Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России





Скачать 45.74 Kb.
НазваниеФормирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России
Дата публикации16.07.2013
Размер45.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Формирование этнокультурного самосознания

и самоопределения молодежи в России

Свеколкина Анна Михайловна

Факультет педагогики и

практической психологии

ПИ ЮФУ

Россия - полиэтничное государство, на территории которого веками живут представители разных этнокультурных групп. Мозаичность российской антропосферы открывает широкие возможности для взаимного сотрудничества и развития народов на принципах толерантного межэтнического взаимодействия. Реальная практика совместной жизни приводит и к проблемным межкультурным контактам.

Основные этапы и условия формирования этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи: к постановке проблемы.

Как известно, поведение этноса регулируется коллективным подсознанием его членов – этнокультурным самосознанием, которое является слабым отражением простейших и наиболее актуальных для текущего момента мыслей. При этом начальный этап формирования этнокультурного самосознания, «по мнению специалистов – юношеский возраст, т.е. период личностного становления и развития в самом ближайшем окружении – в кругу семьи, родственников и сверстников. В этот период завершается процесс накопления приобретенных этнических ценностей, символов и стереотипов поведения, закладывающих фундамент этнического самосознания».

Семейные традиции и воспитание, а также общение с родственниками и сверстниками становятся главной движущей силой формирования этнокультурного самоопределения среди подрастающего поколения. Даже самые устоявшиеся этнические конструкты отходят на второй план, поскольку осознание молодежью своей этнокультурной самоидентификации происходит сквозь призму семейно-личностного восприятия. Так, например, у детей и подростков, чьи родители принадлежат к одной и той же этнической группе, как правило, не возникает проблемы этнического и культурного самоопределения, поскольку в привычном окружении у них проходит жизненный путь, формируется определенная модель восприятия действительности. Эта категория молодежи легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. «Молодежь усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такой молодежи строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром» [1].
Однако в смешанных семьях формирование этнического сознания молодежи идет намного сложнее и противоречивее. Смешанная семья – это минимальная ячейка полиэтничного общества. Именно в такой семье можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. В ней на микросоциальном уровне прослеживаются разные культурные особенности этнических групп. От умения правильно и разумно их сочетать зависит как стабильность семьи, так и характер общения младшего поколения. Именно в таких семьях закладываются основы межкультурного диалога или, напротив, закрепляются негативные стереотипы, которые приводят к национализму [2].

При этом осознание молодежью своей этнической принадлежности значительно варьируется в зависимости от того, в какой среде они живут – в полиэтнической или моноэтнической, сельской или городской. «Ситуация межэтнического общения даёт молодежи больше возможностей для приобретения знания об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной стороны, меньшую предрасположенность к подобным контактам, с другой стороны – меньший интерес к собственной этничности» [3]. Почти аналогичным образом в городской среде молодежь проявляет высокий уровень социальной адаптации и активно вступает в процессы аккультурации и ассимиляции, а среди сельской молодежи сохраняются традиционные модели поведения, наблюдается тенденция к обособленному этнокультурному развитию.

Поэтому вполне очевидно учитывать, что «неадекватно сформированное этническое самосознание, пробелы и упущения в этнической социализации, радикализм и перекосы в этнической мобилизации, особенно за счет участия в ней молодежи – эти и другие минусы закладываются именно в подростковые годы, в пору вступления зреющей молодежи в самостоятельную жизнь. Исправление этих недочетов, в которых общество и государство повинно больше, чем сама молодежь, обходится государству очень дорого» [4].

В целом, в подростковом возрасте процесс этнокультурного самоопределения молодежи формируется уже не только на основе семейного воспитания, но и под влиянием разнообразных социальных и культурных факторов, что, в свою очередь, влияет на культурную, политическую, межнациональную и иную ориентацию молодежи в России.
Литература:


  1. И.И. Самойлова. Социокультурные факторы влияния на состояние межэтнической семьи.http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2004_2/02Samoylova.htm.

  2. И.И. Самойлова. Социокультурные факторы влияния на состояние межэтнической семьи. http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2004_2/02Samoylova.htm.

  3. М.З. Магомедова. Соотношение этнического и конфессионального факторов в

формировании этноконфессиональной толерантности. http://www.ethnonet.ru/ru/pub/magom.html.

  1. Губогао М.Н. На перекрестке этнической и молодежной политики//Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс/Сост и отв. ред. М.Н. Губогао. – Москва, 1998. – С.8-9.

  2. Е.Лукьянова. Этнические различия в повседневной жизhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/luk_etnrazl.php.ни молодежи.

  3. З. Сикевич. Этническая неприязнь в массовом сознании россиян /Сб. материалов «Нетерпимость в России: старые и новые фобии». Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. Московский Центр Карнеги. - Москва., 1999. – С. 99-112.


ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ


ФИО

Свеколкина Анна Михайловна

Место учебы

Пи ЮФУ

ВУЗ, факультет, кафедра

Педагогики и практической психологии, дошкольной педагогики

Телефоны

Мобильный 89034365524

Домашний

E-mail

Annyhilator1@rambler.ru

Название статьи

Формирование этнокультурного самосознания

и самоопределения молодежи в России

Название секции

Особенности этнокультурного развития в детском и подростковом возрасте

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconРабочая программа педагога попова Алексея Владимировича элективный...
Институт профессионального самоопределения молодёжи рао определяет этот процесс как «…формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconКонцепция национального самоопределения в России в контексте философии права
Охватывают национальные отношения в целом в плане институционализации прав и свобод, а значит, гарантируют общие правовые условия...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconО проведении этнокультурного фестиваля ученической молодежи
«Фестиваль»). Конкурс проводится в соответствии с государственным заданием Департамента образования города Москвы в целях реализации...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России icon«Проблемы молодёжи»
Германии и сопоставление с жизнью молодёжи в современной России; воспитание чувства ответственности, уважения к родителям
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconО проведении молодёжных мероприятий, посвященных Дню молодёжи России
Дня молодежи России, в соответствии с городской долгосрочной целевой программой «Молодежь города Орла на 2011 2015 годы», утвержденной...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconПроекта
Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconКонкурс творческих и исследовательских работ «Душа моего народа»
Способствовать сохранению этнокультурного многообразия и самобытности народов уникального поликультурного региона многонациональной...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconСценарий праздника: Исполняется песня "Мгновения" На сцену выходят...
Создание условий для профессионального самоопределения учащейся молодёжи и побуждение интереса к формированию у себя качеств защитника...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconРуководство для молодежи и специалистов, работающих с молодежью москва...
Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России icon10 класс Зачет № Предельные углеводороды
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconРабочая программа составлена на основе
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconРазработка урока по направлению «Применение икт в образовании»
Цель – формирование у школьников патриотического самосознания, уважения к защитникам Родины, ее героическому прошлому
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconРабота классного руководителя «Наша Победа!»
Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconТема урока Кол-во
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconЛ. Н. Толстого «Война и мир» Отец и дочь. К урок
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Формирование этнокультурного самосознания и самоопределения молодежи в России iconЛекции в 10 классе по теме:«Алкины»
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск