Скачать 45.74 Kb.
|
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России Свеколкина Анна Михайловна Факультет педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ Россия - полиэтничное государство, на территории которого веками живут представители разных этнокультурных групп. Мозаичность российской антропосферы открывает широкие возможности для взаимного сотрудничества и развития народов на принципах толерантного межэтнического взаимодействия. Реальная практика совместной жизни приводит и к проблемным межкультурным контактам. Основные этапы и условия формирования этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи: к постановке проблемы. Как известно, поведение этноса регулируется коллективным подсознанием его членов – этнокультурным самосознанием, которое является слабым отражением простейших и наиболее актуальных для текущего момента мыслей. При этом начальный этап формирования этнокультурного самосознания, «по мнению специалистов – юношеский возраст, т.е. период личностного становления и развития в самом ближайшем окружении – в кругу семьи, родственников и сверстников. В этот период завершается процесс накопления приобретенных этнических ценностей, символов и стереотипов поведения, закладывающих фундамент этнического самосознания». Семейные традиции и воспитание, а также общение с родственниками и сверстниками становятся главной движущей силой формирования этнокультурного самоопределения среди подрастающего поколения. Даже самые устоявшиеся этнические конструкты отходят на второй план, поскольку осознание молодежью своей этнокультурной самоидентификации происходит сквозь призму семейно-личностного восприятия. Так, например, у детей и подростков, чьи родители принадлежат к одной и той же этнической группе, как правило, не возникает проблемы этнического и культурного самоопределения, поскольку в привычном окружении у них проходит жизненный путь, формируется определенная модель восприятия действительности. Эта категория молодежи легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. «Молодежь усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такой молодежи строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром» [1]. Однако в смешанных семьях формирование этнического сознания молодежи идет намного сложнее и противоречивее. Смешанная семья – это минимальная ячейка полиэтничного общества. Именно в такой семье можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. В ней на микросоциальном уровне прослеживаются разные культурные особенности этнических групп. От умения правильно и разумно их сочетать зависит как стабильность семьи, так и характер общения младшего поколения. Именно в таких семьях закладываются основы межкультурного диалога или, напротив, закрепляются негативные стереотипы, которые приводят к национализму [2]. При этом осознание молодежью своей этнической принадлежности значительно варьируется в зависимости от того, в какой среде они живут – в полиэтнической или моноэтнической, сельской или городской. «Ситуация межэтнического общения даёт молодежи больше возможностей для приобретения знания об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной стороны, меньшую предрасположенность к подобным контактам, с другой стороны – меньший интерес к собственной этничности» [3]. Почти аналогичным образом в городской среде молодежь проявляет высокий уровень социальной адаптации и активно вступает в процессы аккультурации и ассимиляции, а среди сельской молодежи сохраняются традиционные модели поведения, наблюдается тенденция к обособленному этнокультурному развитию. Поэтому вполне очевидно учитывать, что «неадекватно сформированное этническое самосознание, пробелы и упущения в этнической социализации, радикализм и перекосы в этнической мобилизации, особенно за счет участия в ней молодежи – эти и другие минусы закладываются именно в подростковые годы, в пору вступления зреющей молодежи в самостоятельную жизнь. Исправление этих недочетов, в которых общество и государство повинно больше, чем сама молодежь, обходится государству очень дорого» [4]. В целом, в подростковом возрасте процесс этнокультурного самоопределения молодежи формируется уже не только на основе семейного воспитания, но и под влиянием разнообразных социальных и культурных факторов, что, в свою очередь, влияет на культурную, политическую, межнациональную и иную ориентацию молодежи в России. Литература:
формировании этноконфессиональной толерантности. http://www.ethnonet.ru/ru/pub/magom.html.
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ
|
Рабочая программа педагога попова Алексея Владимировича элективный... Институт профессионального самоопределения молодёжи рао определяет этот процесс как «…формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой... | Концепция национального самоопределения в России в контексте философии права Охватывают национальные отношения в целом в плане институционализации прав и свобод, а значит, гарантируют общие правовые условия... | ||
О проведении этнокультурного фестиваля ученической молодежи «Фестиваль»). Конкурс проводится в соответствии с государственным заданием Департамента образования города Москвы в целях реализации... | «Проблемы молодёжи» Германии и сопоставление с жизнью молодёжи в современной России; воспитание чувства ответственности, уважения к родителям | ||
О проведении молодёжных мероприятий, посвященных Дню молодёжи России Дня молодежи России, в соответствии с городской долгосрочной целевой программой «Молодежь города Орла на 2011 2015 годы», утвержденной... | Проекта Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология | ||
Конкурс творческих и исследовательских работ «Душа моего народа» Способствовать сохранению этнокультурного многообразия и самобытности народов уникального поликультурного региона многонациональной... | Сценарий праздника: Исполняется песня "Мгновения" На сцену выходят... Создание условий для профессионального самоопределения учащейся молодёжи и побуждение интереса к формированию у себя качеств защитника... | ||
Руководство для молодежи и специалистов, работающих с молодежью москва... Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России | 10 класс Зачет № Предельные углеводороды Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | ||
Рабочая программа составлена на основе Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | Разработка урока по направлению «Применение икт в образовании» Цель – формирование у школьников патриотического самосознания, уважения к защитникам Родины, ее героическому прошлому | ||
Работа классного руководителя «Наша Победа!» Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан | Тема урока Кол-во Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | ||
Л. Н. Толстого «Война и мир» Отец и дочь. К урок Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | Лекции в 10 классе по теме:«Алкины» Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... |