Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса





Скачать 315.13 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса
страница1/4
Дата публикации28.08.2014
Размер315.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4


Рабочая программа
по музыке
за курс основной общей школы
для 5 класса


НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • 3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год;);

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в течение предыдущих трех лет занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечения их интенсивного интеллектуально-творческого развития, самостоятельное освоение различных учебных действий.

Личностное развитие учащихся заключается в реализации способности творческого освоения мира в различных формах и видах музыкальной деятельности, становлении ценностных ориентиров, проявлении эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления способствует познавательному развитию школьников.

Социальное развитие учащихся происходит через приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к художественным ценностям различных народов мира.

Коммуникативное развитие учащихся происходит на основе умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства, и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. Учебное продуктивное сотрудничество (ансамблевое пение и инструментальное музицирование), совместная деятельность, требующая умения «слышать другого», поиск решения творческих задач также создает благоприятные возможности для коммуникативного развития обучающихся.

Познавательное развитие школьников формируется через ознакомление с музыкальной картиной мира, ее анализ и осмысление.

Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки участвует в формировании российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется организацией музыкальной учебной деятельности.

Место предмета в учебном плане

Музыка является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 34 часов в год, 1 час в неделю

Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям:

I четверть - «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»;

II четверть - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера…). Педагогом произведена корректировка программы, что выразилось в перестановке порядка тем первой четверти со второй. Данная перестановка обусловлена тем, что изучение музыкального материала 2 четверти перекликается с темами по литературе, которые проходят в первой четверти 5 класса.

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям:

III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»;

IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись».

Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 4 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

  • жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);

  • знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Ценностные ориентиры содержания предмета Музыка.

Значение предмета заключается в расширении музыкального кругозора, в углублении представлений о содержании музыкального искусства, развитии у школьников «чувства стиля» выдающихся композиторов – В. Моцарта, Л. Бетховена, С. Прокофьева, П. Чайковского, К. Дебюсси и других. Важным является установление внутренних связей музыки с литературой, историей и изобразительным искусством, понимании процессов образного и драматургического развития. Эмоциональное и активное восприятие музыки становится базой для дальнейшего разностороннего интеллектуального и духовного развития обучающихся, формировании у них основ художественного мышления. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности;

  • активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

  • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;

  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

  • участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;

  • осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;

  • овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;

  • стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка»

Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется:

1. Программа по музыке (5–8 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).

2. Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.

3. В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.

4. Нотная хрестоматия для 5 кл.

5. Фонохрестоматия для 5 кл.

6. В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 6–7 кл.

7. Нотная хрестоматия для 6 кл.

8. Фонохрестоматия для 6 кл.

9. Нотная хрестоматия для 7 кл.

10. Фонохрестоматия для 7 кл.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), DVD-плеер, телевизор, музыкальный инструмент фортепиано, клавишный синтезатор, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; портреты композиторов).

Содержание рабочей программы

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 8 класса
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по музыке за курс начальной общей школы для 4 класса
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа к учебному курсу по немецкому языку для 7-го класса разработана на основе Программы по немецкому языку за курс...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconПояснительная записка Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по немецкому языку 7 класса
Программы по немецкому языку за курс основной общей школы ( автор- и. Л. Бим ) изданной в 2009 году и с учётом положений Федерального...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного...
Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса icon«Рассмотрено»
«Занимательная физика» предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по музыке для 5 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconТ. В. Леонова Н. А. Варакина Приказ №141/1 от 09. 13 г рабочая программа...
Данная рабочая программа по физике для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику В. В. Пасечник
В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Издательство «Экзамен», 2004). Курс «Биология с элементами краеведения»...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна
Рабочая программа, составленная на основе программы основного общего образования по музыке, соответствует буп, ориентирована на обучающихся...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по физике за курс средней общей школы для 11 класса пояснительная записка
Представленная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconРабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Рабочая программа по музыке за курс основной общей школы для 5 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск