимся к таблице №1, которая показывает мотивы обучающихся.
По результатам проведенного исследования изучение школьной мотивации учеников 4 б/к можно сделать следующий вывод: У большинства учеников на первое место вышло положительное отношение к школе, у них присутствует желание посещать школу, но учебная мотивация т.е. на получение знаний- низкая. Школа привлекает их вне учебными сторонами школьной жизни, у них присутствует школьно-социальная мотивация – она прослеживается у 48 % учеников, эти дети предпочитают ходить в школу с целью социальных контактов – при этом у некоторых просматривается игровой мотив. 26 % учеников отношение к себе как к школьнику фактически сформировано, ощущают себя учениками, но учебная мотивация не сформирована. 13 % - 1 ученик сформировано отношение к себе как к школьнику т.е. высокая учебная мотивация (Михайлов Кемран)- у него положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. У 13% Каримулина Григория присутствует негативное отношение к школе, он относятся к школе безразлично, посещает школу неохотно. На уроках занимается посторонними делами, отвлекается, и как следствие фрагментарно усваивает учебный материал. Заключение Таким образом, дети с негативным отношением к школе находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых. Рекомендовано:
Результаты исследования по итогам социологического опроса «Опрос по выявлению интересов обучающихся и рейтинга предметов» Цель: - выявить интересы обучающихся и определить рейтинг предметов в 4 б/к классе. Учащимся предлагалось оценить все учебные дисциплины по следующим критериям самый интересный, самый важный, самый трудный, самый скучный предмет. В связи с полученными данными были сделаны следующие выводы: Вторые классы проявляют выраженный интерес к рисованию, математике; в меньшей степени им нравиться: русский язык, чтение, логопед, физкультура. Самым важным предметом они считают: музыку и физкультуру , менее важными: рисование и психологию. Самыми трудными предметами по мнению второклассников являются: математика, труды и русский язык. Самыми скучными предметами являются: чтение, окружающий мир, русский язык. Третьи классы проявляют выраженный интерес к рисованию, физкультуре, русскому языку. Самыми важными предметами они считают: математику, труды. Самыми трудными предметами по мнению третьеклассников являются: чтение. Самыми скучными предметами являются: музыка, логопед. Четвертые классы проявляют выраженный интерес к физкультуре, математике. Самым важным предметом они считают: русский язык, рисование, окружающий мир, психология. Самыми трудными предметами по мнению четырехклассников являются: математика, русский язык, окружающий мир, музыка. Самыми скучными предметами являются: русский язык, чтение, окружающий мир. Вывод: Проанализировав мотивацию обучающихся и социологический опрос «Опрос по выявлению интересов обучающихся и рейтинга предметов» хочется отметить, что и 4 б/к преобладает социальная мотивация и интерес вызывают предметы не требующие высокой познавательной деятельности (думать не надо) – дети на этих уроках чувствуют себя комфортно и спокойно. Самым интересным предметом по мнению учеников является два предмета: физкультура, рисование. Самым важным предметом являются: музыка, физкультура, рисование, психология. Самым трудным выбрали основные предметы: математика, русский язык. Самый скучный предмет это: чтение. Рекомендовано:
Результаты диагностики тревожности Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Результаты диагностики позволяют определить уровень тревожности учащихся, которая представлена в таблице. Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели:
Для учащихся коррекционного класса начальной школы любое введение новшеств (переход из класса в класс , приход нового ученика и.д) вызывают тревогу, и моя задача как психолога посмотреть общий уровень тревожности у учеников класса. Самым тревожным фактором по классу является - страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения (личностной тревожности) По результатам диагностики можно сделать следующий вывод: Среди учащихся 4 «б/к» класса преобладает низкий уровень тревожности 50 % . Высокий и средний уровень тревожности показывают по 25% учеников. Ученики, которые имеют низкий уровень тревожности, что характерно для большинства учеников класса – 4 человека 50 %, для них характерна индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека не задумываться по незначительным с их точки зрения поводам. При этом страх за содеянное, часто приходит с опозданием. Высокий уровень тревожности наблюдается у 2х человек - 25 % У этих обучающихся тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. В случаях реального неблагополучия возникает как результат работы защитных механизмов. Средний уровень тревожности имеют 2 человека - 25 %, у этих учеников тревожность является результатом научения (бояться получать знания , боятся делать ошибки). Тревожность может появляться на угрожающие ситуации - это может быть как школьная (проверка знаний), так и личностная (страх самовыражения). Рекомендовано:
Заключение Сопоставление всех результатов говорит о том, что большинство обучающихся имеют положительное – социальное отношение к школе и низкую тревожность. В целом, в классе преобладает благоприятная психологическая атмосфера, ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Обучающимся нравится общаться с одноклассникам и учителями. Взаимоотношения среди ребят ровные, доброжелательные, но иногда во время перемены встречаются конфликты и разрешаются они мирным путем. Беспокойство вызывает Матвеев Матвей (эмоциональная неуравновешенность, физическая агрессия), и Каримулин Григорий очень низкая познавательная, двигательная активность, негативное отношение к школе. Рекомендации
Психолог _______________(Полякова Н.Н) |