Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий





НазваниеИнтеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий
Дата публикации10.10.2014
Размер67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий

(из опыта совместной работы)
Петрова А. К.,

учитель химии и экологии,

МАОУ лицей № 1,

г. Кунгур

Ладыгина Е. Ю.,

учитель английского языка,

МАОУ лицей № 1,

г. Кунгур
Новые требования к системе российского образования предполагают, что школа (в широком смысле этого слова) становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создает необходимую основу для формирования рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает базой перехода учащихся к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе.

Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий. При этом формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе усвоения всех учебных предметов и их циклов. Вместе с тем, каждый учебный предмет предоставляет различные возможности для формирования учебных действий. Так, например, предметы естественно-математического цикла создают зону развития познавательных учебных действий, гуманитарные предметы формируют коммуникативные универсальные учебные действия.

В данной статье мы представляем опыт интеграции таких учебных дисциплин, как химия, экология и английский язык.

В современных условиях процесс обучения иностранным языкам складывается в рамках социокультурной модели обучения, которая рассматривается как основа осуществления межкультурной коммуникации. Так, целью обучения иностранным языкам становится формирование такой языковой личности, которой иностранный язык нужен будет «для жизни», «для общения в реальных ситуациях» и которая будет в состоянии осуществлять эффективное общение с представителями других культур.

Сегодня ценность любого специалиста повышается, если он способен общаться на иностранном языке, как в деловой сфере, так и на уровне межличностных отношений. Чтобы быть в курсе развития мировой науки, необходимо изучение первоисточников на языке авторов. Таким образом, иностранный язык становится средством, которое помогает активизировать память, мышление, речь. Изучение иностранного языка и владение им в новых ситуациях существенно влияет на уровень повышения интеллекта учащихся.

В нашем учебном учреждении, лицее № 1 г. Кунгура Пермского края, обучаются ребята с 5 по 11 классы. На старшей ступени осуществляется профильное обучение в классах физико-математического, химико-биологического и социально-правового профилей. Совместные инновационные формы работы осуществляются учителем химии и экологии Аллой Константиновной Петровой и учителем английского языка Еленой Юрьевной Ладыгиной. Так, например, мы проводим совместные уроки, где часть урока проводится на русском, а часть на английском языке. Опыт нашей работы был представлен на муниципальном и краевом конкурсе «Урок +». Один из уроков был посвящен Д. И. Менделееву и его периодическому закону.[1] Это был урок обобщения полученных знаний в 11 классе. Ученики могли отвечать на вопросы учителя и участвовать в дискуссии на уроке, используя русский и английский языки.

Две ученицы 11 химико-биологического класса принимали участие в международной экологической конференции, организованной Пермским филиалом Научно-исследовательского университета Высшей Школы Экономики в 2011 году. Тезисы их выступлений и авторефераты были написаны на английском языке.

В 2011-2012 учебном году нам пришла идея создать и реализовать проект - конкурс «Первый шаг к Нобелевской премии» среди учеников лицея. Цель конкурса: формировать у школьников умение ориентироваться в большом количестве информации, которую предлагают различные источники, уметь ее анализировать, критично оценивать, аргументировано отстаивать свою точку зрения на английском языке, как языке международного общения.

Задачи конкурса:

  1. Развивать у учащихся умение ставить проблему, уметь анализировать различные типы источников, обобщать полученные данные, выделять главное, существенное в изучаемом материале из цикла естественных наук, сравнивать и обобщать факты;

  2. Создать условия для развития языковой личности и языковой культуры (готовность к диалогу с учителем, со сверстниками, умение презентовать материал, свои достижения по заявленной проблеме), развивать коммуникативную деятельность учащихся на английском языке.

Предлагаемый круг обсуждаемых вопросов включал информацию по таким направлениям, как химия, экология, биологические науки и медицина.

Участники конкурса: ученики 7 – 11 классов МБОУ лицея №1.

Конкурс проводился в два тура.

1 тур – заочный. Нужно было сдать тезисы выступления.

2 тур – очный. Учащиеся должны были подготовить презентацию выступления и само выступление на английском языке. Регламент выступления 2-3 минуты.

Номинации конкурса:

  1. Ученые – лауреаты Нобелевской премии.

  2. Загадки науки…

  3. Мои исследования.

Прогнозирование и планирование своего участия в событиях в ситуации выбора работает на развитие компетентностной сферы и на метапредметные и личностные результаты старшеклассника. Рассмотрим как происходит соотнесение частно – дидактической технологии и самостоятельной деятельности учащихся по проектированию выступления на конкурсе.

Этап

Пункт плана

Деятельность ученика

1. Ориентировочно - мотивационный

1. Создание проблемной ситуации и введение в неё ученика.

2. Осознание проблемы и её вербальная формулировка в виде учебной задачи.

Знакомится с проблемной ситуацией, при которой необходимо соединить воедино знания по естественным наукам и английскому языку, выбирает тему согласно кругу предложенных вопросов и номинацию для выступления.
Оценивает свои возможности (знания, умения, и т.д.) по решению проблемы.

2. Исполнительно - операционный

3. Решение учебной задачи через выделение необходимых знаний, умений, навыков, а также способа деятельности. Итогом решения является новое знание.

4. Применение нового знания к решению учебной задачи в новых изменённых условиях.

Изучает материал, проектирует своё выступление, обращается к справочным материалам, словарям, Интернет – источникам. Результат деятельности – созданные тезисы выступления на английском языке и презентация, сопровождающая выступление.

Выступает в незнакомой аудитории и отвечает на предлагаемые вопросы, т.о. практически применяет свои знания, умения, которые приобрёл в процессе работы над выступлением.

3. Рефлексивно - оценочный

5. Контроль, переходящий в самоконтроль.

6. Оценка, переходящая в самооценку.

Слушает выступления конкурсантов в аудитории на английском языке, пытается понять речь другого, готовит вопросы тем, кто выступает, задаёт вопросы.

Обсуждает увиденное и услышанное в ходе конкурса с преподавателями и другими учениками.

Получает оценку членов жюри за своё выступление, работает над анкетой, отвечает на вопросы анкеты, проводит свою рефлексию.

Ценность подобного конкурса еще и в том, что возникают диалоги между естественными науками и английским языком, историей и современностью. В то же время это межпредметный диалог между учебным предметом и будущей профессией, основным и дополнительным образованием; диалог между учителем и учащимся.

Проявляются и проблемные точки, которые рассматриваются как перспективы этого события в нашем лицее для старшеклассников. Можно и важно расширить спектр наук, формат событий во взаимодействии с внешними партнерами (в том числе и родителями), создать условия для иных и личных инициатив старшеклассников. Ценной видится обоюдная заинтересованность и ответственность старшеклассников и учителей. Следует отметить, что данный конкурс вызвал интерес среди учеников лицея. Это был первый опыт проведения учебно-исследовательской конференции на английском языке. Пока приоритеты были за учителями, но учащиеся 10 и 11 классов высоко оценили эту инициативу и готовы на равных моделировать следующий конкурс. Надеемся, этот конкурс станет традиционным и привлечет внимание учащихся других школ нашего города. Идея самого события может быть востребована любыми педагогическими сообществами, работающими в инновационном режиме с учащимися любого возраста.

В заключении следует сказать, что использование интегрированных форм обучения способствует совершенствованию коммуникативной культуры учащихся, умению анализировать, принимать самостоятельные решения, а также повышает значимость изучения английского языка и уверенность в полученных знаниях. Таким образом, от средства изучения иностранный язык становится ресурсом развития личности. А интеграция урочных и внеурочных форм организации учебного процесса расширяет возможности учащихся для самостоятельного усвоения новых знаний, обеспечивает успешное развитие их творческого и познавательного потенциала.

Библиографический список:

1. О. В. Костюк «Языковая личность как центральная категория лингводидактики», М., «Современные проблемы науки и образования», 2012 / № 3

2. А. А. Леонтьев «Язык, речь, речевая деятельность» - М.: Едиториал УРСС, 2003

3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010

4. С. Г. Тер-Минасова «Язык и межкультурные коммуникации» - М.: Слово, 2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий icon«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании...
Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 30
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий цель программы:...
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconКонспект урока английского языка «Town Life. London» ( «Жизнь в городе. Лондон») Работу
Цель: к концу урока обучающиеся смогут составит монологическое высказывание-рассказ о достопримечательностях Лондона, смогут вести...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconСтепура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных...
Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программы развития универсальных учебных действий для начального образования позволяет спланировать результаты образовательного процесса,...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconИнтеграция русского языка и литературы с несмежными
Выступление на нпк «Интеграция как средство формирования познавательного интереса учащихся»
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconПлан методической работы лицея №1 на 2013-2014 учебный год
Формирование познавательных универсальных учебных действий как один из факторов внедрения фгос основного общего образования в образовательную...
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconСогласовано
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Интеграция английского языка и естественных дисциплин как один из путей формирования универсальных учебных действий iconП/п Предмет
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск