Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки





НазваниеУчебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки
страница1/5
Дата публикации17.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет технологии и профессионального образования


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета технологии и

профессионального образования

_______________ /Смирнова Л.Г./

«_____»______________201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Учебная дисциплина Б.2.16 Основы научных исследований в сервисе
Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение
Профиль подготовки
Сервис

Транспорт

Экономика и управление

Декоративно-прикладное искусство и дизайн
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования
Курс - 3 семестр 6
Форма обучения - очная, заочная

Программа разработана профессор, Комелина В.А., д-р. пед. наук, профессор

Рецензент(ы)

Йошкар-Ола

201_

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии

факультета технологии и профессионального образования

протокол заседания № от

" " ____________ 201_ г.

_________________ Коротков С.Г.





Рассмотрена и одобрена на

заседании кафедры теории и

методики технологии и

профессионального образования

протокол заседания № от

" _____________ 201_ г.

_________________ Комелина В.А.



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования

протокол заседания № от « » ______________ 201_ г _____________ Комелина В.А.

Сведения о переутверждении программы

на очередной учебный год и регистрация изменений





Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения






































1 Пояснительная записка
1.1 Целью освоения дисциплины «Б.2.16 Основы научных исследований в сервисе» является: знакомство студентов с методологическими и теоретическими аспектами научного исследования; рассмотрение проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытие методического замысла исследования и его основных этапов; подготовка студентов к проведению научно-исследовательских работ.

В соответствии с этим рабочая программа по дисциплине «Б.2.16 Основы научных исследований в сервисе» призвана:

— способствовать углублению и закреплению студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;

  • развивать практические умения студентов в проведении научных исследований, анализировать полученные результаты и вырабатывать рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

  • совершенствовать методические навыки студентов в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно - техническими средствами;

  • открывать студентам широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

  • способствовать профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.


1.2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Дисциплины по выбору студента» математического и естественнонаучного цикла Б.2.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

  • Философия;

  • Психология профессионального образования;

  • Философия и история образования;

  • Общая и профессиональная педагогика.


Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

  • Методика профессионального обучения;

  • Курсовые работы (проекты);

  • Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа).


Практики, для которых данная дисциплина является предшествующей:

  • Производственная (преддипломная) практика.


Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

разделов данной дисциплины,

необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

Общая психология

+




+




+

2

Психология профессионального образования







+




+

3

Общая и профессиональная педагогика

+

+

+




+

4

Методика профессионального обучения

+




+

+

+



1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО:

Дисциплина «Б.2.16 Основы научных исследований в сервисе» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное обучение»:

а) общекультурные (ОК):

  • имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14);

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

  • владеет технологией научного исследования (ОК-19);

  • способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);

способен к когнитивной деятельности (ОК-24);

б) профессиональные компетенции (ПК):

  • способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров в стране, возможности овладения специальностью в вузе;

  • место и роль университета, института, факультета, кафедры в подготовке бакалавров - педагогов профессионального обучения для соответствующих отраслей, успехи вуза в развитии профессиональной педагогике, а также основные научные достижения вуза в соответствующей отрасли;

  • основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;

- сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения, сферу его деятельности;

- основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки.

уметь:

- планировать режим собственной учебной деятельности, осуществлять самоменеджмент;

- применять эффективные способы усвоения знаний;

- пользоваться учебным планом, учебно-программной документацией, оптимально выбирать элективные дисциплины;

- разработать и проводить профессионально-ориентационную беседу в образовательных учреждениях о направлении подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»

владеть:

- технологиями работы с различного рода источниками информации, (аудио, видео и др.).

2 Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины:

2 зачетных единицы, 72 часа.
Форма контроля по учебному плану:

зачет, 6 семестр.
2.1 Тематический план изучения учебной дисциплины

п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная

работа

Индивидуальная работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение

6

1

1
















2

Наука и ее роль в современном обществе

6

9

1

2







6

выборочная проверка преподавателем

3

Организация научно - исследовательской работы

6

10

2

2







6

тесты,

выборочная проверка преподавателем

4

Методологические основы и методы научных исследований

6

12

2

4







6

выборочная проверка преподавателем

5

Выбор направления и обоснование темы научного исследования

6

12

2

4







6

выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка

6

Информационное обеспечение научных исследований

6

14

2

4







8

защита реферата

7

Оформление научной работы

6

14

2

4







8

выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка




Всего




72

12

20

-

-

40

зачет



2.2 Программа лекционных занятий
Тематический план лекций




п/п

Темы лекций

Кол-во

часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3

4

1

Введение

1




2

Система высшего образования в Российской Федерации.

Профессионально - педагогическое образование как часть этой системы.

Значение и место профессионально-педагогического образования в стране

4

выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка

3

Содержание образования, способы учебной деятельности студентов и управление процессом овладения профессией педагога профессионального образования

5

выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка

4

Профессиональная подготовка и профессиональное обучение на современном этапе

2

взаимопроверка, тесты

5

Личность педагога профессионального обучения

2

выборочная проверка преподавателем


Тема 1. Введение.

План темы:

1. Цель, задачи, содержание и формы работы по дисциплине "Введение в профессионально - педагогическую специальность".

2. Связь с другими дисциплинами.

Основные понятия и категории:

Педагогика, педагогическая деятельность, профессия, педагогическая профессия, специальность, педагогическая специальность, профессионально - педагогическая специальность, педагогическая специализация, педагогическая квалификация, профессиограмма, компетентность.

Список литературы:

  1. Леонтьева Т.В. Введение в педагогику: Базовое педагогическое образование. Материалы к учебной программе ( методические рекомендации для преподавателей и студентов). -СПб, 1996.

  2. Леонтьева Т.В. Введение в учительскую профессию: Методические рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1курс).-Л., 1990.

  3. Крутецкий В.А.Психология. - М.,1986.-Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М.,2000.


Тема 2. Система высшего образования в Российской Федерации. Профессионально - педагогическое образование как часть этой системы. Значение и место профессионально - педагогического образования в стране.

План темы:

1. История становления профессионально-педагогического образования: проблемы и перспективы развития.

2. Место и роль вуза в подготовке педагога профессионального обучения.

3. Социализации личности в процессе высшего профессионального образования.

Основные понятия и категории:

Система педагогического образования России, профессионально-педагогическое образование, модель подготовки, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, профессионально - педагогическая специальность, социализация, принципы социализации, профессионализм и образованность, интеллигенция, гуманизация, демократизация.

Список литературы:

  1. Есаулов М.Б., Лобанова Н.Н. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. - СПб., 1999.

  2. Соломенчук В.Г. Интернет: поиск работы, учеба, гранты.-СПб.,2000.

  3. Учитель крупным планом/Сб.под ред.С.Г.Вершиловского.-СПб.,1994.


Тема 3. Содержание образования, способы учебной деятельности студентов и управление процессом овладения профессией педагога профессионального образования.

План темы:

1. Содержание подготовки бакалавра, магистра профессионального обучения

2. Организация учебного процесса в вузе.

3. Прогрессивные способы познания и методы усвоения знаний.

4. Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией

5. Демократизация и самоуправление в вузе

Основные понятия и категории:

Содержание обучения, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетентностно - квалифицированные требования, учебный план, график учебного процесса, учебный процесс, формы обучения, образовательная программа, модель учебной деятельности, дидактические принципы, самовоспитание, самопознание, самоменеджмент, самообразование.

Список литературы:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- СПб., 2000.-Гл.4,5.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л., 1967.

3. Кузьмина Н. В., Реан А.А., Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.

4. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. -М., 1998.
Тема 4. Профессиональная подготовка и профессиональное обучение на современном этапе.

План темы:

1. Система профессиональной подготовки кадров в России.

2. Общие сведения о технике и технологии отрасли.

3. Подготовка кадров для предприятий отрасли.

Основные понятия и категории:

Профессиональная подготовка, профессиональное обучение, техника отрасли, технология отрасли, отраслевой стандарт, учебно-производственный комбинат.

Список литературы:

1. Есаулов М.Б., Лобанова Н.Н. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. - СПб., 1999.

2. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2006.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993.

4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Тема 5. Личность педагога профессионального обучения.

План темы:

1. Структура личности педагога профессионального обучения.

2. Роль и место педагога профессионального обучения в подготовке кадров.

3. Адаптация студента к профессионально - педагогической деятельности.

Основные понятия и категории:

Педагогическая направленность личности, гуманистическая направленность личности педагога, профессионально-значимые качества личности педагога, взаимоотношения педагога и ребенка, ответственность, права и обязанности участников образовательного процесса, педагогическая позиция.

Список литературы:

1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2006.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993.

4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки icon«основы научных исследований и инженерного творчества»
Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600...
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconКонтрольные вопросы по дисциплине «основы научных исследований в ветеринарии»
Цели и задачи учебной дисциплины «Основы научных исследований». Взаимосвязь курса с другими
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины Информационно-программное обеспечение...
Целью дисциплины является получение магистрантами теоретических знаний и практических навыков использования информационных систем...
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconУчебное пособие по дисциплине «Основы научных исследований»
Основы научных исследований: Уч пос./ Сост. Яшина Л. А. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, Сыктывкар, 2007. 71 с
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconПрограмма разработана в соответствии с: Рабочим учебным планом университета...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 11....
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconРеферат по дисциплине «Теоретические Основы Информатики» Тема: «Автоматизированные...
Применение автоматизированных систем научных исследований (асни) наиболее эффективно в тех современных областях науки и техники,...
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы научных исследований,...
Цель изучение магистром основных законов, принципов, тенденций становления и развития науки, изучение методов, используемых в сфере...
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины «Основы научных исследований»
Профиль подготовки: Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconПрограмма учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки
Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconРоссийской федерации
Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология...
Учебная дисциплина б 16 Основы научных исследований в сервисе Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины Политология Направление подготовки: 034300 «Физическая культура»
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск