М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник





НазваниеМ униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник
Дата публикации02.10.2014
Размер73.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17
Методический вестник

Инновационный урок.

ЗД по УВР Потапова О.В.






Инновационный урок.
Понятие «инновация» (латинское in - в, novus - новый) в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение.

В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшест­ва), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Школа — это открытая социально-педагогическая система, которая создается обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления обще­ства и изменения социального заказа меняется и школа. Современная ситуация характеризуется глобальными из­менениями во всех сферах жизни, и в образовании в частности.

Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Это ведет к необходимости изменения и образовательной парадигмы. На смену выходят образовательные технологии пятого поколения – деятельностные и деятельностно-ценностные.

Происходит изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний _ к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации.
Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.

Установка на личностное развитие предполагает выде­ление в качестве основных критериев инновационной об­разовательной системы следующие:

  • свободный доступ учащихся к информации, приобще­ние к культуре, творчеству;

  • сохранение жизни, физического, психического и нрав­ственного здоровья учащихся;

  • способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направлен­ные на решение жизненных проблем учащихся;

  • способность инновационной образовательной систе­мы адаптироваться к потребностям каждого ребенка, инди­видуализировать обучение и воспитание, внедрять культуросообразный подход, обеспечивающий морально-психоло­гическую комфортность учащегося в образовательном про­цессе;

  • демократическое устройство совместной жизни учащих­ся и педагогов; способность школы гуманитарной культуры обеспечивать уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности и достижениям уча­щихся, проявленных в культурном саморазвитии.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) –океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его- одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Инновационный урок - это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобре­тение - в проект, проект - в технологию реальной деятель­ности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащегося в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие, как правило, стесняются задавать во­просы при всем классе, а подчас просто ш не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать пра­вильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы, то возни­кает ситуация, в которой каждый отвечает не только за ре­зультат своей работы (что часто оставляет школьника рав­нодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Вполне понятно, что слабые ученики стараются вы­яснить у более сильных учащихся непонятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все чле­ны группы, в первую очередь слабые ученики, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник име­ет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными уси­лиями ликвидируются пробелы в знаниях.
В основе подхода лежит убеждение, что дети способны самостоятельно; совместном поиске постигать свое новое знание. Это поиск продуманный и организованный учителем. Учитель который опирается на следующие принципы

  1. Учитель создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  2. Учитель включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы (темы).

  3. Учитель работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знания.

  4. Учитель не торопится отвечать на вопросы.

  5. Необходимую информацию дает учитель малыми ;дозами, лишь обнаружив у ребенка потребность в ней.

  6. Учитель исключает официальное оценивание работы
    ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через ее «социализацию», «афиширование» создает условия для появления самооценки ученика и ее изменения, самокоррекции.

Коренным образом меняется процесс освоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя; решают они самими учениками - в одиночку, затем в парах, далее группах; учитель оказывается помощником на пути к выходу к свету, знанию.

Блеск учителя-оратора, рассказчика, разъяснителя гаснет, переносится из мастерской на урок-лекцию, урок консультацию, которые станут острой необходимостью для учеников лишь после того, как самостоятельный поиск раз- решается «открытием». Однако «открытия» ждут ученика непременно. Сверяя свои прежние знания по какой-то проблеме с тем новым знанием, которое он вы строил сам, испытывая этот «разрыв», ребенок, прежде всего, восходит к самому себе, к своему «я», раскрывается, растет, приобретает веру в свои возможности. И это стано- виться главным достижением новой педагогики.

Иноформационные формы урока мы можем использовать в технологиях личностно- ориентированного урока , уроки сотрудничества, уроки проектов.

С чего же начать?

1.Начнем с планировки помещения. рабочие места детей должны расставлены так., чтобы они могли общаться в процессе совместной деятельности, для этого они должны видеть лица друг друга. Таким образом , уже один вид на классное помещение может многое сказать посетителю.

2.Разбить класс ( заранее при подготовке к уроку) на группы по два- три человека ( по началу не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. В группах предусматриваются следующие роли: организатор деятельности каждого ученика ( следит за активностью своих партнеров в группе); отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; редактор (контролирует правильность выполнения задания); лидер (берет ответственность за подготовку всех партнеров к докладу или отчету по выполненному заданию)

3.. Если задания предполагает ответы на вопросы по новому материалу, попробуйте сформулировать по2-3 вопроса каждому ученику группы, причем наиболее сложные вопросы адресуйте сильному ученику, пусть он ответит первым. Пусть один из двух оставшихся учеников найдет подтверждение ответам в тексте (учебника, справочного материала), третий ученик должен найти в тексте или придумать примеры подтверждающие высказанную мысль. Далее учащиеся меняются ролями.

4.Заранее наметьте. кто из 3-4 учеников будет докладчиком ( это необязательно должен быть сильны ученик, остальные должны быть готовы в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов докладчика, дополнить его выступление)

5. Оценка ставится одна на всю группу ( например, каждому -4).

6. Не забудьте спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе , как партнеры помогали друг другу.

7. Не забывайте: задача учителя не уличить ученика в незнании и неумении, а научить, а потому не спишите с наказанием в виде порицания за нерадивость или плохой отметки. Если группа не справилась с заданием, значит одно из двух: либо задание слишком сложное даже для сильного ученика, либо недостаточно практики для формирования устойчивого навыка.В любом случае решение проблемы - в профессиональной деятельности учителя, а не в наказании ученика.

8. Четко сообщайте в начале урока и перед работой в группах цель, не только познавательную, но и социальную.

9. На протяжении всей работы Вам необходимо следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется.

10.Выполняя работу в группе, ребята сами договариваются между собой о порядке выполнения работы, но обязательным условием является активное участие каждого ученика в работе.

11.Подводя итоги работы, учитель оценивает не столько сами знания, сколько усилия, которые затрачивают ребята на добывание этих знаний, на достижение общего результата.

В чем же отличие от групповой работы в малых группах, от обучения по методике сотрудничества.

1.Взаимозависимость.

2.Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей.

3. Совместная учебно- познавательная , творческая и прочая деятельность учащихся в группе..

4.Социлизация деятельности учащихся в группах.

5. Общая оценка работы группы.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академи­ческих успехов учеников, но и их интеллектуального и нрав­ственного развития. Помочь другу вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи, так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот что составляет суть данного подхода.

Свое выступление мне хочется закончить словами Г. Пестолоцци « Мои ученики- будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача- помочь им раскрыться, развить собственные идеи»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconСтатья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя...
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива»
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМичуринский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Крюковский...
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива»
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconПубличный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМинистерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconСценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина...
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка» Ольшанская средняя школа
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconРоссийской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconОбразовательная программа основного общего и среднего общего образования...
«Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики Тип оу: общеобразовательное учреждение Вид...
М униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 м етодический вестник iconМо красноуфимский округ моу «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск