Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 8 класса НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;
утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Данная рабочая программа рассчитана на 16 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 8 классе является закрепление умения ориентироваться в разных музыкальных жанрах и стилях, явлениях и событиях, а также давать оценку звучащей музыки.
Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.
Тема третьей четверти: «Что значит современность в музыке?».
Тема четвертой четверти: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая».
Важной линией реализации тематических блоков является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий
определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Место курса «Музыка» в учебном плане школы
На изучение учебного курса музыки в 8 классе отводится 1 часов в неделю. В 3 и 4 четвертях. Курс рассчитан 18 ч - (18 учебных недель).
Содержание учебного предмета Название разделов программы:
Современность в музыке-9ч.
Взаимопроникновение « серьезной» и « легкой» музыки-7ч.
Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:
по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2010 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М.Дунаевский, А.Петров, Б.Окуджава, по выбору учителя);
многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).
Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема третьей четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.
Тема четвертой четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». В четвертой четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
— в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
— в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
— в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
— в формировании основ художественного мышления;
— в ориентации на успешную социализацию растущегочеловека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
В области личностных результатов:
— обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
— обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
— наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
— инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
— соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
— наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников
В области метапредметных результатов:
— понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
— общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
— развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
— соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
— творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
— усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
— эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
— постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
— освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
— умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
— осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
— установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
— понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
— сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование:
В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 8 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 8 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Музыка. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009 – 141, [3] с.: ил.
Музыка. 8 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
1. Как рассказывать детям о музыке? – 3 – е изд., испр. – М.:
Просвещение, 1989. – 191 с.
2. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методическое пособие /Т.А. Затямина. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с.
3. Шедевры мировой классической музыки
4. Детская энциклопедия.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Музыка. 8 класс. ООО «Дрофа», 2009.
2. Золотая классика ООО «Luxe Snudio», 2008.
3. Шедевры музыки Кирилл и Мефодий
4. «Соната» ООО «Институт Новых Технологий», Лев Залесский», 2004.
5. Д.Б Кабалевский 8 класс. Фонохрестоматия Тематическое планирование по предмету «Музыка» 8 класс (34 часа)
| Содержание
| Кол-во часов
|
| 3 четверть.
Тема «Что значит современность в музыке?».
|
9 часов
|
| 1. Введение. Введение: Что значит современность в музыке?
Идеалы добра, разума, любви.
| 1 час
|
| 2-3. Вечная тема в искусстве – любовь.
Музыка Л.В.Бетховена
| 2 часов
|
| 4-5. Радость, блеск и красота в музыке И.Штрауса, П.И.Чайковского и Ф.П.Шуберта.
| 2 часа
|
| 6. Дороги вечности: И.С.Бах – Вила Лобос
| 1 час
|
| 7-8. Камертон эпохи. Пророчество Д.Д.Шостаковича
| 2 часа
|
| 9. Обобщение:
Может ли быть современной классическая музыка?
| 1 час
|
| 4 четверть
Тема «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая».
|
7 часов
|
| 1. Введение. Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка.
| 1 час
|
| 2. Чудесный танец. Вальс. Полька..
| 1 час
|
| 3. Новые краски музыки 20 века
| 1 час
|
| 4-5. Музыка ВИА. Обработки
| 2 часа
|
| 6. Джаз.
| 1 час
|
| 7. Обобщение темы «Лёгкая и серьёзная музыка».
| 1 час
|
8 класс – 3 четверть «Что значит современность в музыке?» - 9 часов
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
| 1.
| Введение: Что значит современность в музыке?
Идеалы добра, разума, любви
«Восстань пророк,
и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги
сердца людей».
А.С.Пушкин
| 1
| «Токката и фуга» (ре минор) И.Бах
«Все преодолеем» П.Сигер
«Как здорово!» О.Митяев
| Введение термина «современность», различие понятий «мода» и «современность». Определение стиля творчества И.С.Баха и П.Сигера, их внутренней близости музыки, посвященной борьбе за свободу и равноправие. Идеалы современной музыки прошлого и настоящего времени. Полифония, гомофония, орган, токката, фуга, песня. Духовность и возвышенность, мужество и простота интонации
| 2.
3.
| Вечная тема в искусстве – любовь.
Музыка Л.В.Бетховена
«Не укоряю, что прошла,
Благодарю,
что приходила».
А.Вознесенский
Любовь – суть жизни, источник всего человеческого.
| 2
| «Соната №14» Л.В.Бетховен
«Я вас любил…» А.С.Пушкин
«Как здорово!» О.Митяев
| Определение понятий «классика» и «классический», роль моды в современном искусстве. Жизнь и особенности стиля Л.В.Бетховена. Определение современности сонаты, ощущение характера музыки и её построения, соответствия чувствам слушателей. Взаимосвязь музыки и поэзии при отражении тем и образов несчастной, безответной любви. История возникновения сонаты и романса. Значение музыки для укрепления сил и доброты человека.
| 4.
5.
| Радость, блеск и красота в музыке И.Штрауса, П.И.Чайковского и Ф.П.Шуберта.
| 2
| «Полька-пиццикато» И.Штраус
«Скерцо» из симфонии№4 П.И.Чайковский
«В путь « Ф.Шуберт
«Алёша» Э.Колмановский
| Вокальная и инструментальная музыка, лёгкая и серьёзная. Определение контрастов в музыке по содержанию и воздействию. Особенности стилей И.Штрауса, Ф.Шуберта, П.И.Чайковского. Роль ритма в танцевальной музыке, зависимость жанра от музыкальной моды. История создания песни «Алёша», её актуальность и популярность, роль вальса в ней.
| 6.
| Дороги вечности:
И.С.Бах – Вила Лобос
| 1
| «Ария» из сюиты №3 И.С.Бах
«Ария из Бразильской бахианы» Вила Лобос
| Знакомство с творчеством В.Лобоса, роль музыки И.Баха на его стиль. Духовность и величие человека, богатство красок и разнообразие музыкальной выразительности. Определение сходств и различий в музыке композиторов разных времен и стран. Сравнение характера, образов, формы музыки в таблице. Ария, сюита, полифония, дуэт, вокализ, ритм, качества музыки.
| 7.
8.
| Камертон эпохи.
Пророчество Д.Д.Шостаковича
| 2
| «Симфония№9» Д.Д.Шостакович
«Я шагаю по Москве» А.Петров
| Определение особенностей стиля музыки Д.Д.Шостаковича. Тема войны в творчестве. Основные интонации симфонии №9, связь с темами симфоний №7,8. История развития крупного жанра – симфония
Наблюдение за развитием музыкального образа в интонациях песни, танца, марша.
| 9.
| Обобщение:
Может ли быть современной классическая музыка?
| 1
| Материал четверти
Кроссворд
Музыкальная викторина
| Современность классической музыки и классика музыки нашего времени. Роль и значение классической музыки в жизни современного человека. Вопросы нравственности и духовности. Определение влияния моды на современную культуру. Развитие музыкального вкуса и культуры слушателя. Закрепление знаний по творчеству композиторов с определением названия и принадлежности музыки, анализом образов, идей создания произведений
Вокально-хоровая работа.
|
4 четверть: «Музыка «серьёзная» и «лёгкая» -7 часов.
№ / Дата
|
Тема
| Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи, ключевые знания,
музыкальные термины
| 1.
| Введение:
Музыка «серьёзная» и «лёгкая»
| 1
| «Шутка» И.С.Бах
«Надежды маленький оркестрик» Б.Окуджава
| Признаки различий «лёгкой» и «серьёзной» музыки по содержанию и восприятию, назначение в жизни человека. Сравнительная таблица. Элементы музыкальной речи и средства выразительности. Массовая музыка. Песенная поэзия Б.Окуджавы
| 2.
| Чудесный танец.
Вальс. Полька.
| 1
| «Полька-пиццикато» И.Штраус
«Полька» С.В.Рахманинов
«Вальс о вальсе» Э.Колмановский
«Вальс – фантазия» М.И.Глинка
| Истоки развития танца, его виды. Роль ритма в танцевальной музыке. Зависимость танца от времени и моды
Воплощение в танце различных чувств и эмоций человека. Определение и сравнение типа, формы, характера, образа музыки, нахождение отличий. Закрепление особенностей стилей композиторов. Полька, пиццикато, вальс, фантазия.
| 3.
| Новые краски музыки 20 века
| 1
| «Маленький принц» М.Таривердиев
Фрагменты электронной музыки Ж.М.Жарра
| Определение понятий «традиции» и «новаторство». Возможности современной музыки. Роль мелодии и гармонии. Авангардизм и его направления. Роль ритма. Творчество М.Таривердиева и Ж.М.Жарра, сравнение стилей. Взаимодействие науки и искусства. Орган, синтезатор.
| 4.
5.
| Музыка ВИА.
Обработки
| 2
| «Потому что» Дж.Леннон «Биттлз»
«Хатынь» И.Лученок «Песняры»
«Поворот» А.Макаревич «Машина времени»
| Ансамбль и его виды. Особенности и черты исполнения музыки ансамблем. Истоки возникновения поп – музыки. Определение и сравнение стиля, характера музыки, тем творчества известных ВИА. Развитие умений оценивать творчество ВИА, ориентироваться в мире поп-музыки, отличать хорошую музыку от пошлой и вульгарной. «Обработка» и использование классической музыки в творчестве ВИА. Примеры ребят из собственных увлечений.
| 6.
| Джаз
| 1
| «Молитва» спиричуэлс
«Блюз Западной окраины»
| Истоки возникновения джаза, его направления, основные особенности исполнения и состав исполнителей. Импровизация, вариация, регтайм, синкопа, свинг. Влияние джаза на развитие массовой культуры и направления современной музыки. Представители джаза: Луи Армстронг, Леонид Утёсов.
| 7.
| Обобщение
| 1
| Материал четверти
Кроссворд
Музыкальная викторина
| Определение «лёгкой» и «серьёзной» музыки с использованием основных признаков – различий. Ориентация в «лёгкой» музыке, оценивание её творений, анализ содержания в опоре на требования эстетического вкуса. Сплав традиций и новаторства и их значение для возникновения новых жанров, новых произведений. Определение названий обработок классических произведений, их изменений и принадлежности.
| |