Скачать 5.11 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Рассмотрено на заседании Утверждено педагогического совета школы Директор ГБОУ СОШ № 5 « » мая 2011года _______________ /Т.Е. Маркелова/ Основная образовательная программа ГБОУ СОШ № 5, работающей по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, 2011- 2015уч. г. Москва – 2011 Содержание основной образовательной программы начального общего образования: I. Пояснительная записка…………………………………………………………….3-5 II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………...6-27 III. Учебный план начального общего образования………………………………...27-32 IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………32-43 V. Программы отдельных учебных предметов, курсов……………………………44-204 VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………… 205-229 VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 229-234 VIII.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…….234-241 I. Пояснительная записка Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10.09г. №373). Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.09г. рег.№17785 и на основе примерной основной образовательной программы НОО. ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. ООП соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
Руководствуясь тем, что ступень начального образования рассматривается как фундамент всего последующего образования (ФГОС, с.4), ООП ставит своей целью обеспечить образовательное пространство, в котором реализуются:
Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6; цель системы Л.В. Занкова – оптимальное общее развитие каждого школьника) и на комплексное решение следующих задач (задача системы Л.В. Занкова – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания):
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой НОО, обеспечивается вышеназванными подходами. Основу организации образовательного процесса составляют принципы:
Образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ № 5 ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова», которые полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС НОО. В предлагаемой программе используются следующие сокращения: НОО – начальное общее образование; ОУ – образовательное учреждение; ОПНШ – образовательная программа начальной школы; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП – базисный учебный план, УМК – учебно-методический комплекс, УУД – универсальные учебные действия. Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ: Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы и на плановый период до 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу ГБОУ СОШ № 5, учащимся и их родителям. II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют учащиеся к концу начального этапа образования. В данном разделе программы описывается состав каждой группы УУД, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них. При этом отдельно вынесены метапредметные результаты обучения чтению и работе с текстом. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы – внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. «Личностные универсальные учебные действия» У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • установка на здоровый образ жизни; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. «Регулятивные универсальные учебные действия» Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. «Познавательные универсальные учебные действия» Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть общим приемом решения задач. Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. «Коммуникативные универсальные учебные действия» Выпускник научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Выпускники научатся: дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Мичуринский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Крюковский... Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива» | ||
Протокол №1 заседания педагогического совета мбоу красновской сош Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение красновская средняя общеобразовательная школа | Итоги работы мбоу сош №19 за 2013 2014 учебный год Обсужден на заседании... Моу сош №19 в 1998 году, в 2011 году переименована в мбоу сош №19 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждений средняя... | ||
Утверждаю Директор школы Веретёхина Н. М. Приказ №22 от «29» апреля... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | Принято» «Согласовано» «Утверждено»: Педагогическим советом заместитель... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского... | ||
Решением педагогического совета школы протокол №1 от 28 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа №44 | Рассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17» Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Решением Педагогического совета ... | «Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | ||
Доклад о деятельности и развитии мбоу белоомутская средняя общеобразовательная... Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Белоомутская средняя общеобразовательная школа... | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 города Томска в 2012-2013 учебном году | ||
Сопровождение к проекту мимио «We are so different» гбоу сош №277 спб Савельева Ю. В Полное наименование организации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №277 Кировского... | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Муниципальное казенное образовательное учреждение «Боровлянская основная общеобразовательная школа» |