Скачать 67 Kb.
|
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий (из опыта совместной работы) Петрова А. К., учитель химии и экологии, МАОУ лицей № 1, г. Кунгур Ладыгина Е. Ю., учитель английского языка, МАОУ лицей № 1, г. Кунгур Новые требования к системе российского образования предполагают, что школа (в широком смысле этого слова) становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создает необходимую основу для формирования рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает базой перехода учащихся к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий. При этом формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе усвоения всех учебных предметов и их циклов. Вместе с тем, каждый учебный предмет предоставляет различные возможности для формирования учебных действий. Так, например, предметы естественно-математического цикла создают зону развития познавательных учебных действий, гуманитарные предметы формируют коммуникативные универсальные учебные действия. В данной статье мы представляем опыт интеграции таких учебных дисциплин, как химия, экология и английский язык. В современных условиях процесс обучения иностранным языкам складывается в рамках социокультурной модели обучения, которая рассматривается как основа осуществления межкультурной коммуникации. Так, целью обучения иностранным языкам становится формирование такой языковой личности, которой иностранный язык нужен будет «для жизни», «для общения в реальных ситуациях» и которая будет в состоянии осуществлять эффективное общение с представителями других культур. Сегодня ценность любого специалиста повышается, если он способен общаться на иностранном языке, как в деловой сфере, так и на уровне межличностных отношений. Чтобы быть в курсе развития мировой науки, необходимо изучение первоисточников на языке авторов. Таким образом, иностранный язык становится средством, которое помогает активизировать память, мышление, речь. Изучение иностранного языка и владение им в новых ситуациях существенно влияет на уровень повышения интеллекта учащихся. В нашем учебном учреждении, лицее № 1 г. Кунгура Пермского края, обучаются ребята с 5 по 11 классы. На старшей ступени осуществляется профильное обучение в классах физико-математического, химико-биологического и социально-правового профилей. Совместные инновационные формы работы осуществляются учителем химии и экологии Аллой Константиновной Петровой и учителем английского языка Еленой Юрьевной Ладыгиной. Так, например, мы проводим совместные уроки, где часть урока проводится на русском, а часть на английском языке. Опыт нашей работы был представлен на муниципальном и краевом конкурсе «Урок +». Один из уроков был посвящен Д. И. Менделееву и его периодическому закону.[1] Это был урок обобщения полученных знаний в 11 классе. Ученики могли отвечать на вопросы учителя и участвовать в дискуссии на уроке, используя русский и английский языки. Две ученицы 11 химико-биологического класса принимали участие в международной экологической конференции, организованной Пермским филиалом Научно-исследовательского университета Высшей Школы Экономики в 2011 году. Тезисы их выступлений и авторефераты были написаны на английском языке. В 2011-2012 учебном году нам пришла идея создать и реализовать проект - конкурс «Первый шаг к Нобелевской премии» среди учеников лицея. Цель конкурса: формировать у школьников умение ориентироваться в большом количестве информации, которую предлагают различные источники, уметь ее анализировать, критично оценивать, аргументировано отстаивать свою точку зрения на английском языке, как языке международного общения. Задачи конкурса:
Предлагаемый круг обсуждаемых вопросов включал информацию по таким направлениям, как химия, экология, биологические науки и медицина. Участники конкурса: ученики 7 – 11 классов МБОУ лицея №1. Конкурс проводился в два тура. 1 тур – заочный. Нужно было сдать тезисы выступления. 2 тур – очный. Учащиеся должны были подготовить презентацию выступления и само выступление на английском языке. Регламент выступления 2-3 минуты. Номинации конкурса:
Прогнозирование и планирование своего участия в событиях в ситуации выбора работает на развитие компетентностной сферы и на метапредметные и личностные результаты старшеклассника. Рассмотрим как происходит соотнесение частно – дидактической технологии и самостоятельной деятельности учащихся по проектированию выступления на конкурсе.
Ценность подобного конкурса еще и в том, что возникают диалоги между естественными науками и английским языком, историей и современностью. В то же время это межпредметный диалог между учебным предметом и будущей профессией, основным и дополнительным образованием; диалог между учителем и учащимся. Проявляются и проблемные точки, которые рассматриваются как перспективы этого события в нашем лицее для старшеклассников. Можно и важно расширить спектр наук, формат событий во взаимодействии с внешними партнерами (в том числе и родителями), создать условия для иных и личных инициатив старшеклассников. Ценной видится обоюдная заинтересованность и ответственность старшеклассников и учителей. Следует отметить, что данный конкурс вызвал интерес среди учеников лицея. Это был первый опыт проведения учебно-исследовательской конференции на английском языке. Пока приоритеты были за учителями, но учащиеся 10 и 11 классов высоко оценили эту инициативу и готовы на равных моделировать следующий конкурс. Надеемся, этот конкурс станет традиционным и привлечет внимание учащихся других школ нашего города. Идея самого события может быть востребована любыми педагогическими сообществами, работающими в инновационном режиме с учащимися любого возраста. В заключении следует сказать, что использование интегрированных форм обучения способствует совершенствованию коммуникативной культуры учащихся, умению анализировать, принимать самостоятельные решения, а также повышает значимость изучения английского языка и уверенность в полученных знаниях. Таким образом, от средства изучения иностранный язык становится ресурсом развития личности. А интеграция урочных и внеурочных форм организации учебного процесса расширяет возможности учащихся для самостоятельного усвоения новых знаний, обеспечивает успешное развитие их творческого и познавательного потенциала. Библиографический список: 1. О. В. Костюк «Языковая личность как центральная категория лингводидактики», М., «Современные проблемы науки и образования», 2012 / № 3 2. А. А. Леонтьев «Язык, речь, речевая деятельность» - М.: Едиториал УРСС, 2003 3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 4. С. Г. Тер-Минасова «Язык и межкультурные коммуникации» - М.: Слово, 2000 |
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании... Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго... | Универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных... | ||
Программа формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа формирования универсальных учебных действий составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного... | Программа развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 30 | Программа формирования универсальных учебных действий цель программы:... Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную... | ||
Конспект урока английского языка «Town Life. London» ( «Жизнь в городе. Лондон») Работу Цель: к концу урока обучающиеся смогут составит монологическое высказывание-рассказ о достопримечательностях Лондона, смогут вести... | Степура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных... Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке... | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программы развития универсальных учебных действий для начального образования позволяет спланировать результаты образовательного процесса,... | Интеграция русского языка и литературы с несмежными Выступление на нпк «Интеграция как средство формирования познавательного интереса учащихся» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики | План методической работы лицея №1 на 2013-2014 учебный год Формирование познавательных универсальных учебных действий как один из факторов внедрения фгос основного общего образования в образовательную... | ||
Согласовано Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | П/п Предмет Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования |